Бхагавад-Гита как она есть. Третье издание.

ТЕКСТ 29.

апане джухвати пранам.

пране 'панам татхапаре.

пранапана-гати руддхва.

пранайама-парайанах.

апаре нийатахарах.

пранан пранешу джухвати.

Апане — в нисходящем воздушном потоке; джухвати — приносят в жертву; пранам — поток воздуха, выходящий наружу; пране — в потоке воздуха, выходящем наружу; апанам — нисходящий воздушный поток; татха — а также; апаре — другие; прана — потока воздуха, движущегося наружу; апана — и нисходящего воздушного потока; гати — движения; руддхва — остановив; прана-айама — транс, который наступает в результате полного прекращения дыхания; парайанах — те, чья цель; апаре — другие; нийата — упорядочено; ахарах — те, чье потребление пищи; пранан — потоки воздуха, движущиеся наружу; пранешу — в потоки воздуха, выходящие наружу; джухвати — приносят в жертву.

Иные, чтобы войти в состояние транса, учатся управлять дыханием, принося выдыхаемый воздух в жертву вдыхаемому, а вдыхаемый в жертву выдыхаемому; в конце концов они полностью перестают дышать и погружаются в транс. Другие же, ограничивая себя в еде, приносят выдыхаемый воздух в жертву ему самому.

КОММЕНТАРИЙ: Упражнения йоги, позволяющие управлять дыханием, называются пранаямой; заниматься ей начинают на ступени хатха-йоги, осваивая различные сидячие позы. Этими приемами йоги пользуются для того, чтобы обуздать чувства и осознать свою духовную природу. Практика пранаямы дает возможность управлять воздушными потоками в теле, меняя направление их движения. Апана — это нисходящий воздушный поток, а прана — восходящий. Йог, занимающийся пранаямой, учится направлять потоки воздуха в обратную сторону, пока они не придут в равновесие (пурака). Принесение выдыхаемого воздуха в жертву вдыхаемому называется речакой. Когда оба воздушных потока полностью прекращают движение, человек поднимается на ступень кумбхака-йоги. Занятия кумбхака-йогой увеличивают продолжительность жизни йога, помогая ему достичь духовного совершенства. Разумный йог стремится достичь совершенства в течение одной жизни, не дожидаясь следующей, и, занимаясь кумбхака-йогой, он получает возможность существенно увеличить продолжительность своей жизни. Однако человек, обладающий сознанием Кришны и всегда занятый трансцендентным любовным служением Господу, овладевает своими чувствами, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Его чувства все время служат Кришне и потому лишены возможности заниматься другой деятельностью. В конце жизни преданный благополучно переносится в духовную обитель Господа Кришны, так что ему незачем пытаться продлить свою жизнь. Он очень быстро обретает освобождение, как сказано в «Бхагавад-гите» (14.26):

мам ча йо 'вйабхичарена.

бхакти-йогена севате.

са гунан саматитйаитан.

брахма-бхуйайа калпате.

«Тот, кто занимается чистым преданным служением Господу, выходит из-под влияния гун материальной природы и сразу поднимается на духовный уровень». Человек, обладающий сознанием Кришны, уже находится на духовном уровне. Он все время пребывает в сознании Кришны и никогда не падает с этого уровня, а в конце жизни сразу переносится в царство Бога.

Умеренность в еде приходит сама, если человек ест только кришна-прасад — пищу, предложенную Господу. Ограничения в еде помогают обуздать чувства: без этого человек никогда не сможет вырваться из материального плена.