Головная боль. Освободиться и забыть. Навсегда.

...

Депрессия – это способность чрезвычайно эмоционально реагировать на конфликтные ситуации и напряжение. Конфликт переносится внутрь, вместо того чтобы быть выведенным наружу.

При депрессии человек часто обладает пугающей его окружение способностью игнорировать смысл, выступая навстречу экзистенциальному страху открыто и незащищенно. Депрессивный человек похож на паровой котел, запасные клапаны которого закрыты. Спокойный внешне, он постоянно подвергается опасности свести счеты со своей собственной жизнью из-за взрывных реакций своего существа. Агрессивные побуждения, переживаемые им как непозволительные, он обращает против себя самого.

С точки зрения ряда авторов, депрессия рассматривается как явление, обусловленное беспомощностью. М. Селигмен и его коллеги отождествляют «обусловленную беспомощность» («выученную беспомощность») с реактивной депрессией. Они полагают, что все ситуации, вызывающие депрессию, сходны в том, что в них представляется невозможным контроль над событиями, особенно над теми их аспектами, которые являются наиболее важными.

Если тревога – эмоция, направленная в будущее, то депрессия скорее связана с переживанием прошлого, которое оценивается как сплошная цепь неприятностей и неудач. Негативный прошлый опыт проецируется в будущее, которое также начинает представляться нагромождением сложностей, предстоящих неприятностей, трудностей, конфликтов и проблем. Жизненный путь лишается своей перспективы. С утратой жизненной перспективы, при которой настоящее также лишается какого бы то ни было смысла, формируется депрессия.

Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Измененным оказывается восприятие времени, которое течет в настоящем мучительно долго.

Я предлагаю вам широко известный тест на определение уровня депрессии. Проверьте, есть ли она у вас.

Опросник Бека.

Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний.

Несмотря на то что утверждения теста очень прямые и позволяют испытуемому скрывать свое истинное состояние, использование опросника Бека в клинической практике показало его высокую эффективность при скрининговых и предварительных обследованиях.

Тестирование можно проводить в групповом и индивидуальном вариантах.

Результаты опросника высоко коррелируют с личностной и ситуативной тревожностью и алекситимией.

Все утверждения опросника Бека являются прямыми, поэтому для подсчета общего результата необходимо просто просуммировать все баллы, соответствующие выбранным утверждениям.

Бланк опросника.

Инструкция: Перед вами находится опросник, содержащий тринадцать групп (А – Н) из четырех утверждений (0—3). Прочитывайте, пожалуйста, каждую группу утверждений целиком. Затем выбирайте из каждой группы одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как вы себя чувствуете сегодня, то есть прямо сейчас.

Обведите номер выбранного вами утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся вам одинаково подходящими, то обведите все их номера. Прежде чем сделать свой выбор, убедитесь, что вы прочитали все утверждения в каждой группе.

А.

0 Мне не грустно.

1 Мне грустно или тоскливо.

2 Мне все время тоскливо или грустно, но я ничего не могу с собой поделать.

3 Мне так грустно или печально, что я не могу этого вынести.

Б.

0 Я смотрю в будущее без особого пессимизма или разочарования.

1 Я чувствую разочарование в будущем.

2 Я чувствую, что мне нечего ждать впереди.

3 Я чувствую, что будущее безнадежно и поворота к лучшему быть не может.

В.

0 Я не чувствую себя неудачником.

1 Я чувствую, что неудачи случались у меня чаще, чем у других людей.

2 Когда я оглядываюсь на жизнь, я вижу лишь цепь неудач.

3 Я чувствую, что потерпел неудачу как личность (родитель, муж, жена).

Г.

0 Я не испытываю никакой особенной неудовлетворенности.

1 Ничто не радует меня так, как было раньше.

2 Ничто больше не дает мне удовлетворения.

3 Меня не удовлетворяет все.

Д.

0 Я не чувствую никакой особенной вины.

1 Большую часть времени я чувствую себя скверным и ничтожным.

2 У меня довольно сильное чувство вины.

3 Я чувствую себя очень скверным и никчемным.

Е.

0 Я не испытываю разочарования в себе.

1 Я разочарован в себе.

