Бхагавад-Гита как она есть. Третье издание.

ТЕКСТ 22.

на ме партхасти картавйам.

тришу локешу кинчана.

нанаваптам аваптавйам.

варта эва ча кармани.

На — не; ме — Мой; партха — о сын Притхи; асти — существует; картавйам — долг; тришу — в трех; локешу — в планетных системах; кинчана — что-либо; на — не; анаваптам — желаемое; аваптавйам — то, чего следует достичь; варте — выполняю; эва — безусловно; ча — также; кармани — в предписанных обязанностях.

О сын Притхи, во всех трех мирах нет такого дела, которым Я обязан был бы заниматься. Я ни в чем не нуждаюсь и ни к чему не стремлюсь, — и все же Я всегда выполняю Свой долг.

КОММЕНТАРИЙ: В Ведах Верховный Господь описан следующим образом:

там ишваранам парамам махешварам.

там деватанам парамам ча даиватам.

патим патинам парамам парастад.

видама девам бхуванешам идйам.

на тасйа карйам каранам ча видйате.

на тат-самаш чабхйадхикаш ча дришйате.

парасйа шактир вивидхаива шруйате.

свабхавики джнана-бала-крийа ча.

«Верховный Господь — владыка всех владык, величайший среди повелителей всех планет. Каждый находится у Него в подчинении. Каким бы могуществом ни обладали живые существа, они получают его от Верховного Господа. Никто из них не является независимым повелителем. Господь, которому поклоняются все полубоги, — верховный повелитель, а все остальные повелители подвластны Ему. Он выше всех правителей этого мира и достоин всеобщего поклонения. Никто не может превзойти Верховного Господа, высшую причину всех причин.

Тело Господа не похоже на тело обыкновенного существа. Его тело неотлично от Его души. Он абсолютен, и все Его чувства духовны. Каждый из Его органов чувств может выполнять функции любого другого органа. Поэтому на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Его энергия бесконечна и многообразна, поэтому все Его деяния вершатся сами собой, естественным образом» (Шветашватара-упанишад, 6.7 — 8).

Бог, Верховная Личность, в полной мере обладает всеми совершенствами, являющимися абсолютной реальностью, поэтому у Него нет никаких обязанностей. Тот, кто стремится к плодам своего труда, должен выполнять определенные обязанности, но у того, кто не желает ничего во всех трех мирах, не может быть обязанностей. И все же Господь Кришна участвовал в битве на Курукшетре как предводитель кшатриев, поскольку долг кшатриев — защищать тех, кто оказался в беде. Хотя Господь стоит выше всех предписаний шастр, Он никогда не нарушает их.