Метод Кошастого.

Лошади.

Я купил двух лошадей в ноябре 2004 года. Покупали мы их вскладчину с сестрой, так что лично мне принадлежала только одна из них (два года они обе были полностью на моем попечении и использовании, поэтому я привык говорить и думать что у меня две лошади. Сейчас мы наконец «разделили имущество», и одна лошадь отошла полностью ей, так что из тех двух у меня осталась одна – гнедая, Квита, 10 лет. Впрочем, прошедшей осенью (октябрь 2006) я компенсировал это покупкой новой лошади, породистой, орловской рысачки – Дины, 10 лет, гнедой. И наконец зимой (январь 2007) я купил третью лошадь – жеребенка, 5 месяцев, Грозу, тоже рысачку, вороную. Сейчас ей уже 11 месяцев, она больше похожа на взрослую лошадь. ( фото14 – Квита, фото14а – Дина, фото14б – Гроза). В настоящий момент Квита беременна, рожать должна осенью.

Основное назначение лошадей в селе – обеспечивать грузовой транспорт. Для этого нужна телега (фото15). Я купил телегу вместе с лошадьми, полтора года она работала без ремонта, прошлым летом я полностью переделал деревянную часть. Сейчас еще сменю ей подшипники в колесах на днях. В целом конструкция надежная, еще послужит немало (хотя ей уже около 30 лет как минимум). Телега пароконная, т.е. в нее запрягается пара лошадей. На телегу можно нагрузить до 2 тонн груза, но реально грузится меньше (2 тонны чтобы везти, нужна идеальная ровная дорога), до тонны – пара лошадей попрет и по плохому асфальту или хорошей грунтовке. По плохой грунтовке (которые у нас встречаются) – я обычно гружу не более чем 500-600 кг. Для большинства нужд такого веса более чем достаточно. Это полностью нагруженная телега дров, к примеру.

Второе применение у лошадей – верховая езда. Я полтора года назад купил два седла «казачьих» (харьковская фирма «Седло»), научился ездить (пусть не по всем правилам верховых школ, но вполне эффективно и безопасно). Год я наслаждался ездой на обычных лошадях, но когда купил породистую (Дину) – тогда-то меня и проперло что такое настоящая езда на настоящей лошади. Словами описывать это сложно, надо прочуствовать.

В настоящее время верховая езда на лошадях приносит мне определенный побочный заработок, позволивший мне почти не бывать в Киеве. Приезжают киевляне кататься, чаще всего начинающие, за небольшую сумму (вполне достаточную для меня, но многократно более низкую в сравнению с ценами в Киеве) (фото16).

Об уходе за лошадьми. Уход за лошадьми в моих условиях совсем несложный. Все лето они стоят на улице на привязи круглые сутки, пасутся. Их не надо ни заводить на ночь, ни кормить чем-то. Только надо раз в сутки напоить (2-3 ведра), для этого надо сходить за лошадью, отвести ее к колодцу, где стоит 50-литровая кастрюля с водой, потом отвести обратно. Веревка длиной около 20 метров; когда лошадь все выест в этом радиусе, ее надо переставить (раз в несколько дней). В землю вбивается акациевый колышек, на него накидывается петля веревки. Веревка – полипропиленовая 10-12 мм диаметром. Осенью лошади заводятся на ночь и при непогоде в конюшню и с ухудшением выпаса подкармливаются сеном, зимой переводятся на полное питание сеном. Но в хорошую (нет ветра и снега) погоду даже зимой днем лошади выводятся на улицу на привязь. Свежий воздух и возможность подвигаться, размяться – очень ценны для здоровья. В целом получается, что уход за лошадьми занимает у меня летом – 15-30 минут в день (всех напоить и при надобности переставить), зимой – 30-45 минут утром и столько же вечером (вывести напоить, подкинуть сена, вывести на привязь; вечером забрать с привязи, напоить, подкинуть сена). Сено сложено недалеко от конюшни, носить близко.

О корме для лошадей. Основа корма (имеется в виду зимний корм, а не летний выпас) – это сено. Сено – грубый корм, низкокалорийный, и поэтому надо его исключительно много. Но в достаточных количествах хорошее сено является полноценным кормом, и главное, содержит все необходимые витамины. Сено несложно заготавливать в любых необходимых количествах. Осенью (октябрь) существенной частью рациона лошадей является зелень топинамбура. Они поедают не только листья, но и жесткие стебли – целиком. Зимой и весной лошадей временами я подкармливаю клубнями топинамбура. Это эффективный и несложный способ калорийной подкормки, в этом году я посадил топинамбура гораздо больше. И наконец, корм для лошадей можно покупать – овес, ячмень, отруби. Мешок отрубей (висівок) стоит 18 гривен, ячменя – 35 гривен. Этой весной я купил некоторое количество зернового корма, так как заготовленного сена не хватило – я заготавливал его на двух лошадей, а кормить пришлось трех или даже трех с половиной (осенью добавилась Дина, в январе добавилась Гроза, сестра забрала свою лошадь лишь в феврале). Лошади изрядно похудели. Отсюда мораль – корм надо заготавливать с избытком, причем не на 10-20 процентов, а лучше раза в полтора.

О сбруе и упряжи. Для того, чтобы эксплуатировать лошадь, одной лишь лошади мало. Надо иметь еще необходимую сбрую и упряжь. Самая необходимая ее часть – это уздечка. Я пошил свои уздечки самостоятельно (по образцу, с размерами индивидуально для каждой лошади). Для этого необходимо некоторое количество плотной х/б или синтетической тесьмы, более толстой – на основу, и тоньшей – на ремешки. Лучшим материалом считается кожа, но я с этим решительно не согласен, кожа мне представляется гораздо более капризным в эксплуатации и менее долговечным материалом, да и в конце концов менее прочным. Она имеет свойство становиться жесткой и натирать лошади морду, чего не бывает с тесьмой. Также по любому нужна металлическая часть уздечки – удила (то, что продевается лошади в рот). Самостоятельно изготовить удила или чем-то их заменить весьма сложно (кузнечно-слесарная работа), так что ими я запасся где только можно, штук 5 в запасе есть.