2 У меня отвращение к себе.

3 Я ненавижу себя.

Ж.

0 У меня нет никаких мыслей о самоповреждении.

1 Я чувствую, что мне было бы лучше умереть.

2 У меня есть определенные планы совершения самоубийства.

3 Я покончу с собой при первой возможности.

З.

0 У меня не потерян интерес к другим людям.

1 Я меньше, чем бывало, интересуюсь другими людьми.

2 У меня потерян почти весь интерес к другим людям и почти нет никаких чувств к ним.

3 У меня потерян всякий интерес к другим людям, и они меня совершенно не заботят.

И.

0 Я принимаю решения примерно так же легко, как и всегда.

1 Я пытаюсь отсрочить принятие решений.

2 Принятие решений дается мне с трудом.

3 Я больше совсем не могу принимать решения.

К.

0 Я не чувствую, что выгляжу сколько-нибудь хуже, чем обычно.

1 Меня беспокоит то, что я выгляжу старо и непривлекательно.

2 Я чувствую, что в моем внешнем виде происходят постоянные изменения, делающие меня непривлекательным.

3 Я чувствую, что выгляжу гадко или отталкивающе.

Л.

0 Я могу работать примерно так же хорошо, как и раньше.

1 Нужно делать дополнительные усилия, чтобы начать что-то делать.

2 Мне нужно с трудом пересилить себя, чтобы что-то сделать.

3 Я совсем не могу выполнять никакую работу.

М.

0 Я устаю не больше, чем обычно.

1 Я устаю быстрее, чем раньше.

2 Я устаю от любого занятия.

3 Я устал чем бы то ни было заниматься.

Н.

0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.

1 Мой аппетит не так хорош, как бывало.

2 Мой аппетит теперь гораздо хуже, чем раньше.

3 У меня совсем нет аппетита.

Считается, что вы страдаете депрессией, если набрали более 25 баллов . Результат менее 10 баллов говорит об отсутствии депрессивных тенденций и вашем хорошем эмоциональном состоянии.

Промежуточную группу составляют люди с легким уровнем депрессии ситуативного или невротического происхождения.

Итак, если вы набрали более 25 баллов , давайте разбираться дальше с тем, что происходит в вашей жизни.

Часто взгляд, «направленный в прошлое», затмевает радости дня сегодняшнего. Простой и для многих эффективный совет жить сегодняшним днем, извлекая из прошлого уроки и планируя завтрашнюю счастливую жизнь, нередко оказывается трудновыполнимым.

Помочь последовать этому правилу должны техники, направленные на «примирение с прошлым». Задача этих упражнений состоит в том, чтобы перераспределить ответственность за прошлые несчастья между собой и обстоятельствами жизни и взять на себя самого ответственность за сегодняшнюю жизнь и собственное будущее. При этом, конечно, придется на некоторое время углубиться в прошлое. Но общая цель при работе с биографическим материалом все же состоит в том, чтобы выявить и реконструировать позитивные аспекты собственной биографии, как бы переписать ее заново (Малкина-Пых, 2005).

Техника «Переписанная автобиография».

За исключением редких экстремальных случаев, биография каждого человека включает как трудности и несчастья, так удачи, радости и счастье. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы рассказать собственную биографию, оставив в ней только позитивные моменты, то есть такие события и обстоятельства, которые вам доставили удовольствие, радость или другие приятные чувства.

Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее.

Техника «Проект биографии».

Теперь, когда мы навели порядок в прошлом, попробуем пофантазировать и заглянем в наше позитивное будущее. Мы будем полностью свободны в наших фантазиях и сочиним каждый сам себе биографию на ближайшие 5—10 лет, включив в нее все наши мечты и планы, а также события и обстоятельства, которые наверняка доставят удовольствие и радость.

Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее.

Хороший результат по преодолению депрессии дает работа с письмами. Эти письма составляют не для того, чтобы отправлять их по почте. Они служат средством поиска решений в трудных ситуациях, помогают вам понять и выразить значимые мысли и чувства. То, что на первый взгляд кажется неясным, немыслимым и невозможным, будучи написанным, становится более понятным и менее угрожающим. Письма способны поглощать страх перед сильными ощущениями и недопустимыми мыслями и часто становятся своеобразными «пробными действиями». Благодаря своей специфической форме письма дают многим людям необходимое чувство безопасности и не вызывают сопротивления (Фопель, 2000).

