Чжуангун.

5. Стояние столбом – ЧЖАНЬ ЧЖУАН1.

Теперь давайте остановимся на более подробном рассмотрении истоков и развития стиля цигун, которому посвящена данная работа – на упражнениях чжань чжуан или «стоянии столбом». К сожалению, на настоящий момент по этому предмету существует очень мало достоверной информации. Поэтому многое из того, что будет представлено ниже, часто является только предположением.

Как это не покажется странным, но первое упоминание об этом упражнении появляется очень рано. В «Простых вопросах» – разделе Внутреннего канона Желтого императора (3-е столетие до нашей эры) мы читаем, что в древности люди могли.

Подпирать Небо и Землю, удерживая Инь и Ян, вдыхая воздух жизненности (цзин-ци), одиноко стоя и охраняя свой дух (шэнь); их мышцы как единое целое.

Этот отрывок, хотя и открытый для различных интерпретаций, определенно предлагает практику статических упражнений в положении стоя, для взращивания спокойствия и здоровья. Ссылка во Внутреннем каноне на метод «черепашьего глотания», приведенный выше, и одна или две диаграммы на «Схеме даоинь» (в частности № 9) предлагают статическую позу стоя, но с отчетливо выраженным контролем дыхания, как и рассматриваемое «упражнение». Действительно, хотя позы стоя были преобладающими в ранних системах даоинь, если они были статическими, то они рассматривались исключительно как подготовка к упражнениям или в качестве удобных поз для дыхательных упражнений. В дальнейшем, в течение определенного периода времени, кажется, не встречается никаких других указаний на отличающееся от упомянутого использование статических поз в качестве самостоятельных упражнений.

Практика упражнений, подобных чжань чжуан, наиболее часто связана с боевыми искусствами, особенно в шаолиньской традиции. Хотя время их возникновения неизвестно, наиболее определенно можно говорить о появлении этих упражнений в различных шаолиньских стилях в ранний период династии Цин (17-й век), после чего они быстро распространились по всему Китаю. В действительности, термин «Стояние столбом» может быть не первым, который применялся для обозначения тренировки статических позиций стоя. В Шаолиньском монастыре существовал вид упражнений, используемый для отработки технических приемов и элементов боя, заключающийся в стоянии на толстых столбах, врытых в землю. Этот метод также использовался в боевом стиле «Цветок сливы»1, созданном, как предполагается, чань-мастером Ляо Цзином2 в монастыре Белой Лошади3 в Лояне, в начале правления династии Цин. Таким образом, термин первоначально мог применяться именно для подобных практик.

Однако тренировка по нахождению в одной позе в течение длительного времени входила отдельным элементом в систему шаолиньского обучения – в «упражнения на базовое мастерство». Она была особенно популярна в стиле Хун южного Шаолиня -системе боевых искусств, практикуемой тайным обществом Неба и Земли (тянь ди хуэй)4 в южном Китае. «Секреты шаолиньских методов бокса»5 (документ, разъясняющий практику стиля Хун шаолиньского бокса и цигун, написанный в начале XX столетия) называет такие упражнения ди пан6 (земная чаша). Метод заключался в стоянии в низком приседе – положении «поза всадника», в котором занимающийся «должен был находиться от одного до двух часов и выполнять ее до тех пор, пока у него «не исчезнет чувство дискомфорта и усталости». В «Секретах…» приводится три формы упражнения, хотя.

Чжуангун Чжуангун

Они и отличаются только углом расположения ног. Кулаки должны были находиться у ребер. Целью упражнений было исключительно укрепление нижних конечностей, сделать ноги очень твердыми, до такой степени, чтобы тело могло находиться как можно ниже и было хорошо сбалансированным, очень устойчивым в нижней части и подвижным в верхней. В работе указывается, что существуют также высокие формы полуприседа и Т-шага, но они используются только в бою. Многие техники удара и упражнения цигун практиковались в этом положении, как только достигался определенный уровень его освоения.

Хотя не так широко, но в северных школах метод также применялся и назывался просто «поза всадника» или «стояние столбом». Его форма, по существу, была та же самая, но иногда варьировалось положение рук: они должны были вытягиваться наружу или вверх.

Сегодня эта форма упражнений входит во многие стили, но реально она лишь в небольшой степени имеет отношение к нашим упражнениям «Стояние столбом» и «искусству взращивания жизни». Она никоим образом не связана с принципами расслабления, медитативными упражнениями и «поиском силы в ненапряжении».