Для того чтобы запрягать лошадь в телегу, требуется упряжь. Она бывает двух видов – хомутовая, и шлеечная. Хомут считается наиболее эффективным, особенно в тяжелой работе, но он сложен в изготовлении, тяжел, и мне не нравится. Исторически сложилось (при покупке) так что я имел дело со шлеечной упряжью. Она проще и удобнее. Состоит она из шлеи(фото15), в которую продевается шея лошади, так что шлея обхватывает грудь лошади и холку; нарытника (ремня с поддерживающими ремешками, который обхватывает лошадь сзади); посторонок (две толстые тяговые веревки, идущие от шлеи к орчику); и орчика (деревянная палка 60-70 см, к концам которой крепятся посторонки, а за середину через железное кольцо он крепится к тяговому крючку на телеге). Все это можно изготовить своими руками, имея запас разного калибра тесьмы и веревок. Из металлических деталей, которые надо иметь – два больших железных кольца, являющиеся скрепляющей основой шлеи и прочих частей упряжи (их достать сложно, но возможно), и серединное крепление орчика (достать его невозможно – это кузнечная работа, а кузнецы вымерли давно. Я разжился несколькими штуками здесь же, в селе). Я для своих лошадей шлеи покупал (вручную их изготавливать можно, но очень трудоемко, а я нашел в Киеве мастера, делающего их хорошо и дешево). Для изготовления шлей обычная тесьма не подходит – нужна очень прочная и широкая (10 см) синтетическая тесьма. На диво неплохо для этой цели подходят, между прочим, пожарные рукава. Они как раз прочные, синтетические и плоские. Мне удалось запастись, так что на будущее я шлеи изготавливать смогу сам. Еще для упряжи нужны вожжи– это просто тесьма нужной длины. Цепляются вожжи к уздечкам при помощи небольших карабинов – это очень важно с точки зрения удобства. Пристегнул-отстегнул.

Для того чтобы ездить на лошади верхом, помимо уздечки, нужно седло. Изготовить его самому – крайне сложно (здесь и везде я веду речь о седле строевого типа, не спортивном). Я покупал свои седла в Харькове, фирма «Седло», по 200 долларов каждое. Это нижняя планка цены и вполне приличное качество. Ну а классные седла могут стоить многие тысячи. Если обходиться без покупных седел – то, в принципе, можно сделать нечто, что позволит сидеть на лошади и перемещаться на ней, в том числе галопом. До покупки седел я изрядное время обходился просто сложенным вдвое ватником, положенным на спину лошади, с самодельными стременами. Если к этой конструкции добавить подпруги – то получится простейшее седло. Особо далеко на нем не уедешь, но в пределах села и окрестностей – запросто. Если лошадь хорошо упитана, и спина у нее гладкая, без торчащего хребта – то на ней вполне возможно ездить и вовсе без седла (я раньше не верил что это возможно, а сейчас научился – на Квите свободно без седла галопом езжу. А Дина для езды без седла слишком породистая – у нее крупный шаг, сильно бросает, сложно усидеть).

О телеге. Важнейшим дополнением к лошадям является телега, или воз, как говорят на Украине. Без нее, понятное дело, грузы не повозишь. Мне моя телега досталась вместе с лошадьми. Ей уже лет 30, не меньше. Она состоит из металлического каркаса и деревянной части. Каркас сварной, сделан из всяких кусочков, уголков, металлического профиля. В общем, сварщик сделал из отходов. Деревянную часть я недавно поменял – старая износилась. Сделал ее подлиннее, борта повыше. На дно идет доска 40 мм, на борта – 30 мм. К каркасу приварены оси, на которых через подшипники ставятся ступицы колес. Колеса – сельскохозяйственного типа, то ли передние тракторные, то ли от каких-то сеялок (мнения разошлись). Длина корыта телеги – 3.5 м. Тип запряжки – пароконный (запрягается пара лошадей); это значит – посередине дышло, с двух сторон – крючки для запряжки двух лошадей. Если бы была одноконная запряжка – то было бы две оглобли по бокам, и один крючок в центре. Мне лично больше нравится пароконный тип запряжки – он проще. Нагрузить на мою телегу можно до двух тонн груза (правда, такой груз лошади сдвинут только на ровной асфальтовой дороге. Практически максимальный груз – это 800-1000 кг; его они худо-бедно провезут по любой дороге и довезут до дома. Ну а повседневный груз – это 300-600 кг. Сама телега весит порядка 150-200 кг. В целом, ею я полностью доволен. По удобству она значительно превышает обычные воза, которые тут в ходу у людей. У тех почему-то очень низкие и покатые борта. В результате в такой воз ни сесть нормально, ни нагрузить чего-то толком нельзя. И размерами они очень невелики, мой гораздо больше.

В принципе у меня достаточно актуально стоит вопрос о новой телеге. Эта еще послужит, но у нее слабое место – колеса. По старости они могут выйти из строя в любой момент; резина потресканная, порезанная; разбортировать их нельзя. Запасных нет. Я потихоньку вынашиваю планы изготовления новой телеги с нуля, с учетом тех усовершенствований, которые хотелось бы иметь. Как минимальный вариант, подыскиваю запасные колеса к этой. Запасся запасными подшипниками к ступицам колес, старые уже пора менять.