Головная боль. Освободиться и забыть. Навсегда.

4.4. Техники исцеления при головной боли.

В последнее время открыта и научно обоснована третья сигнальная система человека – имагоэнергетическая («имаго» – образ) (Задиракин, 2000). Первые две, как известно, открыл и разработал И.П. Павлов. По своей сути, это информационные системы, где каналом обратной связи являются рефлексы: безусловные – биологически врожденные, и условные – приобретенные в процессе опыта. Суть третьей сигнальной системы – кольцо преобразований мыслеобраза в биоэнергию и биоэнергии в мыслеобраз. Иначе этот процесс называется биопсихической трансформацией: ранее созданный умом мыслеобраз (имаго) конденсируется в тканевых структурах в виде энергетической матрицы, а любая форма биоэнергии способна трансформироваться обратно в мыслеобраз.

Более подробное пояснение выглядит так. Как известно, любое событие в жизни человека интерпретируется его умом и закрепляется в виде вывода, который постепенно формируется в глубинную личностную установку, то есть становится стереотипом мышления – программой, говоря профессиональным языком. Программа реализуется в поведение человека или симптом болезни с помощью мыслеобраза, который является сконцентрированной психической энергией.

Как только действие, соответствующее мыслеобразу, начинает совершаться, он исчезает (разряжается). Если же он в действие не переходит, то так и остается мыслеобразом, только еще более напряженным и довлеющим. При этом он может переместиться в зону, не доступную осознаванию (подсознание), но его давление и влияние, однако, не прекращаются. Так, например, появляются навязчивые состояния. Любая навязчивость – это не трансформированный в действие мыслеобраз, превратившийся в психический вирус, который через некоторое время неизбежно начнет разряжаться в очередной симптом болезни (необязательно дублирующий предыдущий), либо в определенный аспект поведения человека. Возникает цепочка: программа – образ – поведение (симптом).

Отсюда следует вывод: если необходимо изменить поведение человека (решить проблему), то меньше всего следует менять его поведение. Это бесполезно. То же самое относится к нейтрализации симптома болезни. Как же быть?

Любая психологическая проблема, с которой сталкивается личность, может быть представлена как фиксация индивида на достижении некоторой недостижимой цели. Это может быть желание что-то получить, или желание что-то оттолкнуть, или и то и другое одновременно. Проблема становится психологической только тогда, когда причины неудачи кроются в психике самого индивида, то есть преграда, мешающая достижению цели, тоже имеет психологическую природу.

Желание всегда субъективно выступает в форме того или иного чувства. Именно чувство привязывает человека к тому или иному объекту и является выражением той энергии, которая направляется индивидуумом либо на достижение недостижимой цели, либо на отвержение нежеланного объекта или состояния, либо одновременно на достижение и отвержение, либо на стремление одновремено к двум желанным объектам. Такое состояние во всех случаях является тупиковым и при актуализации сильных чувств всегда приводит к нежелательным эффектам: построению системы психологических защит, невротическим реакциям, психосоматическим симптомам, развитию невроза и т.д. Суть психологической работы во всех этих случаях состоит в том, чтобы избавить индивида от причиняющей ему страдания зависимости от объекта. В различных школах и традициях психотерапии эта цель достигается различными средствами. В данном случае предлагается работать непосредственно с чувством или эмоциональным состоянием через нахождение его образного выражения.

Оказывается, что, выразив чувство через тот или иной образ, мы можем легко работать с самим чувством, мысленно трансформируя образ, в то время как непосредственно влиять на свое эмоциональное состояние индивид практически не может, кроме как подавляя его.

Образы – это язык бессознательного, как отмечал еще К.Юнг, мы пытаемся перевести образы на рациональный язык, расшифровать то, что скрыто за их обликом, однако можно непосредственно воздействовать на образы, которые тесно связаны с выражаемым ими эмоциональным содержанием.

Механизм работы воображения для исцеления от боли, в том числе головной, используется в двух подходах, которые называются созидательной, креативной, управляемой визуализацией (Гавэйн, 1997) и методом трансформации образа (Линде, 1999).

Оба эти метода используют уникальный алгоритм психологической реабилитации, запускающий у человека процесс биопсихической трансформации, в котором принимает участие его третья сигнальная система. Это конкретное психотерапевтическое воздействие на определенную негативную информацию, записанную в закодированном виде в форме нервно-мышечных блоков. Причем сам человек принимает непосредственное, осознанное участие в процессе своего лечения, что позволяет ему в дальнейшем самостоятельно использовать данный алгоритм до полного выздоровления, а также успешно разрешать любые возникающие перед ним проблемы.

