Инновации в социокультурном сервисе и туризме.

8. Основные задачи и направлениям деятельности центра.

Основные задачи центра.

1. Создание центра культуры, науки, образования, развития принципиально нового типа.

2. Предотвращение разрушения памятников природы, истории и культуры и сохранение их для потомков.

3. Осуществление роли генератора общественных инициатив в области охраны памятников природы, истории и культуры и среды обитания в целом.

4. Воспитание бережного отношения к своему не только недавнему, но и древнему прошлому и возрождение на этой основе в большой степени утраченного за последние годы чувства патриотизма, гордости за свою, в том числе и «малую», Родину.

5. Создание принципиально новой для региона сферы отдыха и развлечений.

Основные направления деятельности центра.

Основными направлениями деятельности центра являются культурно-просветительское, научное, образовательно-воспитательное, спортивно-оздоровительное, туристско-развлекательное.

Культурно-просветительское направление.

Это направление включает в себя создание музея под открытым небом. Богатый опыт в этом направлении накоплен за рубежом. Движение по их созданию берет начало еще в 1960-е гг. Пионером здесь может считаться созданный в 1962 г. историко-археологический исследовательский центр в Лейре (Дания), который вначале функционировал как научно-экспериментальное учреждение. На участке в 25 га в Лейре, в долине Гертхадален, в 40 км от Копенгагена были построены «доисторическая деревня», а также учебные, административные и другие здания. Экспериментаторы вспахали деревянными сохами небольшие поля, обзавелись стадами самых простых видов домашних животных. Их мясо, а также плоды полей служили основной пищей.

Сначала воссозданием деревни эпохи раннего железного века и древнего образа жизни занимались только археологи со своими ближайшими помощниками. Но в 1970 г. им пришла идея пригласить несколько обычных датских семей, чтобы те пожили неделю-другую в доисторической деревне. Вначале члены этих семей жили в «доисторической» деревне только летом. Они научились изготавливать керамику, обрабатывать поля и собирать урожай, сбивать масло, коптить сыры, выделывать кожи, прясть шерсть и волокно, ткать. Потом они попробовали жить в домах железного века в зимний период. По собственному признанию участников, у них действительно возникло ощущение, что они приблизились к состоянию, в котором находились люди 2000 лет назад.[2].

По примеру комплекса в Лейре был создан аналогичный центр в Дюппеле (ФРГ). Здесь под руководством лейрских инструкторов средневековыми инструментами было построено славянское и германское поселение второй половины XII – начала XIII столетий. Помимо проведения сугубо научных экспериментов по воссозданию «средневековой жизни», сотрудники центра активно привлекают в Дюппель всех желающих. Достаточно сказать, что многое в дюппельской деревне построено именно руками и на средства сотен самоотверженных энтузиастов, большая часть из которых не имеет непосредственного отношения к научной деятельности. Некоторые городские семьи приезжают в Дюппель на достаточно длительный срок и адаптируются к средневековой среде обитания. Количество желающих посетить деревню в Дюппеле намного превышает ее возможности удовлетворить интерес всех.[3].

Пример Лейре и Дюппеля «заразил» многих. Так, в 1975 г. небольшая группа голландцев, состоящая из десяти взрослых людей, самому старшему из которых было на тот момент 72 года), и четырех детей (младшему из них исполнилось всего два года) под руководством учителя Роелофа Горреуса де Хааза попыталась воссоздать те условия, в которых жили их предки, а также самим испытать на себе все «прелести» древней жизни. В качестве образца был избран каменный век. Энтузиасты подошли к делу очень основательно. Они проштудировали всю имеющуюся в их распоряжении литературу, а также ознакомились с экспозициями различных археологических объектов и музеев. Составив достаточно полное представление о способах деятельности людей каменного века, они занялись подбором места проведения эксперимента. Выбор пал на польдер Флево. Однако прежде чем приступить к реализации сложного и трудоемкого эксперимента, все участники в течение нескольких лет регулярно проводили тренировочные выезды на польдер, во время которых имитировали жизнь древних людей.

Наконец торжественный момент настал. Группа прибыла на польдер Флево, захватив с собой изготовленные древними способами инструменты, хозяйственный инвентарь, предметы ежедневного обихода, только натуральные продукты в виде зерен и фасоли, несколько коз, барана и собаку. Для жилья участниками эксперимента из стволов деревьев, прутьев, коры и глиняной обмазки были построены семь хижин с очагами внутри. Кроме жилых сооружений, были построены хлев для скота с плетеной оградой, амбар для запасов зерна, сена, дров и других хозяйственных припасов. Были выкопаны также колодец и складские ямы. Для выпечки хлеба была сложена глиняная печь.

Целое лето маленький коллектив жил первобытной жизнью. Жители деревни возделывали каменными мотыгами крошечные поля, мололи зерно на каменных зернотерках, заготавливали корм скоту, готовили пищу на очаге, изготавливали на ткацких станках ткани, выделывали кожи, изготавливали различные орудия, формовали и обжигали керамические сосуды и т. д.

Эксперимент растянулся на несколько лет и принес очень много впечатлений и открытий как его участникам, так и специалистам.[4].

В нашей стране создание таких действующих музеев под открытым небом началось сравнительно недавно.

До 1990-х гг. в России, не считая краеведческих и литературных, существовали почти исключительно традиционные архитектурные (например, Кижи) или литературные (Тарханы, Ясная Поляна) мемориальные музеи. В последние годы получила развитие музеефикация одной из весьма специфических, известных в основном лишь узкому кругу специалистов категории памятников – археологических объектов. В настоящее время большинством ученых они рассматриваются не только как памятники истории и культуры, но и как памятники природы. Как показывает опыт многих стран дальнего зарубежья, это один из самых перспективных культурных и туристских ресурсов.

