Бхагавад-Гита как она есть. Третье издание.

ТЕКСТ 11.

шри-бхагаван увача.

ашочйан анвашочас твам.

праджна-вадамш ча бхашасе.

гатасун агатасумш ча.

нанушочанти пандитах.

Шри-бхагаван увача — Верховный Господь сказал; ашочйан — недостойных скорби; анвашочах — оплакивающий; твам — ты; праджна-вадан — ученые речи; ча — также; бхашасе — произносишь; гата — о минувших; асун — жизнях; агата — о тех, что еще не прошли; асун — жизнях; ча — также; на — не; анушочанти — сокрушаются; пандитах — мудрецы.

Верховный Господь сказал: Ведя ученые речи, ты сокрушаешься о том, что недостойно скорби. Настоящие мудрецы не скорбят ни о мертвых, ни о живых.

КОММЕНТАРИЙ: Господь сразу вошел в роль учителя и отчитал Своего ученика, назвав его, хоть и не прямо, глупцом. «Ты говоришь, как ученый, — сказал Господь, — но не знаешь, что образованный человек понимает разницу между телом и душой и потому никогда не скорбит о теле, будь то тело мертвеца или живого». Как станет ясно из последующих глав, обрести знание — значит постичь природу материи и духа, а также того, кто управляет ими. Арджуна заявил, что принципы религии гораздо важнее политических соображений или интересов общества, однако ему было невдомек, что знание о материи, душе и Всевышнем выше даже религиозных заповедей. Не зная об этом, он не должен был выдавать себя за ученого человека. Не имея достаточных знаний, он сокрушался о том, что недостойно скорби. Наше тело рождается и рано или поздно умирает, поэтому оно не так важно, как душа. Тот, кто знает об этом, является поистине образованным человеком, и у него нет причин для скорби, в каком бы состоянии ни находилось его материальное тело.