Головная боль. Освободиться и забыть. Навсегда.

4.2. Наше тело – наш учитель.

...

Наше тело – точное отражение наших мыслей и чувств, оно обязательно реагирует на все, что происходит с нами. Если вы страдаете от какой-нибудь хронической болезни или что-то заболело у вас в первый раз – это значит, что тело посылает вам сигнал: «Внимание, что-то в вашей жизни происходит не так, на что-то вы неправильно реагируете или не справляетесь должным образом».

Мы часто игнорируем сигналы собственного тела о том, что где-то сбились с пути, изменили сами себе. Если вас что-то гнетет изнутри, причем либо очень давно, либо очень чувствительно, то проблема вскоре дает о себе знать с помощью ухудшения вашего здоровья, в том числе и повторяющейся головной болью (Кнастер, 2002).

Страдание – великий стимул. Многие люди впервые обращаются к работе с телом потому, что боль от травмы или хронического заболевания принуждает их искать альтернативы, часто после того, как традиционное лечение – хирургическое или медикаментозное – не помогло или сделало зависимым от лекарств. Отчаявшиеся или разочарованные, они наконец пробуют лечить свои артриты, головные боли, постоянные стрессы или другие соматические заболевания с помощью различных методов работы с телом. И хотя это их последняя надежда, но это также и первый шаг к новому осознанию своего тела и, таким образом, новому отношению к жизни.

...

Работа с телом – это хорошее средство стать более чутким к себе. Она помогает восстановить внутренний контакт с собой, преодолевая разобщенность с телом и чувствами. В свою очередь мы можем лучше общаться и с другими. Чем больше у нас знаний о себе самих, тем лучше мы можем сформулировать свои позиции, потребности и желания и услышать, что нам хотят сказать другие.

Большинство из нас подвергаются воздействию бесконечного потока стимулов – механические шумы машин, холодильников, пил и пневматических дрелей, непрерывная болтовня телевизоров и радио, гудки автомобилей и крики людей, лай собак и мяуканье кошек, не говоря уже о непрекращающейся болтовне в голове. Если сенсорные системы уже перегружены, вы, возможно, изо всех сил стараетесь блокировать то, что слышите, видите, чувствуете и обоняете, чтобы прожить день. Излишняя стимуляция может привести к онемению и даже бесчувственности тела.

Работа с телом обеспечивает другой вид стимуляции – она расслабляет, не вызывая напряжения. Осознание соматических ощущений может стать противоядием от чрезмерной стимуляции современного мира и вызванной ею нечувствительности. Тело укрепляет вас в настоящем, в той точке, где время кажется полным и протяженным, а не кратким и ограниченным. В подобном состоянии покоя вы отдыхаете, учитесь, меняетесь, исцеляетесь.

Работа с телом дает новую сенсорную информацию, способную развенчать старые способы действия и создать им замену. Они помогают сформировать новый образец поведения, где больше гибкости, вариативности, мягкости и уместности каждого движения. Когда нервная система по-новому упорядочит мышечную активность, старые привычки выйдут из употребления. В результате вы научитесь предотвращать заболевания, травмы и недомогания, связанные со стрессом.

Большинство из нас иногда, а то и постоянно, наказывают, ненавидят, игнорируют свое тело или насилуют его. Западная цивилизация принимает это как само собой разумеющееся явление, хотя так было не всегда. Где исток таких сложных отношений? Почему мы злоупотребляем телом или не замечаем его, а не обращаемся с ним как с преданным другом или равным партнером? Почему мы навязываем телу свою власть так же, как среда диктует нам образ жизни? Истоки формирования нашего способа жить в своем теле многочисленны и многообразны. Они лежат в реальном полученном нами опыте и основополагающих убеждениях и верованиях, преобладавших в семье, культуре и образовательной системе.

