Инновации в социокультурном сервисе и туризме.

Основные направления деятельности центра.

Основными направлениями деятельности центра являются культурно-просветительское, научное, образовательно-воспитательное, спортивно-оздоровительное, туристско-развлекательное.

Культурно-просветительское направление.

Это направление включает в себя создание музея под открытым небом. Богатый опыт в этом направлении накоплен за рубежом. Движение по их созданию берет начало еще в 1960-е гг. Пионером здесь может считаться созданный в 1962 г. историко-археологический исследовательский центр в Лейре (Дания), который вначале функционировал как научно-экспериментальное учреждение. На участке в 25 га в Лейре, в долине Гертхадален, в 40 км от Копенгагена были построены «доисторическая деревня», а также учебные, административные и другие здания. Экспериментаторы вспахали деревянными сохами небольшие поля, обзавелись стадами самых простых видов домашних животных. Их мясо, а также плоды полей служили основной пищей.

Сначала воссозданием деревни эпохи раннего железного века и древнего образа жизни занимались только археологи со своими ближайшими помощниками. Но в 1970 г. им пришла идея пригласить несколько обычных датских семей, чтобы те пожили неделю-другую в доисторической деревне. Вначале члены этих семей жили в «доисторической» деревне только летом. Они научились изготавливать керамику, обрабатывать поля и собирать урожай, сбивать масло, коптить сыры, выделывать кожи, прясть шерсть и волокно, ткать. Потом они попробовали жить в домах железного века в зимний период. По собственному признанию участников, у них действительно возникло ощущение, что они приблизились к состоянию, в котором находились люди 2000 лет назад.[2].

По примеру комплекса в Лейре был создан аналогичный центр в Дюппеле (ФРГ). Здесь под руководством лейрских инструкторов средневековыми инструментами было построено славянское и германское поселение второй половины XII – начала XIII столетий. Помимо проведения сугубо научных экспериментов по воссозданию «средневековой жизни», сотрудники центра активно привлекают в Дюппель всех желающих. Достаточно сказать, что многое в дюппельской деревне построено именно руками и на средства сотен самоотверженных энтузиастов, большая часть из которых не имеет непосредственного отношения к научной деятельности. Некоторые городские семьи приезжают в Дюппель на достаточно длительный срок и адаптируются к средневековой среде обитания. Количество желающих посетить деревню в Дюппеле намного превышает ее возможности удовлетворить интерес всех.[3].

Пример Лейре и Дюппеля «заразил» многих. Так, в 1975 г. небольшая группа голландцев, состоящая из десяти взрослых людей, самому старшему из которых было на тот момент 72 года), и четырех детей (младшему из них исполнилось всего два года) под руководством учителя Роелофа Горреуса де Хааза попыталась воссоздать те условия, в которых жили их предки, а также самим испытать на себе все «прелести» древней жизни. В качестве образца был избран каменный век. Энтузиасты подошли к делу очень основательно. Они проштудировали всю имеющуюся в их распоряжении литературу, а также ознакомились с экспозициями различных археологических объектов и музеев. Составив достаточно полное представление о способах деятельности людей каменного века, они занялись подбором места проведения эксперимента. Выбор пал на польдер Флево. Однако прежде чем приступить к реализации сложного и трудоемкого эксперимента, все участники в течение нескольких лет регулярно проводили тренировочные выезды на польдер, во время которых имитировали жизнь древних людей.

Наконец торжественный момент настал. Группа прибыла на польдер Флево, захватив с собой изготовленные древними способами инструменты, хозяйственный инвентарь, предметы ежедневного обихода, только натуральные продукты в виде зерен и фасоли, несколько коз, барана и собаку. Для жилья участниками эксперимента из стволов деревьев, прутьев, коры и глиняной обмазки были построены семь хижин с очагами внутри. Кроме жилых сооружений, были построены хлев для скота с плетеной оградой, амбар для запасов зерна, сена, дров и других хозяйственных припасов. Были выкопаны также колодец и складские ямы. Для выпечки хлеба была сложена глиняная печь.

Целое лето маленький коллектив жил первобытной жизнью. Жители деревни возделывали каменными мотыгами крошечные поля, мололи зерно на каменных зернотерках, заготавливали корм скоту, готовили пищу на очаге, изготавливали на ткацких станках ткани, выделывали кожи, изготавливали различные орудия, формовали и обжигали керамические сосуды и т. д.

