Научитесь понимать вашу собаку.

Научитесь понимать вашу собаку

С нежелательным поведением собаки в той или иной степени сталкивается каждый владелец. Одни собаки грызут мебель, другие подбирают пищу с земли, третьи излишне агрессивны. Разумеется, подобные проявления не доставляют удовольствия хозяину.

Многие владельцы вынуждены отдавать своих питомцев в добрые руки, потому что просто не могут с ними справиться (или думают, что не могут). Как правило, после первой попытки они делают вывод, что ничего не получится. Однако во многих случаях это не так.

Большинство форм нежелательного поведения поддается коррекции. Конечно, бывают случаи, при которых для устранения проблемы потребуется длительный период, но если владелец обладает терпением, а главное, желанием помочь своей собаке, результат не заставит себя ждать. Поговорим об этом подробнее.

Распространенной проблемой большинства владельцев собак является нежелание разобраться в сути проблемы. Поэтому первым шагом должно быть четкое осознание того, что решение всех проблем, связанных с поведением животного, заключается в самом владельце.

Многие владельцы убеждены, что после занятий с инструктором собака станет послушной и ласковой. Это не так.

Инструктор может подсказать вам пути решения конфликтной ситуации, а претворять их в жизнь — ваша задача.

Следует отметить, что в основе всех форм нежелательного поведения лежат свои причины, а само это поведение является их следствием. Только разобравшись в причине проблемы, вы сможете выбрать оптимальные методы коррекции поведения собаки.

Немаловажное значение имеет тип нервной системы собаки. Если вы станете применять методы коррекции, не подходящие вашей собаке, ее поведение не только не улучшится, но и может стать неуправляемым.

Следует учитывать наследственность животного. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют получить максимум информации о родителях щенка, которого вы собираетесь приобрести.

Многие проблемы связаны с несбалансированным питанием, болезнями, стрессом, неправильными методами воспитания. Поэтому, если вы хотите перевоспитать собаку и устранить нежелательное поведение, следует понять, что этот процесс требует времени и терпения.

Злость на собаку и наказание — самый худший метод коррекции поведения. Он редко дает положительные результаты и может применяться только в крайних случаях. Кроме того, постоянные наказания могут побудить животное ответить вам тем же.

На этапе коррекции собака неизбежно будет срываться и возвращаться к старому поведению. Это нормальная реакция. При правильном подходе ее поведение будет постепенно приходить в норму.

1.  Характерные особенности собак.

Собака, независимо от породы, — стайное животное, а стая, как известно, характеризуется отношениями доминирования-подчинения. Животное-доминант является лидером своей стаи.

Лидер, как правило, — животное среднего возраста, физически сильное, доказавшее свое превосходство и управляющее поведением других членов стаи (субдоминантов).

Взаимоотношения лидера и других членов стаи формируют иерархическую структуру, вершину которой занимает лидер. На нижележащих ступенях располагаются субдоминанты. Чем более низкую ступень иерархической структуры занимает животное, тем ниже его ранг. Кроме того, оно является субдоминантом по отношению ко всем вышестоящим животным.

Отношения, строящиеся по принципу доминирования-подчинения, являются потребностью всех стайных животных. По этому же принципу строятся отношения собаки и членов семьи, в которой она живет. Щенок, как правило, безошибочно определяет лидера и стремится занять место рядом с ним. До определенного возраста животное подчиняется любому члену семьи, который заботится о нем. Однако, становясь старше и адаптируясь к окружающей обстановке, щенок обретает независимость и зачастую старается занять место лидера. Поэтому иерархические отношения собаки и членов семьи необходимо формировать с раннего возраста.

* * *

Иерархическая структура является обязательным компонентом при организации совместного проживания. Формируясь в результате борьбы, она все же значительно снижает количество и выраженность конфликтов.

Нередки случаи, когда владельцы относятся к собаке, как к ребенку, позволяя ей делать все, что она хочет, в результате чего у животного формируются различные формы нежелательного поведения.

Впоследствии собака перестает подчиняться владельцу. Эта проблема особенно актуальна для владельцев крупных собак.

Довольно часто собака подчиняется только непосредственному владельцу, полностью игнорируя требования других членов семьи. Подобные ситуации чреваты неприятными последствиями, поэтому владелец и другие члены семьи должны жестко регламентировать поведение собаки. Это не означает, что нужно применять насильственные методы, хотя в случае необходимости собаку следует строго наказывать.

Период становления иерархических отношений является, пожалуй, самым сложным этапом в процессе воспитания собаки, поэтому важно не столько наказать собаку за нежелательное поведение, сколько понять его мотивацию. Разобравшись в причинах проявления той или иной формы нежелательного поведения, вы сможете предотвратить подобные проявления в будущем.

Ранг животного в иерархической структуре определяется его физической силой, полом, возрастом и темпераментом. Кроме того, на ранг подрастающих щенков может оказать влияние ранг их родителей. Наличие иерархической структуры позволяет управлять поведением собаки и регламентировать его.

Иерархическая структура человеческой семьи также имеет свои особенности. Попадая в семью, щенок безошибочно определяет лидера и субдоминантов. На его глазах глава семьи (лидер) управляет поведением других членов семьи. Адаптировавшись к обстановке, щенок будет стараться занять место рядом с лидером, поскольку близость к вершине иерархической структуры гарантирует ему комфортное существование.

В силу генетических особенностей владелец воспринимается молодым животным как собственный родитель. Подросший щенок постепенно становится все более независимым, однако в силу еще незавершенного процесса физического развития продолжает подчиняться владельцу и другим членам семьи. Он еще многого не знает, поэтому с легкостью отдает право на лидерство потенциальному владельцу. Однако в возрасте 9–10 месяцев щенок уже привыкает к окружающей обстановке и приобретает навыки, необходимые для выживания в конкретной обстановке. Именно в этот период собака пытается занять место лидера. Это может проявляться в различных формах: от неподчинения владельцу до агрессии. Позволив собаке занять высокий иерархический статус, владелец и другие члены семьи теряют право на управление ее поведением. Невоспитанное агрессивное животное не только неуправляемо, но и представляет угрозу для жизни владельца. Во избежание подобных проблем необходимо воспитывать щенка с первых дней его появления в доме.

Основные этапы развития нервной системы собак.

Принято выделять несколько периодов в развитии собак. Знание особенностей поведения животного в каждый из периодов поможет вам лучше понимать вашу собаку.

Неонатальный период (0–13 дней).

Этот период характеризуется развитием органов чувств собаки. Двигаясь по манежу, в котором они родились, щенки изучают окружающую обстановку посредством органов чувств. Благодаря положительному или отрицательному подкреплению своих действий они приобретают соответствующий опыт, который закрепляется в памяти.

Период социализации (14–49 дней).

По мере взросления и развития щенков их действия становятся более направленными. Во время игры они пробуют силу укуса и узнают ощущение боли, когда кусают их.

По причине того что челюстные мышцы щенков в этом возрасте развиты слабо, единственным назначением зубов в этот период является причинение боли. Укусив другого щенка, животное видит его реакцию, благодаря чему определяет силу укуса.

В этот период мать перестает кормить щенков молоком. Она предупреждающе рычит на них. У многих владельцев складывается ошибочное впечатление, что поведение матери по отношению к малышам является опасным для их здоровья и жизни. Это неверно, поскольку таким поведением мать пресекает попытки щенков доминировать над ней, что является абсолютно нормальным. В этот период не рекомендуется отлучать щенка от матери и других щенков, поскольку ему необходимо расти и развиваться рядом с себе подобными.

Основными составляющими фазы социализации являются определение силы укуса, навыки общения с себе подобными, а также установление иерархических отношений.

Период определения ранга (12–18 недель).

Этот период является самым важным, поскольку именно в это время щенок становится молодой собакой. Он уже адаптировался к окружающей обстановке и может позволить себе нежелательное поведение.

Именно в период определения ранга собака пытается занять место лидера. Поэтому рекомендуется с первого раза пресекать попытки совершения нежелательного действия.

В период определения ранга у щенка начинают резаться зубы и рвется связь с матерью. Щенок обретает уверенность в себе и становится более независимым.