Как утверждает швейцарский детский психолог Жан Пиаже, в первые два года жизни мы мыслим телом, так как еще не владеем речью. До того как начать говорить и понимать речь, мы проходим сенсорно-моторную стадию обучения. Мы познаем мир, пробуем его на вкус, когда хватаем, ползаем, падаем, крутим. И все это с помощью тела.

То, чему мы учимся в этот момент, ложится в основу последующей эмоциональной жизни. Как за нами ухаживали в младенчестве? Если наши нужды не удовлетворялись, то в конце концов и мы сами закрылись для них. Если с нами плохо обращались, мы научились плохо обращаться с собой. Если нас оберегали и любовно о нас заботились, мы узнали, что заслуживаем доброго отношения и внимания. Из того, что мы видим и слышим, мы научаемся эффективным или деструктивным способам пребывания в своем теле. Родители или те, кто о нас заботился, – это первый образец отношения к телу.

Но зачастую семья вмешивается в каждый аспект развития и почти не оставляет места для естественной реакции. Если нас побуждают или заставляют сидеть, стоять или ходить до того, как мы к этому готовы, то могут развиться мышечные зажимы, влияющие на движения и искажающие осанку. Если ребенок должен заканчивать игру в соответствии с расписанием или просыпаться прежде, чем выспится, то ему тем самым демонстрируют, что внутренний ритм, которому можно следовать, не существует или отсутствует. Мы теряем чувство гармонии с собой и со своей средой, начинаем ошибаться и сомневаться в способности мыслить телом и перестаем верить ему.

Когда мы перестаем слушать тело, то постепенно забываем, как слушать. И сколь многие из нас живут с такими физическими проблемами, как постоянно сжатые челюсти, головные боли, язва, боли в спине или астма, – все потому, что научились сдерживать чувства! Может быть, мы отключили ощущения, потому что не желали знать, что же действительно не в порядке? Неужели мы придерживаемся убеждения о том, что если мы чего-то не чувствуем, то это что-то и не существует?

...

Помните, наше тело – наша первая классная комната. С первых дней жизни физические ощущения создают образцы эмоциональной жизни, задают модели отношений и обеспечивают нас ресурсами и возможностями.

Работая с телом теперь, мы получаем возможность заметить, что чему-то мы научились хорошо, а чему-то нет, и необходимо учиться заново.

В начале жизни мы не сознаем себя отдельно от мира или мир отдельно от себя. Но постепенно образуется наше «Я». Поскольку границы тела выделяют нас из окружения, наше первое отождествление – это отождествление с телом. Это «Я» – соматическое, телесное, плотское, вещественное «Я» – «Я» тела.

Таким образом, образ «Я» – это, прежде всего, образ тела, ибо через тело мы узнаем, кто мы такие, когда физически ощущаем его и видим. Образ «Я» связан с тем, как тело ориентируется во времени и пространстве, с контурами тела, телесными ощущениями и зрительным восприятием.

Однако образ тела или образ «Я» – это не только то, что мы видим, когда смотрим на себя, и то, как ощущаем части тела и управляем ими. В него входят психические, эмоциональные и исторические аспекты – что мы чувствуем, что думаем о своей внешности и то, как сформировал нас весь предыдущий опыт: и болезненный, и приятный, наполненный похвалой или непрестанным осуждением. В восприятие тела входит все: физические ощущения, идеи, эмоции, указания и ожидания.

Мы формируем образ «Я» не через физиологию и восприятие, как следовало бы, а собираем через различные социальные фильтры – от семьи, сообщества, этнической группы и религии. Мы создаем этот образ из того, что от нас требуют и ожидают в процессе становления. У нас может создаться образ ловкого или неуклюжего, высокого или низкого, некрасивого или симпатичного – и все это в сопоставлении с тем, что нас окружало. Опираясь на представления других людей о нас, мы скорее придумываем, чем осознаем образ «Я» или образ тела. И в образе тела возникают провалы, искажения и неясности из-за неправильного обращения с телом или неиспользования его.