4.4.1. Созидающая визуализация.

Сначала мы предлагем вам техники креативной визуализации, изложенные в работе «Созидающая визуализация» Шакти Гавейн (1997).

Метод управляемой визуализации нацелен на ваше настоящее. Освоение процедуры визуализации налаживает связи между внутренними телесными процессами, происходящими в этот момент в вашем организме и обычно не поддающимися сознательному контролю человека, и вашей психикой.

Однако развития способности воздействовать на процессы организма недостаточно для выздоровления. Поскольку психосоматические нарушения являются способом адаптации, своеобразной психологической защитой человека при нерешенном внутриличностном конфликте, психотерапия психосоматозов обязательно предполагает проработку вашего прошлого и будущего (Малкина-Пых, 2004).

Креативная визуализация является способом использования естественной мощи воображения. Воображение – способность ума создавать идеи или ментальные образы. В креативной визуализации использование воображения происходит, чтобы создать отчетливый образ того, что мы хотим. Затем внимание постоянно фокусируется на этой идее или картине, придавая ей положительную энергию до тех пор, пока она не станет реальностью; другими словами, пока действительно достигается то, что было визуализировано.

Для использования креативной визуализации необходимо иметь желание обогатить свои знания и опыт и быть достаточно открытым для нового. Согласно Шакти Гавэйн «конечная цель созидающей визуализации – сделать прекрасным каждый момент нашей жизни, когда мы будем вполне естественно выбирать то лучшее, что обеспечивает наибольшую полноту жизни».

Вот основное упражнение созидающей визуализации. Сначала подумайте о том, чего вы хотели бы достичь. Для этого упражнения выберите что-нибудь простое, что вы легко себе представляете. Например, предмет, который вы хотели бы иметь. Событие или ситуация, в которой вы желали бы оказаться. Обстоятельства вашей жизни, которые вы хотели бы улучшить.

Расположитесь поудобнее, сидя или лежа, в тихом месте, где вас никто не потревожит. Полностью расслабьте тело. Представьте, начиная с пальцев ног и кончая головой, поочередное расслабление всех мускулов вашего тела, воображая, как все напряжение уходит из вас. Дышите животом глубоко и медленно. Считайте от 10 до 1, с каждым счетом чувствуя себя более расслабленно.

Когда вы почувствуете полное расслабление, начинайте представлять в точности то, что вы хотите. Если это предмет, представьте, что он y вас, что вы пользуетесь им, наслаждаетесь и восхищаетесь им, показываете его своим друзьям. Если это событие или ситуация, представьте себя в ней и вообразите, что все вокруг вас происходит так, как вы хотите. Вы можете представить, что говорят люди или представить любые детали, которые могут сделать картину более реальной.

Итак, созидающая визуализация проводится в 4 этапа:

1. Поставить задачу. Вы решаете, чего бы вам хотелось достичь, ставя для начала цель, в достижение которой вам легко поверить, которую возможно реализовать в ближайшем будущем.

2. Создать четкую мысленную картину. Визуализировать предмет или ситуацию в точности так, как вы того хотите. Думать о желаемом в настоящем времени, как о свершившемся, вообразить себя в желаемой ситуации, включив в картинку как можно больше деталей.

3. Сосредотачиваться на ней чаще. Представляйте свою мысленную картину до тех пор, пока она не станет неотъемлемой частью вашей жизни. Нужно со-средоточиться и четко видеть ее, но делать это легко и непринужденно.

4. Передать ей положительную энергию. Сосредо– точившись на своей задаче, подбадривать себя положительными мыслями. Давать себе мощные положительные установки, что это уже существует, уже осуществилось или происходит в настоящий момент. Такие положительные установки называются «аффирмации» (утверждения). Использование аффирмаций предполагает временное отбрасывание сомнений и неверия и представление желаемого как реального и возможного.

Вы можете заниматься этим относительно недолго, может быть, всего несколько минут – как хотите. Наслаждайтесь. Этот процесс должен приносить радость, подобную радости ребенка, мечтающего о подарке на день рождения.

Если y вас возникают сомнения или противоречивые мысли, не боритесь с ними и не пытайтесь устранить, так как противодействие усилит их. Позвольте им свободно проходить через ваше сознание, а сами возвращайтесь к своим положительным установкам и образам.

Занимайтесь этим до тех пор, пока процесс кажется вам интересным и приносит радость. Может быть, пять минут, а может быть, и полчаса. Повторяйте упражнение каждый день и как можно чаще.