Период наступления половой зрелости (6–14 месяцев).

Эта фаза характеризуется гормональными изменениями в организме животного, что оказывает большое влияние на его поведение. Незначительные проявления нежелательных действий приобретают выраженный характер.

В период наступления половой зрелости у собаки могут наблюдаться нервные расстройства. Довольно часто животное без видимых причин начинает бояться хорошо знакомого предмета. В этом случае важно помочь ему справиться со страхом. Оптимальным решением будет попытка побудить собаку, например, с помощью лакомства или командой «Ко мне!» подойти к предмету боязни. Однако от владельца требуются чуткость и понимание, поскольку принудительные методы не только не исправят положение, но и спровоцируют развитие фобии.

Период зрелости (1–4 года).

Поведение собаки в период зрелости определяется характерными особенностями породы, а также индивидуальными особенностями собаки.

Наступление половой зрелости характеризуется стремлением животного отстаивать свои права на лидерство. Следует отметить, что, если собака смогла занять доминирующее положение до окончания периода определения ранга, попытки владельца изменить установленный порядок будут восприняты агрессивно. В этом случае рекомендуется провести курс перевоспитания с использованием методов коррекции поведения.

У многих собак сильно развита активно-оборонительная реакция. В случае вызова со стороны владельца такое животное ответит агрессией. Активные оборонительные рефлексы характерны для собак сторожевых пород. Собака с пассивно-оборонительными рефлексами, напротив, продемонстрирует подчинение и страх.

Потребности и мотивации.

Организм животного время от времени испытывает потребность в определенных веществах, а также в накоплении опыта, необходимого для организации поведения, обеспечивающего сохранение жизни и возможности оставить потомство. Эта необходимость называется потребностью. Например, вы корректируете поведение собаки посредством натяжения поводка, вызывая неприятные ощущения. Соответственно, у нее появляется потребность избавиться от неприятных ощущений (оборонительная потребность), в результате чего животное подчиняется вам.

Потребность вызывает изменения в поведении только в том случае, если она достигает критического уровня. Например, при несбалансированном питании резко снижается содержание глюкозы в крови, что регистрируется специальными рецепторами.

* * *

По мнению зоопсихологов, потребность является основной причиной любой формы поведения.

В результате истощения организм начинает испытывать чувство голода, которое способствует изменению поведения в сторону удовлетворения потребности. Этому сопутствуют изменения в области центральной нервной системы, способствующие организации необходимого поведения.

Данные изменения и сопровождающая их деятельность нервной системы называются мотивацией. Мотивация определяется степенью выраженности и качеством потребности. Таким образом, мотивацию можно определить как осознанное желание.

Являясь причиной поведения, потребность, в свою очередь, является и причиной научения, поскольку, стремясь к удовлетворению потребности, собака приобретает навыки, необходимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

Целью научения является выработка способностей для удовлетворения потребности. Иными словами, научение необходимо для сохранения и поддержания жизни. Выделяют несколько классификаций потребностей. Приведем классификацию потребностей П. В. Смирнова. Согласно этой классификации, все потребности можно разделить на 3 группы:

— потребности, направленные на сохранение организма (потребность в пище, питье, самозащите, сне, двигательной активности и т. д.). Неудовлетворение одной из перечисленных потребностей приводит к гибели животного;

— потребности, обеспечивающие сосуществование животного с другими видами животных (территориальные, иерархическое, половые и родительские потребности). Эти потребности необходимы как для сохранения отдельного индивида, так и вида в целом;

— потребности саморазвития представляют собой приобретение опыта, необходимого для существования организма в разных условиях (потребность в свободе, игре, получении новой информации и т. д.).

Перечисленные потребности, а также способы их удовлетворения заложены в генетической программе собаки. Нередко наблюдается преобладание какой-либо потребности над остальными. Это происходит под влиянием воспитания и условий существования.

Важность использования потребностей и их мотиваций обусловлена их биологически значимыми свойствами, а именно:

— повышением двигательной активности животного в результате воздействия раздражителей;

— повышением активности вегетативной нервной системы и ускорением процесса обмена веществ, что повышает эффективность двигательных реакций животного;

— усилением чувствительности анализаторов, что приводит к усилению ориентировочных реакций, в результате чего животное приобретает навыки, необходимые для удовлетворения необходимой потребности;

— улучшением исследовательских функций. Благодаря мотивациям организм готовится к определенному виду деятельности и поддерживает ее на протяжении времени, необходимого для удовлетворения вызвавшей ее потребности. Как правило, организм испытывает ряд потребностей, однако реализуется только одна.

Потребность и соответствующая ей мотивация, реализующиеся через поведение, называются доминирующими. Организм оценивает потребности с точки зрения значимости на данный момент и вероятности удовлетворения их в данных условиях существования.

При коррекции поведения доминирующая потребность искусственно создается посредством лишения животного чего-либо. Например, пищевая и игровая потребности, потребность во внимании и т. д.

Нередко потребность вызывается непосредственным воздействием на животное, однако при этом строго учитываются его индивидуальные особенности.

В том случае, если потребность не может быть удовлетворена в определенных условиях, животное либо отказывается от попыток ее реализации, либо стремится к удовлетворению другой значимой потребности.

Эмоции и их влияние на поведение.

Способность животного испытывать те или иные эмоции обусловлена тремя критериями, выделенными П. В. Симоновым.

Первым критерием является наличие (отсутствие) изменений биоэлектрической активности мозга. Второй критерий представляет собой реакцию представителя того же вида на эмоциональные проявления партнера. Третьим критерием является оценка животным своего состояния. При положительном состоянии животное стремится любыми способами продлить его, при отрицательном, соответственно, прекратить или свести к минимуму.

По мнению зоопсихологов, наличию потребностей и соответствующих мотиваций сопутствует специфическое состояние центральной нервной системы. Такие состояния характеризуются соответствующими эмоциональными реакциями. Эмоциональная реакция представляет собой определенное психическое состояние организма, характеризующее значимость воздействующих на него объектов с точки зрения значимых потребностей организма.

Функции эмоций.

Выделяют следующие функции эмоций:

— оценочная;

— побуждающая;

— подкрепляющая;

— переключательная;

— коммуникативная.

Оценочная функция представляет собой оценку происходящих событий. Например, наличие потребности сохранения жизни выражается в оборонительной реакции.

Основой побуждающей функции является потребность в положительных ощущениях. В данном случае задействованными оказываются два типа эмоций: ведущие и ситуативные. Первые направлены на формирование модели поведения, необходимого для удовлетворения значимой потребности. Вторые возникают вследствие оценки отдельных этапов поведения и побуждают организм действовать либо согласно прежним стереотипам, либо менять поведение и средства достижения результата.

Подкрепляющая функция имеет большое значение в процессах научения и запоминания. События, вызывающие эмоциональные реакции, прочнее закрепляются в памяти животного. Следует отметить, что безусловное подкрепление при формировании условных рефлексов выполняет свою функцию лишь в сочетании с положительными эмоциями.

2.  Темперамент вашей собаки.

Многие владельцы крупных пород собак задаются вопросом, почему одни питомцы легко запоминают команды, а другие отличаются поразительным упрямством и нежеланием подчиняться. Дело в том, что у собак, как и у людей, различные психологические типы и индивидуальная реакция на посторонние раздражители. Чтобы лучше понимать своего питомца, ознакомьтесь с приведенными ниже характеристиками и определите, к какому типу относится ваша собака.

Холерик (возбудимый тип).

Собаки этого типа отличаются быстрой реакцией, смелостью, агрессией. Они довольно быстро учатся и легко запоминают команды. Однако какие-либо усложнения уже выученных команд они воспринимают с трудом или не понимают совсем. При выполнении комбинации команд у собаки-холерика могут возникнуть нервные расстройства. Тормозные рефлексы вырабатываются с трудом, что существенно усложняет отработку навыков на запрещающие команды. Собаки-холерики чаще других подвержены неврозам. Вследствие неправильного подхода и злоупотребления отрицательным подкреплением такое животное может стать неуправляемым.

Сангвиник (подвижный тип).

