Думают ли животные?

Проблема интеллекта животных. Подход к изучению животных — прежде и теперь. Немного истории. Альфред Брем. Чарлз Дарвин. А, собственно, что это такое, человеческое мышление? Начало современных исследований. Животные в лабиринте. Рис. 1. Система ходов, служившая первым лабиринтом для обучения крыс. Совсем не просто найти правильный путь от входа в лабиринт (внизу) к его центру. Рис. 2. В лабиринте, составленном из мостков, крыса учится находить кратчайший путь к своему ящичку-гнезду. Рис. 3. График, показывающий ход научения в лабиринте двух групп голодных крыс. Одна группа, достигнув цели, получала корм (сплошная линия), другая — нет (штриховая линия). Рис. 4. План лабиринта с параллельными ходами. Рис. 5. План лабиринта с последовательно расположенными камерами. Иван Петрович Павлов. Условный рефлекс. Рис. 6. Схема опыта И. П. Павлова по изучению деятельности желудочных желез. Рис. 7. Собака в станке, предназначенном для исследования секреции пищеварительных желез. Рис. 8. Щенок ползет в сторону кусочка шерсти, издающего запах его матери, и отворачивается от той же шерсти, но с посторонним запахом. Оперантное обусловливание по Скиннеру. Рис. 9. Схема ящика Скиннера. Нажав на расположенную вверху подвижную дощечку, крыса получает пищу в кормушке. Рис. 10. График научения крысы в ящике Скиннера. Рис. 11. Нажатием на дощечку крыса по желанию впускает либо теплый, либо холодный воздух. Врожденное и приобретенное поведение животных. Роющие осы. Рис. 12. Песчаная оса жалит гусеницу в брюшной нервный узел. Этим она парализует ее, но не убивает. Рис. 13. Слева: песчаная оса подтаскивает парализованную гусеницу к входу в свое гнездо. Справа: двигаясь «задним ходом», она тащит гусеницу в глубину гнезда. Сорокопут-жулан. Рис. 14. Сорокопут-жулан с наколотым им майским жуком. Дельфины. Окружающий мир и память животных. Поразительные способности восприятия у животных. Научающиеся рыбы. Рис. 15. Рыбка научилась брать пищу только из одной, окрашенной в определенный цвет кормушки. Значение эмоций в научении животных. Рис. 16. Еж научился открывать серую дверцу, за которой он находил корм, и оставлять без внимания желтую, за которой он получал удар по носу. Животные могут различать предметы по их размерам. Рис. 17. «Тренировочная вилка» для опытов с рыбами. Ее укрепляют на краю аквариума так, что «опознавательный знак» остается снаружи, а кусочек пищи — в воде. Рис. 18. Рыбка научилась воспринимать большой круг как сигнал к кормежке (средняя пара). Когда ей показывали другую пару кругов (верхнюю или нижнюю), она, как правило, выбирала большой круг. (Цифры обозначают, сколько раз рыбка подплывала к фигуре — из 10 предъявлений знака). Рис. 19. Даже когда рыбке показывали знаки различной формы, она выбирала относительно больший. Могут ли животные считать? Рис. 20. После длительной тренировки голубь научился склевывать только три зерна, а два не трогать. Рис. 21. Голубь научился съедать четыре зерна и не трогать пять. Затем расстояние между группами зерен было уменьшено и наконец обе группы соединены. Как раньше, так и сейчас птица съедает четыре зерна и уходит. Рис. 22. Из трубки на тарелку одна за другой катятся горошины. В результате научения птица склевывает три горошины и отворачивается от четвертой. Рис. 23. Галка открывает коробочку с тремя точками, в которой лежит корм. К другой она не притрагивается. Рис. 24. В соответствии с тем, чему галка научилась раньше, она берет три мучных червя и оставляет четыре. Рис. 25. Собака самостоятельно открывает ящик с кормом. Некоторые итоги. Формы научения. «Животная гипотеза». Рис. 26. Схема экспериментальной установки для определения «животной гипотезы». Рис. 27. Решения, принимаемые собакой перед двумя ящиками, из которых только ящик с точками содержит корм. Выученные обходные пути. Рис. 28. Енот научился отодвигать защелку на крышке ящика с кормом. Рис. 29. Медвежонок поднимает крышку ящика с кормом. Рис. 30. Фазы нахождения обходного пути молодой собакой. Научение у животных с точки зрения кибернетики. Рис. 31. Кибернетическая блок-схема для пояснения сообщения и обратного сообщения. (Мозг получает сообщение об «успехе» только при действии I). Измененный обходный путь. Рис. 32. Собака научилась обходить решетку слева. Рис. 33. Решетка передвинута так, что теперь ее надо обойти справа. Однако собака бежит сначала, как и до этого, налево. Интересные эксперименты по освоению обходных путей маленькими детьми. Рис. 34. Ребенок не может сразу найти обходный путь к матери. (Его движения обозначены пунктиром). Рис. 35. Поведение ребенка (1,5 года) при обходе препятствия. Умные обезьяны. Шимпанзе используют орудия. Рис. 36. С помощью некоего подобия граблей шимпанзе подтаскивает к себе банан. Рис. 37. Чтобы добраться до высоко подвешенного банана, обезьяна построила пирамиду из ящиков. Понимание. Рис. 38. Яблоко лежало в поперечной части системы ходов, откуда его можно было выкатить только с одной стороны. Опыты с низшими обезьянами. Рис. 39. Капуцин сделал открытие, что ящик легче передвинуть, если кантовать его по земле. Рис. 40. Для небольших обезьян «строительство» — трудная задача. Рис. 41. Наконец сооружение готово, и обезьяна влезает на него. Рис. 42. Капуцины в экспериментах с граблями. Шимпанзе на воле. Рис. 43. Шимпанзе-мать с детенышем в гнезде. Рис. 44. «Танец дождя». Рис. 45. Шимпанзе с помощью соломинок «выуживают» термитов. Шимпанзе саванн и тропических лесов. Рис. 46. Саванный шимпанзе яростно бьет палкой чучело леопарда. Оружие и орудие. Что происходит в голове шимпанзе? Рис. 47. Шимпанзе выталкивает палкой из ящика лежащий в нем банан. Рис. 48. Чтобы открыть ящик, нужно размотать цепочку, вытащить штырь и поднять крючок. Итоги и перспективы. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.