Как видите, основной процесс относительно прост. Однако, чтобы использовать его действительно эффективно, требуется понимание деталей и постоянное совершенствование.

Важно полностью расслабиться, когда вы впервые приступаете к использованию созидающей визуализации. Когда тело и ум расслаблены, электрическая активность нейронов мозга изменяется и замедляется. Этот более глубокий, замедленный уровень обычно называют альфа-уровнем, и многие современные исследования основаны на его эффектах (в то время как обычное активное сознание называется бета-уровнем).

Альфа-уровень является таким состоянием сознания, которое приносит здоровье за счет расслабляющего воздействия на разум и тело. И, что интересно, он оказывается гораздо более эффективным, чем активный бета-уровень, в изменении так называемого объективного мира посредством визуализации. В практическом смысле это означает, что если вы научитесь глубокому расслаблению и визуализации, то сможете эффективнее изменять свою жизнь, чем могли бы это делать с помощью размышлений, беспокойства, составления планов и попыток манипулировать вещами и людьми.

Найти более конструктивное решение наших проблем можно, если понять и изменить свои внутренние убеждения. Вместо того чтобы думать о болезни как о неизбежной катастрофе, воспринимайте ее как мощное и полезное послание. Ощутив себя больным, следует успокоиться и потратить некоторое время, нащупывая контакт с внутренней сущностью. Болезнь должна побуждать нас расслабиться, забыть о делах и перейти к глубинному спокойному уровню сознания, на котором мы можем принимать живительную энергию, что необходимо нам.

Исцеление всегда приходит изнутри. Когда мы будем спокойны и научимся регулярно смотреть в глубь себя, нам больше не нужно будет болеть, т. к. нашей внутренней сущности не нужно будет таким образом привлекать к себе внимание сознания.

Один из важных элементов креативной визуализации – аффирмация. Эта положительная установка на нечто воображаемое уже существует. Аффирмацией может служить любая положительная установка – очень общая или очень специфичная. Существует бесконечное количество возможных утверждений.

Мы в своем сознании почти постоянно ведем внут-ренний диалог, и эти бесконечные комментарии жизни, мира, чувств, наших проблем, других людей и т. д. влияют на чувства и ощущения, окрашивают их, в конечном счете именно эти мысленные формы притягивают и создают все происходящее.

Аффирмации можно произносить про себя, вслух, записывать или даже петь. Ежедневные, всего лишь десятиминутные занятия, могут перевесить стереотипы, приобретавшиеся годами. Шакти Гавэйн утверждает: чем чаще вы будете вспоминать, что надо следить за тем, что вы «говорите себе» и выбирать положительные слова и мысли, тем более позитивной станет создаваемая вами жизнь.

Правила составления аффирмаций таковы:

1. Составлять утверждения в настоящем времени. Важно создавать желаемое так, как будто оно уже существует. Ошибочно утверждать: «У меня будет отличная новая работа», правильнее сказать: «У меня уже есть отличная новая работа». Это осознание факта, что все создается сперва на ментальном уровне, прежде чем проявится в объективной реальности.

2. Делать утверждения как можно более положительные, утверждая то, что вы хотите. Ошибка: «Я теперь не просыпаю по утрам». Лучше сказать: «Я теперь просыпаюсь вовремя и каждое утро я полон энергии».

3. Чем короче и проще аффирмация, тем она эффективнее. Утверждение должно быть четкой установкой, передавать сильное чувство; чем сильнее чувство, которое оно несет, тем сильнее впечатление, производимое на ваше сознание.

4. Всегда выбирать ту аффирмацию, которая полностью подходит вам лично.

5. Создавая аффирмации, надо все время помнить, что вы создаете нечто новое.

6. Аффирмации не предназначены для противостояния или изменения ваших чувств и эмоций. В то же время они могут помочь вам выработать новый взгляд на жизнь, что позволит все больше и больше наслаждаться ею.

7. Используя аффирмации, попытайтесь создать чувство веры, убежденности. Вложите в них всю умственную и эмоциональную энергию и временно отбросьте все сомнения и колебания.

Типичные ошибки при работе с аффирмациями:

● сомнения или отрицательные мысли;

● механическое прочтение зазубренных утвержде– ний;

● составление утверждений в будущем времени;

● использование негативных формулировок;

● длинные, многословные и теоретические утвер– ждения;

● сопротивление и манипулирование, противостояние своим чувствам.

Продолжайте работать в этом направлении, пока не добьетесь своего или пока не исчезнет желание. Помните, что задачи часто изменяются, не успев реализоваться, и это абсолютно естественный процесс, связанный с изменением и ростом человеческой личности. Поэтому не пытайтесь протянуть работу дольше, чем y вас хватает на это энергии; потеря интереса означает, что надо взглянуть по-новому на то, что вы хотите.