Истоки проблемы музеефикации уходят в далекое прошлое. Многим из нас известно, что Петр I в 1718 и 1721 гг. издал указы о доставке природных и археологических находок в Кунсткамеру, что составило основу ее коллекции. Однако уже в то время наряду с попытками сохранить уникальное наследие проявилась тенденция к его бездумному варварскому уничтожению. Об этом говорят исторические факты. Известный ученый А. А. Формозов приводит следующий пример. Д. Мессершмидт, посланный в Сибирь с научными целями, обнаружил три высеченные из камня фигуры животных, разбитые на куски, и пришел в ужас от «страшного неповиновения воевод указам всемилостивейшего монарха». В 1722 г. Петр I после посещения развалин столицы Волжской Булгарии и велел казанскому губернатору послать на городище каменщиков для починки поврежденных строений и монументов для предупреждения дальнейших разрушений. Это распоряжение перестали выполнять сразу же после смерти Петра I. Мало того, во время царствования Елизаветы архиерей Лука разрушал все болгарские здания, чтобы искоренить остатки мусульманства.

В начале XXI в. в Екатеринбурге состоялся Северный Археологический конгресс, представленный пятью странами: Россией, Швецией, Данией, Канадой и Японией. На конгрессе наряду с другими вопросами обсуждалась проблема охраны памятников археологии. Большое внимание участники конгресса уделили музеефикации памятников археологии, считая это одним из решений проблемы по предупреждению их разрушения.

Музеефикация археологических объектов позволяет не только решить проблему сохранения этого уникального наследия, насчитывающего много веков и тысячелетий. Она расширяет количественно и улучшает качественно имеющиеся фонды и выставки, а также способствует возникновению принципиально новых форм хранения и показа уникальных экспонатов и комплексов. Финансирование российских музеев по остаточному принципу привело к тому, что экспонаты, полученные в результате археологических разведок и раскопок, просто негде хранить и негде выставлять. Фонды региональных музеев переполнены, выставочные площади (за редким исключением) мизерны по сравнению с имеющимися материалами. В результате многие артефакты оказываются на многие десятилетия недоступными ни ученым, ни тем более посетителям. В этом плане российские музеи напоминают нищих, сидящих на сундуках с несметными сокровищами и не имеющих возможности этими сокровищами воспользоваться.

Именно с целью решения данной проблемы во многих регионах России создаются специализированные археологические музеи, а также музеи-заповедники под открытым небом. Такие учреждения способствуют улучшению пропаганды и популяризации археологического наследия. В археологических музеях, как правило, работают специалисты, способные собрать, сохранить и выставить экспонаты археологических коллекций. Не в обиду будет сказано музейным работникам, но в большинстве российских музейных учреждений традиционного типа складывается парадоксальная ситуация. Археологические фонды, составляющие львиную долю имеющихся экспонатов, являются одними из наиболее интересных с точки зрения посетителей музеев. Но в большинстве случаев они располагают весьма скромными помещениями для хранения и экспозиционно-выставочными объемами. Нехватка специалистов – археологов и профессиональных экспозиционеров – приводит к тому, что и эти скромные выставочные площади весьма скучны и неинформативны. В музеях общего исторического профиля в большинстве случаев археологические экспозиции не меняются десятилетиями, а выставки из фондов не проводятся вообще. И речь идет не только о небольших районных провинциальных музеях. На редкость серой и скучной является экспозиция первобытного отдела Эрмитажа, и это с его-то сокровищами. На фоне греческого или египетского залов древняя история собственной страны выглядит унылой и не вызывает особых положительных эмоций.

К счастью, в нашей стране имеются и обратные примеры. Очень интересными экспозициями являются археологические музеи или археологические отделы в краеведческих музеях в Москве, Самаре, Волгограде, а также музеефицированные археологические памятники, такие как Танаис, Херсонес, Аркаим и многие другие.

Содержание археологических музеев под открытым небом различно. Некоторые представляют собой только экспозицию из натуральных или реконструированных комплексов (например, палеолитический комплекс Костенки в Воронежской области или Томские писаницы на берегах реки Томи в Восточной Сибири). Другие, помимо этого, содержат также традиционные выставочные музейные залы, фондохранилище, научный отдел, реставрационные мастерские (например, знаменитое городище Танаис в устье реки Дон, расположенное неподалеку от Ростова-на-Дону).

Однако в таких музеях под открытым небом, как правило, отсутствует развитая сфера обслуживания посетителей и отдыхающих (нет гостиниц, кафе, пунктов проката спортивного и другого инвентаря и автотранспорта, лодочных и яхт-станций, пляжей, автостоянок, магазинов и др.). Как правило, посещение таких музеев ограничивается знакомством с экспозицией. Это и понятно, такие музеи создавались, как правило, в научно-исследовательских целях, а обслуживанию экскурсантов и туристов в них отводилось одно из последних мест.

Создание центров нового типа предполагает наличие не только выставочных залов и комплексов, но также развитой сферы отдыха и развлечений. Работа центра должна быть направлена на то, чтобы посетитель не просто ознакомился с имеющимися достопримечательностями и экспозициями, но и получил максимально положительный эмоциональный заряд. Как известно, наилучшим показателем эффективности деятельности любого учреждения, занятого в сфере социально-культурного бизнеса и туризма, является степень «возвратности» посетителя. Соответственно, чем лучше и разнообразнее будет организовано времяпровождение туристов и экскурсантов во время посещения центра, тем более велика вероятность повышения данного показателя.

Кроме собственно музея (содержащего как традиционные, так и оригинальные экспонаты и комплексы), центр может включать в себя действующие мастерские, работа которых должна быть направлена на возрождение традиционных промыслов и ремесел. В некоторых регионах России туристическая деятельность основана именно на этом направлении (в качестве примера можно привести Палех, Гусь-Хрустальный, Павлов Посад и др.). В зависимости от природных, национально-культурных особенностей региона, имеющегося потенциала (подразумевающего наличие развитых ремесел или какого-то особого, характерного именно для этой местности продукта или направления) эти мастерские могут быть самыми разными. Наибольший эффект, естественно, будет достигнут при наличии логической связи деятельности мастерских с характером собственно музея. Изготовление сувенирной продукции на основе экспонатов музея не только является одним из источников получения средств для развития центра, это послужит повышению уровня положительного эмоционального восприятия от посещения центра, а также привлечет дополнительных посетителей. Кроме того, такая работа будет способствовать популяризации и поддержке традиционных народных промыслов и ремесел, возникновению новых (а вернее, возрождению хорошо забытых) видов творчества, сохранению и передаче их следующим поколениям.