Эксперимент растянулся на несколько лет и принес очень много впечатлений и открытий как его участникам, так и специалистам.[4].

В нашей стране создание таких действующих музеев под открытым небом началось сравнительно недавно.

До 1990-х гг. в России, не считая краеведческих и литературных, существовали почти исключительно традиционные архитектурные (например, Кижи) или литературные (Тарханы, Ясная Поляна) мемориальные музеи. В последние годы получила развитие музеефикация одной из весьма специфических, известных в основном лишь узкому кругу специалистов категории памятников – археологических объектов. В настоящее время большинством ученых они рассматриваются не только как памятники истории и культуры, но и как памятники природы. Как показывает опыт многих стран дальнего зарубежья, это один из самых перспективных культурных и туристских ресурсов.

Истоки проблемы музеефикации уходят в далекое прошлое. Многим из нас известно, что Петр I в 1718 и 1721 гг. издал указы о доставке природных и археологических находок в Кунсткамеру, что составило основу ее коллекции. Однако уже в то время наряду с попытками сохранить уникальное наследие проявилась тенденция к его бездумному варварскому уничтожению. Об этом говорят исторические факты. Известный ученый А. А. Формозов приводит следующий пример. Д. Мессершмидт, посланный в Сибирь с научными целями, обнаружил три высеченные из камня фигуры животных, разбитые на куски, и пришел в ужас от «страшного неповиновения воевод указам всемилостивейшего монарха». В 1722 г. Петр I после посещения развалин столицы Волжской Булгарии и велел казанскому губернатору послать на городище каменщиков для починки поврежденных строений и монументов для предупреждения дальнейших разрушений. Это распоряжение перестали выполнять сразу же после смерти Петра I. Мало того, во время царствования Елизаветы архиерей Лука разрушал все болгарские здания, чтобы искоренить остатки мусульманства.

В начале XXI в. в Екатеринбурге состоялся Северный Археологический конгресс, представленный пятью странами: Россией, Швецией, Данией, Канадой и Японией. На конгрессе наряду с другими вопросами обсуждалась проблема охраны памятников археологии. Большое внимание участники конгресса уделили музеефикации памятников археологии, считая это одним из решений проблемы по предупреждению их разрушения.

Музеефикация археологических объектов позволяет не только решить проблему сохранения этого уникального наследия, насчитывающего много веков и тысячелетий. Она расширяет количественно и улучшает качественно имеющиеся фонды и выставки, а также способствует возникновению принципиально новых форм хранения и показа уникальных экспонатов и комплексов. Финансирование российских музеев по остаточному принципу привело к тому, что экспонаты, полученные в результате археологических разведок и раскопок, просто негде хранить и негде выставлять. Фонды региональных музеев переполнены, выставочные площади (за редким исключением) мизерны по сравнению с имеющимися материалами. В результате многие артефакты оказываются на многие десятилетия недоступными ни ученым, ни тем более посетителям. В этом плане российские музеи напоминают нищих, сидящих на сундуках с несметными сокровищами и не имеющих возможности этими сокровищами воспользоваться.

Именно с целью решения данной проблемы во многих регионах России создаются специализированные археологические музеи, а также музеи-заповедники под открытым небом. Такие учреждения способствуют улучшению пропаганды и популяризации археологического наследия. В археологических музеях, как правило, работают специалисты, способные собрать, сохранить и выставить экспонаты археологических коллекций. Не в обиду будет сказано музейным работникам, но в большинстве российских музейных учреждений традиционного типа складывается парадоксальная ситуация. Археологические фонды, составляющие львиную долю имеющихся экспонатов, являются одними из наиболее интересных с точки зрения посетителей музеев. Но в большинстве случаев они располагают весьма скромными помещениями для хранения и экспозиционно-выставочными объемами. Нехватка специалистов – археологов и профессиональных экспозиционеров – приводит к тому, что и эти скромные выставочные площади весьма скучны и неинформативны. В музеях общего исторического профиля в большинстве случаев археологические экспозиции не меняются десятилетиями, а выставки из фондов не проводятся вообще. И речь идет не только о небольших районных провинциальных музеях. На редкость серой и скучной является экспозиция первобытного отдела Эрмитажа, и это с его-то сокровищами. На фоне греческого или египетского залов древняя история собственной страны выглядит унылой и не вызывает особых положительных эмоций.