Намного более значимым являются «Сань Ти Ши»1 (три положения тела) – упражнения в положении стоя из Синъицюань – «Бокса формы и мысли»1 (также называемым «боксом сердца/души и мысли (Синьи)»2 и «шесть соответствий (Лю Хэ)3 бокса формы и мысли»). Хотя истоки этого стиля опять неясны, его основателем, вероятно, был Цзи Цзи Кэ4 из провинции Шанси, который жил в начале правления династии Цин. «Сань Ти Ши» были наиболее фундаментальной и существенной частью практики методов Синъицюань, основанных на «шести соответствиях»: разума (синь)5 и воли (и)г›, дыхания (ци) и силы, мышц и костей, рук и ног, локтей и колен, плеч и бедер. Точные корни его происхождения неизвестны, хотя, по-видимому, он был первой формой, объединяющей подобным способом принципы расслабления для взращивания силы и ментальную и физическую координацию.

Они, по-видимому, составляли основное направление развития подобных техник до тех пор, пока в этом столетии Ван Сянчжай не разработал упражнения «Стояние столбом». Имеются, однако, указания на существование и других форм. В цигун и боевом стиле семьи Ма – ответвлении северной шаолиньской традиции имеется ряд форм стояния.

Чжуангун

Столбом. Две главных из них безусловно являются шаолиньскими формами – «поза всадника» и адаптированные «Сань Ти Ши». Однако Ма Чунь1 -современный мастер стиля утверждает, что другие являются адаптацией ламаистского метода совершенствования, именуемого «Великий отпечаток руки»2, а также упражнений из системы боевых искусств монастыря Кайюань3, находящегося на горе Эмэй в провинции Сычуань. Его первая из трех поз «Лама», называемая просто «великий отпечаток руки», является наиболее интересной и в основном соответствует принципам расслабления для взращивания силы. Две другие подходят меньше. К сожалению, не существует других указаний на какую-либо подобную традицию «стояния столбом» в ламаистской школе из иных источников, доступных сегодня, чтобы можно было подробнее осветить этот вопрос.

Гора Эмэй в Сычуане на протяжении многих столетий была известным центром буддизма и даосизма. С ней связано несколько систем традиционных боевых искусств, наиболее известной из которых является школа тайного ответвления Шаолиньского монастыря. Однако каких-либо признаков современной формы упражнений Стояние столбом здесь не обнаружено, хотя «упражнение двенадцать эмэйских форм стоя» существует, но оно скорее является разновидностью силовых упражнений гимнастических даоинь-систем.

«Бокс формы и мысли» принадлежит к так называемой «внутренней школе»4 боевых искусств*,

* Не путать с ¦внутренней школой бокса»История этой.

школы очень неясна. Предполагается, что она была создана полулегендарным Даосом.

В которую также входят тайцзицюань, багуацюань1 (бокс восьми триаграмм), уданцюань2 и некоторые другие стили. Неизвестно, включал ли в себя какой-либо из этих стилей изначально техники стояния столбом. Тайцзицюань в современной форме включает в себя позу, очень похожую на «Позу округления» Вань Сяньчжая, за исключением положения рук, которые как бы обхватывают дерево. Однако в ранних трудах по тайцзицюань отсутствуют указания на то, что подобная поза практиковалась в нем. Сегодня эта поза очень популярна во многих других стилях цигун. Это может объясняться тем, что данное упражнение развивалось независимо на протяжении последних нескольких сот лет и, таким образом, повлияло на Ван Сянчжая, хотя не имеется никаких свидетельств, указывающих на его раннее существование или широко распространенную практику. Наоборот, оно могло быть адаптировано и включено в практику тайцзицюань и других стилей под влиянием пропаганды Ван Сянчжаем своего собственного стиля. Багуацюань также включает базовую позу стоя, из которой берет начало исходное «упражнение на базовое мастерство» в «хождении по кругу». Однако сегодня эта поза не имеет много сторонников и никогда не занимала такого важного положения в багуа, как «хождение по кругу».

Уданцюань – общее название, данное стилям бокса, берущим свое начало в горах Удан в провинции Хубэй. Гора Удан была местом, где размещалась даосская секта Бэйцзи3 (Полярной звезды), которая вобрала в себя многие воинские ритуалы и после династии Сун постепенно выросла во второй крупный центр Китая, в котором развивались боевые искусства. Она традиционно рассматривается как источник мягких, «внутренних» стилей боевых искусств, в противоположность жестким, «внешним» стилям шаолиньской традиции, хотя это различие является весьма условным.

