Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы, слоги, кубики.

ЧТО ВЫ НАЙДЕТЕ В ЭТОЙ КНИГЕ. КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ. Глава 1. ЗВУКОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ. ЗВУКИ ИЛИ БУКВЫ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ТУДА И ОБРАТНО. ЗВУКОВОЙ МЕТОД: ПОЧЕМУ ПРОЩЕ СЛУШАТЬ, А НЕ СМОТРЕТЬ. Как мы читаем. Мы говорим и читаем по-русски. ЗВУКОВОЙ МЕТОД: ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ. Этапы овладения чтением. Когда начинать учить звуки. ТРОПИНКА К ЧТЕНИЮ: ОТ ЗВУКОВ К СЛОГАМ, ОТ СЛОГОВ К СЛОВАМУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ. Правила проведения занятий. Самые распространенные ошибки при обучении чтению. Учимся слышать и произносить звуки. Упражнение 1. Ловим звук. Упражнение 2. Бусы из слов. Упражнение 3. Начало, середина, конец. Учимся различать звуки на слух (твердые и мягкие). Упражнение «Большой и маленький». Учимся различать гласные и согласные звуки. Упражнение «Жили-были звуки». Учимся складывать звуки в слоги. Упражнение «Дружба звуков». Читаем... без букв! Упражнение «Собери слово». Упражнение «Макаронные буквы». Читаем по буквам. Упражнение «Паровозик». Понемногу сами мы читаем маме! Слово из СЛОГА. Упражнение «Путешествия слов». Читаем и понимаем. Упражнение «Путаница». Упражнение «Найди спрятанное слово». Упражнение «Цепочки слов». Упражнение «Вставь букву». Упражнение «Сложи слово». Упражнение «Закончи слово». Упражнение «Составь слово из букв». Упражнение «Подбери слово». Упражнение «Отыщи спрятанное слово». Читаем длинные слова. Упражнение «Читай с конца». Читаем предложения. Упражнение «Составь словосочетание». Упражнение «Какое слово потерялось?». Упражнение «Подбери окончание». Упражнение «Предложение + картинка». Упражнение «Разрезные предложения». Читаем текст. Упражнение «Название для рассказа». Упражнение «Составь рассказ». Упражнение «Придумай окончание рассказа». ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МЕТОДА. Результаты одного эксперимента. У звукового метода есть свои минусы. У звукового метода есть свои плюсы. Кому подойдет звуковой метод. Дети с дефектами речи. Физик, а не лирик. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Глава 2. ПОМОГИ МНЕ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ САМОМУ. МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ. ГОРДОСТЬ ИТАЛИИ – МАРИЯ МОНТЕССОРИ. ЧЕТЫРЕ ОТКРЫТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ. Открытие первое: ребенок на первом месте. Открытие второе: всему свое время. Сенситивные периоды. Открытие третье: нужна особая обучающая среда. Как организовать обучающую среду. Наполнение обучающей среды: какие игрушки выбираем. Как организовать обучающую среду для обучения чтению. Что такое рамки-вкладыши. Открытие четвертое: сначала писать, потом читать. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ! Этапы освоения чтения. Читаем – играем. Играем: с чего начать и чем закончить. Сочиняем сказки. Пять «не», или Запрещенные приемы игры. Монтессори-упражнения. Упражнение «Рамки и вкладыши». Упражнение «От точки к точке». Упражнение «Шершавые буквы». Упражнение «Узнай буквы». Упражнение «Шершавые слова». Упражнение «Письмо на манке». Упражнение «Склады». Упражнение «Домино из букв». Упражнение «Сочини слово». Упражнение «Как говорит кошка». Упражнение «Слова и картинки». Упражнение «Времена года». Упражнение «Книжка с картинками». Упражнение «Читаем трудные слова». Упражнение «Построй предложение». Упражнение «Найди клад». Упражнение «Сортировка слов». Упражнение «Читаем Толстого». ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СИСТЕМЫ МОНТЕССОРИ. Минусы. Громоздкость материалов. А где же творчество? Страдает мамин авторитет. Плюсы. Читают без запинки. Читают про себя. Много дополнительных бонусов. КОМУ НЕ ПОДОЙДЕТ МЕТОД МОНТЕССОРИ. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Глава 3. ЧИТАТЬ С ПЕЛЕНОК. УРОКИ ГЛЕННА ДОМАНА. МЕТОД НЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, А ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ГЛЕНН ДОМАН И «ДЕТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ». ШЕСТЬ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОМАНУ. Интеллект не развивается без движения. Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего. Больше всего на свете дети хотят учиться. Невозможно заставить ребенка заниматься тем, что ему не нравится. И родители, и ребенок должны заниматься с удовольствием. Уберите азбуку. КАК УЧИТЬСЯ ПО ДОМАНУ. Возраст начала занятий. Регулярность занятий. Условия для занятий. Темп занятий. Можно ли повторяться. Тесты и проверки. Внимание! Мать и отец – это не машина, клеящая карточки. БУДЕМ УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ. Как подготовить материал для занятий. Учимся читать слова. Учим глаголы. Соединяем слова. Читаем простые предложения. Читаем целые предложения! Уже книга. Дневник матери. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МЕТОДИКИ ГЛЕННА ДОМАНА. Быстрый старт, легкое начало. Клеим карточки день и ночь. Методические пробелы. Малыши читают... только карточки. Проблемы в школе. Превращаем минусы в плюсы. СТОИТ ЛИ ВАМ ЗАНИМАТЬСЯ ПО ДОМАНУ. Не нужно заниматься по Доману, если... Вам стоит попробовать заниматься по Доману, если... МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Глава 4. МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НИКОЛАЯ ЗАЙЦЕВА. КАК ПОЯВИЛИСЬ КУБИКИ ЗАЙЦЕВА. Нам не нужна азбука. Альтернатива слогам – склады. Склады на кубиках. КУБИКИ ЗАЙЦЕВА. Какие бывают кубики. Покупать или клеить самим. ДЕЛАЕМ КУБИКИ СВОИМИ РУКАМИ. Чем наполнять кубики. Кубик и склады. ГОТОВИМСЯ К ЗАНЯТИЯМ ШАГ ЗА ШАГОМ. Клеим кубики. Развешиваем таблицы. Учим попевки. ОЖИВЛЯЕМ КУБИКИ. Играем в кубики. Начинаем писать. Не хватает кубика! Что делать? ИГРЫ С КУБИКАМИ. Когда, где, сколько играть. Игры с кубиками для детей от 0 до 6 месяцев. Игры с кубиками от 6 месяцев до года. Игры с кубиками после года. Поем песню кубика. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СИСТЕМЫ ЗАЙЦЕВА. Читаем быстро, читаем бегло. Пишем грамотно. Система не привязана к возрасту. «Скорая помощь» для нечитающего ребенка. Дети играют сами. Обучение по Зайцеву укрепляет здоровье и развивает органы чувств. Переучиваемся в школе. Непоследовательность метода. Дорогие и трудоемкие пособия. Кому подойдет система Зайцева. УЧИМ ЧИТАТЬ ПО ЗАЙЦЕВУ. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Глава 5. ЧИТАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ХОДИТЬ. МЕТОДИКА П. В. ТЮЛЕНЕВА. КАК ВОЗНИК «МИР». ТРИ КИТА «МИР». Начинать нужно с рождения. Развивающая среда – это обучение без научения. Самый важный навык – чтение. КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО МЕТОДУ ТЮЛЕНЕВА. Кто будет учить и сколько времени это займет. Переходим из класса в класс. Об играх и пособиях. Как проверить малыша. ИДЕМ В ШКОЛУ МИР. С рождения до 2 месяцев. Классмир 1. 3-5 месяцев. Классмир 2. От 3 месяцев до полугода. Классмир 3. От 6 месяцев до года. Классмир 4. Кормлечтение. Письмо бабушке. Принеси букву. Не спешите ходить. От года до 2 лет. Классмир 5. Развитие от 2 до 18 лет. Классмир 6-10. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СИСТЕМЫ ТЮЛЕНЕВА. Что понравилось мамам и педагогам. Что вызывает сомнения. Кому можно порекомендовать метод Тюленева. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Глава 6. СКЛАДОВЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА. ПАПА-ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. Сказочные лабиринты игры. СКАЗОЧНЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА. Интересные сказки. Играть с пользой. Вербальный и невербальный интеллект. Творчество. Игра для малышам школьника. ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ЧТЕНИЮ. Теремок с буквами. Знакомимся с буквами – строим сказочный город. Буквы соединяются в слоги – поем песенки вместе с буквами. Игра «Читайка». Конструктор букв. «Игровизор» и «Лабиринты слов». Коврограф. Шнур-грамотей. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИГР ВОСКОБОВИЧА. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Глава 7. КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ. МЕТОДИКА А. М. КУШНИРА. ЧЕТЫРЕ МИНУСА ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК, И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ. Дети не любят читать. Пишут безграмотно. Читают медленно. Читают и не понимают. ГОТОВИМСЯ К ЗАНЯТИЯМ. Кто учитель. Когда начинать. Возможные ошибки родителей. УЧИМ ЧИТАТЬ. Дочтение: осваиваем алфавит. Первый этап: читает мама. Второй этап: берем в руки указку. Третий этап: наращивание темпа. Четвертый этап: чтение-«схватывание». ЗА И ПРОТИВ. Плюсы методики. Минусы методики. Кому не стоит заниматься по Кушниру. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Глава 8. АЗБУКИ И БУКВАРИ. БУКВАРЬ НАТАЛЬИ ЖУКОВОЙ. Буква бегает за буквой. В букваре вы найдете. Как работать с букварем. Советы автора. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. «БУКВАРЬ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ» ЕЛЕНЫ БАХТИНОЙ. «Школа гениев» Елены Бахтиной. Почему так сложно запомнить букву. Говорящие буквы. В букваре вы найдете. Как работать с букварем. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. «НОВЫЙ БУКВАРЬ» ОЛЬГИ СОБОЛЕВОЙ. Пощупаем! Посмотрим! Что вы найдете в букваре. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Глава 9. ОБЗОР НЕКОТОРЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, ОБУЧАЮЩИХ ЧТЕНИЮ. ВЫБИРАЕ ИДЕАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ. ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА ОТ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Описание программы. Игры и задания. Недостатки программы. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА. Описание программы. Игры и задания. Недостатки программы. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ВОЛШЕБНЫЙ БУКВАРЬ. Описание программы. Игры и задания. Режим обучения. Свободный режим. Недостатки программы. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. AZBUKA PRO. Описание программы. Как получить программу. Игры и упражнения. Алфавит. Недостатки программы. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА УЧИТСЯ ЧИТАТЬ. Описание программы. Игры и упражнения. Игра «Муравей». Игра «Ворон-трубач». Игра «Лягушки-хохотушки». Игра «Кот в избушке». Недостатки программы. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ГОВОРЯЩАЯ АЗБУКА «ЗНАТОК». Описание программы. Игры и упражнения. Недостатки программы. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. КОМПЬЮТЕР: НАУЧИТ ИЛИ НАВРЕДИТ? Минусы обучения за компьютером. ПЛЮСЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ. Техника безопасного обучения.