ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Дорогие родители!

Наша книга предназначена для занятий с детьми 1—3 лет. Для каждого малыша, будь это годовалый карапуз или ребёнок постарше, 2—3 лет, найдутся интересные страницы. Сказочные истории помогут развить художественно-образное мышление малыша, а также освоить и закрепить умения и навыки работы с бумагой и пластилином.

Как работать с книгой:

1. Заранее прочитайте сказку, ведь вам придётся читать и показывать приёмы работы одновременно.

2. Перед каждым занятием нужно подготовить материалы для работы. Какие именно — вы найдёте в начале каждой истории.

3. Как можно чаще комментируйте свои действия — проговаривайте то, что в данный момент делаете вы или ваш ребёнок.

4. Задания в книге расположены от простого к сложному. Постарайтесь соблюдать последовательность занятий.

5. Если ребёнок ещё не знает названия цветов, как можно чаще проговаривайте вслух цвет бумаги или пластилина, с которым сейчас работаете вы или ваш ребёнок.

Аппликация.

Аппликация — очень увлекательное занятие, которое поможет вашему ребёнку развить чувство цвета, глазомер и научит быть аккуратным. На первом этапе малышу предстоит освоить навыки наклеивания уже готовых деталей.

Для занятий аппликацией вам понадобятся:

• набор цветной бумаги;

• ножницы;

• клей (лучше ПВА). Небольшое количество клея можно налить в плоскую ёмкость, например в крышку от банки;

• кисточка для клея;

• хорошо впитывающая тряпочка;

• клеёнка на стол для намазывания деталей клеем.

Для каждого занятия вам необходимо заранее сделать заготовки деталей. При наклеивании деталей соблюдайте следующую последовательность действий:

1. Переверните деталь белой стороной вверх.

2. Обмакните кисточку в клей, излишки клея снимите о край крышки.

3. Нанесите клей (полосой, точками, по контуру и т. п.), придерживая деталь другой рукой.

4. Переверните и приложите деталь к картинке.

5. Плотно прижмите деталь тряпочкой.

6. В конце работы не забудьте хорошо промыть кисточку водой.

Коврик.

Подготовьте: полоски жёлтого и красного цвета шириной 1 см.

Ты уже знаком с Мусей и Васей? Муся и Вася — два весёлых котёнка. Однажды Вася и Муся пошли в гости к знакомому Щенку. Щенок гордо разгуливал по двору.

— Посмотрите на мою будку! Хозяин только вчера мне её построил! — сказал Щенок.

— Какой хорошенький домик! — порадовалась Муся.

— Это не домик, а будка, — важно заметил Щенок. — Только спать в ней мне жестковато, ведь я привык спать дома на мягкой подстилке.

— Мы тебе подарим коврик! — пообещал Вася. И котята побежали домой.

— У нас есть коврик! — сказала Муся. — Он новый, но совершенно белый.

— Давай украсим его полосками! — предложил Вася.

— Мы их нарисуем? — поинтересовалась Муся.

— Не нарисуем, а на-кле-им! — ответил Вася. — Наклеим красные полоски...

— Почему красные? Давай жёлтые, — не согласилась Муся.

— Нет, красные, — сказал Вася. (Параллельно с рассказом действуйте за котят: наклейте первые две полоски — сначала красную, потом жёлтую.) Он взял красную полоску, перевернул её, обмакнул кисточку в клей, провёл кисточкой по полоске, приложил полоску к коврику и пригладил тряпочкой. — Вот так.

— Нет, жёлтые! — закричала Муся. Схватила жёлтую полоску, перевернула её, намазала клеем, приложила к коврику и прижала тряпочкой.

— Ладно уж, — согласился Вася, — давай клеить по очереди! (Теперь параллельно с рассказом пусть ребёнок наклеивает полоски самостоятельно.) Берём красную полоску, переворачиваем её, намазываем клеем, приклеиваем, прижимаем.

Тряпочкой. Теперь так же наклеиваем жёлтую полоску. (Таким образом заполняется весь коврик.).