Центр должен стать базой для организации и проведения различных мероприятий по проблемам охраны и использования природного, историко-культурного наследия, охраны окружающей среды, развития межэтнических отношений, сохранения и развития историко-культурных традиций региона и т. д. Как показывает исторический опыт, в реальной жизни все эти проблемы оказываются тесно переплетенными между собой, и успешно решать их можно только в комплексе.

К числу таких мероприятий относятся различные фестивали, праздники, конкурсы, слеты и иное, так или иначе связанное с популяризацией деятельности центра.

В культурно-просветительское направление работы центра входит создание на базе его базе студии фото – и видеозаписи. В ассортимент продукции такой студии могут входить передачи, циклы лекций, документальные и игровые фильмы, посвященные как всему региону, так и отдельным его микрорайонам. Студия может как создавать продукцию по своей собственной инициативе, так и выполнять заказы учреждений, организаций и отдельных групп и граждан. Такая деятельность будет способствовать популяризации деятельности центра, привлечению посетителей и служить дополнительным источником доходов.

Студия может входить составной частью в рекламно-информационный центр, организованный на базе центра. Основным направлением деятельности рекламно-информационного центра, использующего новые технологии, может стать разработка новых типов рекламной продукции, в том числе и в системе информационных технологий. К числу таковых могут относиться разработка электронных версий экспозиций музеев и заповедников разных направлений; создание обучающих и игровых программ. Очень важным является обеспечение с помощью компьютерных технологий доступа населения России к уникальному природному и историко-культурному наследию ее таких разных регионов.

Одним из таких примеров может служить проект «Виртуальный музей древнего искусства Нижнего Поволжья».

• Анализ ситуации, обоснование целесообразности проекта.

Нижнее Поволжье человек начал осваивать десятки тысяч лет назад. На протяжении веков здесь появлялись, сменяя друг друга, племена и народы, оставляя потомкам богатое художественное наследие. В степях Евразии, в том числе и Нижнем Поволжье, находился один из древнейших очагов культурогенеза индоевропейцев, в том числе и индоарийской общности, которые в дальнейшем расселились на огромных пространствах Евразии.

В последние десятилетия в Нижнем Поволжье были открыты уникальные памятники эпохи энеолита, бронзы, раннего железного века и Средневековья, содержащие художественные ценности, которые по уровню эстетического исполнения и исторической значимости сопоставимы с широко известными сокровищами цивилизаций Древнего Востока и античности. К примеру, в степном коридоре Поволжья – Причерноморья ныне многие исследователи ищут и находят истоки так называемого микенского стиля орнаментации, получившего расцвет в средиземноморском регионе.

Сложение и развитие скифо-сарматского искусства также происходили в степной зоне Евразии. В I тысячелетии до н. э. – первых веках н. э. Нижнее Поволжье становится одним из наиболее заметных центров скифо-сарматского мира. Не исключено, что формирование знаменитой скифской триады (включающей звериный стиль, художественно оформленные оружие и конскую упряжь) происходило и в этом регионе. Кроме того, динамичные кочевые общества поддерживали тесные контакты с Ближним Востоком, кельтским миром Центральной и Западной Европы, Китаем и другими регионами древних цивилизаций, что нашло отражение в серии замечательных произведений искусства других стран и культур.

Не менее выдающиеся памятники гуннского, хазарского, печенежского, половецкого и славянского искусств дошли до нас из эпохи Средневековья. В XIII–XV вв. нижневолжские степи становятся центром одной из самых могущественных держав того времени – Золотой Орды. Сложение двух элементов – кочевого степного и городского, сочетающих традиции центрально-азиатского язычества, мусульманского Востока и христианской древней Руси, привело к сложению оригинальной золотоордынской культуры и особого направления в мировом художественной творчестве.

Однако большая часть богатейшего художественного наследия племен и народов евразийских степей от палеолита до Средневековья известна небольшому кругу специалистов и практически недоступна широкой общественности, хотя многие шедевры древнего искусства не уступают по совершенству исполнения и уникальности лучшим мировым образцам.

Лишь некоторые художественные музеи России имеют отделы первобытного или древнего искусства (прежде всего это Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В большинстве случаев это экспозиции, посвященные цивилизациям Древнего Востока или античного мира. И хотя фонды региональных музеев содержат богатый материал, отражающий развитие культуры и искусства древних обществ на территории России, в экспозициях практически не предпринимаются попытки рассмотреть его с художественно-эстетических позиций. Определенный опыт работы в этом направлении накоплен за последние годы сектором первобытного искусства и археологии Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева. Им ведется активная выставочная деятельность на основе фондов музея с привлечением экспонатов как из музеев и научно-исследовательских центров других городов Нижнего Поволжья, так и из частных коллекций. Однако недостаточность финансирования, ограниченность экспозиционных площадей, рассеянность экспонатов по разным музейным собраниям делают создание реального музея древнего искусства Нижнего Поволжья в настоящее время невозможным. Очевидно также, что основные тенденции развития современного музея неизбежно влекут за собой поиск новых форм работы со зрителем, нетрадиционных подходов к изучению, экспонированию, популяризации материала, а также предполагают обмен информацией. В связи с вышеизложенным представляется актуальным и необходимым создание виртуальной (электронной) версии музея древнего искусства Нижнего Поволжья.

Работа над проектомпредполагает активизацию и внедрение новых форм сотрудничества с музеями, научно-исследовательскими центрами, общественными организациями и частными лицами городов Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Волгограда, Астрахани и др. Использование новых информационных технологий не толькообеспечит выход на принципиально новый уровень экспозиционно-выставочной, образовательной, просветительской и научной работы, расширение аудитории, но и сделает виртуальный музей весьма перспективным ресурсным центром с практически неограниченными возможностями.