Собаки этого типа уравновешенны, спокойно ведут себя в окружающей обстановке, уверенно ориентируются в незнакомом месте. Они легко обучаются, хорошо запоминают команды. Процессы возбуждения и торможения хорошо сбалансированы. Собаки этого типа быстро переходят от возбуждения к спокойному состоянию. Собаки-сангвиники считаются оптимальными для дрессировки и всех видов специальной службы.

Флегматик (инертный тип).

Собаки — социальные животные, и, хотя большинство из них живет изолированно, в их поведении все же проявляются формы, заложенные генетически.

Собаки этого типа эмоционально развиты, но малоподвижны. Им требуется больше времени для запоминания команд, однако приобретенные навыки закрепляются стойко. Несмотря на внешнюю заторможенность, такие собаки пригодны практически для всех видов службы. Они быстро ориентируются в окружающей обстановке и всегда сохраняют выдержку.

Меланхолик (тормозной тип).

Собаки этого типа отличаются трусливостью. Механизмы возбуждения и торможения разбалансированы. У собак-меланхоликов низкая работоспособность, они с трудом запоминают команды. Дрессировка возможна лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Такие собаки подвержены нервным расстройствам.

3.  Агрессивное поведение и его мотивация.

Агрессивное поведение собак обусловлено генетически и заключается в сохранении и поддержании жизни организма. На этом основании различают несколько видов агрессии:

— иерархическая;

— игровая;

— пищевая;

— половая;

— оборонительная;

— территориальная;

— охотничья;

— материнская.

Отдельно выделяют условную и инструментальную агрессию, которые вырабатываются на основе любой наследственной формы агрессии. Кроме того, выделяют истинную и мнимую формы агрессивного поведения.

Основным критерием выраженности той или иной формы агрессивного поведения является наследственность. Условия содержания и методы воспитания и дрессировки также влияют на выраженность и частоту проявления агрессивного поведения. Недостаток общения с себе подобными, некачественное питание, частые драки с собаками, недостаток внимания со стороны владельца, гиподинамия и другие факторы могут привести к яркой выраженности той или иной формы агрессивного поведения. Однако запрещение всех форм агрессии во время коррекции поведения может привести к тому, что животное утратит свои защитные качества.

Иерархическая агрессия.

Как уже говорилось выше, собаки — стайные животные, и взаимоотношения в стае определяются по принципу доминирования-подчинения. Доминант (лидер) обладает высоким иерархическим статусом, особыми правами на пищу, место для отдыха и т. д. Лидер регламентирует поведение всех членов стаи, он может физически наказывать субдоминантов, что последние принимают как должное.

Иерархическая агрессия представляет собой поведение, проявляющееся при взаимоотношениях членов стаи.

Нередко в стае есть старое опытное животное — вожак. Большую часть времени вожак посвящает воспитанию молодняка, однако в опасных ситуациях может занять роль лидера и руководить стаей. После разрешения ситуации лидер снова занимает свое место. Следует учитывать, что взаимоотношения в стае достаточно динамичны и зависят от многих факторов.

Способность животных создавать иерархическую структуру дает человеку возможность содержать собак в городской квартире и управлять их поведением.

* * *

По мнению зоопсихологов, доминирующие собаки более уверены в себе и эмоционально развиты, чем собаки, занимающие низкий иерархический статус. Такие собаки могут быть прекрасными защитниками, они хорошо ладят с детьми, однако до тех пор, пока их интересы не вступят в конфликт с интересами членов семьи. В подобных ситуациях собака-лидер будет проявлять агрессию.

Человеческая семья также имеет свои иерархические отношения, которые очень понятны для собаки. Именно поэтому собака легко приспосабливается к жизни с людьми и в скором времени участвует в изменении иерархической структуры.

Поведение собаки в семье определяется породными особенностями, типом нервной системы, полом, а также уровнем взаимоотношений членов семьи и собаки. Однако основными критериями в данном случае являются воспитание и своевременное пресечение нежелательного поведения. Следует напомнить, что иерархическая агрессия формируется независимо от воспитания, однако ее выраженность все же напрямую зависит от него.

Необходимо отметить, что в конфликтных ситуациях доминирующее животное ведет себя достаточно агрессивно. Такое поведение, разумеется, неприемлемо для проживания в человеческой семье, однако, если вы лучше научитесь понимать свою собаку, количество и вероятность конфликтов могут быть существенно снижены.

Территориальная агрессия.

Территориальность представляет собой свойство собак занимать определенную территорию и определяет многие особенности их поведения.

Территориальность предполагает сохранение площади территории и ограничение ее от посторонних.

Территории, занятые разными стаями, отделены друг от друга буферными зонами — свободным пространством. Встреча животных из разных стай в буферной зоне, как правило, заканчивается мирно. Обнюхав друг друга и обменявшись информацией, они расходятся по своим территориям. Существует определенная закономерность: чем дальше от собственной территории находится животное, тем менее оно агрессивно.

Территориальность — одна из важнейших биологических функций. Для домашней собаки ее территорией является квартира, двор, а также места ее постоянного выгула. В этих местах животное ведет себя наиболее агрессивно. Однако следует отметить, что в процессе воспитания и дрессировки территориальное поведение подвергается коррекции.

Территориальность характеризуется повышенной агрессивностью к посторонним людям и собакам. Многие владельцы ошибочно принимают ее за спонтанную агрессию, поскольку она обычно проявляется без видимых причин.

Оборонительная агрессия.

Оборонительная агрессия проявляется у собак с целью самозащиты. Оборонительное поведение характеризуется несколькими видами. Например, при пассивно-оборонительной реакции животное уходит от опасного раздражителя, а при активно-оборонительной демонстрирует агрессию или вступает с ним борьбу.

Выбор формы оборонительной агрессии определяется прежде всего наследственностью. Немалое значение имеют методы воспитания и дрессировки, поскольку именно в этот период закладываются представления об опасности. Например, если при дрессировке часто применялись насильственные методы, животное будет проявлять пассивно-оборонительную реакцию. Если собака в период социализации была изолирована от других представителей своего вида, впоследствии она будет проявлять активно-оборонительную реакцию по отношению ко всем незнакомым собакам. Оборонительная агрессия возникает не только в случае самообороны. Практически все собаки защищают своих владельцев и других членов семьи, к которым эмоционально привязаны.

Половая агрессия.

Половая агрессия характеризуется агрессивным поведением по отношению к представителям своего пола. Она особенно ярко выражена в период полового созревания собак. Эта естественная реакция животного объясняется половой конкуренцией.

* * *

Степень выраженности половой агрессии определяется уровнем половых гормонов, поэтому кастрация значительно снижает ее.

Чтобы увеличить собственные шансы оставить потомство, необходимо уменьшить число потенциальных конкурентов.

Собаки хорошо оценивают физические возможности конкурента и редко бросаются в драку. Как правило, все ограничивается демонстративной агрессией. Однако это во многом зависит от типа нервной системы и наличия или отсутствия опыта драк. Нередко драку провоцируют и сами владельцы. Дело в том, что поддержка со стороны лидера придает уверенность в собственной победе, что и побуждает животное к драке. Неприязнь собак друг к другу представляет собой совокупность территориальной, иерархической и половой форм агрессии и в разной степени проявляется у собак всех пород.

Игровая агрессия.

Некоторые владельцы считают, что агрессивные игры являются признаком потенциальной опасности со стороны собаки. Это не так. Практически для всех крупных собак характерны проявления агрессии во время игры.

Играя друг с другом, собаки практически всегда проявляют агрессию, и если животному недостаточно общения с другими собаками, оно будет таким образом играть с вами. В этом случае необходимо пересмотреть режим прогулок и предоставлять собаке больше возможностей для общения с другими собаками.

Нередко в подобных ситуациях помогает категорический отказ владельца играть с собакой. Однако он применим лишь в случае, если другие методы не оказали должного эффекта.