— Хорошо, что вы наклеили полоски разного цвета. Получилось очень красиво! — сказал Щенок.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Кот Полосатик.

Подготовьте: полоски цветной бумаги шириной 1—1,5 см, вырезанные или рваные, длинные — для туловища, короткие — для хвоста и лапок кота. Прежде чем оторвать полоску, согните лист и сильно проведите линейкой по линии сгиба.

Однажды Вася и Муся встретили большого толстого кота. Кот горько-горько плакал.

— Как тебя зовут и почему ты плачешь? — спросила Муся.

— Меня зовут Полосатик, — печально ответил кот.

— Полосатик? Где же твои полоски? — удивились котята.

— В том-то и дело, — вздохнул кот. — Я очень люблю поспать. А сегодня я случайно заснул в стиральной машине! Хозяйка не заметила меня и выстирала вместе с бельём. И все мои полоски исчезли! Какой же я теперь Полосатик? Меня никто не узнает без полосок. Что же мне теперь делать? — Кот опять горько заплакал.

— Кажется, я знаю, как тебе помочь, — сказал Вася. — Сейчас мы наклеим на тебя полоски, и ты опять станешь Полосатиком. Муся! Клей, кисточку, полоски! Приступаем!

— Но у меня было много полосок! — робко сказал кот.

— Да, — задумался Вася. — Нам с Мусей понадобятся помощники.

Давай поможем котятам наклеивать полоски на Полосатика. (Наклеивайте подготовленные полоски на туловище, лапы и хвост кота.).

— Теперь я снова настоящий Полосатик! Спасибо вам большое! — радостно закричал кот.

— Только не засни опять в стиральной машине! — крикнула на прощание Муся.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Подсолнух.

Подготовьте: 7—9 лепестков жёлтого (оранжевого) цвета и 2—3 зелёных листика для подсолнуха.

Вася и Муся рассматривали книжку с картинками.

— Смотри, Вася, а это что за цветок такой? — удивилась Муся.

— Сейчас узнаем, — сказал Вася и прочитал:

Котята задумались. А ты знаешь, что это за цветок?

— Это же подсолнух! — догадался Вася. — Только у него должны быть жёлтые лепестки.

— Но тут нет никаких лепестков! Даже листьев нет, — огорчилась Муся.

— Да, видимо, художник забыл нарисовать их, — сказал Вася.

— А как же выглядит настоящий подсолнух? — спросила Муся. И тогда Вася решил сделать для Муси сюрприз.

Вечером, когда Муся уснула, Вася начал раскладывать вокруг серединки подсолнуха лепестки. [Покажите ребёнку, как надо расположить вокруг сердцевины лепестки, предложите ему сделать это самостоятельно.).

Давай поможем Васе наклеить лепестки и листья, ведь их так много! Вот как делает это Вася.

"Чтобы цветок был похож на настоящий, буду приклеивать только один край лепестка, — решил Вася. — Вот так".

(Покажите ребёнку, как намазать клеем край лепестка, прилегающий к середине цветка.) Теперь приклеим листья к нашему подсолнуху.

Утром Вася показал свой цветок Мусе.

— Какой красивый подсолнух! — воскликнула Муся.

— И совсем как настоящий, — добавил Вася.

В огороде, у дорожки Стоит солнышко на ножке. Только жёлтые лучи У него не горячи.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Грузовик.

Подготовьте: прямоугольник (для кузова), 2 кружка (для колёс), 2—3 кружка поменьше (для фар), 4—5 кружков неправильной формы (для яблок), на которых можно нарисовать углубление и веточку.

— Мой старый грузовик совсем развалился, — вздохнул Вася. — Мне он сейчас так нужен, а от него только кабина осталась!

— Не горюй, Вася, мы починим его! — сказала Муся.

— Это дело непростое! — ответил Вася. — Нам без помощников не обойтись. Давай поможем котятам починить грузовик.

— С чего начнём? — спросила Муся. — Какие нужны детали для твоего грузовика?

Вася задумался. (Спросите у ребёнка, какие детали нужны для грузовика Васи. Чего не хватает?).

