На пути к бессмертию. Фрагменты из работ.

* * *

Мир, представляющий собой лишь школу порока и добродетели и состоящий из системы поощрений и наказаний, вряд ли объясняет задачу и цель бытия нашему разуму. Душа или дух, заключенный внутри нас, если он действительно божественен и бессмертен, не может быть помещен в эти земные условия лишь для того, чтобы пройти такую грубую и примитивную школу морального воспитания; и если дух воплощается в Невежестве, то должно быть потому, что существуют более высокие принципы или возможности его бытия, которые шлифуются в среде Незнания…

Даже если душа есть сотворенное создание, призванное учиться у Природы и развиваться до реализации своей бессмертной сущности, то это развитие и рост будут подчиняться более высоким законам, нежели божественному кодексу примитивной и варварской справедливости. Такое упрощенное понятие Кармы – продукт мелкого человеческого витального разума, всецело озабоченного своими узкими жизненными правилами, желаниями, радостями и печалями и возводящего свои убогие мерки в ранг космического закона и цели существования. Эти понятия не могут удовлетворить мыслящий ум; они несут на себе слишком отчетливую печать человеческого невежества.

К той же самой проблеме Кармы можно подойти с более высокого уровня разума и придать ей больше выразительности и космической универсальности. Во-первых, можно рассматривать ее с точки зрения неизбежности естественных последствий всех энергетических действий в Природе. И если даже в настоящей жизни мы не наблюдаем какого-либо видимого результата, это может означать, что последствия просто отложены во времени и когда-нибудь обязательно проявятся. Каждый человек пожинает плоды своих трудов и деяний, результаты своих поступков, порожденных энергиями нашей природы. Но не все результаты наших действий проявляются в течение одной жизни. В то же время последствия человеческих поступков могут распространяться не только на самого субъекта, но и на окружающих его людей даже и после его смерти. Таких примеров можно наблюдать множество, когда люди пожинают плоды деяний своих близких. Происходит это в силу единства и непрерывности жизни в Природе. Каждый отдельный человек, как бы он того ни хотел, не может жить только для себя… Человеческое существо, его природа, жизненные обстоятельства – результат его собственных внутренних и внешних движений и действий, конкретных и ощутимых. Мы есть то, что мы из себя сделали. Наше настоящее порождено нашим прошлым, а будущее порождается сегодняшним днем. Каждый из нас пожинает то, что сеет. Наши удачи и страдания – результат наших действий. Это есть закон Кармы, непреложный и неумолимый, закон игры энергий Природы. Он придает смысл всему нашему существованию, природе, характеру, поступкам… Человек сам создает себя и свою судьбу. Это разумное правило, не допускающее исключений; при этом закон Кармы может быть принят как существующий факт, как часть космического механизма…

Но при этом мы, прежде всего, должны признать, что закон Кармы есть только внешний механизм и он не может претендовать ни на что большее, чем на абсолютный жизнеопределяющий фактор космоса, если только не допустить, что сам космос тоже обладает чисто механическим характером… Нельзя все свести лишь к Закону и Процессу, кроме них есть еще Существо и Сознание. Вещи и явления – это не только механизм, они несут в себе еще и живую Душу… И если главная истина нашего существа – это духовность, а не механика, то человеческая эволюция определяется по преимуществу нашей Душой, а закон Кармы есть лишь вспомогательный инструмент, используемый в эволюционной задаче. Наша Душа, Божественная сущность должна превосходить свою Карму. Есть Закон, но есть также и духовная свобода. Закон и Процесс – лишь одна из сторон нашего бытия, и им подвластны лишь наш внешний разум, жизнь и тело, которые в наибольшей степени подчиняются механизму Природы…

Невозможно представить, что скрытый в нас Божественный дух есть лишь игрушка в руках Кармы, рабски зависящая в этой жизни от прошлых действий. Истина должна быть менее жесткой, более пластичной и гибкой.

Шри Ауробиндо.

Несчастные случаи происходят в результате многих причин; можно сказать, что несчастный случай порождается конфликтом различных сил в Природе, сил прогресса и развития и сил разрушения. Всякий несчастный случай, если он имеет серьезные последствия, всегда является результатом более или менее временной победы враждебных сил или сил разложения и дезорганизации. Это следует иметь в виду. Некоторые учения, такие как, например, теософия, рассматривающие Карму чисто поверхностным и формальным образом и приписывающие ей черты, присущие человеческой морали, дадут вам следующее толкование несчастного случая: «О! С вами произошел несчастный случай, потому что совершенное вами в прошлой жизни зло вернулось к вам теперь в виде несчастного случая». Но это не так. Совсем не так. Это не что иное, как логика человеческого понятия справедливости, вовсе не совпадающая со справедливостью Природы или с Божественной справедливостью.