Исцеляющие молитвы к православным святым.

Преподобный Антоний Великий.

Родители преподобного Антония жили в городе Копте и были богатыми людьми, исповедовавшими христианскую веру. Антоний с детства воспитывался в благочестии. Его отличала от сверстников горячая вера в Иисуса Христа. После кончины родителей Антонию едва исполнилось двадцать лет, но ему уже пришлось стать опекуном младшей сестры.

Согласно преданию, он, однажды войдя в храм, вдруг услышал голос, который несколько раз повторил слова Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мат.; 19, 21).

Юноша принял это за знак свыше и вскоре разделил все, что имел, между бедными односельчанами. Он не знал, как ему следует поступить с сестрой, и снова пошел в храм. Он вновь услышал тот же голос, который изрек следующие слова Иисуса: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мат.; 6, 34). Антоний принял решение покинуть родное селение и поручил заботы о сестре христианским девственницам.

Он удалился в Фивадскую пустыню, поселился в пещере и жил там отшельником. Но вскоре Антоний перебрался в полуразрушенные старинные воинские укрепления, которые находились в Писпире на берегу Нила. Праведник прожил там около двадцати лет, позволяя себе лишь изредка общаться с людьми.

За эти годы святого Антония не раз искушал диавол, после чего он всякий раз давал Господу трудные обеты. Согласно церковному преданию, в минуту отчаяния к святому явился Сам Иисус Христос, сообщив, что постоянно находился с ним рядом и ожидал окончания очередного его подвига. Антонию удалось преодолеть все диавольские искушения, и он получил от Господа благословенный дар творить чудеса. Слава о великом отшельнике быстро распространилась повсюду.

Через несколько лет Антоний решил прервать свое уединение и организовать монашескую обитель. У него уже появились ученики и последователи, которые селились рядом с ним и также вели отшельническую жизнь, следуя его советам и заповедям Иисуса Христа.

В начале IV века, когда Римом правил император Максимиан, Антоний отправился в путь. Он прибыл в Александрию, чтобы укрепить в вере местных христиан. Святой постоянно появлялся в самых опасных местах, поддерживая верующих молитвами и словом Божиим, чтобы им легче было пережить время жестоких преследований.

В 313 году гонения на христиан прекратились, и святой Антоний удалился от мира на берег Красного моря, в уединенный скит в Писпирских горах. Он стал возделывать поле и сеять пшеницу, чтобы самому обеспечить себя пищей. Теперь даже ученики почти не посещали его. Лишь иногда отшельник позволял себе общение с монахами, которые следовали его примеру еще со времени его жизни в Фивадской пустыне. Однажды, когда святой Антоний уже провел семьдесят лет отшельнической жизни, ему встретился святой Павел Фивейский, проживший в пустыне около девяноста лет. Павел поведал Антонию, что преследования христиан давно уже прекратились, но теперь Римская империя больна арийской ересью.

Шел 350-й год, когда Антония пригласил Афанасий Великий, чтобы праведник оставил уединение и выступил против ариан. Святой дал согласие и вскоре прибыл в Александрию. В то время приверженцы Ария пытались склонить всех сомневающихся на свою сторону, во всеуслышание утверждали, что даже святой Антоний примкнул к их учению. Подвижник опроверг клевету и строго осудил арианство.

Появление святого Антония в Александрии стало большим событием для ее жителей. К подвижнику тянулись люди, ожидая от него исцелений, чудес и наставлений в вере. Он не отказывал в помощи никому. После возвращения из Александрии в пустыню старец тихо скончался. Великому Антонию было тогда 105 лет. Рядом с ним в последний час были его верные ученики, которым святой объявил свою последнюю волю: скрыть место его погребения, так как он не хотел, чтобы люди после кончины обоготворяли его.

Ученики исполнили волю усопшего, но при императоре Юстиниане мощи праведника были обретены и перенесены в Александрию, а потом в Константинополь. В 980 году их доставили в Мот-Сен-Дидье. В 1491 году святые мощи перевезли в город Арле и поместили в храм Святого Иулиана.

Преподобного Антония Великого считают отцом монашества не потому, что он уединился в пустыне, а потому, что он стал основателем первого анахоретского (отшельнического) монашества. При этом монахи живут уединенно в хижинах или пещерах, где предаются иноческим трудам, постам и молитвам. Впоследствии несколько скитов, организованных по этому типу, объединяются в лавру. Так произошло при образовании Киево-Печерской, Троице-Сергиевой лавры и других.

Еще при жизни преподобного Антония монахи стали объединяться и другим способом: собирались в большую общину, где трудились все вместе, сообразно своим силам и способностям, вместе питались и подчинялись единому монашескому уставу. Такие обители назывались киновиями, а их наставники или настоятели – архимандритами. Основателем киновийного монашества называют другого святого – преподобного Пахомия Великого.

В Западной христианской церкви преподобный Антоний Великий больше известен как избавитель от страшного недуга – «антониева огня». Так в древности называли гангрену или болезнь при отравлении спорыньей. Святому Антонию Великому возносят молитвы при неврозах, психических расстройствах, эпилепсии.

Иконография святого связана с его покровительством крестьянам, звонарям, гробовщикам, мясникам. Его часто изображают с такими атрибутами, как крест, свинья, колокольчики, огонь и лев. Известно несколько литературных сочинений святого Антония Великого: двадцать речей о христианских добродетелях, семь посланий к обителям, а также правила монашеской жизни.

День памяти преподобного Антония Великого православная церковь отмечает 30 января (17 января по старому стилю).