— Сначала поставим колёса, чтобы грузовик мог ездить, — предложил Вася. (Попросите ребёнка показать, где должны располагаться колёса и покажите ему, как наносить клей по контуру "колеса".) — Теперь сделаем кузов для грузовика. В кузове перевозят тяжёлые грузы, поэтому кузов мы должны хорошенько закрепить. (Предложите ребёнку намазать деталь клеем по контуру.).

— А сейчас уже можно прокатиться на твоём грузовике? — спросила Муся.

— Нет, нет, что ты! — сказал Вася. — Нам обязательно нужно поставить новые фары: спереди, чтобы освещать дорогу, и сзади, чтобы на нас не наехала другая машина. (Фары можно наклеить одну над другой.).

— Ну вот, грузовик и готов! — довольно сказал Вася. — Садись, Муся, я тебя прокачу!

— Куда мы поедем? — спросила Муся.

— Мы поедем к Ёжику, отвезём ему яблоки, — ответил Вася. Давай поможем Васе загрузить яблоки в кузов грузовика.

— Без помощников я бы не справился! — сказал Вася. — А теперь поехали!

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Наряд для Муси.

Подготовьте: несколько разноцветных трапеций (юбочки для Муси), 8—10 разноцветных кружков диаметром 1—2 см (для украшения юбки), 5—6 кружков поменьше (для бус) и несколько разноцветных бантиков.

— Сегодня мы идём в гости к Мышонку, — сказал Вася.

Муся очень обрадовалась и надела своё самое красивое платье.

— Муся, мы пойдём в гости только вечером, — сказал Вася. — Смотри, не испачкай своё платье!

— Хорошо! — крикнула Муся и выбежала во двор.

Через минуту раздался громкий плач. Вася выскочил на крыльцо. Муся сидела посередине большой лужи и горько плакала.

— Я подскользнулась и упала! Теперь моё красивое платье всё в грязи! В чём я пойду к Мышонку?! — расстроилась Муся.

— Делать нечего, — сказал Вася. — Придётся придумывать тебе новый наряд. Выбирай себе юбку. (Предложите ребёнку примерить на Мусю заготовленные юбочки, а потом выбрать и наклеить одну из них.).

— Хорошая юбочка, — сказала Муся. — Но моё платье было в горошек!

— Ладно, — сказал Вася. — В горошек так в горошек!

Давай поможем Васе украсить Мусину юбочку разноцветными кружочками. (Перед наклеиванием предложите ребёнку сначала приложить выбранный кружок к юбочке, спросите ребёнка, хорошо ли (ярко ли) смотрится, например на красной юбке, красный или оранжевый кружок.).

— Как нарядно, как хорошо! — обрадовалась Муся и захлопала в ладоши. — А ещё что-нибудь можешь придумать?

— Могу сделать тебе бусы, — сказал Вася. — А бантик выбери сама.

Помоги Васе сделать бусы. Мы будем надевать их вот на эту нитку. (Покажите ребёнку, как расположить бусинки, не забывайте называть их цвет или спрашивайте об этом у ребёнка.) А теперь давай поможем Мусе выбрать бантик. (Бантиками можно украсить хвост, юбку и т. д.).

— Какой у тебя красивый наряд! — сказал Мышонок Мусе, когда котята пришли к нему вечером в гости.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Башня.

Подготовьте: разноцветные прямоугольники или квадраты: 4—5 больших, 4—5 средних, 4—5 маленьких; 3—4 треугольные крыши. Большие прямоугольники можно сложить пополам и вырезать в них полукруглую либо прямоугольную арку.

Однажды Вася привёз на своём грузовике много кубиков.

— Сейчас я буду строить башню, — сказал он.

— Я тоже, — сказала Муся. И они принялись за дело.

— Смотри, Муся, какая у меня красивая башня получилась! — гордо сказал Вася.

— А у меня ничего не получается, — расстроилась Муся. — Всё почему-то разваливается.