Чтобы изменить образ «Я», созданный в процессе взросления, надо по-другому почувствовать себя в теле. Когда меняется тело, меняется и его образ. Он приходит из глубины, а не из головы, не от волевого усилия или рассуждений. Бреши заполняются. Нечеткость сменяется ясностью. Искажения исправляются. Низкая самооценка превращается в уверенность в себе.

Цель работы с телом – полностью чувствовать и сознавать полный потенциал его движений. Это дает нам возможность действовать беспрепятственно и избегать повреждений. Работа ведет вас к тому, что вы становитесь самим собой.

Как часто вы браните свое тело? Раздражаетесь ли, когда оно сдает, простужается, когда ему больно, оно выглядит или чувствует себя не так, как вам хотелось бы? Обращаете ли вы знания о своем теле против себя? Чувствуете ли вы вину за его потребности и желания?

Обычно мы отвергаем в себе как раз то, что больше всего нуждается в поддержке. Если же мы это принимаем и отвечаем состраданием, то можем излечиться или измениться. Нам нужно научиться быть добрым, принимающим и понимающим другом своему телу, таким, каким мы являемся для своих близких друзей. Когда мы вступим с телом в дружеские отношения, оно обязательно ответит добром – ощущением комфорта, удовольствием, энергией, силой, гибкостью, легкостью… и мудростью.

Обычно мы не связываем разум с телом. Мы не считаем, что именно телом мы различаем, понимаем и знаем.

Как часто вам приходили в голову удачные мысли, пока тело двигалось? Также именно телом мы ощущаем благоприятность ситуации или опасность. Подобно радиолокационной системе, мудрость тела говорит нам, когда мы идем слишком быстро, и нужно замедлить шаг, когда надо быть энергичным и быстро двигаться. Тело подает нам сигналы, что надо делать, если только мы не забиваем эти сообщения новейшей причудливой информацией, абстрактными целями и идеями о здоровье, успехе, нравственности, красоте или духовности.

Как связаны эмоциональное и физическое? На третьей неделе жизни зародыша существует три слоя клеток. Один из этих примитивных, или зародышевых, слоев, эктодермы, постепенно развивается в кожу, мозг и нервную систему. Это означает, что структуры восприятия физических ощущений – сенсорные рецепторы – и структуры переживания эмоций развиваются из одной группы клеток.

Преодоление разобщенности тела и разума и возвращение к понятию целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека. Заслуга исследователей в том, что они заговорили о значении тела как об основной психической составляющей человека. Устойчивость сознания, основа Я-концепции и самоидентификация обеспечиваются неким фундаментальным единством, которое проявляется в том, что физическое тело каждого из нас остается одним и тем же день от дня. Образ тела – основа сознания человека, без него не было бы ни самосознания, ни самооценки, ни личности. Все воспоминания организованы по отношению к чувственному восприятию одного тела, так что легко прийти к выводу, что они принадлежат одной личности.

Но вместе с тем нельзя упускать тот факт, что в нашей культуре господствует общее пренебрежение к телу и отрицание телесно-инстинктивного функционирования. Мы воспринимаем свое тело как объект, а не свое «Я». Наши восприятие, мышление, эмоции, убеждения, интуиция, поведение подвергаются мощному формирующему влиянию со стороны социума. Культурные традиции зачастую подкрепляют отрицательное отношение к телесному.

Современный период характеризуется стремлением к пониманию человеческого организма как целостной системы. В соответствии с холистическим подходом все функции организма взаимосвязаны. Рассматривать личность как целое – значит рассматривать личность во всех ее частях: тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т.д.; но это не то же самое, что рассматривать личность как сумму отдельных частей. Необходимо воспринимать личность как интегрированное функционирование различных аспектов целого во времени и пространстве. С этой точки зрения считать один аспект личности исключительной причиной возникновения проблемы – значит искусственно разделять то, что является функционирующим единством.