Чжуангун.

4) Подвижные упражнения.

Подвижные упражнения являются естественным развитием статических стоячих поз, когда движение возникает из неподвижности с очень незначительным изменением позы. С момента создания упражнений Ван Сянчжай акцентировал внимание на внутренней трудности таких упражнений, которые он называл шили1 или «проверкой силы», так как они были разработаны для того, чтобы занимающийся мог прочувствовать, испытать и направлять поток силы. По форме они являются очень простыми и повторяющимися, позволяя максимально расслабиться, сконцентрироваться и скоординировать сознание и тело, усилить непрерывное внутреннее движение, развивающееся из неподвижности.

Расслабление и в этом случае является центральным моментом. Ван Сянчжай писал:

Если вы не используете сознание для того, чтобы расслабиться и гармонизировать работу всех мышц тела, они никогда не будут свободно растягиваться и плавно сокращаться, и вы никогда не сможете использовать «живую силу»… «Живая сила» следует за движением намерения (и)2; намерение является командиром силы, а сила является армией намерения. Это является целью подвижных упражнений в большей степени, чем просто «тренировка мышц и суставов».

Движения всегда должны быть медленными и равномерными: медленными так, чтобы можно было поддерживать концентрацию и расслабление, сознание могло вести движение, и можно было прочувствовать каждое изменение в теле и силу; равномерным так, чтобы поток силы оставался непрерывным. Это приведет к развитию выносливости и контроля состояния без изнурения тела, нарушения дыхания и кровообращения. При выполнении движений должно быть ощущение, как будто между телом и окружающей атмосферой существует трение, как будто вы «плаваете в воздухе». Движение также должно быть таким, как будто вы собираетесь остановиться, но никак не можете сделать этого, перетекаете из одного положения в другое в одном и том же непрерывном темпе. Сначала движения широкие и размашистые, постепенно, с развитием сконцентрированности, становятся компактными и почти незаметными, внешнее движение переходит почти полностью во внутреннее движение.

Сначала двигаются только кисти и руки, затем движение постепенно охватывает все тело, до такой степени, что все движения занимающегося становятся полностью скоординированными, достигая критерия «если движется одна часть, то движется все». Может быть полезным запомнить для себя несколько основных моментов: сохранять туловище всегда выпрямленным, не изгибаться, не наклоняться ни вперед, ни назад, ни в одну, ни в другую стороны; не «разрывать позу», то есть не делать таких широких движений, в результате которых вы можете потерять равновесие и контроль за движением; не цепляйтесь за позу, чувствуйте наиболее удобное положение и наилучший путь движения силы. Как говорилось и выше, позы быстро лучше не менять. Одна форма выполняется в течение пяти-десяти минут или до тех пор, пока позволяет ваше физическое состояние; наконец, когда впервые приступаете к занятиям, не следует выполнять упражнение слишком интенсивно. Концентрируйтесь мягко, наслаждайтесь расслаблением и лишенными напряжения плавными движениями.

А) Разматывание шелковой нити.

Примите позу стоя боком (такую же, как и при выполнении позы «раздвигание воды»). Пристально смотрите вдаль (на дерево, трубу или что-нибудь подобное). Поднимите кисти перед грудью на высоту плеч, руки согнуты как в «Позе округления», ладони направлены вниз, пальцы вперед, рука, соответствующая ноге, находящейся впереди, также находится немного впереди другой руки. Движением, исходящим из туловища, надавливайте руками вперед до тех пор, пока они почти полностью не выпрямятся и почти весь вес тела не будет перемещен на переднюю ногу (рис. 16). Затем разверните ладони внутрь, лицом друг к другу, пальцы направлены слегка вниз (рис. 17). Отводите руки назад к груди (рис. 18), одновременно смещая вес тела также назад, затем поверните кисти ладонями вниз (рис. 19) и приготовьтесь повторить движение толкания вперед еще раз. Многократно повторяйте эти движения, не разрывая их потока и не останавливаясь, с равномерной скоростью, как будто вы разматываете шелковую нить из кокона, стараясь не повредить и не оборвать ее.

Сохраняйте тело как можно более расслабленным; для движения конечностей используйте больше сознание, а не мышечное усилие. Когда вы выполняете толкание вперед, должно быть ощущение, что движение происходит в воде или в вязкой жидкости, вы должны чувствовать сопротивление воздуха. Когда отступаете, у вас должно быть ощущение, как будто вы тянете что-то назад, что зацепилось за ваши руки,

Чжуангун

Или что от ваших плеч идут веревки, связанные с предметом, который находится далеко и который вы тянете к себе. Когда вы толкаете или тянете, у вас должно быть чувство, что вы хотите двигаться, но одновременно хотите и остановиться, как будто сильная пружина прикреплена к запястьям и груди, то есть в теле появляется легкое ощущение силы, которая оттягивает вас назад, когда вы перемещаетесь вперед, и, наоборот, когда вы выполняете движение назад, она толкает вас вперед.

Б) Вздымающиеся волны.

Чжуангун

Примите позу стоя боком. Пристально смотрите вдаль. Вес тела смещен на заднюю ногу, руки находятся в положении «надавливание на плавающие мячи» на уровне пупка, ладонями вниз, пальцы направлены вперед (рис. 20). Поднимайте руки медленно вверх и вперед по дуге (рис. 21), одновременно смещая вес тела вперед на переднюю ногу, до тех пор, пока кисти не окажутся на уровне плеч ладонями вниз; руки слегка согнуты (рис. 22). Затем нажимайте руками вниз и назад по дуге к пупку, смещая вес назад на заднюю ногу (рис. 23). Повторять этот цикл движений непрерывным потоком подобно вздымающимся волнам.

Когда руки надавливают вниз, у вас должно быть ощущение, что в ответ на это голова и туловище слегка приподнимаются вверх, а руки всем телом тянутся вниз и назад. По мере движения рук вверх, в плечах и туловище должно возникать ощущение опускания вниз и назад и толкания всем телом рук вверх и наружу. Не допускайте, чтобы локти оказывались выше запястий; все тело должно быть максимально расслабленным.

В) Развивающиеся на ветру знамена.

Начальное положение этой позы такое же, как и в позе «раздвигание воды» (рис. 24). Сместите вес тела.

Чжуангун Чжуангун

На переднюю ногу, покачивая руками вперед (рис. 25). Затем опять переместите вес тела назад, покачивая руки назад к начальной позиции (рис. 24). Повторяйте эти колебательные движения непрерывно, как будто руки являются двумя знаменами, трепещущими на ветру, или двумя мощными крыльями лебедя, которыми он взмахивает в полете.

Сохраняйте плечи опущенными, руки согнутыми; прочувствуйте сопротивление воздуха под вашими руками, когда они медленно движутся назад и вперед.