— Давай строить вместе, — предложил Вася. (Составьте башню, не приклеивая детали.) — Чтобы башня не упала, снизу я поставлю самый большой кубик. На него — кубик поменьше, потом кубик ещё меньше. А сверху — треугольную крышу. Вот башня и готова! А теперь ты, Муся, строй свою башню рядом с моей.

(Попросите ребёнка помочь Мусе и собрать башню из других деталей рядом с вашей. Ещё раз повторите последовательность действий.).

— У меня получилось! — обрадовалась Муся.

Такую красивую башню можно и приклеить. Ты согласен?

— Давай приклеивать башню, начиная с нижней детали, — сказал Вася. (Чтобы наклеить деталь башни, достаточно нанести клей на уголки этой детали. Покажите ребёнку, как это надо сделать.).

Тут прибежал Мышонок и воскликнул:

— Какие красивые башни! Я тоже хочу построить такую же красивую! Давай научим Мышонка строить башню из кубиков и поможем её приклеить. (Васину башню можно разобрать. Пусть теперь ребёнок действует самостоятельно. Если деталей остаётся много, можно построить целый игрушечный город.).

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Волшебное дерево.

Подготовьте: полоски цветной бумаги шириной 1—1,5 см, вырезанные или рваные.

Однажды летом Вася и Муся гуляли по лесу. Они вышли на поляну и увидели одинокое дерево.

— Смотри, какое грустное дерево, — сказала Муся.

— Это, наверное, потому, что на нём совсем нет листьев, хотя сейчас и лето! — сообразил Вася.

— Васенька, давай поможем дереву! Давай что-нибудь придумаем! — попросила Муся.

Котята задумались.

— Я придумал! — закричал Вася. — Мы наклеим на ветки листья из бумаги!

— Да, но ведь листьев должно быть очень много. Вырезать их долго, а дерево всё грустнее и грустнее, — расстроилась Муся.

— А мы и не будем вырезать их, ведь бумагу можно просто порвать! — сказал Вася.

— Правильно! — обрадовалась Муся. — А чтобы дерево развеселилось и было красивым, сделаем ему разноцветные листья.

— Точно! — воскликнул Вася. — Тогда наше дерево станет волшебным! Котята принялись за дело.

Работы у Васи и Муси очень много, давай им поможем. Сначала заготовим разноцветные листья (оторвём небольшие кусочки бумаги от заготовленных рваных полосок разного цвета.) А теперь наклеим их на ветки дерева. (Для этого нанесите клей (точкой) на середину листика. Края приклеивать необязательно.) Чем больше листьев мы наклеим, тем красивее получится дерево.

Дерево зашелестело своими новыми разноцветными листьями.

— Дерево говорит нам спасибо! — догадалась Муся.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Лепка.

Занятия лепкой помогут вашему ребёнку развить гибкость рук и мелкую моторику, научиться координировать движения, а также познакомят ребёнка с различными свойствами пластилина (мягкостью, пластичностью), величиной, цветом, формой предметов.

Для занятий лепкой вам понадобятся:

• пластилин;

• доска для лепки;

• тряпочка для рук;

• нож или стека;

• заострённая палочка (спичка или карандаш), колпачки от фломастеров и шариковых ручек — для создания различных отпечатков;

. бусинки, бисер, крупа (например, гречка, пшено, рис) и т. п. — всё, что может понадобиться для украшения поделок;

. подставки для готовых работ из картона или плотной бумаги;

. стакан с водой (чтобы пластилин не прилипал к доске и инструментам, можно слегка смочить их водой).

Основные приёмы работы с пластилином:

1. Подготовка пластилина к лепке: разогрейте и разомните пластилин в ладонях.

2. Изготовление колбаски: подготовленный пластилин сожмите в кулаке, чтобы придать ему слегка вытянутую форму, а затем раскатайте его движениями вперёд-назад на доске или между ладонями. Чтобы выровнять колбаску, дополнительно раскатайте утолщённые места пальцами на доске. Для выполнения некоторых элементов вам необходимо закрутить или прищипнуть колбаску пальцами.