Техника «Послание небес».

«Послание небес» – это важное сообщение, которое посылает пишущему его бессознательное. Тема послания может быть связана с текущими проблемами вашей жизненной ситуации. Примененная в названии метафора нужна главным образом для того, чтобы послание исходило от взрослой части личности (от Сверх-Я).

Задайте себе вопрос: «Как бы я хотел изменить свою жизнь в следующем году?».

Теперь закройте глаза и сосредоточьтесь.

Представьте себе, что вы на прогулке… Вы идете по дороге, которая вам нравится, наслаждаясь впечатлениями от окружающего мира… Вы чувствуете себя легко и свободно, открыты всему, что можете видеть и слышать, всему, что происходит вокруг вас…

Представьте себе, что с неба к вам медленно спускается какое-то письмо и ложится на землю прямо около ваших ног… Вы останавливаетесь и поднимаете его…

Что оказалось в вашей руке? Это запечатанный конверт, сложенный листок или что-то другое? Написано ли на нем имя отправителя? Кто указан в качестве адресата?

Хочется ли вам прочесть это послание? Можете ли вы его разобрать? Оно написано от руки или напечатано? А может быть, оно выполнено как-то иначе? Что там написано?

Что вам хочется сделать с этим посланием? Задуматься над ним? Выбросить его? Забыть о нем? Может быть, что-то еще?

Теперь возвращайтесь сюда и откройте глаза…

Возьмите листок бумаги и напишите на нем то, что было в полученном вами послании. Вы можете изменить в нем что-то, если это сделает его яснее и понятнее.

Техника «Письмо значимого человека».

Выполняя это упражнение, вы получаете возможность задуматься над важными проблемами взаимоотношений с другими людьми. Это могут быть проблемы недавно возникших отношений и старых, устоявшихся, в которых осталась недосказанность. Речь может идти и о прерванных отношениях, которые хотелось бы восстановить. Это могут быть взаимоотношения с родителями, детьми, супругами, начальниками, коллегами, друзьями и т.п.

Решающим моментом в этом упражнении является смена привычной перспективы: вы попытаетесь воспринимать отношения с точки зрения партнера.

При этом вы сами решаете, какие отношения представляют для вас сложность, в какой роли вам хочется вести этот односторонний диалог.

Итак. Нравится ли вам, когда человек в отношениях с вами сам делает первый шаг навстречу? Или вы предпочитаете сдвигать дело с мертвой точки самостоятельно? Любите ли вы неожиданности или вам больше нравится заранее знать, что ждет вас за следующим поворотом жизненного пути?

Представьте себе, что какой-то значимый для вас человек решил написать вам письмо. Быть может, это будет тот, от кого вы никак этого не ожидаете. Возможно, кто-то, чьему желанию пообщаться с вами вы бы очень обрадовались. Решите, кто это будет, и как можно точнее и детальнее представьте его в своем воображении. Пусть его лицо выражает готовность к общению… Наблюдайте за тем, как этот человек пишет столь необходимое вам откровенное письмо…

Теперь у вас есть 15 минут для того, чтобы написать себе письмо от имени этого человека. Используйте все знания о нем и о ваших взаимоотношениях, а также ту информацию, которую ваше внутреннее «Я» извлекает из недоступного сознанию источника…

Техника «Послушай свое тело».

В современной жизни проблемы здоровья волнуют все большее количество людей. Предлагаемое упражнение хорошо тем, что в нем предоставляется слово самому телу. При этом речь может идти о хронической или острой болезни, о травме, об опасном пристрастии, о профилактике или реабилитации. С другой стороны, речь может идти и о работе с собственным телесным образом («мне не нравятся мои руки», «мой нос мне не подходит» и т.д.). В данном случае мы будем говорить о вашей головной боли.