К счастью, в нашей стране имеются и обратные примеры. Очень интересными экспозициями являются археологические музеи или археологические отделы в краеведческих музеях в Москве, Самаре, Волгограде, а также музеефицированные археологические памятники, такие как Танаис, Херсонес, Аркаим и многие другие.

Содержание археологических музеев под открытым небом различно. Некоторые представляют собой только экспозицию из натуральных или реконструированных комплексов (например, палеолитический комплекс Костенки в Воронежской области или Томские писаницы на берегах реки Томи в Восточной Сибири). Другие, помимо этого, содержат также традиционные выставочные музейные залы, фондохранилище, научный отдел, реставрационные мастерские (например, знаменитое городище Танаис в устье реки Дон, расположенное неподалеку от Ростова-на-Дону).

Однако в таких музеях под открытым небом, как правило, отсутствует развитая сфера обслуживания посетителей и отдыхающих (нет гостиниц, кафе, пунктов проката спортивного и другого инвентаря и автотранспорта, лодочных и яхт-станций, пляжей, автостоянок, магазинов и др.). Как правило, посещение таких музеев ограничивается знакомством с экспозицией. Это и понятно, такие музеи создавались, как правило, в научно-исследовательских целях, а обслуживанию экскурсантов и туристов в них отводилось одно из последних мест.

Создание центров нового типа предполагает наличие не только выставочных залов и комплексов, но также развитой сферы отдыха и развлечений. Работа центра должна быть направлена на то, чтобы посетитель не просто ознакомился с имеющимися достопримечательностями и экспозициями, но и получил максимально положительный эмоциональный заряд. Как известно, наилучшим показателем эффективности деятельности любого учреждения, занятого в сфере социально-культурного бизнеса и туризма, является степень «возвратности» посетителя. Соответственно, чем лучше и разнообразнее будет организовано времяпровождение туристов и экскурсантов во время посещения центра, тем более велика вероятность повышения данного показателя.

Кроме собственно музея (содержащего как традиционные, так и оригинальные экспонаты и комплексы), центр может включать в себя действующие мастерские, работа которых должна быть направлена на возрождение традиционных промыслов и ремесел. В некоторых регионах России туристическая деятельность основана именно на этом направлении (в качестве примера можно привести Палех, Гусь-Хрустальный, Павлов Посад и др.). В зависимости от природных, национально-культурных особенностей региона, имеющегося потенциала (подразумевающего наличие развитых ремесел или какого-то особого, характерного именно для этой местности продукта или направления) эти мастерские могут быть самыми разными. Наибольший эффект, естественно, будет достигнут при наличии логической связи деятельности мастерских с характером собственно музея. Изготовление сувенирной продукции на основе экспонатов музея не только является одним из источников получения средств для развития центра, это послужит повышению уровня положительного эмоционального восприятия от посещения центра, а также привлечет дополнительных посетителей. Кроме того, такая работа будет способствовать популяризации и поддержке традиционных народных промыслов и ремесел, возникновению новых (а вернее, возрождению хорошо забытых) видов творчества, сохранению и передаче их следующим поколениям.

Центр должен стать базой для организации и проведения различных мероприятий по проблемам охраны и использования природного, историко-культурного наследия, охраны окружающей среды, развития межэтнических отношений, сохранения и развития историко-культурных традиций региона и т. д. Как показывает исторический опыт, в реальной жизни все эти проблемы оказываются тесно переплетенными между собой, и успешно решать их можно только в комплексе.

К числу таких мероприятий относятся различные фестивали, праздники, конкурсы, слеты и иное, так или иначе связанное с популяризацией деятельности центра.

В культурно-просветительское направление работы центра входит создание на базе его базе студии фото – и видеозаписи. В ассортимент продукции такой студии могут входить передачи, циклы лекций, документальные и игровые фильмы, посвященные как всему региону, так и отдельным его микрорайонам. Студия может как создавать продукцию по своей собственной инициативе, так и выполнять заказы учреждений, организаций и отдельных групп и граждан. Такая деятельность будет способствовать популяризации деятельности центра, привлечению посетителей и служить дополнительным источником доходов.