3. Изготовление шарика: размятый пластилин несильно сожмите с разных сторон между ладонями, чтобы придать ему шарообразную форму, а затем раскатайте его круговыми движениями на доске. Чтобы сделать маленький шарик, раскатайте пластилин на доске круговыми движениями пальцев или между большим и указательным пальцами.

4. Изготовление лепёшки (диска): нужно расплющить шарик, прижимая его к доске ладонью или пальцем.

Раскатать колбаску.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

на доске.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

между ладонями.

Прищипнуть.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Выровнять.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Закрутить.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Раскатать шарик.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

на доске пальцем.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

на доске.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

между пальцами.

Расплющить.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

ладонью.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

пальцем.

Украшение тарелки.

Подготовьте тарелку из плотной белой бумаги. Для этого нужно обвести на листе блюдце или небольшую десертную тарелку и вырезать круг. В центре круга расположите предмет меньшего диаметра (крышку от банки, блюдце и т. п.) и обведите его.

— Сегодня мы идём на день рождения к Ёжику, — сказала Муся. — И я подарю ему вот эту красивую тарелочку!

— Дай-ка посмотреть, — попросил Вася.

Вдруг тарелка выскользнула у него из лап, упала и разбилась на мелкие кусочки!

— Что ты наделал, Вася! — заплакала Муся. — Ведь у меня нет больше такой тарелочки!

Вася тоже расстроился.

— А тарелка из бумаги не подойдёт? — спросил он и быстро вырезал из бумаги вот такую тарелочку. (Покажите ребёнку Васину тарелку.).

— Моя была красивая, вся украшенная, — продолжала плакать Муся.

— А мы эту тарелку тоже можем украсить! — сказал Вася.

— Чем? — поинтересовалась Муся.

— Пластилином! — ответил Вася и достал какую-то коробочку. В коробке лежали разноцветные брусочки.

— Как же мы будем украшать этим... плас-ти-ли-ном? — спросила Муся и осторожно потрогала пластилин лапкой.

— Трогай, Муся, не бойся. Пластилин любит, когда его мнут и в ладошках греют. (Отрежьте кусочки пластилина шириной около 1 см разного цвета, кроме белого и чёрного. Покажите ребёнку, как разминать пластилин в ладонях.) Ну вот, размяли. А теперь давай тарелку украшать, а то к Ёжику на день рождения опоздаем! — сказал Вася.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Давай и мы поможем Васе и Мусе украсить тарелку для Ёжика! Отщипнём маленький кусочек пластилина (рассказывайте и показывайте одновременно; начните украшать бортик тарелки) и хорошо прижмём его пальцем к тарелке. Теперь отщипнём кусочек пластилина другого цвета (не забывайте как можно чаще называть цвет) и прижмём его рядом.

Думаю, наша тарелка очень понравилась бы Ёжику!

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Гусеницы.

Подготовьте: кусочки пластилина шириной 1—1,5 см разных цветов, доску для лепки, заострённую палочку (карандаш или спичку). Вырежьте листик, на котором будут сидеть гусеницы, из половины листа бумаги или картона зелёного цвета. Подготовьте также украшение для гусениц: мелкие бусинки, бисер, крупу (лучше всего взять гречку, пшено и рис). Если хотите, можете заранее вылепить главную героиню — Гусеницу. Она поможет вам рассказать сказку.

Однажды Вася и Муся гуляли по саду и увидели на большом листе грустную Гусеницу.

— Здравствуй, Гусеница! Почему ты грустишь? — спросила Муся.

— Все мои подружки переползли на другое дерево, а я осталась здесь, — ответила Гусеница.

— Почему? — удивились котята.

— У меня сломана ножка, и я не могу ходить, — вздохнула Гусеница. — Мне теперь очень скучно без подружек-гусениц: не с кем поболтать, не с кем чайку попить.

Котята задумались, как бы помочь Гусенице.

— Кажется, не зря я взял с собой пластилин, — вспомнил Вася. — Сейчас он нам как раз пригодится!

Вася открыл коробку, взял небольшой кусочек пластилина и принялся за работу. (Рассказывайте и показывайте то, что вы делаете, одновременно.).