Итак, говорит ли вам что-нибудь ваше тело? Довольно ли оно тем, как вы о нем заботитесь? Или же оно временами чувствует, что вы от него слишком много требуете? Возможно, какие-либо органы или части тела предъявляют жалобы? Или же ваше тело ощущает, что вы его неправильно кормите? Есть ли какие-либо признаки, указывающие на это? Предоставляете ли вы своему телу достаточно времени для отдыха? Беспокоит ли вас какая-нибудь болезнь? Бывают ли у вас частые боли, судороги? Заботитесь ли вы о сохранении своего здоровья? Быть может, вы по какой-то причине недовольны той или иной частью тела?

Если хотите быть уверены в том, что вы хорошо с ним обращаетесь, а ваше тело сможет и в будущем дарить вам радость, можете сделать следующее. Выберите часть тела или орган, который вас особенно занимает, и представьте себе, что эта часть тела пишет вам письмо. В нашем случае таким органом является голова. Причем эта ваша часть весьма прагматична. Она говорит без обиняков и переходит сразу к делу. Можете ли вы выдержать то, что хочет сказать вам ваше тело?

У вас есть четверть часа на то, чтобы поработать секретарем у вашей головы.

Техника «Диалог в письмах».

Обычный, реальный диалог не всегда помогает нам расширить рамки обсуждения проблемы. В диалоге с реальным человеком не всегда можно сказать все, что хочется, кроме того, очень легко попасть в ловушку парализующего всякое движение личностного противостояния.

Если у человека есть потребность полнее изложить свою точку зрения, если он при этом готов прислушаться к точке зрения другого, он может воспользоваться предложенной в этом упражнении стратегией. Диалог в письмах лучше всего вести с другим человеком, но можно его вести и с самим собой (например, «Я»-сегодняшний могу писать себе-ребенку или себе-будущему) или с различными частями своего «Я» («Я»-мужественное пишет «Я»-боящемуся).

Итак, представьте себе, что вы должны какое-то время жить на необитаемом острове. Рядом с вами никого нет, и вы начинаете воображать, что переписываетесь с кем-то. Сочините эту переписку: пишите письма, а затем представьте, как мог бы отвечать на них ваш партнер. Вы можете обмениваться короткими письмами. Исходите из существующих между вами отношений и решите, кто из вас должен начать переписку. Закончите этот диалог в письмах тогда, когда почувствуете, что все главное уже сказано.

3.3.4. Агрессия, направленная на себя.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон, Ричардсон, 1999). Это определение включает два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: социальная агрессия, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. Социальная агрессия и молчаливая агрессия связаны с функционированием разных отделов мозга. У людей психологи различают два типа агрессии: враждебная агрессия и инструментальная агрессия. Источник враждебной агрессии – это злость. Ее единственная цель – причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели.

Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи выдвинули три важных теоретических концепции: 1) существуют врожденные агрессивные побуждения; 2) агрессия – естественная реакция на фрустрацию; 3) агрессивное поведение является результатом научения.

Хотя склонность людей к агрессии может и не квалифицироваться как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически. И у животных, и у человека учеными обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активации этих структур мозга враждебность возрастает; дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Также наш темперамент – то, насколько мы восприимчивы и реактивны, – дан нам от рождения и зависит от реактивности нашей симпатической нервной системы. Химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение. На агрессивность также влияет мужской половой гормон тестостерон.

Согласно теориям враждебности в рамках представлений о картине мира человека, активно разрабатываемых в различных психологических школах, в процессе накопления субъективного опыта у человека постепенно формируется внутренний мир его представлений об окружающей действительности, о себе и других людях. Враждебность, таким образом, может быть одной из базовых характеристик объектов такого субъективного мира. Под влиянием ряда факторов (семейных или социальных) у ребенка с первых дней жизни формируются представления об окружающем мире как о заведомо враждебном. Подобные взгляды могут сформироваться уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения. Наряду с враждебностью следует учитывать ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений, таких как справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие всех этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой «враждебной картины мира», моделями которых могут служить высокая агрессивность, психосоматические заболевания, избегание социальных контактов, депрессия и др.

Что касается головной боли напряжения, то биоэнергетическая теория предполагает, что хронически напряженные мышцы сдерживают агрессивные импульсы, которые проявились бы, если бы движения не были скованы.