Студия может входить составной частью в рекламно-информационный центр, организованный на базе центра. Основным направлением деятельности рекламно-информационного центра, использующего новые технологии, может стать разработка новых типов рекламной продукции, в том числе и в системе информационных технологий. К числу таковых могут относиться разработка электронных версий экспозиций музеев и заповедников разных направлений; создание обучающих и игровых программ. Очень важным является обеспечение с помощью компьютерных технологий доступа населения России к уникальному природному и историко-культурному наследию ее таких разных регионов.

Одним из таких примеров может служить проект «Виртуальный музей древнего искусства Нижнего Поволжья».

• Анализ ситуации, обоснование целесообразности проекта.

Нижнее Поволжье человек начал осваивать десятки тысяч лет назад. На протяжении веков здесь появлялись, сменяя друг друга, племена и народы, оставляя потомкам богатое художественное наследие. В степях Евразии, в том числе и Нижнем Поволжье, находился один из древнейших очагов культурогенеза индоевропейцев, в том числе и индоарийской общности, которые в дальнейшем расселились на огромных пространствах Евразии.

В последние десятилетия в Нижнем Поволжье были открыты уникальные памятники эпохи энеолита, бронзы, раннего железного века и Средневековья, содержащие художественные ценности, которые по уровню эстетического исполнения и исторической значимости сопоставимы с широко известными сокровищами цивилизаций Древнего Востока и античности. К примеру, в степном коридоре Поволжья – Причерноморья ныне многие исследователи ищут и находят истоки так называемого микенского стиля орнаментации, получившего расцвет в средиземноморском регионе.

Сложение и развитие скифо-сарматского искусства также происходили в степной зоне Евразии. В I тысячелетии до н. э. – первых веках н. э. Нижнее Поволжье становится одним из наиболее заметных центров скифо-сарматского мира. Не исключено, что формирование знаменитой скифской триады (включающей звериный стиль, художественно оформленные оружие и конскую упряжь) происходило и в этом регионе. Кроме того, динамичные кочевые общества поддерживали тесные контакты с Ближним Востоком, кельтским миром Центральной и Западной Европы, Китаем и другими регионами древних цивилизаций, что нашло отражение в серии замечательных произведений искусства других стран и культур.

Не менее выдающиеся памятники гуннского, хазарского, печенежского, половецкого и славянского искусств дошли до нас из эпохи Средневековья. В XIII–XV вв. нижневолжские степи становятся центром одной из самых могущественных держав того времени – Золотой Орды. Сложение двух элементов – кочевого степного и городского, сочетающих традиции центрально-азиатского язычества, мусульманского Востока и христианской древней Руси, привело к сложению оригинальной золотоордынской культуры и особого направления в мировом художественной творчестве.

Однако большая часть богатейшего художественного наследия племен и народов евразийских степей от палеолита до Средневековья известна небольшому кругу специалистов и практически недоступна широкой общественности, хотя многие шедевры древнего искусства не уступают по совершенству исполнения и уникальности лучшим мировым образцам.

Лишь некоторые художественные музеи России имеют отделы первобытного или древнего искусства (прежде всего это Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В большинстве случаев это экспозиции, посвященные цивилизациям Древнего Востока или античного мира. И хотя фонды региональных музеев содержат богатый материал, отражающий развитие культуры и искусства древних обществ на территории России, в экспозициях практически не предпринимаются попытки рассмотреть его с художественно-эстетических позиций. Определенный опыт работы в этом направлении накоплен за последние годы сектором первобытного искусства и археологии Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева. Им ведется активная выставочная деятельность на основе фондов музея с привлечением экспонатов как из музеев и научно-исследовательских центров других городов Нижнего Поволжья, так и из частных коллекций. Однако недостаточность финансирования, ограниченность экспозиционных площадей, рассеянность экспонатов по разным музейным собраниям делают создание реального музея древнего искусства Нижнего Поволжья в настоящее время невозможным. Очевидно также, что основные тенденции развития современного музея неизбежно влекут за собой поиск новых форм работы со зрителем, нетрадиционных подходов к изучению, экспонированию, популяризации материала, а также предполагают обмен информацией. В связи с вышеизложенным представляется актуальным и необходимым создание виртуальной (электронной) версии музея древнего искусства Нижнего Поволжья.