Сначала пластилин хорошенько разомнём и подогреем в ладонях. Теперь сожмём пластилин в кулаке, чтобы он стал немножко вытянутым и положим его на доску, начнём катать его ладонями вперёд-назад (катайте пластилин, пока не получится колбаска — гусеница).

— Тебе это ничего не напоминает? — спросил Вася, очень довольный своей работой. (Спросите у ребёнка, догадался ли он, что хотел вылепить Вася.).

— Так, так, — задумчиво сказал Вася. — Кажется, чего-то тут не хватает. Возьму палочку (карандаш, спичку) и сделаю вот здесь глазки (сделайте неболь-

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

шие углубления острым концом палочки), а тут — вот такие полоски (нанесите на спинку гусеницы поперечные полоски острым концом палочки либо гранью спички или карандаша).

— Теперь-то вы поняли, кого я сделал? — спросил Вася.

— Это моя новая подружка! — обрадовалась Гусеница.

— Представляешь, Муся, сколько гусениц мы сможем сделать вместе? — сказал Вася.

— Ух ты! — радостно воскликнула Муся.

Давай поможем котятам вылепить новых подружек для Гусеницы. (Уже готовых гусениц можно украсить бусинками, бисером или крупой. Познакомьте Гусеницу с новыми подружками и продолжайте игру!).

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Улитки.

Подготовьте: небольшие кусочки пластилина (как для гусениц) разных цветов, доску для лепки, заострённую палочку (спичку), материалы для украшения: бусинки, бисер, крупу. Лист для улиток можно вырезать из второй половины зелёного картона или бумаги.

Как-то раз Вася прибежал домой и радостно закричал:

— Муся, послушай! Я сам загадку придумал! Отгадай, кто это:

Очень медленно ползёт, Домик на себе везёт. Муся задумалась. {Предложите ребёнку помочь Мусе отгадать загадку.).

— Это улитка! — догадалась наконец Муся и вздохнула. — Как жаль, что у нас в саду не живут улитки. Они бы могли подружиться с нашей знакомой Гусеницей.

— А давай их слепим, — предложил Вася. — Вот Гусеница обрадуется!

— Как же их лепить? — спросила Муся.

— Будем лепить улиток вместе, — сказал Вася. — Я тебе помогу! Давай и мы слепим улиток вместе с котятами.

— С чего нужно начать, Муся, ты помнишь? — спросил Вася.

(Спросите у ребёнка, помнит ли он, с чего нужно начинать работу с пластилином.).

— Сначала разомнём пластилин в ладонях, — сказала Муся. {Делайте вместе с ребёнком.).

— Правильно, — похвалил её Вася. — Теперь скатаем дли-ин-ную колбаску: положим пластилин на доску и будем раскатывать его вперёд-назад. Вот так. (Следите, чтобы пластилиновая колбаска получилась ровной и длиной около 4—5 см.) Получилась колбаска. Но мы ещё не закончили.

— Муся, — сказал Вася. — Сейчас мы будем делать улиткин домик. {Покажите ребёнку, как нужно сворачивать домик: плотно заверните кончик колбаски, а потом закрутите его по спирали.).

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

— Улитка, улитка! Высуни рога! Дадим тебе, улитка, пи-ро-га! — радостно закричала Муся. И тут же спросила:

— А где же рога у наших улиток?

— Сейчас сделаем! Надавим палочкой (спичкой) на голову улитки, а затем прищипнём рожки пальцами, — ответил Вася. (Покажите ребёнку, как сделать рожки; помогите при необходимости.).

— А как сделать глазки, ты, Муся, наверное, сама догадалась, — сказал Вася. (Глазки и украшения улиткам можно сделать с помощью палочки, а также бусинок, бисера и крупы.).

— Сколько новых подружек будет у нашей Гусеницы! — сказала Муся. — Вот как хорошо! (Познакомьте гусениц и улиток и продолжайте игру!).

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Фрукты и ягоды.