Нужно осознать, что ваша цель изменилась, четко понять тот факт, что вы больше не интересуетесь старой задачей. Прекращайте заниматься старым делом и приступайте к новому – тогда y вас не возникнет чувство поражения, ведь вы лишь поменяли цель.

Когда вы достигли цели, обязательно убедите себя, что задача выполнена полностью.

Три элемента определяют успех созидающей визуализации в каждой конкретной ситуации.

Желание. Нужно иметь истинное желание создать то, что вы выбрали для визуализации. Имеется в виду не страстное болезненное желание, а ясное, сильное представление цели. Спросите себя: «Действительно ли я всем сердцем своим желаю достичь цели?».

Вера. Чем больше вы верите в поставленную цель и в возможность ее достижения, тем больше y вас шансов достичь ее. Спросите себя: «Верю ли я в свою цель?» и «Верю ли я, что смогу достичь ее?».

Восприятие. Вы должны очень хотеть принять и иметь желаемое. Иногда мы ставим себе цель, но в действительности не желаем достичь ее, нам больше нравится процесс постановки цели. Спросите себя: «Действительно ли я хочу иметь желаемое?».

Совокупность этих трех элементов называют намерением. Когда y вас есть твердое намерение создать что-либо, вы полностью верите в достижение цели и действительно хотите иметь желаемое – тогда ваше желание обязательно исполнится, и это обычно происходит очень быстро.

Созидающая визуализация – это отличный инструмент для исцеления, так как она имеет дело с источником проблемы – вашими представлениями и убеждениями. Представьте себя в отличной форме, убедите себя, что ваша проблема полностью решена и вы исцелились. Существует множество различных подходов, вам же нужно найти тот особенный тип утверждений, который приносит вам наибольшую пользу.

Во многих случаях созидательная визуализация является эффективной сама по себе. В других случаях из-за нашей системы убеждений (трудно избавиться от представления, что для исцеления требуется какое-то воздействие извне) необходимо использовать также и другие формы лечения. Пока вы убеждены, что нужно использовать какое-либо лекарство, обязательно используйте его. Оно подействует, если вы хотите этого и верите в это. Но какой бы вид лечения вы ни применяли, от всем известной хирургии до нетрадиционных методов лечения, созидающая визуализация всегда будет полезным добавлением, ее можно использовать вместе с любыми другими видами лечения. Сознательное использование созидающей визуализации необыкновенно ускорит и сделает более гладким естественный процесс выздоровления.

Ниже мы приводим несколько упражнений креативной визуализации.

Техника «Создание святого места».

Когда вы начинаете использовать созидающую визуализацию, то первым делом надо создать в себе святое место, куда вы могли бы пойти в любой момент, когда это вам необходимо. Ваше святое место должно идеально подходить для расслабления и успокоения, в нем вы должны чувствовать себя в безопасности и можете создать его по своему желанию.

Займите удобное положение, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себя в каком-нибудь прекрасном уголке на природе. Это может быть любое место, которое вам больше нравится: лужайка, вершина горы, лес, морской берег, даже глубоко в океане или на другой планете. Где бы оно ни было, вам там должно быть удобно, приятно и спокойно. Принимайтесь за исследование окружающей обстановки, подмечая все детали, звуки, запахи и прочие возникающие y вас чувства и впечатления.

А теперь займитесь обустройством этого места, чтобы сделать его обстановку комфортной и домашней. Может быть, вы захотите построить какой-нибудь дом или другое пристанище, а может быть, просто окружите это место золотым светом, который будет защищать вас. Создавайте и расставляйте по местам необходимые вам вещи так, как будет удобнее и приятнее.

Можете совершить какой-нибудь ритуал, чтобы обозначить свое святое место.

С этих пор это ваше собственное личное внутреннее святое место, куда вы можете возвращаться всегда, когда закроете глаза и захотите оказаться там. Это место особой энергии, и вы можете посещать его каждый раз, занимаясь созидающей визуализацией.

Может оказаться, что ваше святое место время от времени изменяется независимо от вас, или, может быть, вы сами захотите внести какие-либо изменения и дополнения. В вашем святом месте вы можете свободно творить, но помните, что оно должно сохранять основные качества – быть местом мира, спокойствия и абсолютной безопасности.

Техника «Познакомьтесь со своим проводником».

