Готовим для малышей. Детское питание от рождения до школы.

Питание детей школьного возраста.

И вот ребенок пошел в школу. Теперь его потребности в энергии и питательных веществах стали не просто больше, они изменились качественно. К тому же школа – это и психологическая нагрузка, а еще часто детей отдают в разные кружки и секции, что прибавляет нагрузку. При этом продолжается рост организма, формирование костей скелета. Что же нужно школьнику из продуктов и в каких объемах?

У детей основной обмен в 1,5–2 раза выше, чем у взрослых. Суточная потребность ребенка в энергии на 1 кг массы тела в возрасте 6–9 лет составляет 80 ккал, в 10–13 лет – 75 ккал, в 14–17 лет – 65 ккал. Взрослый человек затрачивает в сутки на 1 кг массы тела 45 ккал.

То есть детям младшего школьного возраста (7–10 лет) нужно столько же килокалорий, как и их бабушкам и дедушкам в 60–70 лет: 2400 ккал в сутки. В 11–13 лет школьники должны съедать 2850 ккал в сутки, то есть столько же, сколько и взрослые, не занятые физическим трудом. У подростков в 14–17 лет потребность в калориях большая, чем у взрослых. У юношей это 3150 ккал, что соответствует потребности мужчин – рабочих в возрасте 18–40 лет, занятых физическим трудом. У девушек потребность несколько меньше, но тоже в районе 3000 ккал.

Белка детям требуется больше, чем взрослым, ведь они растут. Им нужно в сутки 1,3–1,5 г на 1 кг веса тела. Школьникам младшего возраста – 2,5–3 г на 1 кг веса, подросткам (14–17 лет) – не менее 2 г на 1 кг веса тела. То есть примерно в 7–10 лет ребенок должен получать 80 г белка в сутки, в 11–13 лет – 93 г, юноши в 14–17 лет – 106 г и девушки в 14–17 лет – 96 г.

Белки набирать дети должны как за счет растительных, так и за счет животных продуктов. Основные источники животного белка – молоко и молочные продукты, мясо, рыба и яйца. Растительный белок содержится много где, но главное значение имеют хлебобулочные изделия, крупы и макароны, а также картофель. Эти продукты в рационе ребенка должны присутствовать обязательно и постоянно. Причем животный белок в суточном рационе школьника должен составлять 60 % от общего количества белка. Так что диетологи разработали нормы детского питания, по которым в день ребенок должен съедать: молоко – 500 мл, 1 яйцо, творог – 40–50 г, сыр – 10–15 г, рыба – 40–60 г, мясо школьники младшего возраста (7–10 лет) – 140 г, среднего возраста (11–13 лет) – 175 г и подростки (14–17 лет) – 220 г.

Следует иметь в виду, что детям совершенно необходимы молочные белки. Они легко усваиваются организмом и способствуют усвоению кальция и фосфора. Кальций необходим костям, а фосфор – мозговым тканям. Именно поэтому молоко является обязательным, не подлежащим замене продуктом питания школьников. Кстати, белки молока – казеин и лактоальбумин – ни в каких других продуктах питания не встречаются. Третий белок молока – глобулин – представляет собой комплекс веществ, являющихся в организме источником антител, без него качественный иммунитет будет недостижим.

Также не следует забывать о молочнокислых продуктах – это творог, сметана, сыры, кефир, ацидофильное молоко, йогурт, простокваша и т. д. В результате жизнедеятельности молочнокислых бактерий образуются витамины B1, В2 и ферменты. Микроорганизмы, содержащиеся в молочнокислых продуктах, создают в кишечнике кислую среду и подавляют жизнедеятельность гнилостных и патогенных бактерий. Кроме того, молочнокислые продукты усиливают выделение желудочного сока и возбуждают аппетит, способствуют регулярному опорожнению кишечника.

Творог содержит до 14–18 % белка, богат кальцием и фосфором, в нем значительное количество незаменимых аминокислот. Сыры содержат 20–23 % белка, жиры (до 30 % и более) и, что особенно важно, кальций и фосфор, находящиеся в оптимально сбалансированных соотношениях. В 100 г сыра содержится дневная норма кальция. Да такого же эффекта нужно съесть 600 г творога (что мало реально) или выпить 1 литр молока.

В желтках яиц содержатся сложные белки фосфопротеиды, которые необходимы для нормального формирования и функционирования центральной нервной системы. Поэтому в рацион нужно включать ежедневно одно яйцо.

Белки мяса и мясных продуктов усваиваются в организме на 96–98 %.

Сейчас много говорят об избыточном содержании жиров в продуктах питания, об излишнем весе, в том числе и у детей. Но питаться обезжиренной пищей так же вредно, как и продуктами с избытком жиров. Жиры в организме нужны для роста, для построения нервной ткани и тканей мозга. Жиры являются растворителями витаминов А и D, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Некоторые жиры сами являются источниками витаминов А и D, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот. Кстати, сердечная мышца питается только полиненасыщенными жирными кислотами, при их недостатке в пище сердце просто «голодает».