Если вы замечаете, что ваша собака склонна к агрессии, агрессивные игры должны быть исключены полностью. Уступая собаке в надежде, что она оставит вас в покое, вы поощряете нежелательное поведение. Одной из распространенных ошибок является попытка отвлечь животное лакомством или игрушкой. В этом случае поведение, как правило, становится более агрессивным. Гораздо эффективнее будет отправить собаку на место. Кроме того, следует уделить время повторению команд послушания.

Не забывайте о том, что при общении с собакой вы всегда должны оставаться лидером. Уступки, в том числе и в отношении игр, приведут к тому, что животное вообще перестанет вас слушаться. Понимание мотивации агрессии, проявляющейся в тех или иных ситуациях, поможет вам в процессе коррекции поведения.

К сожалению, бывают проблемы, которые не так просто разрешить, например владелец не может предоставлять собаке достаточно времени для игр с другими собаками. В этом случае не остается ничего другого, как применять отрицательное подкрепление. В то же время необходимо приучать животное к новым, не силовым формам игры. Следует отметить, что нужно начинать до появления агрессии, а не после, в противном случае ваше предложение поиграть будет понятно как поощрение нежелательного поведения. Нередко причиной непослушания животного и проявления агрессии является стремление занять положение лидера. В этом случае собака не только ведет себя агрессивно во время игры, но и защищает свои игрушки, корм и место, а также не подчиняется владельцу. В подобной ситуации рекомендуется проконсультироваться с инструктором.

Подводя итоги вышесказанного, выделим несколько правил, которым необходимо следовать, если ваша собака проявляет игровую или иерархическую агрессию:

— ругать и наказывать собаку следует именно в тот момент, когда она проявляет агрессию;

— форма наказания должна быть достаточно строгой, чтобы собака при любых условиях прекращала агрессивное поведение, однако нельзя использовать жестокие формы наказания, в противном случае у животного может развиться невроз;

— никогда не следует пытаться одержать победу над собакой при силовых играх;

— не следует допускать, чтобы собака хватала вас за одежду;

— необходимо поощрять собаку за желательное поведение;

— не следует начинать новую игру, когда животное агрессивно настроено.

Коррекция агрессивного поведения.

Коррекция агрессивного поведения предполагает выбор оптимальных методов воздействия на животное и своевременное их применение с целью предотвращения нежелательного поведения в дальнейшем. Помимо этого, собака должна в состоянии агрессии выполнять команды владельца. Собака может реагировать агрессивно на бегунов, транспортные средства, играющих детей и т. д. После разрешения конфликтной ситуации животное успокаивается спустя некоторое время и может переадресовать свою агрессию на любого человека.

Агрессивное поведение корректируется тремя способами. Самым распространенным из них является команда «Нельзя!». Однако более целесообразно переориентировать собаку на альтернативное поведение. Таким образом вы прекратите нежелательное поведение, не наказывая животное. В большинстве случаев после занятий на дрессировочной площадке собака во время прогулок проявляет агрессию по отношению ко всем прохожим, которые кажутся ей подозрительными. В подобных случаях владельцы применяют команду «Нельзя!» и натягивают поводок. Это служит отрицательным подкреплением для животного.

Постепенно собака начинает понимать, что агрессия в этих местах нежелательна. Она будет хорошо работать на дрессировочной площадке, однако, если конфликт произойдет в том месте, где вы запрещали ей проявлять агрессию, она не сможет вам помочь. Поэтому предпочтительно использовать метод альтернативного поведения. Например, вы выгуливаете собаку на поводке. Как только она начнет проявлять агрессию по отношению к приближающемуся человеку, подайте команду «Рядом!» и остановитесь, пропуская человека. Похвалите собаку и подайте ей команду «Сидеть!».

Кроме того, рекомендуется следующее упражнение. Для его выполнения вам понадобится помощник. Собака должна быть на привязи, пристегнутой к шлейке. Помимо этого, на ней должен быть надет строгий ошейник, а к нему пристегнут длинный поводок. Подайте собаке команду «Сидеть!». В это время должен появиться помощник. Подходя к собаке, он должен совершать различные движения, провоцирующие агрессию.

Как только собака начнет проявлять агрессию, подайте команду «Сидеть!». После этого помощник должен уйти в укрытие. Через некоторое время повторите упражнение. Таким образом чередуйте упражнения.

При повторе упражнения подайте собаке команду «Охраняй!» и поощрите агрессивное поведение. Таким образом чередуйте два упражнения.

Со временем упражнение необходимо усложнить. Проводите занятия с двумя и более помощниками. Похвалив собаку за агрессивное поведение, сразу же подайте команду «Сидеть!».

Таким образом собака должна понять, что агрессию необходимо проявлять лишь в случае опасности. Рекомендуется также сформировать у нее понятие о критическом расстоянии, то есть она должна понимать, что приближение даже спокойно идущего прохожего возможно лишь до определенного расстояния, однако на человека, находящегося на допустимом расстоянии, не следует реагировать агрессивно.

Для этого необходимо выполнять следующие упражнения. Помощник должен имитировать нападение на собаку только после преодоления критического состояния. После проявления агрессии со стороны собаки он должен остановиться и встать неподвижно. Затем упражнение следует повторить 2–3 раза.

После этого навык следует отрабатывать в движении. Во время движения держите собаку на поводке и подавайте команду «Рядом!». В это время помощник должен совершать различные движения, не направленные на собаку (например, идти или бежать около нее). Если собака ведет себя спокойно, поощрите ее. В случае проявления необоснованной агрессии подайте команду «Рядом!».

Затем помощник должен имитировать нападение на собаку или на вас. Проявления агрессивного поведения в этом случае должны поощряться. Не следует забывать и о критическом расстоянии.

Впоследствии упражнение следует немного изменить. Возьмите собаку на длинный поводок и подайте команду «Рядом!». Когда появится помощник и отойдет на расстояние 20 шагов, подайте команду «Гуляй!». В этом случае спокойное поведение поощряется. Таким образом, упражнения по коррекции агрессивного поведения следует чередовать с нападением помощника и поощрением агрессии. Постепенно собака поймет, что команда «Рядом!» — сигнал о том, что прохожий не опасен.

4.  Нежелательное поведение.

Деструктивное поведение.

Если собака грызет мебель или раздражает вас непрерывным лаем, не спешите ее наказывать. Деструктивное поведение может проявляться в самых различных формах, каждая из которых имеет ряд причин.

Нарушения высшей нервной деятельности.

Практически все формы проявления деструктивного поведения связаны с нарушениями высшей нервной деятельности. Большая часть эмоций обусловлена потребностями и характеризует их вероятность. Однако существует ряд раздражителей, предвосхищающих важные события.

Предвосхищение представляет собой источник эмоциональных процессов. Сигналы предвосхищения условно разделяют в соответствии с тем, каким событиям они предшествуют. На этом основании выделяют следующие типы сигналов предвосхищения:

— сигналы физической боли (характеризуются страхом);

— сигналы неудовлетворения той или иной потребности (характеризуются агрессией);

— сигналы удовлетворения той или иной потребности (характеризуются положительными эмоциями);

— сигналы нового события (характеризуются интересом, страхом, тревогой).

Страх представляет собой эмоцию, возникающую в результате ситуации угрозы существованию, направленную на источник действительной или ложной опасности, и возникает как предвосхищение неприятного события. В соответствии с характером угрозы эмоции, предвосхищающие ее, варьируют от легкой тревоги до панического страха.

Тревога является эмоциональным состоянием, которое возникает в случае неопределенной или ложной опасности. В то время как страх является реакцией на определенную угрозу, тревога представляет собой беспредметный или ложный страх. Подобное состояние не только предупреждает животное об опасности, но также может побуждать к активному исследованию окружающей обстановки с целью найти объект негативных эмоций. Тревожные состояния проявляются в основном как ощущение беспомощности.

Испуг определяется как внезапный ярко выраженный страх, возникающий при столкновении с чем-то неожиданным и неприятным.

Боязнь характеризуется четким определением источника опасности.

Состояние аффекта — очень сильное кратковременное эмоциональное переживание, сопровождающееся ярко выраженными двигательными и физиологическими проявлениями. Подобное состояние возникает в результате невозможности адекватно отреагировать на создавшуюся ситуацию.

Неврозы.