Экспозиция музея будет представлена в виде гипертекста, сопровождаемого иллюстративным мультимедийным материалом (графикой, иллюстрациями, видеоклипами) на веб-сайте в системе Интернет. Для удобства пользователя экспозиция будет содержать индексный указатель, словарь терминов, будет реализован контекстный поиск. Планируется запись конечного продукта на СD– и DVD-дисках, которые будут распространены среди ведущих организаций системы культуры, науки и образования РФ. Создаваемый сайт будет зарегистрирован в российских системах учета посещаемости ресурсов Интернета.

Проект рассчитан на искусствоведов, научныхсотрудников, педагогов, краеведов, работников сферы туризма, школьников, студентов и всех интересующихся древним искусством и культурой.

В процессе осуществления (реализации) проекта планируется проведение регулярных рекламных мероприятий с использованием возможностей Интернета, центральной и местной печати, радио, телевидения.

Проект является первой ступенью к созданию новой интерактивной модели общения, предполагающей проведение дебатов (круглых столов, семинаров, интернет-конференций), тренингов, стажировок, тестирования, распространение передового опыта в области культуры и других (в том числе нетрадиционных) форм деятельности и позволяющей привлечь к проекту заинтересованных лиц и организации сферы культуры, науки, образования, туризма в качестве не только зрителей, но и участников.

Целями проекта являются разработка и воплощение новой модели культурной деятельности в регионе путем создания интерактивной зоны общения по проблемам культуры и искусства древних обществ и цивилизаций и их влияния на современный мир. Для этого предполагается решение таких задач, как:

1) разработка электронной версии экспозиции «Древнее искусство Нижнего Поволжья»;

2) формирование информационно-поискового и обучающе-контролирующего блока знаний с применением современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций и внедрение его в систему образования разных уровней и форм (дошкольное, внешкольное, среднее и высшее и др.);

3) обеспечение через Интернет доступа к уникальному художественному наследию древних культур Нижнего Поволжья массовому потребителю;

4) популяризация уникальных памятников искусства прошлого;

5) интенсификация культурных и общественных связей на межрегиональном и международном уровнях.

• Деятельность, методы, этапы.

Планируются создание концепции музея, отбор, репродуцирование, сканирование иллюстративного материала, подготовка тематико-экспозиционного плана по разделам «Искусство каменного века», «Искусство эпохи бронзы», «Искусство раннего железного века», «Искусство эпохи Средневековья»; составление научных паспортов экспонатов из музеев Саратова, Самары, Волгограда, Астрахани, Энгельса, Хвалынска, Балашова, Москвы и Санкт-Петербурга; разработка интернет-дизайна и создание веб-сайта. Планируется отобрать и ввести в экспозицию музея не менее 200 экспонатов.

• График реализации проекта:

1) подготовка тематико-экспозиционного плана по разделам; составление паспортов; текстового, иллюстративного и ссылочного материала (1—10-й месяцы проекта);

2) подготовка индексов и словарей (3—11-й месяцы проекта);

3) подготовка гипертекста (разметка текста, сканирование иллюстраций) в виде сайта на WWW-сервере СГУ (3—11-й месяцы проекта);

4) запись музыкального сопровождения сайта (10—11-й месяцы);

5) разработка и настройка системы поиска по ключевым словам (11—12-й месяцы проекта);

6) окончательное тестирование сайта, регистрация в российских системах учета информационных ресурсов (12-й месяц проекта).

• Ожидаемые результаты проекта и критерии их оценки.

Планируется создание информационно-поисковой и образовательной системы с применением современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций, в которую входят:

1) создание электронной информационной базы произведений древнего искусства региона;

2) разработка электронной версии экспозиции «Древнее искусство Нижнего Поволжья»;

3) изготовление пробного тиража СD-RОМов и DVD-дисков в количестве 20 экземпляров;

4) внедрение созданного блока информации в систему образования разных уровней и форм, в том числе и нетрадиционных;

5) обеспечение широких возможностей доступа к коллекциям фондов для исследователей (искусствоведов, археологов, историков, культурологов, религиоведов, педагогов, краеведов и всех интересующихся древней культурой и искусством), а также тех категорий населения, которые в силу объективных причин не имеют возможности посещать реальные музеи, например инвалидов, жителей отдаленных регионов и др.;

6) широкая популяризация уникальных памятников искусства прошлого, интенсификация обмена информацией и активизация на этой основе контактов между учреждениями культуры, науки и образования региона, страны и на международном уровне.

Критериями оценки и эффективности проекта будут служить анкеты, книги отзывов, учет посещаемости, использование в реальных выставочных проектах экспонатов виртуального музея, отзывы в СМИ и др. О популярности электронного издания можно будет судить по динамике числа посещений сайта на основе гостевой книги и отзывам на рассылку пробного тиража СD-RОМов и DVD-дисков.

• Перспективы развития.

По завершении проекта планируются продолжение работы, предполагающей расширение и углубление интерактивной зоны общения в самых разных ее формах, а также развитие и совершенствование обучающе-контролирующей системы образования и информационно-поисковой базы данных:

1) проведение интернет-семинаров и конференций; в том числе содействующих совершенствованию законодательства и налоговой политики в сфере культуры (авторское право, охрана культурного наследия, приватизации, деятельности некоммерческих организаций, ассоциаций и т. д.);

2) организация конкурсов дизайн-проектов на лучшие выставки, каталоги (в том числе частных коллекций), буклеты, афиши и другую рекламную продукцию;

3) создание «Клуба друзей музея» и привлечение к разным формам его работы всех заинтересованных лиц и организаций;

4) организация и проведение совместных реальных выставок и акций на основе интенсификации межмузейных связей;

5) расширение аудитории путем создания образовательных и научно-просветительских программ по мировой художественной культуре, по истории и искусству России и регионов для различных групп и слоев населения, в том числе рассчитанных на повышение профессионального уровня работников сферы искусства и культуры и сферы образования;

6) создание новых тематических экскурсий, циклов лекций, программ;

7) расширение имеющейся виртуальной экспозиции за счет новых поступлений;

8) создание новых отделов и подотделов музея, а также виртуальных тематических выставок, в том числе и по другим регионам России, странам ближнего и дальнего зарубежья.