Отсутствие жира в питании детей отрицательно сказывается на их здоровье, особенно на иммунитете. При недостаточном поступлении жира организм становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к холоду, дети чаще болеют простудными заболеваниями. При длительном недостаточном содержании жиров у детей отмечаются замедление роста и расстройства функций нервной системы.

Про проблемы при избытке жиров в питании родителям обычно известно больше. Нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение.

Потребность в жирах у школьников такая же, как и в белках. Наиболее полезным является сливочное масло, в котором находятся витамины А и D и фосфатиды, необходимые растущему организму. Растительное масло должно составлять 10–15 % от общего количества жиров в день.

Углеводы являются основным источником энергии для мышц. Дети всегда подвижны, поэтому их энергозатраты значительны. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров, то есть 320–420 г в сутки. Количество легко усвояемых углеводов в пищевом рационе школьника (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия и др.) должно составлять 20 % от общего содержания углеводов, это 70–100 г в сутки. Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, которого много в хлебных и крупяных продуктах. Поэтому детям положено давать довольно большое количество хлебобулочных изделий (300–400 г) и круп (35 г) в день. Только не следует кормить их углеводосодержащими продуктами в ущерб белковым и жировым, это наносит большой ущерб здоровью детей. Начинаются нарушение обмена веществ, отставание в росте и общем развитии, ожирение, склонность к частым заболеваниям. На каждый грамм белка должно приходиться 1 г жира и 4 г углеводов.

Конечно, следует позаботиться о достаточном поступлении в организм ребенка витаминов. У школьников потребность в витаминах повышена, особенно в витаминах А, С и D.

Довольно часто у детей бывает недостаток каких-либо витаминов в организме, но ни родители, ни врачи не думают в первую очередь на авитаминоз, а достаточно безуспешно лечат его симптомы. Вот каковы эти признаки:

– гиповитаминоза А: сухость кожи, ее утолщение, ороговение (гиперкератоз), склонность к кожным заболеваниям. У грудных детей наблюдаются опрелости, молочница, стоматит. При недостатке витамина А длительно протекают и плохо лечатся трахеиты, бронхиты, гастроэнтериты, колиты, возникают циститы. У человека возникают куриная слепота, ночная слепота, конъюнктивиты, в тяжелых случаях – вплоть до полной слепоты;

– гиповитаминоза В1: снижение аппетита, тошнота, запоры, позднее присоединяются головные боли, раздражительность, ослабление памяти, сердцебиения, одышка, боль в области сердца, мышечная слабость;

– гиповитаминоза В2: поражение слизистой оболочки губ со слущиванием эпителия и трещинами на губах, стоматит, воспаление языка, поражение кожи, похожее на экзему, конъюнктивит, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения, у детей замедление роста и развития;

– гиповитаминоза ВЗ: у детей задержка роста и прибавки массы тела, у взрослых и детей депрессия, апатия, слабость, синдром «жжения» в стопах, нарушения работы кишечника, инфекции дыхательных путей, снижение артериального давления;

– гиповитаминоза В6: раздражительность, сонливость, нарушение умственной деятельности, периферические невриты, себорейный дерматит, стоматит, конъюнктивит;

– гиповитаминоза В9 (фолиевой кислоты): у детей задержка физического и психического развития, роста, у взрослых и детей макроцитарная гиперхромная анемия, снижение количества тромбоцитов и от этого плохая свертываемость крови, нарушение работы кишечника, дерматит, нарушение функции печени, сухой ярко-красный язык;

– гиповитаминоза В12: поносы, снижение аппетита, мегалоцитарная гиперхромная анемия, покалывание, жжение языка, покраснение его кончика, снижение кислотности желудочного сока, нарушения походки и чувствительности кожи и мышц конечностей, полиневриты;

– гиповитаминоза С: слабость, раздражительность, сухость и шелушение кожи, отечность дёсен, их кровоточивость, носовые кровотечения, точечные кровоизлияния на сгибах шеи, конечностей, боли в нижних конечностях;

– гиповитаминоза D: у детей рахит – нарушение у ребенка дневного и ночного сна, чрезмерная потливость, необоснованное беспокойство, снижение тонуса мышц. Позже появляются деформации костей черепа и грудной клетки (уплощение затылка, утолщение реберных хрящей в местах их соединения с костными частями рёбер); у взрослых остеопороз (истончение костной ткани);

– гиповитаминоза E: мышечная слабость, ранняя мышечная дистрофия;

– гиповитаминоза PP (никотиновой кислоты): пеллагра в России не встречается. Но на всякий случай: характерны красные пятна с явлениями отека и воспаления на коже кистей рук, шероховатая, темно-коричневого цвета кожа, которая шелушится, увеличенный отечный язык малинового цвета; поносы; поражения нервной системы.