Подготовьте: кусочки пластилина разной величины "фруктовых" цветов (учтите, что с очень маленькими кусочками ребёнку трудно будет работать), доску для лепки, заострённую палочку (спичку, карандаш), половинки спичек и сосновые иголки для черенков, бумажную тарелку для готовых фруктов.

— Интересно, как поживают наши друзья, гусеницы и улитки? — спросила однажды Муся.

— А давай пригласим их в гости! — предложил Вася.

— И чем же мы будем их угощать? — задумалась Муся.

— Улитки и гусеницы очень любят фрукты и ягоды, — сказал Вася. — Вот их-то мы и сделаем!

И достал пластилин.

— Какие же мы будем делать фрукты? — спросила Муся.

— Начнём с бананов, — ответил Вася. (Далее действуйте и рассказывайте одновременно.) — Возьмём кусочек жёлтого пластилина, разомнём его в ладошках и...

— И раскатаем толстую колбаску! — подхватила Муся. (Раскатайте пластилин в колбаску между ладонями.).

— Отлично! — сказал Вася. — Теперь немножко согнём эту колбаску и слегка сплющим концы.

— Получилось! — радостно закричала Муся.

— Сделаем ещё несколько бананов, чтобы всем гостям хватило, — предложил Вася.

Давай и мы поможем котятам лепить бананы.

— А теперь сделаем яблоки, — сказала Муся.

— Яблоки бывают красные, зелёные и жёлтые, — вспомнил Вася. — Я сделаю красные. Берём пластилин, разминаем его и делаем шарик. — Вот так.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

(Покажите ребёнку, как надо раскатать шарик на доске. При необходимости положите свою руку на руку ребёнка и круговые движения делайте вместе.).

Теперь пальцем сделаем ямку, как у настоящего яблока, и воткнём черенок.

(Покажите ребёнку, как сделать ямку пальцем и воткнуть черенок из половинки спички).

А какое яблоко хочешь вылепить ты?

[Предложите ребёнку вылепить яблоки разного цвета. Можно вылепить зелёное или жёлтое яблоко с румяным бочком. Для этого возьмите кусочки пластилина двух цветов и скатайте их в один шарик. Чтобы сделать апельсин, скатайте шарик из оранжевого пластилина и острым концом спички или карандаша сделайте дырочки.).

— А как делать ягоды? — спросила Муся.

— Ты ещё не догадалась? — удивился Вася. — Нужно скатать шарики, только размером поменьше яблока. Какие ягоды ты знаешь, Муся? [Спросите у ребёнка, какие ягоды он знает и какого они цвета?).

Давай поможем котятам вылепить много разных ягод для гостей. [Для изготовления черенков вишен можно использовать сосновые иголки.).

— Какое замечательное угощение у нас получилось! — сказала Муся. — Давай красиво разложим его на тарелке. Пора звать гостей! [Пригласите в гости пластилиновых улиток и гусениц.).

Играем в магазин.

Подготовьте: кусочки пластилина разной величины для изготовления бубликов, сушек и печенья, доску для лепки, заострённую палочку (спичку), карандаш, ручку и фломастер (чтобы делать отпечатки), крупу (бусинки или бисер) для украшения выпечки.

— Вася, давай играть в магазин! — предложила однажды Муся.

— Давай, — обрадовался Вася. — А что будет продаваться в нашем магазине?

— Печенье, бублики и сушки, — мечтательно сказала Муся. — Ну, в общем, всё, что подают к чаю.

— Чур я буду привозить продукты на своём грузовике! — сказал Вася. — Но где же мы их возьмём, эти продукты?

— Вылепим, Васенька, из пластилина! — не растерялась Муся. — И начнём с бубликов и сушек.

— Хорошо, — согласился Вася. — Давай готовить тесто. {Предложите ребёнку хорошенько размять пластилин. Затем показывайте и рассказывайте одновременно.) Скатаем из нашего теста длинную колбаску. {Следите за тем, чтобы колбаска получилась ровной и достаточно длинной.) Теперь согнём её так, чтобы соединились концы, и скрепим их. {Плотно прижмите концы колбаски друг к другу, а место соединения загладьте пальцами.).