Проект ставит целью разработку и воплощение новой модели культурной деятельности в регионе путем создания интерактивной зоны общения по проблемам культуры и искусства древних обществ и цивилизаций и их влияния на современный мир, для чего создается электронная версия музея «Древнее искусство Нижнего Поволжья», с экспозицией, состоящей из четырех разделов (около 200 экспонатов). Предполагаются подготовка индексов, словарей, системы поиска, Гостевой книги, книги отзывов, «Клуба друзей музея», ведение учета посещаемости, проведение анкетирования и др.

Информационно-поисковая и учебно-образовательная система знаний обеспечит широкой аудитории доступ к уникальному художественному наследию, интенсифицирует обмен информацией и позволит выйти на новый уровень общения учреждений науки, культуры, образования и всех заинтересованных лиц.

По завершении проекта планируются продолжение работы, направленной на расширение и углубление интерактивной зоны общения в самых разных ее формах, а также развитие и совершенствование обучающее-контролирующей системы образования и информационно-поисковой базы данных.

Количество и качество виртуальных проектов, которые очень сложно, а часто и невозможно осуществить в реальном виде, практически не ограничены.

Продукция информационного отдела центра в виде компьютерных программ и CD– и DVD-дисков послужит рекламированию его деятельности и дополнительному привлечению средств за счет их продажи. Создание и поддержка своего сайта в Интернете позволят виртуальному художественному музею выйти на общемировой уровень общения.

Постоянный обмен информацией будет способствовать укреплению и активизации отношений центра с самыми разными заинтересованными структурами как в России, так и за рубежом.

Научное направление.

Научное направление предполагает в первую очередь объединение и кооперацию научного потенциала и ресурсов региона, в котором располагается центр, с целью повышения уровня эффективности научно-исследовательской работы. Объединение усилий специалистов разных областей (географов, геологов, биологов, ботаников, экологов, палеонтологов, археологов, историков, этнографов и др.) позволяет разрабатывать новые приоритетные научные направления по изучению, сохранению, использованию регионального природного и историко-культурного наследия, а также использованию его в культурно-просветительских и образовательных целях. Изучение взаимодействия человека с природой в исторической ретроспективе и осуществление постоянного экологического мониторинга могут послужить важной основой для прогнозирования и выработки соответствующих рекомендаций в деле охраны окружающей среды.

Развитие научного направления в работе центра послужит созданию дополнительной научной и образовательной базы для организации учебного процесса в региональных образовательных учреждениях всех уровней.

Одной из главных задач научного направления деятельности центра является проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в области естественных (биология, география, геология, палеонтология и др.) и гуманитарных (история, археология, этнография и др.) дисциплин.

В рамках центра значительно легче организовать разработку программ междисциплинарных направлений, которые на современном этапе развития науки являются наиболее перспективными.

Одной из актуальнейших в XXI в. является тема «Человек и природа: история эпохи позднего голоцена на территории России». Изучение истории взаимоотношений человека с окружающей средой, влияния палеоэкологических условий на формирование, функционирование и исчезновение древних обществ, а также характера и последствий воздействия антропогенного фактора на природу является проблемной темой изучения многих наук. Ее решение невозможно без использования методов естественных наук и в первую очередь геологии, почвоведения, физики, ботаники, химии и др. В то же время одним из перспективных путей повышения результативности исследований природных процессов, определяющих направленность развития биосферы и ее отдельных компонентов на протяжении последних 5—10 тыс. лет, является их ориентированность на комплексное изучение археологических памятников, которые большинством ученых на современном этапе развития науки рассматриваются и как памятники природы. Для решения поставленной задачи могут быть использованы методы самых разных наук: почвенно-археологический, морфологический, химико-аналитический, физический, микробиологический, минералогический, топографо-тратиграфический, геофизический (палеомагнитный), палинологический, петрографический и спектрохимический, технико-технологический анализ керамики. Комплексный подход в исследовании природно-исторических объектов позволит получить принципиально новую информацию о динамике, взаимодействии и взаимовлиянии природного и исторического процессов на территории России в эпоху позднего голоцена. Его использование также существенно повысит детальность и круг решаемых вопросов различных гуманитарных и естественных наук.

Естественно, перечень программ, в осуществление которых могут вовлекаться специалисты разных отраслей науки, неограничен: это культурология, социология, педагогика, психология, этнология, религиоведение, искусствознание, астрономия и т. п.

Осуществление таких комплексных программ позволит выйти на новый уровень изучения региона, в котором расположен центр.

Одним из примеров такого комплексного подхода является создание обширной научно-исследовательской лаборатории под открытым небом, построенной в 1972 г. на холме Батсер в графстве Гемпшир (Англия). Ее основой является воссозданная на основе данных археологических раскопок деревня кельтов. Экспериментаторы, решившие реконструировать жизнь кельтов, обитавших здесь более 2000 лет назад, выбрали для этой цели труднодоступную местность. Деревня, окруженная защитным палисадом, вместе с прилегающими полями и пастбищами занимает территорию площадью около 12 га. Здесь построены два круглых дома и вспомогательные постройки, характерные для сельскохозяйственного поселения. Экспериментаторы проводят постоянную селекцию примитивных видов скота и растений с целью максимально приблизить их к доисторическим образцам. Они ведут простую жизнь деревенских обитателей. Но это не просто попытка примерить на себя древний образ жизни. Крестьянское поселение на Батсер-Хилле является составной частью программы исследования доисторического земледелия.[5].