Различные патологические реакции высшей нервной деятельности собак обусловлены рядом факторов, а именно: травмами центральной нервной системы, врожденными аномалиями центральной нервной системы, длительным неправильным кормлением, жестокими методами воспитания и дрессировки. К сожалению, с неврозами сталкивается большинство владельцев собак. Неврозы представляют собой состояние животного, возникшее вследствие нервного перенапряжения, и характеризуются яркими нарушениями адекватного поведения (отказ от еды, неспособность запоминать новые команды и отказ выполнять старые, нарушения сна, чрезмерный лай, боязнь привычных предметов, разрушительное поведение и т. д.).

Неврозы особенно опасны тем, что носят затяжной характер. Нередко причиной неврозов становится столкновение с сильными и необычными раздражителями. Довольно часто неврозы развиваются в период выработки навыков, а также при работе в осложненных условиях.

Перенапряжение может затронуть как одну из функций высшей нервной деятельности, так и сразу несколько.

Независимо от того, какими факторами вызвано нарушение, все неврозы характеризуются сходными признаками и развиваются в несколько фаз:

— тормозная фаза (частичное или полное исчезновение условных рефлексов);

— парадоксальная фаза (сильные раздражители вызывают слабую ответную реакцию, слабые — более интенсивную);

— уравнительная фаза (одинаковая реакция на воздействие сильных и слабых раздражителей);

— промежуточная фаза (сильная реакция на раздражители средней интенсивности);

— промежуточная фаза (отличается максимальными эффектами на раздражители средней силы, ее можно назвать переходной к норме).

Эти фазы несложно отметить при любой форме невроза, однако их последовательность может быть различной.

В большинстве случаев неврозы развиваются не сразу после воздействия раздражителя, а спустя некоторое время.

Причины развития неврозов.

Сильные раздражители провоцируют возникновение в нервных клетках сильного возбудительного процесса, что приводит к перенапряжению. С целью вызвать у собак подобное состояние применяют очень сильные раздражители, например ослепительные вспышки, и затем переводят сильный раздражитель в условный.

Причиной возникновения неврозов может стать действие сильного отрицательного раздражителя, что приводит к длительному тормозному процессу в центральной нервной системе.

Для многих собак большие сложности сопряжены с процессом выработки внутреннего торможения. Длительное действие тормозного раздражителя, выработка запаздывающего торможения, а также совокупность различных форм внутреннего торможения приводят к перенапряжению центральной нервной системы и, как следствие, к возникновению невроза.

Перенапряжение динамичности нервных процессов происходит в результате того, что нервные клетки вынуждены очень быстро переходить из спокойного состояния в возбужденное, и наоборот. Слишком быстрая перестройка их функционального состояния не только не поможет животному, но и усугубит его психическое состояние. Этот процесс требует определенного времени и терпения.

При насильственном ускорении этой перестройки может произойти срыв подвижности. Это возможно в следующих случаях:

— при быстрой перестройке сигнального значения условных раздражителей;

— при сбое возбудительного и тормозного процессов посредством насильственного вызова одного из них до того, как закончился другой;

— при перестройке прочно выработанных стереотипов раздражителей (не приспособленные к такой быстрой перестройке клетки коры головного мозга теряют оптимальную динамичность, в результате чего развивается невроз).

У многих собак с инертным типом нервной системы нарушения в деятельности различных систем организма возникают в результате перестройки совокупности временных связей, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма в привычных условиях существования. Вследствие изменения условий и связанных с ними связей возникают тяжелые нервные расстройства.

Неврозы, возникающие в определенной обстановке, отличаются быстрым формированием рефлексов, связывающих состояние организма с определенными раздражителями окружающей среды. Следует отметить, что даже отдельные составляющие стрессовой ситуации могут воспроизводить пережитое ранее невротическое состояние.

* * *

Особенно опасными являются неврозы, возникающие в результате выработки условных рефлексов на комплексные раздражители повышенной сложности и применения раздражителей с вероятностным подкреплением.

Исходя из этого можно сделать вывод, что невротические расстройства, как правило, связаны с той обстановкой, в которой животное испытало воздействие травмирующего раздражителя. Впоследствии эта обстановка приобретает характер болезненного раздражителя.

Особенности протекания невроза и длительность процесса восстановления нервной деятельности зависят от патологических условных рефлексов, выработанных в результате стресса. Поэтому при неврозах животному необходима перемена обстановки, тщательный уход и забота владельца.

Фобии.

Очень часто на почве страхов и неврозов формируются фобии. Она представляют собой периодические переживания страхов в обстановке, где произошла стрессовая ситуация, и характеризуются стремлением субъекта избежать объект боязни и обстановку, которая с ним связана.

Кроме того, фобии нередко сопровождаются навязчивыми действиями. Двигательные стереотипы, выработанные вследствие невроза, сохраняются в течение длительного времени после нормализации поведения.

При повторных стрессах и конфликтных ситуациях навязчивые движения усиливаются, однако прекращаются при однообразных целенаправленных действиях (прием пищи, выполнение команд).

По мнению зоопсихологов, возникающие в условиях стресса стереотипы навязчивого поведения приобретают доминирующее значение и появляются при воздействии любого раздражителя.

Корректировать поведение животного при неврозах и фобиях довольно сложно. Предпочтительно избегать ситуаций, вызывающих стресс.

Боязнь громких звуков.

Данная разновидность фобий довольно распространена. Животное может бояться выстрелов, салюта, грозы, крика и т. д. Помимо стрессовой ситуации, спровоцировавшей фобию, боязнь громких звуков может быть связана с высокой чувствительностью слухового аппарата собаки.

Нередко сильный звук причиняет боль и может повредить барабанную перепонку, а также кортиев орган уха собаки.

Выбор методов коррекции поведения при боязни громких звуков определяется степенью ее выраженности.

Легкая степень выраженности проявляется в тревоге, в отдельных случаях в навязчивых движениях. В этом случае животное старается найти источник звука, оставаясь относительно спокойной. Собака легко успокаивается и может отвлечься на игру или другое занятие.

При средней степени выраженности фобии животное сложно успокоить и отвлечь. В этом случае собака не выполняет команды и не ест предлагаемое лакомство.

При высокой степени выраженности фобии животное находится в состоянии сильного испуга, дрожит, не берет лакомство, пытается убежать от источника звука.

В случае слабой выраженности фобии рекомендуется повторить курс послушания, однако без использования силовых методов коррекции поведения. Сначала занятия следует проводить в спокойной обстановке при отсутствии посторонних раздражителей, а затем и при наличии факторов, вызывающих состояние боязни. В данном случае довольно эффективным может быть метод смены мотивации. В состоянии боязни вы вызываете у собаки игровую или пищевую мотивацию.

Распространенная ошибка владельцев, чьи собаки страдают различными фобиями — попытка успокоить животное лаской. Это не только не помогает устранить боязнь, но даже усиливает ее. В этом случае животное воспринимает попытки успокоить как положительное подкрепление своего поведения, в результате чего подобные проявления будут повторяться чаще.

При средней степени выраженности фобии следует повторить курс послушания в спокойной обстановке, а затем использовать метод привыкания.

Для начала необходимо четко определить источник звука, вызывающий состояние боязни, после чего найти величину звука, вызывающего слабо выраженную реакцию страха.

Проводите занятия по улучшению послушания при минимальной интенсивности пугающего звука. При попытках собаки убежать подавайте команды и добивайтесь их выполнения с помощью лакомства и игры, без использования силовых методов. Аккуратно, но твердо побуждайте собаку выполнять команды и обязательно хвалите. Делайте перерывы и играйте в ее любимые игры. Такие занятия следует проводить до тех пор, пока животное не перестанет обращать внимание на звук.

Спустя некоторое время постепенно увеличивайте интенсивность звука и продолжайте занятия.

Если вы не пожалеете времени и терпения, результат не заставит себя ждать. Постепенно животное приспособится и научится контролировать свое поведение, а возможно, и полностью избавится от фобии. В отдельных случаях помогает кормление при пугающем звуке.

