Как сохранить зрение детей. Эффективные упражнения.

Обязательные занятия с детьми.

Наибольшая нагрузка на зрение ребенка бывает во время проведения с ним обязательных занятий, как физических, так и умственных. Контроль со стороны родителей за рациональностью построения обязательных занятий с малышом и их длительностью очень важен.

Например, рекомендуемая длительность непрерывных обязательных занятий с детьми в детском саду для старшей группы 25 минут, а для подготовительной к школе группы 30 минут не соответствует функциональному состоянию организма малышей.

При такой нагрузке у детей наряду с ростом отдельных показателей состояния организма (пульса, дыхания, мышечной силы) наблюдается падение зрительных функций. Ухудшение зрения продолжается даже после 10-минутного перерыва. Повторяющееся ежедневно снижение зрительных функций под влиянием таких занятий может способствовать развитию у ребенка стойких зрительных расстройств.

Мамы и папы, не забывайте, что сказанное выше в полной мере относится к проводимому вами домашнему обучению малышей счету, чтению и письму. Такие занятия создают для ваших малышей большое напряжение внимания и зрения. В связи с этим целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями.

Прежде всего следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением глаз ребенка на близком расстоянии (чтение, письмо). Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа (чтение букв и слов) не должна превышать пять – десять минут для малышей 3–4 лет и пятнадцать – двадцать минут для детей 5–6 лет.

После продолжительных занятий важно переключить внимание детей на другой тип обучения, не связанный с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему-либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть двух-трех минутную физкультурную паузу.

Неблагоприятно для детского зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним занятия будут однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой.

Особенно важно повысить эффективность перерыва (минут на десять) между двумя похожими занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2–3 минут смотреть вдаль, комментируя вслух увиденное.

Целесообразно то же самое повторить после окончания второго занятия. Опыт работы с детьми показывает, что подобные несложные упражнения, если их проводить ежедневно, помогают восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых неизбежно под влиянием напряженных занятий. Большое разгрузочное значение для глаз малышей играют также различные физкультурные упражнения.

Важную роль для охраны зрения малышей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в старшем дошкольном возрасте – читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны регулярно следить за характером и продолжительностью деятельности ребенка в доме.

Общая продолжительность обязательных занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6–7 лет. Желательно, чтобы ваши дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр и пребывания на воздухе.