Вся необходимая нам мудрость и знания находятся в нас. Они доступны посредством интуиции, которая связывает нас со Вселенским разумом. Однако часто нам кажется трудным найти путь к своей высшей мудрости. Лучше всего это сделать, познакомившись со своим внутренним проводником.

Он известен нам под многими именами, такими как советчик, духовный руководитель, воображаемый друг или учитель. Это высшая составляющая нас часть, которая являет нам различные образы, обычно принимая человеческий облик.

Приводимое здесь упражнение поможет вам познакомиться со своим духовным проводником.

Закройте глаза и глубоко расслабьтесь. Войдите в свое внутреннее святое место и проведите там несколько минут, расслабляясь и настраиваясь. Теперь представьте, что в этом святом месте вы стоите на дороге, уходящей вдаль. Вы идете по дороге, а навстречу вам движется существо, излучающее чистый, яркий свет.

Постепенно вы начинаете различать: мужчина или женщина, как он (она) выглядит, во что одет(а), какого возраста.Чем ближе он (она) приближается, тем больше деталей вы видите. Поприветствуйте этого человека и спросите, как его (ее) зовут. Пусть это будет любое имя, какое придет вам в голову, об этом не нужно заботиться.

Теперь покажите своему проводнику ваше святое место. Ваш проводник будет указывать вам на что-то, чего вы никогда до этого не замечали, вы оба будете рады общению друг с другом.

Спросите своего проводника, не хочет ли он (она) сказать вам что-либо или дать вам какой-либо совет. Если хотите, можете задавать какие-то особенные вопросы. Возможно, вы получите незамедлительный ответ, в противном случае не отчаивайтесь, ответ придет к вам позже в той или иной форме.

Когда, насладившись присутствием своего проводника, вы почувствуете, что на этот раз достаточно, поблагодарите его, высказывая ему свое уважение, и попросите его (ее) снова посетить ваше святое место.

Откройте глаза и вернитесь к внешнему миру.

Ваш проводник может время от времени менять форму или имя, а может оставаться неизменным целые годы. У вас может быть несколько проводников одновременно.

Ваш проводник ждет вас всегда, когда вам нужны помощь, поддержка, мудрый совет, знания, творческое вдохновение, любовь или дружба. Многие люди, наладив с ним свои отношения, встречают его каждый день во время медитации.

Техника «Исцеляющая медитация».

Сядьте или лягте, дышите глубоко и расслабьтесь. Начав с пальцев, ступней, ног, таза и так далее, переводите внимание по очереди на каждую часть тела, расслабляя ее и освобождаясь от напряжения. Почувствуйте, как напряжение уходит из вашего тела.

Если хотите, проделайте медитацию по открытию энергетических центров, чтобы привести в движение энергию.

Теперь представьте золотистый целительный свет вокруг вашего тела… почувствуйте его… ощутите его… наслаждайтесь им.

Если какая-то отдельная часть вашего тела нездорова или вы ощущаете там боль, спросите ее, не хочет ли она послать вам какое-то сообщение. Спросите, что вам нужно сделать в данный момент или вообще в жизни.

Если вы получите совет, приложите все усилия, чтобы понять его и последовать ему. Если ответа не получите, продолжайте медитировать.

Теперь направьте энергию любви, целительную энергию в ту часть тела, которой она требуется, и почувствуйте исцеление.

Вы можете представлять, что ваш проводник, или учитель, или целитель помогают вам излечиться.

Представьте, что ваша проблема решена, и энергия исходит из вас, или любую картину, которая вам помогает.

Теперь вообразите себя в естественном состоянии отличного здоровья. Представляйте себя в различных ситуациях здоровыми и активными. Вы божественно, ослепительно красивы.

Утверждения:

● Я поборол все болезни. Я свободен и здоров!

● Я излучаю энергию и здоровье.

● Я люблю свое тело и полностью им доволен.

● Я добр к своему телу, и мое тело добро ко мне.

● Я полон энергии и жизненной силы.

● Мое тело сбалансировано и находится в полной гармонии со Вселенной.

● Я благодарен за здоровье, красоту и жизненную силу, которые прибывают во мне.

● Я – лучистое проявление Бога. Мои разум и тело божественно прекрасны.

С этих пор всегда, когда вы будете вы поднять эту медитацию, представляйте себя исключительно в хорошем здоровье и в окружении золотистого света. Не направляйте больше энергию на эту проблему, если только не почувствуете, что вам нужно еще что-то понять.

Техника «Медитация для избавления от боли».

Здесь приводится медитация, которую можно делать с человеком, ощущающим головную или любую другую боль.