Часто используется метод угашения. Однако он подходит только для собак с сильной нервной системой. Следует отметить, что основная задача заключается в том, чтобы собака поняла, что пугающие звуки не представляют опасности. В этом случае используется строгий ошейник и прочный поводок. Гуляйте с собакой при пугающих звуках и не давайте ей убежать. Этот метод очень эффективен, и животное довольно скоро перестанет бояться.

* * *

При работе с молодыми животными следует действовать особенно осторожно, поскольку состояние доминанты у них формируется очень быстро.

В случае высокой степени выраженности фобии задача существенно усложняется, поскольку оборонительная реакция является доминантной. В такой ситуации абсолютно неприемлем метод угашения, даже если у собаки сильная нервная система. Состояние доминанты является сильным стрессом для животного, поэтому принудительные методы коррекции поведения могут привести к тяжелому психическому срыву и даже к смерти. Продолжительная конфликтная ситуация способствует изменению свойств нейронов головного мозга, что приводит к образованию застойной доминантной потребности и формирует патологические изменения.

Если у собаки слабая нервная система, рекомендуется применять медикаменты, назначенные ветеринарным врачом.

При средней степени выраженности фобии следует действовать по следующей системе. Наденьте на собаку строгий ошейник и пристегните крепкий поводок.

Не давайте ей убежать, в противном случае фобия, а соответственно, нежелательное поведение будут усугубляться.

Гуляйте с собакой, постепенно увеличивая интенсивность звука по мере приближения к его источнику. При первых проявлениях боязни подайте команду «Рядом!» и бегите вместе с собакой по квадрату, держа ее на поводке до тех пор, пока она не перестанет бояться.

Как только животное успокоится, переходите на шаг, продолжая двигаться по квадрату, меняя темп и направление движения. Затем займитесь отработкой команд. Упражнения, направленные на улучшение послушания, вырабатывают выдержку и помогают собаке контролировать свои эмоции. Заключительным этапом может стать игра и поощрение лакомством.

Не следует переутомлять животное. Для начала проводите корректирующие занятия 2–3 раза в неделю по 20–30 минут, затем постепенно увеличивайте нагрузки.

Нередко случается, что при сильной выраженности фобии собака отказывается выходить на улицу, а иногда даже совершает попытки укусить владельца. В этом случае следует кормить ее только на улице, а также использовать транквилизаторы, назначенные врачом.

Боязнь необычных явлений.

Как ни странно, собаки могут бояться на первый взгляд обычных явлений: шума пылесоса, грозы, какой-либо мебели, темноты и т. д. Выбор методов коррекции поведения, как и в предыдущем случае, определяется степенью выраженности фобии.

Устранить нежелательное поведение можно двумя методами: либо избегать явления, провоцирующие страх, либо надеть на собаку крепкий поводок и заставить следовать за вами. Разумеется, последний метод предполагает психическую устойчивость собаки.

Как говорилось ранее, метод угашения направлен на исключение подкрепления нежелательных действий. Факт сохранения жизни побуждает животное к бегству и другим оборонительным реакциям. Избежав опасности путем отдаления от ее источника, собака уверена, что осталась жива только благодаря тому, что вовремя убежала. Исключив такое подкрепление, вы значительно уменьшите степень выраженности фобии.

Ваша задача — выбрать оптимальное начальное расстояние от объекта страха и постепенно сокращать это расстояние, отрабатывая команды послушания и поощряя животное за правильное выполнение.

Боязнь автотранспорта.

Фобия, связанная с боязнью автотранспорта, — довольно распространенное явление и бывает двух видов. Одни собаки боятся самого вида автотранспорта и сопутствующего шума, другие — поездок в нем.

В первом случае с фобией можно бороться приведенными выше методами. Если же собака боится непосредственно езды в автомобиле, вам понадобится 3–4 недели.

Процесс коррекции поведения пройдет гораздо легче, если у животного будет пищевая мотивация. Для этого пропустите 1–2 кормления, возьмите корм и подведите собаку к машине. Собака должна быть на крепком поводке.

Поставьте миску в автомобиль и позовите собаку с помощью команды «Ко мне!». Если собака отказывается подходить, начните кормить ее в непосредственной близости от машины. Затем кормите ее в машине с открытыми дверями и постепенно прикрывайте двери по одной.

Со временем животное привыкнет есть при закрытых дверях и будет чувствовать себя спокойнее. Как только это произойдет, включите зажигание, но не трогайтесь с места. На следующем занятии кормите собаку с заранее включенным двигателем. Как только собака перестанет бояться, перестаньте кормить ее в машине, ограничиваясь только лакомством.

Затем можно приучать ее к езде в автомобиле. Для начала сделайте небольшой круг, после чего погуляйте с собакой. Как только она отдохнет, повторите упражнение. В следующий раз отвезите ее к любимому месту (игровая площадка, лес и т. д.).

Если ваша собака отличается слабым типом нервной системы, на первых занятиях по коррекции поведения рекомендуется применять транквилизаторы (по рекомендации ветеринарного врача).

Постепенно поездки в автомобиле станут ассоциироваться у собаки с приятными впечатлениями, и она не будет создавать вам неудобства.

Боязнь посторонних людей.

Коррекция нежелательного поведения, связанного с боязнью посторонних людей, довольно затруднительна. Этот вид фобии возникает по двум причинам: вследствие отсутствия или недостатка социализации или в случае отрицательного опыта.

В первом случае все значительно проще. От вас требуется постепенно опытным путем убедить животное, что люди не являются источником опасности. Для этого необходимо просто гулять с собакой сначала на большом расстоянии от людей, а затем все ближе к ним. При этом важно не позволять животному убежать и использовать положительное подкрепление.

Довольно эффективным является метод устранения мотивации.

В этом случае необходимо заменить оборонительную потребность на игровую, пищевую и т. д.

Пропустите кормление и выйдите с собакой на улицу. При появлении незнакомых людей кормите собаку и хвалите за послушание. Постепенно приучайте собаку гулять в многолюдных местах. При проявлениях нежелательного поведения применяйте команду «Рядом!» и давайте собаке лакомство.

Можно избавить животное от боязни людей другим способом. Попросите своих знакомых подкармливать вашу собаку на прогулках. Однако здесь важно не переусердствовать, иначе впоследствии животное будет попрошайничать.

Кроме того, эффективным методом коррекции поведения при данной фобии является повторение курса послушания.

Боязнь собак.

Чужие собаки могут вызывать чувство страха у животного по тем же причинам, что и при фобии, связанной с боязнью людей. Для коррекции поведения применяются те же методы, что и в предыдущем случае. Однако следует отметить, что, приучив свою собаку спокойно относиться к нескольким собакам, вы не можете быть уверенны, что она не испугается незнакомой собаки.

Для достижения наилучшего эффекта следует повторить курс послушания. Кроме того, вам следует быть особенно внимательным при выборе собак, с которыми вы будете работать.

С целью обеспечения максимальной безопасности своей собаки узнайте о характере и привычках других собак у их владельцев. Собаки должны быть молодыми, с уравновешенным характером.

На первых занятиях рекомендуется работать с собаками той же породы, что и ваша, и только затем постепенно переходить к работе с собаками других пород.

Игра с другими собаками является одним из самых важных этапов в формировании характера животного. Именно игра предоставляет возможность пообщаться с представителями своего вида и приобрести навыки борьбы.

Кроме того, это оптимальный способ избавить животное от фобии.

* * *

По мнению зоопсихологов, благотворное влияние на нервную систему собак оказывает классическая музыка.

Если фобия характеризуется сильной степенью выраженности, приступайте к коррекции, начиная с постепенного приближения к посторонним собакам.

При этом используйте команды послушания, лакомство и любимые игрушки вашей собаки.

Эффективным способом является формирование агрессивно-оборонительной потребности. Однако в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к инструктору.

Боязнь одиночества.

Боязнь одиночества является следствием неудовлетворения потребности находиться в стае, в результате чего животное находится в состоянии стресса.

Фобия, связанная с боязнью одиночества, часто сопровождается дрожью, слюнотечением, в отдельных случаях мочеиспусканием. Если у вашей собаки наблюдаются подобные проявления, нив коем случае не стоит ругать и наказывать ее.