В рамках научного направления деятельности природно-историко-культурный центр может создавать ресурсную и информационно-поисковую базу данных региона. В настоящее время такая деятельность рассредоточена по разным отраслям и учреждениям. Учет и паспортизация природных и историко-культурных региональных ресурсов (включающая в себя основные сведения об объектах, истории их изучения, паспорт сохранности, фиксирующий изменения его состояния, сведения о владельцах или пользователях земельного участка, на котором они находятся) позволят создать комплексную информационную картотеку, использование которой позволит эффективнее осуществлять самые разные виды деятельности.

Центр может заниматься выявлением и постановкой на учет новых памятников природы, истории и культуры. В процессе данной деятельности совместно с научными и производственными учреждениями разной направленности могут производиться апробация и внедрение современных методов обнаружения (поиска) различных объектов, в том числе аэро– и космической фотосъемки, геофизических, биохимических и др методов.

Задачами в этом направлении могут стать подготовка и издание каталогов различных ресурсов. Такая работа в России уже началась. Создаются различные геоинформационные системы (ГИС), справочники туристических ресурсов, земельные кадастры. Масштабы территории России, количество и разнообразие ее ресурсов, слабая исследованность многих регионов (во всех отношениях) позволяют предположить такие объемы работы в данной сфере, что ее хватит на долгие годы большому количеству специалистов и научных коллективов.

На базе центра в целях повышения качественного уровня его научной и научно-просветительской деятельности, а также расширения плодотворного сотрудничества с научными организациями, вузами, предприятиями России и зарубежными и международными организациями представляются необходимыми регулярная организация и проведение различных научных конференций, симпозиумов, семинаров областного, межрегионального и международного уровней.

Образовательно-воспитательное направление.

Образовательно-воспитательное направление предполагает проведение на базе центра работы с разными категориями населения (организацию кружков, клубов, объединений и др.).

С целью повышения интереса к деятельности центра и привлечения как можно большего числа участников и посетителей весьма эффективным представляется проведение на базе центра молодежных и детских конференций, слетов, конкурсов, фестивалей разных направлений: научных (краеведческих, исторических, экологических, этнографических и др.), спортивных, культурных (музыкальных, художественных, фольклорных, декоративно-прикладного творчества) и пр.

Одной из новых (а фактически возрожденной старой) форм работы центра являются организация и проведение летних полевых детских слетов и лагерей. В последние годы такие мероприятия в России проводятся достаточно редко. Исключение составляют разве что модные слеты бойскаутов.

Представляется, что наиболее интересными будут не отраслевые слеты – только спортивные или культурные, а именно комплексные, что позволит их участникам расширить представление о разных формах и видах человеческой деятельности. Расширение кругозора неизбежно влечет за собой повышение интереса, что в совокупности способствует формированию активной жизненной позиции.

В рамках образовательно-воспитательного направления на базе центра могут организовываться и проводиться курсы повышения квалификации, круглых столов, тренинги для организаторов работы с детьми, руководителей краеведческих, археологических, экологических, спортивных, творческих и других организаций или кружков. В первую очередь такие курсы должны проводиться для педагогов и организаторов сельских районов областей.

Создание в центре образовательных программ, включающих в себя циклы лекций, видеофильмы и направленных на пропаганду и внедрение знаний, воспитание бережного отношения к истории и природе родного края, должно стать составной частью его образовательно-воспитательной работы.

Интересные формы работы с детьми разработаны в датском Историко-археологическом исследовательском центре в Лейре.

В экспериментальную «доисторическую» деревню дети могут приезжать на один день с ознакомительной экскурсией или пожить в лагерной школе несколько дней, пройдя курсы по обучению многим ремеслам: ткацкому делу, выделке и обжигу керамики, ковке, сельскохозяйственным работам и другим видам деятельности. Теоретические занятия обязательно сочетаются с практикой.

Одновременно курсы по обучению традиционным ремеслам и видам деятельности устраиваются для учителей, студентов и всех интересующихся. Этой возможностью широко пользуются учителя народных и средних школ (до 300 человек в год). Такой род деятельности центра называется «служба для школ». Наряду с ней существует «служба для общественности», благодаря которой с историко-археологическим центром на обзорных экскурсиях знакомятся ежегодно около 20 000 школьников и 60 000 взрослых.

Центр не ограничивает свою просветительскую деятельность территориальными рамками Лейре. Он предоставляет в распоряжение школ специальные передвижные выставки, с помощью которых можно организовать практические занятия на местах. Такие выставки представляют собой ящики, в которых содержатся реплики различных сосудов, одежды, ткацких станков, топоров, мотыг, снабженные инструкциями по их использованию. Этот вид деятельности центра хотя и является по признанию его организаторов наиболее трудоемким и дорогостоящим, но одновременно приносит максимальную пользу.[6].

Выяснилось, что ученики гораздо прочнее усваивают знания об обществе древних людей, приобретенные в процессе личного участия в труде. В этом их разительное отличие от знаний, почерпнутых из книг. Одновременно школьники усваивают такие истины, как уважительное отношение их доисторических предков к природной среде, необходимость сокращения необдуманных вмешательств человека в природу.

Сегодня все больше стран, число которых входит и Россия присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции, люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности: с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой – человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовывать эти принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.

Необходимыми условиями для выживания человечества стали грамотное экологическое поведение человека, бережное отношение и любовь к природе, знания о нашей планете, о среде обитания, в которой живет человек, о его месте и значении в этой среде. Одним из важных направлений развития этого знания являются понимание взаимосвязей и взаимовлияния человека окружающего его мира.

Во многих странах, в том числе и в России, в последние годы экологическое воспитание и образование относят к одной из важнейших государственных проблем. Создаются системы непрерывного экологического образования и развития. Первой ступенью этих систем является дошкольное воспитание и образование. В этом возрасте формируются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Природа, по высказыванию великого чешского педагога Я. А. Коменского, – это единство макро– и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствоватьприроду, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого.[7].

В связи с этим, несомненно, одним из важнейших в образовательно-воспитательной деятельности центра будет развитие экологического направления.

