История банкнот : тайны бумажных денег.

Рис. 55. Тибет — 10 срангов 1948 г. (210×135 мм).

А вот как свои встречи с неведомым описывает в книге «Разбойники, призраки и китайцы» (1965) немец Ганс Эдуард Деттманн, который с 1927 по 1935 г. принимал участие в последней экспедиции Свена Хедина по Восточному Туркестану и пустыне Гоби: «Ветер воет, а может быть, так заманивают нас демоны пустыни? Ступайте дальше, — стонут они, — вы все равно погибнете, и тогда вы наши!.. (По поводу умирающего верблюда. — Р. М.). А не пристрелить ли нам бедное животное, избавив его тем самым от мучений? Однако нет, нам нельзя этого делать! Монголы не хотят, чтобы мы опередили демонов пустыни, отобрав у них законную жертву. Они уверены, что тогда каравану грозит несчастье… (По поводу волчьего воя, повторявшегося вокруг лагеря несколько ночей подряд и отсутствия всяких следов. — Р. М.). Однажды вечером мы спросили их (монголов. — Р. М.), почему они больше не поют. „Как, господин, разве вы не знаете, что мы окружены демонами? Мы не нашли следов разбойников, а волки тут не водятся“. Не имеет смысла переубеждать этих, совершенно по-другому воспитанных людей. Они верят в призраков и демонов. Ламаистские монастыри полны языческих изображений и фигур с дикими, искаженными мордами, которые в таинственном полумраке храмов кажутся еще более жуткими».

О странных обычаях суеверных аборигенов упоминает и немецкий исследователь Альберт фон Ле Кок, когда изучал исцарапанные фрески в развалинах одного древнего города:

«Здесь укоренилось мнение, что нарисованные люди и звери, если им не выцарапать глаза и рты, по ночам оживают, сходят со стен и портят людей, скот и посевы».

Однако сам он тоже неоднократно испытывал неприятные ощущения постороннего присутствия, когда находился в Кызылских (Кызырских) пещерах (Восточный Туркестан) (рис. 55).

Он говорил о демонической атмосфере окрестностей, вероятно, вызванной жутковатыми изображениями на стенах пещерных монастырей: «Несмотря на окружающую красоту, атмосфера угнетала».