Дело в том, что в результате неудовлетворения значимой на данный момент потребности животное бессознательно компенсирует ее удовлетворением другой.

В зависимости от типа нервной системы собаки перечисленные признаки фобии могут сопровождаться продолжительным лаем и деструктивным поведением (порчей мебели и т. д.).

Нередко у собак со слабой нервной системой наблюдаются признаки навязчивого поведения.

Следует отметить, что перечисленные проявления нежелательного поведения могут быть вызваны и другими причинами, в том числе и невоспитанностью собаки, однако зачастую они появляются в результате нервного перенапряжения. С целью снятия состояния навязчивого поведения рекомендуется использовать транквилизаторы.

Проводить занятия необходимо регулярно, 3–4 раза в день. Приучайте собаку по команде возвращаться на свое место и ждать вас. В качестве положительного подкрепления используйте ее любимое лакомство.

* * *

В период коррекции поведения при боязни одиночества нельзя оставлять собаку одну.

В месте, где отдыхает ваша собака, следует оставлять кость и ее любимые игрушки. Если собака выполняет команды, обязательно хвалите ее и поощряйте лакомством. Постепенно увеличивайте время, в течение которого собака остается одна (от 3 до 15 минут, если владелец не выходит из квартиры и до 15 минут при открытой двери, если владелец выходит из квартиры).

В то время пока собака находится на своем месте, старайтесь не обращать на нее внимания.

Однако в случае, если она покидает место без предварительной команды, своевременно корректируйте ее поведение с помощью команды «Место!».

Следует отметить, что необходимо увеличивать время вашего отсутствия постепенно, поскольку в противном случае животное станет бояться еще больше.

С целью борьбы со страхом можно применить следующий способ. Кормите собаку непосредственно перед своим уходом. В качестве положительного подкрепления, уходя из дома, оставляйте ей кости и немного лакомства. Если ваша собака любит музыку, оставляйте включенным радио.

5.  Учитесь понимать свою собаку.

Как правило, неподготовленные владельцы ожидают от своих питомцев слишком многого. В этом случае процесс воспитания и дрессировки существенно усложняется, в результате владельцы получают невоспитанных собак. Оценивая поведение животного с точки зрения человеческих норм, невозможно добиться положительного результата. Только отмечая оттенки поведения животного, владелец может оценить ее состояние и выбрать оптимальные методы коррекции.

Довольно часто владельцы подрастающих собак совершают распространенную ошибку, относясь к животному, как к маленькому ребенку. Типичный пример: все подрастающие собаки грызут и царапают вещи. Придя домой и обнаружив беспорядок, владелец начинает отчитывать или, еще хуже, бить животное. Однако собака сделала это задолго до его прихода и в настоящий момент просто не понимает, за что ее наказывают.

Подобное поведение чревато нервными расстройствами и частичной или полной потерей контакта с животным.

Такое поведение владельца расценивается как незаслуженное наказание, в результате чего собака будет либо избегать владельца, либо делать «назло».

Владелец, который хочет видеть рядом воспитанную собаку, должен уметь смотреть на мир ее глазами. Коррекция нежелательного поведения должна производиться в момент его совершения. Например, как только вы видите, что животное царапает мебель, подайте команду «Нельзя!». Если нежелательное поведение будет повторяться, накажите собаку, но не силовыми методами. Эффективным способом является игнорирование животного. Собака сильно привязана к вам и быстро поймет, чем объясняется подобное отношение. В итоге нежелательное поведение прекратится.

Если наказание следует сразу после нежелательного действия, у животного возникает ассоциативная связь: негативное отношение владельца к определенному действию.

Не следует оценивать поведение животного категориями «хорошо/плохо». Если у вашей собаки появляется определенная модель нежелательного поведения, и вы позволяете ей повторяться, вскоре поведение входит в привычку. Иными словами, практически все привычки собаки формируются самим владельцем.

Прежде чем приступать к коррекции той или иной формы нежелательного поведения, обязательно, следует понизить иерархический ранг собаки в семье. Приведенные ниже рекомендации помогут вам в достаточно короткий срок и без неприятных последствий понизить иерархический ранг животного.

В первую очередь ограничьте свободу передвижения собаки по дому. Например, вы можете закрывать дверь в свою комнату, делая ее недосягаемой для животного.

Покажите собаке, что все поощрения (ласку, лакомство, поглаживание, игру) она должна заслужить. Не позволяйте собаке входить в кухню во время семейного обеда и попрошайничать. В тот момент, когда она пытается выпросить вкусный кусочек, заставьте ее выполнить команду и только после этого поощрите.

Не позволяйте животному спать на вашем диване. Собака должна отдыхать в специально отведенном для нее месте. Ваш диван — место отдыха лидера, поэтому, установив рамки дозволенного, вы сразу понизите ранг животного.

Не кладите корм в миску в присутствии собаки. Перед тем как поставить миску, позовите собаку, заставьте ее несколько секунд подождать и лишь затем с помощью команды «Можно!» разрешите ей есть.

Исключите силовые игры, предполагающие соперничество. Играть можно лишь в том случае, если вы уверены, что выиграете. Заканчивать игру всегда должны вы, а не собака. Подайте команду «Отдай!», заберите игрушку и уберите в недоступное для собаки место. В случае если собака отказывается отдать игрушку, строго накажите ее или просто игнорируйте. В этом случае можно пропустить одно кормление и провести занятие по коррекции поведения с использованием лакомства.

Во время прогулки собака должна идти рядом с вами и никогда впереди вас. В случае неповиновения корректируйте поведение натяжением поводка.

В квартире добивайтесь того, чтобы собака всегда уступала вам дорогу, если она лежит и не дает вам пройти.

Ежедневное выполнение приведенных рекомендаций существенно упростит процесс понижения ранга собаки, а также улучшит послушание.

6.  Мимика и движения.

Опытные собаководы хорошо знают, что собака тонко чувствует настроение своего владельца. Однако далеко не все владельцы понимают своих собак.

Каждая собака индивидуальна в мимике и выражении эмоций, но у всех собак существует множество проявлений, знание которых значительно облегчает общение владельца с животным.

Мимика.

По мимике собаки вы можете узнать многое о настроении и состоянии своего питомца. Мимика создается посредством движения губ, глаз и ушей. Перечисленные органы гармонично дополняют друг друга, как врожденные выразители инстинктивных состояний.

Выражение агрессии.

Владельцу собаки, в частности крупной породы, необходимо знать, когда животное настроено агрессивно или готово напасть. Такое поведение определить несложно. Первым признаком агрессивного поведения служит то, что животное поднимает верхнюю губу таким образом, что видны передние зубы и клыки.

При активно-оборонительной агрессии уши животного подняты вверх и сильно отведены назад. При этом их кончики практически соприкасаются.

У вислоухой собаки при этом будут оттопырены внешние края ушей, а ушные раковины сильно вытянуты вперед.

Следует отметить, что чем более агрессивно животное, тем сильнее обнажены передние зубы.

Кроме того, в состоянии агрессии на морде собаки образуются складки на лбу и вокруг глаз. Подобное состояние характерно для животного, которое готово защищаться, но не нападать.

В случае если собака готова к нападению, углы ее губ не отведены назад, отчего создается впечатление, что у нее короткая линия рта.

При агрессивном поведении шерсть на холке, спине и крестце собаке поднимается дыбом. Этот процесс, в который вовлечены мелкие мышцы, происходит под действием гормонов. Чувство агрессии провоцирует активное выделение адреналина в кровь.

При средней степени выраженности агрессии шерсть на спине поднимается спустя 30–40 секунд и остается в этом состоянии еще несколько секунд после исчезновения объекта агрессии. Следует учитывать, что до тех пор, пока шерсть вздыблена, животное может проявлять признаки агрессивного поведения в тех ситуациях, на которые обычно реагирует спокойно.

* * *

Вздыбленная шерсть создает эффект внушительности и силы. Даже у короткошерстных светлых собак шерсть на спине поднимается дыбом, при этом тот участок, на котором она поднимается, выглядит темнее остальных.