Работа над проектомпредполагает активизацию и внедрение новых форм сотрудничества с музеями, научно-исследовательскими центрами, общественными организациями и частными лицами городов Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Волгограда, Астрахани и др. Использование новых информационных технологий не толькообеспечит выход на принципиально новый уровень экспозиционно-выставочной, образовательной, просветительской и научной работы, расширение аудитории, но и сделает виртуальный музей весьма перспективным ресурсным центром с практически неограниченными возможностями.

Экспозиция музея будет представлена в виде гипертекста, сопровождаемого иллюстративным мультимедийным материалом (графикой, иллюстрациями, видеоклипами) на веб-сайте в системе Интернет. Для удобства пользователя экспозиция будет содержать индексный указатель, словарь терминов, будет реализован контекстный поиск. Планируется запись конечного продукта на СD– и DVD-дисках, которые будут распространены среди ведущих организаций системы культуры, науки и образования РФ. Создаваемый сайт будет зарегистрирован в российских системах учета посещаемости ресурсов Интернета.

Проект рассчитан на искусствоведов, научныхсотрудников, педагогов, краеведов, работников сферы туризма, школьников, студентов и всех интересующихся древним искусством и культурой.

В процессе осуществления (реализации) проекта планируется проведение регулярных рекламных мероприятий с использованием возможностей Интернета, центральной и местной печати, радио, телевидения.

Проект является первой ступенью к созданию новой интерактивной модели общения, предполагающей проведение дебатов (круглых столов, семинаров, интернет-конференций), тренингов, стажировок, тестирования, распространение передового опыта в области культуры и других (в том числе нетрадиционных) форм деятельности и позволяющей привлечь к проекту заинтересованных лиц и организации сферы культуры, науки, образования, туризма в качестве не только зрителей, но и участников.

Целями проекта являются разработка и воплощение новой модели культурной деятельности в регионе путем создания интерактивной зоны общения по проблемам культуры и искусства древних обществ и цивилизаций и их влияния на современный мир. Для этого предполагается решение таких задач, как:

1) разработка электронной версии экспозиции «Древнее искусство Нижнего Поволжья»;

2) формирование информационно-поискового и обучающе-контролирующего блока знаний с применением современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций и внедрение его в систему образования разных уровней и форм (дошкольное, внешкольное, среднее и высшее и др.);

3) обеспечение через Интернет доступа к уникальному художественному наследию древних культур Нижнего Поволжья массовому потребителю;

4) популяризация уникальных памятников искусства прошлого;

5) интенсификация культурных и общественных связей на межрегиональном и международном уровнях.

• Деятельность, методы, этапы.

Планируются создание концепции музея, отбор, репродуцирование, сканирование иллюстративного материала, подготовка тематико-экспозиционного плана по разделам «Искусство каменного века», «Искусство эпохи бронзы», «Искусство раннего железного века», «Искусство эпохи Средневековья»; составление научных паспортов экспонатов из музеев Саратова, Самары, Волгограда, Астрахани, Энгельса, Хвалынска, Балашова, Москвы и Санкт-Петербурга; разработка интернет-дизайна и создание веб-сайта. Планируется отобрать и ввести в экспозицию музея не менее 200 экспонатов.

• График реализации проекта:

1) подготовка тематико-экспозиционного плана по разделам; составление паспортов; текстового, иллюстративного и ссылочного материала (1—10-й месяцы проекта);

2) подготовка индексов и словарей (3—11-й месяцы проекта);

3) подготовка гипертекста (разметка текста, сканирование иллюстраций) в виде сайта на WWW-сервере СГУ (3—11-й месяцы проекта);

4) запись музыкального сопровождения сайта (10—11-й месяцы);

5) разработка и настройка системы поиска по ключевым словам (11—12-й месяцы проекта);

6) окончательное тестирование сайта, регистрация в российских системах учета информационных ресурсов (12-й месяц проекта).

• Ожидаемые результаты проекта и критерии их оценки.