Секта Полярной звезды процветала под патронатом нескольких императоров династии Мин. К сожалению, опять необходимо отметить, что имеется очень мало информации о путях возможного развития этих уникальных практик боевых искусств. Между стилями, практикуемыми сегодня под общим названием уданского бокса, существуют определенные различия и они, безусловно, отличаются от своих предшественников. Однако, весьма возможно, что комбинация практики боевых искусств с даосскими методами взращивания привело в результате к различным нововведениям в теории и практике тренинга и боя. Это, в свою очередь, возможно, повлияло на развитие «внутренних» стилей.

Включали ли подобные нововведения развитие упражнений Стояние столбом для расслабления в качестве базового тренинга? Большинство распространенных форм уданского бокса – нет, хотя все они были достаточно популярными. Однако, когда.

Чжуангун

Молодой Ван Сюаньцзе1 и его семья жили в даосской монастырской резиденции, по его рассказам, он регулярно видел монахов, практикующих различные стили уданской формы упражнений Стояние столбом, хотя он ничего не мог узнать об их происхождении.

Ван Сяньчжай родился в уезде Шэньсянь, провинции Хэбэй 29 октября 1890 года. Будучи еще совсем юным мальчиком, он практиковал Синъицюань под наставничеством одного из самых великих его мастеров – Го Юньшэня2. По-видимому, Го особенно любил этого смышленого мальчишку и перед своей смертью, когда Вану было только 14 или 15 лет, передал ему все свои знания. После этого Ван самостоятельно обучался практике боевых искусств и особенно усердно упражнениям Стояние столбом. В поисках известных мастеров он провел несколько лет, путешествуя по всему Китаю. Одним из первых мест, которое он посетил, был Шаолиньский монастырь в Хэнани, где он провел несколько месяцев, изучая методы боевых искусств.

Чжуангун Чжуангун Чжуангун

На основе приобретенного опыта Ван Сяньчжай создал свой собственный уникальный стиль боевого искусства. Впервые он начал его преподавать в Шанхае в 1920 годах под названием «Ицюань» (Бокс мысли)1, чтобы акцентировать важность этого аспекта и «восстановить первоначальный смысл и качество «Синъицюань». Позже, переехав в Пекин, он продолжал развивать свой стиль, изменив его название на «Дачэнцюань»2 (буквально Бокс великого совершенства). Ван Сяньчжай умер в июле 1963 года в Тяньцзине, фактически непревзойденным мастером 20-го столетия как в своих боевых способностях, так и по вкладу в развитие этого искусства.

Основой Дачэнцюань являются упражнения Стояние столбом, которые хотя и изменялись значительно сильнее, чем любые другие предыдущие традиции, все же никогда не отходили от определенных основных принципов. Они разрабатывались с целью координации сознания и тела для развития силы, концентрации и боевого духа. В последние годы своей жизни Ван Сянчжай адаптировал упражнения для лечения заболеваний. Самой главной позой в его стиле является «Поза округления» (Хуньюаньчжуан)3, которая может использоваться в зависимости от уровня подготовки занимающегося как для лечения болезней, так и боевого применения. К сожалению, г-н Ван оставил в тайне описание того, каким образом он пришел к его созданию.

Мы уже кратко рассмотрели несколько возможных влияний на упражнение существовавших тенденций. Имеются также отдельные указания на традицию среди буддистов, называемую «Ли чань»1 (чань-медитация стоя). Хотя не существует точных описаний формы, в которой она практиковалась, медитирование в расслабленном состоянии в положении стоя могло быть естественным результатом объединения чань-медитации с традиционными терапевтическими теориями как метод ментального и физического самосовершенствования. Это – фактически то же самое, что «Поза округления» господина Вана. Возможно, что подобная форма практиковалась монахами Шаолиньского монастыря или некоторыми другими буддистскими сектами и господин Ван затем объединил ее с «Сань Ти Ши», в развитие своих собственных форм в свете его опыта и понимания практики терапевтических упражнений и боевых искусств.

Независимо от своего происхождения упражнения Стояние столбом господина Вана доказали свою эффективность в качестве методов физического и ментального совершенствования как для укрепления здоровья, так и в качестве основы для боевых техник.