Агрессивное поведение практически всегда сопровождается твердым и острым взглядом в глаза противнику. Однако следует отметить, что такой взгляд может объясняться особенностями характера собаки и не иметь никакого отношения к поведению.

При пассивно-оборонительной реакции животное никогда не смотрит в глаза противнику.

Выражение страха.

Говоря о страхе, мы имеем ввиду настороженное, неуверенное состояние собаки. Например, когда животное чувствует себя неуверенно при встрече с незнакомой собакой.

Нередко животное испытывает чувство тревоги, когда слышит незнакомый звук или видит что-то необычное. При фобиях и неврозах собаки часто испытывают чувство панического страха.

Состояние страха и степень его выраженности можно определить по поведению животного. Уши собаки, которая испытывает чувство страха, опущены и сильно прижаты к голове. Причем чем сильнее животное боится, тем больше уши прижаты к голове. Углы рта не растянуты, а скошены вниз таким образом, что морда кажется сильно вытянутой.

* * *

Если животное имеет негативный опыт или противник значительно сильнее, углы рта сильно оттянуты назад, а уши очень сильно прижаты к голове. По мере усиления эмоции лоб собаки становится более гладким.

Следует отметить, что состояние страха почти всегда сопровождается оборонительной агрессией. При активно-оборонительной реакции уши несильно прижаты к голове и чуть выдвинуты вперед, так же видны передние зубы.

Если собака готова напасть, ее передние лапы поставлены шире, чем обычно, голова находится на высоте спины, а морда чуть опущена вниз. Напуганная собака, напротив, поднимает голову, прогибает спину в пояснице и поджимает хвост. Это характерная поза самозащиты.

При встрече взрослого животного и щенка последний демонстрирует подчинение: уши прижаты к голове, хвост подведен под живот, спина согнута. Взрослая собака обнюхивает его, а затем уходит.

Встреча щенка и взрослой собаки нередко превращается в погоню. Вследствие боязни щенок старается убежать, а взрослая собака догоняет его и сбивает с ног.

Когда на собаку нападают, она совершает действия, имитирующие укусы, — хватательные движения зубами, сопровождающиеся щелчками.

В случае боязни расширяются зрачки. Если же глаза сужены, это говорит о том, что собака готова защищаться.

Следует отметить, что при конфликтных ситуациях (например, в случае агрессии во время игры) не рекомендуется смотреть собаке в глаза, поскольку она воспринимает это как вызов.

Степенью выраженности страха определяется расстояние между двумя собаками, при достижении которого доминантная собака нападает. Драка заканчивается, если более слабая собака демонстрирует подчинение. При этом она опускает голову вниз и, отводя взгляд от противника, подставляет ему вытянутую шею. В отдельных случаях доминантная собака кладет лапу на спину слабой.

Разные породы собак характеризуются значительными внешними различиями, что затрудняет описание всех особенностей проявления того или иного состояния.

Проявления, являющиеся для одной собаки признаком легкого страха, для другой означают панический страх. Именно поэтому при анализе особенностей поведения животного в определенных ситуациях необходимо учитывать особенности его характера, поскольку в противном случае поведение может быть истолковано неверно.

Трудности, как правило, связаны с тем, что мимика собак разных пород существенно различается. Нетрудно научиться понимать собственную собаку, однако этого нельзя сказать о незнакомом животном, даже если оно той же породы, что и ваше. Разумеется, характерные особенности собак одной породы схожи, однако не следует забывать, что каждое животное индивидуально. Кроме того, большое значение имеют условия содержания, воспитание и дрессировка.

Хвост.

Помимо мимики и других сигналов поведения, многое о физическом и эмоциональном состоянии животного может сказать движение его хвоста. Научиться понимать состояние собаки по движению хвоста несложно, это может себе позволить каждый владелец. Положение и движения хвоста отражают общее состояние животного. Находясь в обществе владельца, оно, как правило, уравновешенно и дружелюбно. Следует отметить, что в присутствии людей собаки гораздо чаще машут хвостом, чем при своих сородичах. Когда собака поднимает хвост, он изогнут. Поднятый хвост, как правило, указывает на спокойное уравновешенное состояние животного.

Собаки, хвост которых имеет форму кольца, не могут махать им так, как собаки с гибким хвостом. Помахивая хвостом, собаки выражают дружелюбие и доверие.

Кроме того, собака сильно машет хвостом в ожидании приятного для нее события: прогулки, лакомства, поглаживания, игры, общения с другими собаками и т. д. В этом случае помахивание хвостом указывает на дружелюбие и благодарность.

Дерущаяся собака или собака, готовая напасть, может быстро размахивать хвостом. При этом хвост находится в вертикальном положении, а его движения напоминают дрожание. Как правило, дрожащие движения хвостом делает собака, чувствующая собственное преимущество перед соперником.

Другие движения хвоста, производимые собаками в драке, напоминают подергивание. При этом кончик хвоста собака выбрасывает назад, совершая движения в стороны. Следует отметить, что чем более уверенно чувствует себя животное, тем выше поднят хвост.

Хвост может многое сказать о настроении собаки в случаях, не имеющих отношения к драке. По движениям хвоста несложно определить ее отношение к владельцу и другим людям. Кроме того, движения хвоста отражают и физическое состояние животного. Например, собака, опустившая хвост ниже, чем обычно, чувствует усталость и подавленность. Если хвост опущен и поджат между задними лапами, животное боится. Как правило, такое положение хвоста характеризует готовность к бегству или подчинению. Таким образом, животное проявляет свое отношение как к другим собакам, так и к людям.

В случае, когда собака находится в состоянии панического страха, она принимает соответствующее положение, опускает заднюю часть туловища и поджимает хвост. При этом наблюдается дрожание кончика хвоста. Задняя часть туловища может слегка покачиваться. Если у собаки в таком положении неуверенный взгляд или она отводит глаза в сторону, уши сильно прижаты к голове, а углы рта сильно растянуты, она готова подчиниться. Очень сильная степень выраженности испуга выражается в резких помахиваниях хвоста, зажатого между задними ногами. Молодые животные могут таким образом демонстрировать желание поиграть, однако это усиливает проявление страха, поскольку игра направлена на уменьшение агрессии со стороны противника.

Положение хвоста может определяться и самыми обычными состояниями. Например, хвост собаки, принимающей пищу, вытянут и опущен вниз. Собака, несущая кость, как правило, держит хвост прямо, чуть выше, чем в обычном состоянии. В этом проявляется желание защитить предмет. Поза собаки, напротив, всегда зависит от того, кто находится рядом с ней. Например, собака, обнюхивающая человека или предмет, не вызывающий у нее опасения, чуть приподнимает хвост. А собака в состоянии агрессии поднимает хвост высоко.

Помахивание хвостом — одно из наиболее заметных и значимых сигнальных движений собаки. Можно предположить, что, совершая его, она демонстрирует свое отношение к происходящему.

Оглавление.

Научитесь понимать вашу собаку. 1.  Характерные особенности собак. * * * Основные этапы развития нервной системы собак. Неонатальный период (0–13 дней). Период социализации (14–49 дней). Период определения ранга (12–18 недель). Период наступления половой зрелости (6–14 месяцев). Период зрелости (1–4 года). Потребности и мотивации. * * * Эмоции и их влияние на поведение. Функции эмоций. 2.  Темперамент вашей собаки. Холерик (возбудимый тип). Сангвиник (подвижный тип). Флегматик (инертный тип). Меланхолик (тормозной тип). 3.  Агрессивное поведение и его мотивация. Иерархическая агрессия. * * * Территориальная агрессия. Оборонительная агрессия. Половая агрессия. * * * Игровая агрессия. Коррекция агрессивного поведения. 4.  Нежелательное поведение. Деструктивное поведение. Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы. Причины развития неврозов. * * * Фобии. Боязнь громких звуков. * * * Боязнь необычных явлений. Боязнь автотранспорта. Боязнь посторонних людей. Боязнь собак. * * * Боязнь одиночества. * * * 5.  Учитесь понимать свою собаку. 6.  Мимика и движения. Мимика. Выражение агрессии. * * * Выражение страха. * * * Хвост.