Планируется создание информационно-поисковой и образовательной системы с применением современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций, в которую входят:

1) создание электронной информационной базы произведений древнего искусства региона;

2) разработка электронной версии экспозиции «Древнее искусство Нижнего Поволжья»;

3) изготовление пробного тиража СD-RОМов и DVD-дисков в количестве 20 экземпляров;

4) внедрение созданного блока информации в систему образования разных уровней и форм, в том числе и нетрадиционных;

5) обеспечение широких возможностей доступа к коллекциям фондов для исследователей (искусствоведов, археологов, историков, культурологов, религиоведов, педагогов, краеведов и всех интересующихся древней культурой и искусством), а также тех категорий населения, которые в силу объективных причин не имеют возможности посещать реальные музеи, например инвалидов, жителей отдаленных регионов и др.;

6) широкая популяризация уникальных памятников искусства прошлого, интенсификация обмена информацией и активизация на этой основе контактов между учреждениями культуры, науки и образования региона, страны и на международном уровне.

Критериями оценки и эффективности проекта будут служить анкеты, книги отзывов, учет посещаемости, использование в реальных выставочных проектах экспонатов виртуального музея, отзывы в СМИ и др. О популярности электронного издания можно будет судить по динамике числа посещений сайта на основе гостевой книги и отзывам на рассылку пробного тиража СD-RОМов и DVD-дисков.

• Перспективы развития.

По завершении проекта планируются продолжение работы, предполагающей расширение и углубление интерактивной зоны общения в самых разных ее формах, а также развитие и совершенствование обучающе-контролирующей системы образования и информационно-поисковой базы данных:

1) проведение интернет-семинаров и конференций; в том числе содействующих совершенствованию законодательства и налоговой политики в сфере культуры (авторское право, охрана культурного наследия, приватизации, деятельности некоммерческих организаций, ассоциаций и т. д.);

2) организация конкурсов дизайн-проектов на лучшие выставки, каталоги (в том числе частных коллекций), буклеты, афиши и другую рекламную продукцию;

3) создание «Клуба друзей музея» и привлечение к разным формам его работы всех заинтересованных лиц и организаций;

4) организация и проведение совместных реальных выставок и акций на основе интенсификации межмузейных связей;

5) расширение аудитории путем создания образовательных и научно-просветительских программ по мировой художественной культуре, по истории и искусству России и регионов для различных групп и слоев населения, в том числе рассчитанных на повышение профессионального уровня работников сферы искусства и культуры и сферы образования;

6) создание новых тематических экскурсий, циклов лекций, программ;

7) расширение имеющейся виртуальной экспозиции за счет новых поступлений;

8) создание новых отделов и подотделов музея, а также виртуальных тематических выставок, в том числе и по другим регионам России, странам ближнего и дальнего зарубежья.

Проект ставит целью разработку и воплощение новой модели культурной деятельности в регионе путем создания интерактивной зоны общения по проблемам культуры и искусства древних обществ и цивилизаций и их влияния на современный мир, для чего создается электронная версия музея «Древнее искусство Нижнего Поволжья», с экспозицией, состоящей из четырех разделов (около 200 экспонатов). Предполагаются подготовка индексов, словарей, системы поиска, Гостевой книги, книги отзывов, «Клуба друзей музея», ведение учета посещаемости, проведение анкетирования и др.

Информационно-поисковая и учебно-образовательная система знаний обеспечит широкой аудитории доступ к уникальному художественному наследию, интенсифицирует обмен информацией и позволит выйти на новый уровень общения учреждений науки, культуры, образования и всех заинтересованных лиц.

По завершении проекта планируются продолжение работы, направленной на расширение и углубление интерактивной зоны общения в самых разных ее формах, а также развитие и совершенствование обучающее-контролирующей системы образования и информационно-поисковой базы данных.

Количество и качество виртуальных проектов, которые очень сложно, а часто и невозможно осуществить в реальном виде, практически не ограничены.

Продукция информационного отдела центра в виде компьютерных программ и CD– и DVD-дисков послужит рекламированию его деятельности и дополнительному привлечению средств за счет их продажи. Создание и поддержка своего сайта в Интернете позволят виртуальному художественному музею выйти на общемировой уровень общения.

Постоянный обмен информацией будет способствовать укреплению и активизации отношений центра с самыми разными заинтересованными структурами как в России, так и за рубежом.