Нередко встречается одновременно дефицит нескольких витаминов. Но ведущей является недостаточность одного витамина с соответствующими симптомами. В нашей стране чаще возникают гиповитаминозы С, В1 и В6; причем гиповитаминоз С обычно встречается зимой и весной.

Однако следует помнить, что длительное употребление и тем более превышение дозы витаминных препаратов может принести больше вреда, чем пользы.

Где же содержатся витамины?

Витамин А (ретинола ацетат, каротин): ретинола ацетат – сливочное масло (но не сало), печень, яичный желток, рыбий жир; каротин – морковь, укроп, петрушка, щавель.

B1 (тиамин): пивные дрожжи, бобовые, греча, овсянка, хлеб из муки грубого помола.

B2 (рибофлавин): молоко, молочные продукты, дрожжи, хлеб, гречка, печень.

В6 (пиридоксин): гречка и другие крупы, рыба, мясо и мясные субпродукты, яичный желток, дрожжи, орехи, семя подсолнечника, бобовые.

B12 (кобаламин): мясные субпродукты (печень, почки), рыбные продукты (икра, печень рыб).

B13 (оротовая кислота): дрожжи, молочные продукты, печень.

С (аскорбиновая кислота): овощи, фрукты, ягоды – особенно в черной смородине, цитрусовых, капусте, укропе, петрушке.

Д (кальциферол): рыбий жир, печень рыб, икра; в небольшом количестве – в сливочном масле и желтке. Под воздействием ультрафиолета образуется в коже человека из провитамина.

E (токоферол): растительные масла, (особенно много в облепиховом масле), листья салата, шпинат, печень, яичный желток, молоко.

F (полиненасыщенные жирные кислоты): растительные масла.

К (филлохинон): шпинат, капуста, морковь, помидоры, кабачки, соя.

P (рутин): чай, плоды шиповника, черная смородина, черноплодная рябина, лимон, виноград, слива, гречка.

PP (никотиновая кислота): мясо, печень, дрожжи, пшеничная мука, гречка, бобовые, грибы, арахис, кофе, но лучше усваивается из продуктов животного происхождения.

Холин: яичный желток, печень, почки, творог, сыр, растительное масло, бобовые, капуста, шпинат.

В питании школьников должно предусматриваться ежедневное потребление больших количеств овощей (300–350 г) и фруктов (150–300 г).

Для нормальной жизнедеятельности также необходимы:

– натрий, калий, магний, кальций, фосфор, хлор – в довольно значительных количествах, измеряемых граммами или десятыми долями грамма в сутки. Поэтому их называют макроэлементами;

– железо, медь, цинк, марганец, йод, селен, фтор, хром, олово – в очень малых суточных дозах, измеряемых миллиграммами или долями миллиграмма. Поэтому их называют микроэлементами.

Они являются обязательной составной частью крови, гормонов, ферментов, используются для построения костной, мышечной, нервной и друг их тканей, участвуют в процессах обмена веществ, в других сложных процессах. Особенно важное значение для скелета имеют кальций и фосфор. В школьном возрасте кальция требуется около 1,2 г в сутки, а фосфора почти в 2 раза больше. Чтобы удовлетворить эту потребность, необходимо включать в рацион продукты, богатые кальцием и фосфором. Особенно много кальция содержится в молоке и молочных продуктах. Кальций молока усваивается полностью. Также источниками кальция будут брынза, чай, орехи, жирный творог, кофе. Источником фосфора в детском питании являются яйца, сыр, мясо, рыба, овсяная крупа, бобовые и др.

Na (натрий): поваренная соль, рыба, колбасы, сыры, хлеб.

К (калий): чай, какао, кофе, шпинат, горох, орехи, грибы, греча, фрукты и овощи.

Mg (магний): кунжут, какао, орехи, крупы, бобовые.

Cl (хлор): поваренная соль и морепродукты.

Fe (железо): какао, мясо, мясные субпродукты, горох, грибы, гречка, хлеб, орехи.

Cu (медь): печень трески, какао, говяжья печень, кальмар, орехи, горох, гречка.

Zn (цинк): мясо, рыба, яйца.

Mn (марганец): крупы, бобовые, петрушка, укроп, щавель, клюква, малина, черная смородина.

Cr (хром): черный перец, печень, пивные дрожжи, хлеб из муки грубого помола.

Se (селен): морская и каменная соль, рыба, креветки, кальмар, яйца, мясные субпродукты.

I (йод): все морские продукты, рыбий жир, молочные продукты, гречка.

F (фтор): мясо, чай, морепродукты.