Игры с аутичным ребенком.

1. Синдром раннего детского аутизма. Введение в проблему. Миф об аутизме, или этические аспекты проблемы. Люди с аутизмом, государство и общество, или социальные аспекты проблемы. Научные исследования по проблеме, подготовка специалистов. Вопросы диагностики, коррекции и образования. Диагностика. Государственные учреждения специального образования. Интегративные группы. Негосударственные учреждения специального образования. Координация работы специалистов и семьи. Общие требования. Пожелания родителям. Активная позиция. Главный принцип – соблюдение интересов ребенка. Пожелания педагогам и психологам. 2. Организация жизни аутичного ребенка. Организация пространственной среды. Жизненное пространство аутичного ребенка. Детская комната. Первое условие – безопасность. Второе условие – обеспечение комфорта и уюта. Третье условие – наличие необходимого оборудования. Четвертое условие – поддержание порядка. Пространство квартиры. Ближайшее социальное окружение. Дальние прогулки. Организация времени. Режим дня ребенка. Формирование временных представлений. Знакомство с часами. Усвоение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь». Усвоение понятий «сегодня», «вчера», «завтра». Усвоение понятия «неделя», дни недели. Месяцы. Времена года. Бытовые ритуалы. Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях и постепенное их усложнение. Организация четкого распорядка дня. Семейные привычки и традиции. Обучение ребенка умению использовать приобретенные навыки в различных ситуациях. Создание информационных и других фильтров. 3. Игровая деятельность аутичного ребенка. Особенности развития игры аутичного ребенка. Предметная игра. Элементы сюжетно-ролевой игры. Стереотипная игра. Особенности стереотипной игры. Стереотипная игра как основа взаимодействия. Сенсорные игры. Особенности сенсорных игр. Сенсорные игры как возможность установления контакта. Виды сенсорных игр. Игры с красками. Цветная вода. Смешиваем краски. Кукольный обед. Игры с водой. Переливание воды. Открывай! – закрывай! Фонтан. Бассейн. Озеро. Море. Купание кукол. Мытье посуды. Игры с мыльными пузырями. Мыльные пузыри. Пенный замок. Игры со свечами. Подуем на огонек. Гуляем в темноте. Рисуем дымом. Праздник на воде. Холодно – Горячо. День Рождения. Игры со светом и тенями. Солнечный зайчик. Тени на стене. Театр теней. Фонарик. Темно – светло. Китайский фонарик. Игры со льдом. Льдинки. Тает льдинка. Разноцветный лед. Ледяные фигуры. Сосульки. Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Вкусная кашка. Разложи по тарелочкам. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной). Пластилиновые картинки. Приготовление еды. Огород. Игры со звуками. Послушаем звуки. Постучим, погремим! Найди такую же коробочку. Свистульки. Музыканты. Звуки природы. Игры с ритмами. Игры с движениями и тактильными ощущениями. Тормошение, возня. Догоню-догоню, поймаю-поймаю. Змейка. Самолетики. Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр. Игровая терапия (терапевтические игры)[4]. Необходимость психотерапевтической работы. Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями. Виды терапевтических игр. Игры с крупами. Дождь, град. Игры с ватой. Снег идет. Снежки. Сугробы. Снежная крепость. Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками. Салют. Землетрясение. Мусорка. Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками (перетягивание, подбрасывание, легкие удары). Кто сильнее. Подушечные бои. Выбиваем пыль. Детский футбол. Падающая башня. Штурм крепости. Игры со старыми газетами или журналами. Птицы летят. Бумажная битва. Бумажный листопад. Игры с водой. Наводнение, водопад, фонтан. Брызгалки. Психодрама. Страхи аутичного ребенка. Психодрама как способ борьбы со страхами. Механизм возникновения психодрамы. Варианты психодрамы. Страх машин. Страх «шампанского». Страх темноты и замкнутого пространства. Совместное рисование. Метод совместного рисования. Этапы развития совместного рисования. 1-й этап: налажиание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности. 2-й этап: рисование «по заказу» ребенка. 3-й этап: постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения. 4-й этап: вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. 5-й этап: введение сюжета. 6-й этап: дальнейшее развитие сюжета. 7-й этап: перенос полученных знаний в другие ситуации. Использование специальных приемов в ходе совместного рисования. Использование наклеек. Изготовление книжек из рисунков. Взаимосвязь разных видов игр. 4. Организация взаимодействия педагога, психолога и родителей. Организация занятий. Постановка целей. Анализ ситуации. Участие мамы в проведении занятия. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни. Выработка единого подхода к обучению и воспитанию. Организация специальных условий для игр. Психологическая помощь родителям аутичного ребенка. Приложения. 1. Тексты стихов и детских песенок. Потешки. Агния Барто «Игрушки». Мишка. Бычок. Лошадка. Самолет. Мячик. Слон. Детские песенки. Антошка. (из мультфильма «Веселая карусель» № 1) Слова Ю.Энтина. Веселые гуси. Украинская народная песня. Песенка крокодила Гены. (из мультфильма «Чебурашка») Слова А.Тимофеевского. Песенка львенка и черепахи. (Из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню») Слова С. Козлова. Чунга-Чанга. (из мультфильма «Катерок») Слова Ю.Энтина. Спят усталые игрушки. Слова З. Петровой. По малину в сад пойдем. Слова Т. Волгиной. 2. Московские организации, оказывающие помощь аутичным детям. 3. Ресурсы интернет (русскоязычные). 4. Словарь специальных терминов[5]. Литература. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5.