Пусть этот человек ляжет, закроет глаза и полностью расслабится. Попросите его на время сосредоточить внимание на дыхании, дышать надо глубоко, медленно и естественно. Пусть он не спеша считает от 10 до 1, с каждым счетом все более расслабляясь.

Когда он полностью расслабится, попросите его представить яркий свет любого цвета, который ему нравится. Пусть это будет первый цвет, который придет ему в голову. Попросите его представить этот свет в виде небольшой яркой сферы. Теперь пусть он представляет, как она постепенно разрастается, пока наконец не заполнит все воображаемое пространство. Когда он почувствует это, попросите его представить, что сфера начала сжиматься и опять достигла прежних размеров. Пусть теперь эта сфера сожмется еще больше, примерно до сантиметра в диаметре, и наконец исчезнет совсем.

Проделайте это упражнение снова, но пусть теперь больной представит, что этот цвет – его боль.

4.4.2. Метод трансформации образа.

Метод трансформации образа построен на использовании «магической» силы образов, которые более тесно связаны с подсознанием, чем слова, а следовательно, имеют наибольшее влияние на эмоциональные процессы и явления. Болевой симптом представляется в виде некоторого образа (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного или др.), затем с ним производится некоторая трансформация, и боль уходит. Главное – научиться создавать образы и адекватно их трансформировать (Линде, 1999).

Для того чтобы создать адекватный образ, следует просто довериться своему внутреннему ощущению, и первое, что придет в голову, будет самым лучшим. Для того чтобы помочь этому процессу, сначала осознайте получше, где и как вы испытываете боль в теле. После этого ответьте себе на вопрос: «На что похожа моя боль?» Или: «Что вызывает такую боль?» Или: «Как выглядит (звучит, пахнет, какова на ощупь, на вкус…) моя боль?».

Когда вы найдете подходящий образ, на что уходит обычно от 5 секунд до 1 минуты, можно приступать к трансформации. Методов воздействия на образ, а через него на состояние, довольно много, начнем с самого простого, но весьма эффективного.

Техника «Созерцание».

Самый простой по исполнению метод состоит в том, чтобы сосредоточить свое внимание на тех или иных негативных качествах образа. Достаточно в течение 20—30 секунд (в сложных случаях – от одной до пяти минут) созерцать некоторое нежелательное качество образа, чтобы оно постепенно исчезло, и вместе с ним исчезает соответствующее негативное состояние.

Просто внимательно смотрите на данный образ, если это зрительный образ, слушайте его, если он слуховой, обоняйте его, если это будет запах, и т.д. Здесь следует помнить одно важное правило: сосредотачивайтесь именно на негативных, неприятных сторонах образа. Сосредоточение следует продолжать до тех пор, пока негативное качество образа полностью не исчезнет, а вместе с ним пройдет и боль. Созерцание включает бессознательные механизмы саморегуляции, которые все приводят в норму без какого-либо целенаправленного сознательного вмешательства.

Во-первых, важнейшей характеристикой является цвет. Позитивные цвета: белый, прозрачный, искрящийся серый, голубой, синий, золотистый, серебристый. Кроме того, все цвета природного спектра (например, зеленая трава). Негативными цветами являются черный, коричневый, грязно-зеленый, грязно-желтый, серый, как дым, и др. Красный, желтый, зеленый и другие тона подозрительны, их субъективный смысл должен уточняться в опыте.

Во-вторых, позитивными следует считать все зрительные признаки, вызывающие приятное кинестетическое чувство: ощущение легкости, нежности, свежести, гладкости и т.д. Негативные признаки вызывают неприятные кинестетические ощущения. К ним относятся: тяжесть, липкость, жжение, давление, колющие ощущения и т.д.

В-третьих, негативными могут быть все те признаки, которые неприятны вам и усиление которых приводит к усилению нежелательного состояния.

Созерцание имеет смысловой оттенок именно зрительной сосредоточенности, но такими же эффективными могут быть и методы слуховой и кинестетической внимательности к соответствующим качествам образа, можно воспользоваться даже воображаемым обонянием.

Техника «Мысленное действие».

Этот прием наиболее очевиден, и большинство людей, создавших образ своей боли, сразу же хотят с ним что-то сделать, как правило, выдрать из тела, выкинуть куда-нибудь подальше, сжечь, закопать и тому подобное. Так и рекомендуется делать в некоторых «экстра»-руководствах. Но такие действия (за редкими исключениями) совершенно неверны и не приводят ни к какому успеху по следующим причинам.