Давай поможем котятам сделать много бубликов и сушек. {Сделайте бублики размером больше, чем сушки.).

— Теперь пора делать печенье, — сказала Муся. — Но вот только как?!

— Очень просто! — ответил Вася. — Приготовим тесто {разомнём пластилин). Теперь скатаем шарик и расплющим его ладошкой. Вот так. Теперь — твоя очередь! (Сделайте несколько штук, а потом покажите ребёнку разные способы украшения: с помощью палочки можно наносить разные линии и делать точки, также обратной стороной карандаша, ручки или колпачком фломастера можно делать отпечатки. Печенье можно украсить бусинками, бисером или крупой.).

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

— Украшенное печенье гораздо вкуснее, — сказала Муся.

(При желании вы можете приготовить торт, соединив несколько разноцветных лепёшек большего размера и украсив верхнюю лепёшку бисером, крупой и т. п.).

— Красота! — сказала Муся.

— Вкуснота! — сказал Вася. Добро пожаловать в наш магазин!

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Ёжики и грибы.

Подготовьте брусочек чёрного пластилина. Разрежьте его пополам, а затем одну из половинок — ещё раз пополам. Можно использовать куски пластилина другого цвета аналогичного размера. Кроме того, вам понадобятся: доска для лепки, нож или стека для разрезания пластилина, 8—10 спичек, разрезанные пополам (для иголок), бусинки или крупа (для глазиков и носиков), небольшие кусочки пластилина (для грибов).

Однажды к Васе и Мусе в гости пришёл их друг, Ёжик, со своей семьёй.

— Хорошо бы нам всем сфотографироваться вместе! — сказал Ёжик.

— Но у нас нет фотоаппарата, — вздохнула Муся.

— А что если... — задумался Вася. — Мы вас не сфотографируем, а вылепим из пластилина?

— Да, да, конечно! — радостно закричали ежата.

— Начнём прямо сейчас! — сказал Вася.

Муся сразу начала разминать пластилин. {Разомните кусок пластилина побольше, а ребёнку предложите размять куски поменьше.).

— Не очень-то это похоже на ежей! — с сомнением сказал Ёжик.

— Мы ещё не закончили, — успокоил его Вася. — Смотрите, что будет дальше! Сделаем мордочку Ёжику. (Покажите ребёнку, как слегка сжать пальцами пластилин и вытянуть мордочку Ежа. Начните с большей заготовки.) Мордочка готова. Сделаем глазки и носик. (Глазки и носики можно сделать из бусинок, крупы, маленьких шариков из пластилина или с помощью заострённой палочки.).

— Уже лучше, но ёж без иголок — не ёж! — забеспокоился Ёжик.

— Не волнуйся, сейчас сделаем иголки, — сказал ему Вася. — Вот это будут ежиные иголки. (Воткните спички в пластилин не слишком близко друг к другу.).

— Мне нравится, — одобрил Ёжик. — А как же остальные?

— Сейчас, сейчас, — ответил Вася. — Но нам с Мусей потребуется помощь. Давай поможем котятам вылепить ежиную семью. (Иголки ежатам можно сделать в виде заострённых кончиков спичек, а также штрихами или точками.).

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

— Как хорошо у вас получилось! — обрадовались ежи. Но тут забеспокоилась Ежиха.

— Ежи без грибов — не ежи, — сказала она.

— Не волнуйтесь, сейчас мы и грибы вылепим, — пообещала Муся. — Как сделать грибы, Вася?

— Скатаем небольшой шарик. [Выберите подходящий цвет для шляпки гриба.) Теперь разрежем его пополам. Две шляпки для грибов готовы! Теперь скатаем колбаску и тоже разрежем её пополам. Ножки для двух грибов готовы! Теперь в шляпке сделаем углубление {сделайте в плоской части шляпки небольшое углубление пальцем), вставим в него ножку и хорошо прижмём их друг к другу. Вот гриб и готов, — обрадовался Вася.

Давай и мы поможем котятам сделать грибы для ежиной семьи.

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

www.litera.spb.ru.