Туристически-развлекательное направление.

Природно-историко-культурный центр с музеефицированными археологическим и этнографическим комплексами должен стать одним из самых интересных и привлекательных объектов туризма. Для этого предполагаются создание традиционной экспозиции и показ реконструированных, желательно функционирующих комплексов.

В археологической и этнографической деревнях наряду с реконструированными комплексами могут работать мастерские по производству самой разной продукции. Очень интересный пример такой организации туристической деятельности имеется в болгарском городе Толбухин. Созданный в нем этнографический комплекс поставил и успешно решает задачи сохранения, осмысления и показа архитектуры, быта и экономического прошлого города конца XIX – начала XX вв. В состав комплекса входят реставрированные дома, каменные водоемы, ремесленные мастерские (медницкая, кузнечная, столярная, суконодельная, вязальная, ткацкая, скорняжная, резьбовая, ювелирная, переплетная, гончарная, бондарная, седельная, точильная, мастерские для музыкальных инструментов и болгарской национальной вышивки). В этих мастерских народные мастера по подлинным образцам и старой технике оригинальными инструментами вырабатывают произведения высоких художественных качеств. Посетителям предоставлена возможность ознакомиться с производственными процессами. На территории комплекса действуют лавки, в которых продаются буза и кренделя, а также винный погребок, трактир, кафе и торговый ряд, где болгарские и иностранные гости могут приобрести выработанные в народном стиле произведения ремесленников: обшитые жилеты, пестрые шерстяные чулки, хлопчатобумажные вышитые полотенца, мужские и женские меховые безрукавки, головные уборы, народные инструменты (гайды и кавалы), медницкие, ювелирные изделия и др.

Широко известным является археолого-этнографический исследовательский центр Памунки в США. Комплекс Памунки начал строиться в 1976 г. по инициативе вождей индейского племени памунки, остатки которого живут в резервации в бассейне одноименной реки в штате Виржиния. Памунки представляет собой музей истории племени и одновременно его культурный центр. Индейская деревня построена по образцу поселений доколумбовой Америки, т. е. до первой встречи индейцев с английскими колонистами-пионерами. В ней возрожден образ жизни, который в указанный период вели индейцы памунки. Тогда они добывали себе пропитание охотой, собирательством и огородничеством, выращивая кукурузу и овощи, изготовляли керамику, но не знали металлов. Интересно отметить, что экспериментаторы, пробовавшие вести образ жизни индейцев, обнаружили, что более всего их силы экономили орудия, которые полностью соответствовали индейским оригиналам.[8].

Деревня располагается не небольшом участке площадью 0,4 га, к которому примыкают небольшие обрабатываемые поля, на которых выращиваются традиционные сорта кукурузы, бобы, фасоль, подсолнечник, табак, различные сорта тыкв. Все виды работ производятся только инструментами, изготовленными по старинным индейским образцам. Вся деревня состоит из нескольких жилых комплексов, каждый из которых включает жилище на одну семью и примыкающую к нему хозяйственную часть (кладовую, мастерскую, один или несколько очагов, складские ямы и площадки, где выполняются разнообразные сезонные или повседневные работы). В каждом доме может разместиться семья из двух—четырех человек. Внутренний интерьер дома точно воспроизводит настоящие индейские жилища племени памунки. В его центре располагается очаг для приготовления пищи и обогрева. Несмотря на то что дома все сплошь деревянные, они хорошо держат тепло. Хотя тип индейских жилищ один, каждое из них имеет свои индивидуальные особенности. При сооружения каждого из них использовались различные материалы и технические приемы. Посреди деревни имеются общий большой очаг и место для собраний. Здесь обжигается керамика, проводятся совместные мероприятия и праздники, готовятся и подаются общие блюда.

По замыслу сотрудников, археолого-этнографический исследовательский центр Памунки не представляет собой раз и навсегда законченный комплекс. Между существующими строениями возводятся новые жилища с соответствующими хозяйственными комплексами, при возведении которых будут продолжаться различные эксперименты. По мере появления новых домов старые ремонтируются, перестраиваются или при необходимости переносятся. Таким образом деревня постоянно меняется. Соответственно, экскурсантов и туристов, посетивших ее вновь по прошествии некоторого времени, ждут новые знания и впечатления о жизни старинного индейского поселения.

Создание музеефицированных комплексов происходит на памятниках не только древней или средневековой истории, но и более близкого к нам времени. Так, в Ридли-Крик-Стей-Парке в графстве Делавэр штат, Пенсильвания (США) в 1974 г. начали воссоздание одной из ферм европейских колонистов, которые проникли на североамериканский континент в XVII–XVIII вв.[9].

Отстраивая ферму, экспериментаторы тщательно изучили все возможные исторические и археологические источники. Интересно, что при попытках следовать за оригинальной технологией выяснилось, что некоторые приемы приходится разрабатывать заново, так как в письменных материалах и археологических находках имеются многочисленные пробелы.

Кстати, это весьма распространенное заблуждение – считать, что все подробности истории нового и новейшего времени имеются в письменных источниках. Как показывает опыт историков и археологов практически всех стран, это далеко не так.

Современный туризм характеризуется повышением интерактивности, т. е. туристы и посетители уже не удовлетворены ролью только зрителей и слушателей – пассивных потребителей. Поэтому очень важным представляется вовлечение их в познавательно-воспитательный процесс в качестве участников.

Для желающих может быть организовано проживание в условиях, скажем, бронзового века или Средневековья, не говоря уже о возможности примерить натуральный костюм, оружие разных времен и народов, а также попробовать блюда, приготовленные по рецептам, технологии и в посуде далеких (да и не очень) эпох.

Сюда же входит организованное по желанию заказчиков участие в различных обрядах, ритуалах, исторических событиях.