1. Вырывание и выкидывание образа психологически означает подавление или вытеснение связанного с ним чувства, что не решает проблемы, а просто камуфлирует ее. Сколько ни вырывай из сердца гнев или любовь, они не исчезнут, но вернутся в новой форме.

2. Эти действия всегда совершаются с насилием, порождают дополнительные напряжения в личности, создают новые проблемы.

3. Бессмысленно вырывать спазм, его можно только расслабить.

Мысленное действие должно быть адекватным решением психологической проблемы, и зачастую оно парадоксально и неожиданно по своему характеру. Тем не менее его не так трудно найти.

Прежде всего надо доверять своему бессознательному и спросить себя: «Что бы мне хотелось сделать с этим?» Понятно, что насильственные решения надо отбросить.

Очень часто головная боль ассоциируется с большими черными тисками, которые сдавливают голову, и тут, как правило, помогает мысленное раскручивание или даже раздвигание с усилием этих тисков. Надо понимать, что только человек сам зачем-то сдавливает свою голову «тисками», поэтому лучше разобраться, зачем он это делает, и применить адекватное решение (см. метод диалога с образом).

Примером того, как понимание сути проблемы помогает найти адекватное решение, является образ туч или облаков, ассоциируемых с головной болью. Всегда образ туч или облаков (иногда тумана) означает не пролитые слезы, которые человек сдерживает с помощью мышечного напряжения во лбу и вокруг глаз, что вызывает боль. Поэтому вам предлагается просто увидеть, как из туч или облаков пошел дождь, и смотреть на эту картину, пока весь дождь не выльется. Некоторым людям (даже мужчинам) кажется, что этот дождь никогда не кончится, но это не так, этот процесс может длиться максимум 15 минут, и результат всегда очень хороший.

Техника «Выражение чувств».

Суть этого метода состоит в том, чтобы индивид выразил образу боли все те чувства, которые он к нему испытывает. Хитрость здесь в том, что только чувство является первопричиной боли, только чувство фиксирует в воображении человека тот или иной образ или мысль. Высказывание чувства, которое «застряло» и вызывает спазм, снимает спазм, и образ тает. Отслеживая, как тает образ, мы можем знать в какой степени человек освободился от некоторого (обычно негативного) чувства, порождающего его проблемы.

Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать или эмоционально рассказать образу о тех неприятных чувствах, которые он в вас вызывает. По мере передачи негативный образ постепенно тает, а с ним исчезает и негативное состояние. В некотором смысле этот метод можно рассматривать как вариант плавно протекающего катарсиса, контролируемого с помощью динамики образа.

Техника «Диалог».

Когда неясно, что делать с данным образом, то можно поговорить от его имени, как говорят актеры, «войдя в образ». Впрочем, можно и не входить в образ, а просто мысленно задавать ему вопросы и слушать его ответы, как будто он – живое существо. Поскольку образ символизирует некоторое ваше не до конца осознанное чувство или намерение, то вы просто сможете прояснить для себя, что это за чувство или намерение и что можно с этим сделать. Данный метод был предложен еще Фрицем Перлзом, основоположником гештальттерапии.

Можно поговорить с образом как с реальной личностью, ведь он всегда выполняет для клиента те или иные функции или воплощает те или иные чувства. Клиент может задавать вопросы образу и сам отвечать от его имени или просто войти в роль образа и произнести монолог, раскрывающий чувства и намерения образа. Диалог может играть проясняющую роль, помогая выбрать правильную стратегию действий, но может служить и самостоятельным средством решения психотерапевтической задачи.

Аналогичный метод применяется и в гештальттерапии, например при анализе сновидений: клиент говорит от имени тех образов, которые встречались в сновидении.

Здесь необходим комментарий: большинство беспокойных людей обычно борются со своим беспокойством, в результате чего оно только усиливается. Поэтому следует создать образ беспокойства и парадоксальным образом проявить к нему приязнь и доброту, принять его, а не отталкивать. Так же обстоит дело и со страхом: чем больше человек борется со своим страхом, тем он становится сильнее, поэтому следует пойти с ним на контакт и проявить к нему добрые чувства. Часто страх принимает образ паутины. Как-то мне пришлось минут 20 уговаривать человека, чтобы он в своем воображении прикоснулся к этой паутине. Как только это было сделано, паутина тут же исчезла, превратившись в серебристый шарик, который можно было принять как часть личности, и страх тут же прошел.

Техника «Взаимодействие противоположностей».

Одним из ключевых принципов гештальттерапии является то, что все наши проблемы связаны с наличием противоположных сил, причем одна из взаимоопределяющих сторон осознается, а вторая нет.

