Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок: Взгляд психолога.

Благодарности. 1. Для кого и о чем эта книга. Что я понимаю под консультированием? Кому оказывается помощь? Кого мы будем называть помощником? План книги. 2. Адаптация семьи к болезни. Негативные эффекты, вызываемые болезнью или инвалидностью. Как происходит адаптация семьи: общая схема. Кризис узнавания диагноза. Происходящие перемены и встающие проблемы. Конструкты болезни. Конструкты специалистов. Конструкты ребенка. Конструкты самих себя. Конструкты партнера. Конструкты сибсов. Конструкты других людей. Повседневная жизнь. Смысл существования. Заключительные замечания. Резюме. 3. Помощь: цели, взаимоотношения и процесс. Цели помощи. Конкретные задачи помощи. Модель партнерства. Модель эксперта: сравнение. Процесс оказания помощи. Построение отношений. Исследование, уточнение и изменение. Постановка целей. Составление плана действий. Реализация планов. Оценка результатов. Заключительные замечания. Резюме. 4. Начало работы и исследование проблем. Основные качества помощника. Уважение. Скромность в самооценке. Искреннее сопереживание. Эмпатия. Негромкий энтузиазм. Базовые навыки. Внимание. Активное слушание. Создание условий, располагающих к беседе. Демонстрация эмпатии. Начало исследования. Первая встреча. Место. Приветствие. Знакомство. Начало разговора. Предварительное исследование. Начальный договор. Окончание встречи. Записи. Случай из практики. Заключительные замечания. Резюме. 5. Помощь родителям в изменении их взглядов. Сообщение плохих новостей. Подготовка. Собственно беседа. Завершение беседы. Навыки, требующие напряжения сил. Предоставление информации. Обобщение сказанного. Рассказ о личном опыте. Глубокая эмпатия. Прямой и открытый разговор. Конфронтация (противопоставление). Более глобальные стратегии: теория конструктов. Рассказать родителям о схеме совместной работы. Формулирование гипотез. Проверка гипотез. Заключительные замечания. Резюме. 6. Решение проблем. Постановка целей. Условия постановки целей. Помощь родителям в постановке целей. Планирование действий. Расстановка приоритетов. Мозговой штурм. Выбор стратегий. Осуществление планов. Оценка результатов. Оценка отношений «родитель – помощник». Другие полезные стратегии. Нужны ли готовые рецепты? Отношения с детьми. Как справляться с другими проблемами. Заключительные замечания. Резюме. 7. Последние штрихи. Обучение помощников. Супервизия. Общие вопросы организации. Обращение к специалистам. Оценка предложенного подхода. Несколько слов в заключение. Список литературы.