Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников.

Обязанности знатоков.

• КОМАНДИР – то же, что в осеннем и зимнем циклах.

• ШТУРМАН – то же, что в осеннем и зимнем циклах.

• КРАЕВЕД – может показать на небе и назвать несколько созвездий (Большую Медведицу, Малую Медведицу, Кассиопею) и Млечный путь; рассказать о труде людей в природе весной.

• ЭКОЛОГ – может рассказать о взаимосвязях известных живых организмов водоема, луга и леса, составлять несколько цепей питания. Умеет играть в игру «Сеть питания». Может рассказать о том, как дерево «ест», что растения являются источником питательных веществ и кислорода для животных и человека. Может нарисовать несколько природоохранных знаков.

• ФЕНОЛОГ – может рассказать о характерных признаках лета, осени, зимы и весны, отвечает за отметку в календаре природы весенних явлений природы при помощи условных знаков (время цветения ольхи, красной вербы, появления прострела, ландыша, калужницы, купальницы, появления трясогузки, бабочки-траурницы и адмирала, шмеля, осы, стрекозы, майского жука).

• ЗНАТОК РАСТЕНИЙ – определяет по картинке съедобные и несъедобные грибы (белый, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, мухомор, бледная поганка); отличает по внешнему виду мхи и лишайники от других жизненных форм растительного мира. Узнает в природе растения леса, луга, болота, реки (прострел, ландыш, красную вербу, калужницу, купальницу).

• ЗНАТОК ЖИВОТНЫХ – знает животных природных сообществ: леса, луга, болота, реки (шмель, бабочка-траурница и адмирал, трясогузка).

• ЗНАТОК ВОДЫ – может рассказать, какие водоемы находятся в пригородной зоне.

• ЗНАТОК ВОЗДУХА – может рассказать, что кислородом, входящим в состав воздуха, дышат живые организмы, а углекислый газ, выделяемый при их дыхании, поглощается растениями для питания. Знает, какие растения опыляются с помощью ветра (орешник, береза, сосна).

• ЗНАТОК ПОЧВЫ – может рассказать о составе почвы (песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, живые существа), что такое лесная подстилка и какое значение она имеет для леса, что перегной образуется из остатков растений и животных.

• ХУДОЖНИК – может сделать рисунок в технике «мятая бумага» на тему «Весна», изготовить коллаж «Восход солнца», назвать фамилию художника, рисовавшего весну, и его картину.

• ЗНАТОК МЕДИЦИНЫ – может оказать помощь при легких ожогах, ушибах, ранениях, может рассказать, как использовать лечебные травы (подорожник, чистотел).

• ФИЗОРГ – то же, что в зимнем цикле.

• ЗНАТОК ПИТАНИЯ – то же, что и в осеннем цикле.

• РЕДАКТОР – то же, что и в осеннем цикле.