Поэтому если клиент представил некоторый образ, выражающий некоторое чувство или состояние, то можно попросить его представить и некоторый противоположный по смыслу образ, взаимодействующий с первым. Например, если человек боится чего-либо, то можно выделить образ того, что пугает (образ страха), и образ той части личности, которая боится (образ страшащегося), образ ненавидящего и ненавидимого, образ депрессивного и образ подавляющего и т.д. После этого можно провести взаимодействие парных образов друг с другом.

Предупреждение. Если одна из конфликтующих сторон явно имеет позитивный характер, то лучше не допускать ее непосредственного контакта с негативной частью, а работать на усиление и развитие позитивной части, при этом негативная часть будет терять силу и исчезнет.

Техника «Замена».

В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий негативное чувство, а потом найти позитивный образ, который мог бы адекватно заменить его, после чего принять позитивный образ и отказаться от негативного.

Техника «Прослеживание судьбы образа».

В этом методе клиенту предлагается просмотреть процесс дальнейшего развития образа или его историю в обратном порядке вплоть до момента его возникновения. И прошлое и будущее могут скрывать возможности избавления от негативного образа, а значит, и связанного с ним состояния. Например, проследив историю образа до момента его возникновения, можно построить новую историю без его возникновения или просто зафиксировать позитивный образ и связанное с ним состояние, которое было до того, и перенести их в настоящее (подобный метод используется в НЛП).

Техника «Свободное фантазирование».

В некоторых случаях допустимо и полезно позволить клиенту свободно фантазировать на заданную тему, не задавая определенной цели преобразования образов. Отталкиваясь от первично созданного образа, клиенты (особенно творческого склада) могут просмотреть целый фильм в своем воображении, который порой неожиданно заканчивается вполне счастливо, что ведет не только к изменению эмоционального состояния, но и к некоторой трансформации личности.

Техника «Расширение осознавания».

Этот метод предполагает использование образов для работы над более полным пониманием проблемы клиента, обычно он включается как составная часть целостного процесса терапии, но может приводить к решению проблемы и при использовании в качестве ведущего метода. Он предполагает умение терапевта задавать вопросы, проявляющие скрытый смысл, содержащийся в образе.

Вопросы могут быть примерно такие:

● Этот образ напоминает что-нибудь или кого-нибудь из вашей жизни?

● Какую функцию (работу) для вас выполняет этот образ?

● В каких жизненных ситуациях этот образ проявляется?

● К какой стороне или черте личности этот образ обращается?

● Как вы относитесь к этому образу?

● Как давно этот образ с вами?

● Какое положительное качество вашей личности подменяет этот негативный образ?

Техника «Волшебство».

Этот метод предполагает различные варианты «волшебных» изменений образов по желанию клиента, под «магическим» воздействием терапевта, по воле «высших сил», покровительствующих клиенту, и т.д. Он применяется в тех случаях, когда клиент не находит способа изменить образ. Тогда ему можно предложить представить, что образ как-то сам изменился в нужном направлении, попросить его описать, какой он теперь стал, после этого можно интегрировать его с личностью клиента, а о прежнем образе можно забыть, или клиент сам признает, что старый образ теперь не нужен. То же самое можно делать «по воле» терапевта (для этого вовсе не надо быть гипнотизером или экстрасенсом) или обратившись к высшим силам. Например, если некоторый образ накрепко соединен с телом клиента и «не хочет» диссоциироваться от него, можно искать мотив, по которому клиент держит этот образ, а можно предложить ему представить волшебный бальзам, с помощью которого можно извлечь образ или залечить «рану», образовавшуюся при его извлечении. Вообще хорошо заполнять «пустоты» в личности тем, что должно там быть на самом деле, после того как негативный образ энтропировал. Волшебное воздействие может помочь клиенту в управлении неуправляемыми образами.

Этот прием нужен в случаях, когда клиент не чувствует в себе силы справиться с тем или иным образом, хотя мы понимаем, что это его «заморочки». Можно обратиться за помощью к высшим силам или просто представить, что необходимое изменение произошло. Чаще оно играет вспомогательную роль.

К волшебному преобразованию можно отнести и прием извлечения энергии из негативных образований.

Конечно, начиная работу, можно столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, но при сохранении внутреннего спокойствия и трезвости вы всегда справитесь с трудностями. Если вы не уверены в себе, то следует договориться с самим собой, что в случае неудачи вы отменяете все свои воздействия и возвращаетесь в исходную точку. Помните, что этот метод может быть неэффективен, если головная боль вызвана чисто соматическими причинами или связана с невротическим заболеванием.