Посетители археолого-этнографической деревни смогут не только познакомиться с экспонатами-подлинниками в основной экспозиции и приобрести репликации оригинальных вещей – этот вид туристических услуг традиционен и используется повсеместно. Инновацией является знакомство с живым процессом и технологией изготовления этих вещей (очень эффектным и эмоционально запоминающимся фактором является соблюдение всех элементов подлинности – мастера работают в костюмах и применяют инструменты соответствующих эпох). Развивая эту идею, можно предложить экскурсантам попробовать себя в этом процессе. Естественно, речь идет о несложных и безопасных видах производств. Участники одного из фестивалей по технологии древних производств (организатор проведения фестиваля – Энгельсский краеведческий музей под руководством директора С. И. Спиридоновой), стали того, насколько большой интерес может вызвать данное направление. Организованные перед краеведческим музеем г. Энгельса Саратовской области площадки, на которых мастера в присутствии зрителей вживую изготавливали наконечники стрел из камня, плели тесьму, лепили и обжигали керамические сосуды, ковали оружие, вышивали, привлекли большое количество прохожих, людей, не имеющих никакого отношения к проводимому мероприятию. Немногие из наших современников имеют представление о том, что и как изготавливалось даже нашими бабушками и дедушками. Поэтому люди независимо от пола и возраста часами наблюдали за происходящим. Но надо было видеть глаза и эмоциональное состояние зрителей, когда им предложили попробовать сделать вещи самим. Взрослые мужчины, подростки и дети оспаривали друг у друга право принять участие в этом процессе. Одновременно мастера из числа участников фестиваля и прохожих обменивались опытом.

В некоторых научно-туристических центрах туристов привлекают к участию в научных экспериментах. При этом выясняется очень много интересных фактов, например влияние антропологических, половозрастных и этнических особенностей на характер особенностей производства того или иного продукта.

Такая совместная деятельность не только развлекает и обучает туристов, но и приносит ощутимую пользу науке.

Помимо экспозиции, мастерских, киосков по продаже сувениров, печатной, рекламной и другой продукции центра, в нем обязательно должны быть кафе или другие пункты питания. Как показывает опыт, чем больше времени проводят экскурсанты и туристы на объектах (в музеях, комплексах, заповедниках и т. д.) и чем большим количеством услуг, предоставляемых на этих объектах, они воспользуются, тем больший (духовный, моральный, материальный и финансовый) положительный эффект получат все стороны туристической деятельности (объект, субъект, участник и т. д.).

В состав центра могут входить спортивные комплексы, игровые, в том числе и детские, площадки.

Весьма желательно его расположение на берегу водоема – озера, реки и т. п. В этом случае должны быть организованы пункты проката спортивного и водного инвентаря, пляж, прогулки на яхте, катере или лодке.

Одним из новых направлений в развитии современного человечества является создание новых оздоровительных психофизиологических методик. В настоящее время во многих городах создаются фитнес-центры, секции йоги, восточных гимнастик типа ушу, тайцзы и др. Организуются краткосрочные курсы по освоению методик оздоровления и омоложения (например, по системам М. Норбекова, Раджниша и др.). Центр может и должен иметь постоянные спортивные секции традиционных и новых направлений и организовывать временные курсы и семинары. Речь идет об оздоровлении системы жизнедеятельности современного человека. Представляется, что это одно из наиболее перспективных направлений в туристической деятельности может и должно войти в систему работы центра. Особо подчеркнем, что в данном случае речь не идет о восстановлении здоровья больных людей – для этих целей существуют соответствующие санатории, лечебницы и курорты.

Центр обязательно должен располагать гостиницей, а еще лучше – гостиничным комплексом (для иногородних туристов, а также для участников различных мероприятий). Оптимальный вариант – создание нескольких гостиничных зон, рассчитанных на разное количество и контингент гостей. Все это, несомненно, привлечет отдыхающих и, соответственно, увеличит доходы центра.

На базе центра предполагается создание бюро по организации культурного туризма, которое будет заниматься разработкой туристических маршрутов по области, региону и за его пределами с учетом в первую очередь задач пропаганды природного и историко-культурного наследия. Во время пеших, автомобильных, водных, конных и других экскурсий и походов, помимо познавательного отдыха и развлечений, под руководством опытного инструктора-специалиста может решаться проблема поиска новых и контроля за сохранностью уже известных памятников природы, истории и культуры.

Представляется, что в настоящее время этот вид активного отдыха и развлечений может стать одним из самых недорогих и доступных видов туризма и в первую очередь для российских граждан.

В состав центра могут входить не только комплексы, расположенные на его территории. На его базе вполне возможна организация различных походов, экспедиций, экскурсий самых разных категорий сложности и продолжительности по времени. Центр может располагать собственными филиалами или заключать договоры с владельцами «домиков в деревне» (агротуризм), сезонных или круглогодичных туристических баз в отдаленных районах региона или области, в которой он расположен («домики рыбака и охотника», экологический туризм).

Кроме маршрутов, на базе комплексных (например, геолого-палеонтолого-археологических экспедиций), в разных районах областей, могут быть организованы стационарные, полустационарные или временные летние или зимние лагеря, в первую очередь рассчитанные на семейный, молодежный и детский виды отдыха.

На базе центра вполне возможна разработка программ для приверженцев экстремального туризма.

Обладая разнообразными ресурсами, центру имеет больше возможностей создавать оригинальные турпродукты, а также работать с разными по составу категориями населения.

Основой развлекательного направления центра все же предпочтительнее избрать культурный туризм как один из наиболее универсальных, распространенных и перспективных видов туризма.

Однако его необходимо сочетать со всеми другими разновидностями сферы туристической деятельности. Так становится возможным решать сразу несколько задач – образовательно-воспитательную, оздоровительную, рекреационно-восстановительную, а также проблему сохранения, изучения и использования природного и историко-культурного наследия.

Развитие развлекательного направления работы центра будет способствовать решению одной из самых актуальных в наше время социальных проблем – занятости населения. Сфера обслуживания неизбежно потребует создания новых рабочих мест – от сторожей и уборщиц до специалистов высокого уровня в деле организации туристического бизнеса – менеджеров, туроператоров, турагентов, экскурсоводов, инструкторов и т. д.