Общение с ребёнком.

Общаться с ребенком. Как? Можно ли что-то поправить? Как? Часть 1. Уроки общения с ребенком. Урок 1. Безусловное принятие. Что это такое? Воспитание – не дрессура. Потребность в принадлежности • Результаты непринятия • Трудности и их причины • Домашние задания • Вопросы родителей. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! 7. 8. Часто родители спрашивают: 10. Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Задание четвертое. Урок 2. Помощь родителей. Осторожно! Как быть, если ребенок делает «не то»? Вмешательство родителей и реакции детей. Проблема ошибок. Правило 1. Домашние задания. 18. Четыре результата учения. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!». Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Урок 3. «Давай вместе!». Если ему трудно. Правило 2. Закон «зоны ближайшего развития» и что бывает, если его не учитывать. Пример с чтением. Правило 2 с разъяснениями. Двухколесный велосипед. «Зеница ока» и две опасности. Домашние задания. Вопросы родителей. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. 28. 29. 30. 31. Как это случается. Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Вопросы родителей. Урок 4. «А если не хочет?». Может, но не делает. Тон и руководящие указания. На равных. Внешние средства. Кто садится в поезд? Лодка против течения. Как избегать конфликтов? Лодка по течению или ветка яблони. Чья забота? Правило 3: передавать ответственность детям. Тревога родителей. Правило 4: давать детям ошибаться. Домашние задания. Вопросы родителей. 40. 41. Внешние средства. (истории и опыт родителей). «По любви» – или «за деньги». Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. 46. 47. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Вопросы родителей. Урок 5. Как слушать ребенка. Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребенка? Примеры. Дополнительные правила активного слушания. Как узнать, правильно ли? (Три результата активного слушания). Еще два замечательных результата. Домашние задания. Вопросы родителей. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. 58. 59. 60. Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Вопросы родителей. Ответы на задания 1 и 2, урок 5. Урок 6. Двенадцать против одного, или что нам мешает слушать ребенка. Наши автоматические реакции и их 12 типов. Трудности родителей. Трех– и двухколесный велосипеды. Потренируем наш слух. Научиться вполне возможно. Домашние задания. Вопросы родителей. Меня много хвалили. 70. Слушать по-другому. Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Задание четвертое. Вопросы родителей. Ключ к заданию 1[4]. Ключ к заданию 2[5]. Урок 7. Чувства родителей. Как с ними быть? Чья проблема? Два типа ситуаций – два «стакана». Правило 5: сказать о своем переживании. Правило 6: «Я-сообщение». Чем оно лучше «Ты-сообщения». Возможные ошибки. Правило 7: изменить условия. Правило 8: изменить ожидания. Правило 9: кому больше беспокоиться. Домашние задания. Вопросы родителей. 82. 83. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. 85. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Проучить раз и навсегда. 88. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке. 90. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. 92. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Задание четвертое. Вопросы родителей. Ответы к первому заданию. Урок 8. Как разрешать конфликты. Что главное. Причины конфликтов. I и II неконструктивные способы. Конструктивный способ: выигрывают оба. Шаги 1–5. Вопросы родителей. 103. Вопросы родителей. Урок 9. А как насчет дисциплины? Почему о дисциплине только сейчас? Дети нуждаются в правилах. Правила о правилах. Правила первое и второе. «Золотая середина» – и четыре цветовых зоны. Правила третье, четвертое и пятое. Вопрос о наказаниях. Естественные и условные следствия непослушания. Правило шестое. «Зона радости». Трудные дети. Четыре причины стойкого непослушания. Как узнать причину? Четыре разные стратегии. 107. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. 110. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. 114. 115. 116. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Зона радости – это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком. 119. 120. 121. 122. "Только попробуй!..». Урок 10. «Кувшин» наших эмоций. «Разрушительные» и «страдательные» эмоции. Потребности – в зоне риска. Какой я? Самооценка, или чувство самоценности. Во власти родителей: что копится в сокровищнице самооценки? Итак, что делать? Негативное поведение. 127. Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. 129. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. 132. Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем. «Уходи, ты плохой!». 135. Часть 2. Письма о подростке. Реальная история помощи «трудному подростку». Письма, о подростке. Комментарии к письмам. Краткое послесловие. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Продолжаем общаться с ребенком. Так? Часть 1. Ребенок растет. Природа ребенка. Стремление к свободе. Глубокая сосредоточенность. Удивительная настойчивость. Особенная впечатлительность. Его внутренний мир. Очарованность. Чувство предназначения. «Магия» тихой сосредоточенности. Сокровенность переживания. Стойкость. Свой путь. Постараемся больше понять. Потребности и мотивы. О мотивах и эмоциях. Что привлекает и что отталкивает? «Мытье посуды». Что ущемляется и почему? Сверхзабота. Девочки-отличницы. Загадка Паганини. Разве можно иначе? Взрослый – знать и уметь. М. Монтессори: не заглушать саму жизнь! А. Нилл: быть на стороне ребенка. А. Звонкин: вопросы без ответов. Отец Фейнмана: особые отношения. Матери: «свет на лице другого». Атмосфера семьи: Флоренские. Любимый Учитель. Главные «секреты». Часть 2. Живем вместе. Повседневные дела и порядок. Как же его приучать? Начинать как можно раньше. Организовать среду и быт. Помочь ребенку организовать себя. Использовать «внешние средства». Не бояться «уроков жизни». Наказывать ребенка: как и зачем? Разные позиции. Смысл наказания. «Понимаю, но не могу!». Разные пути. Общие правила. Всегда ли быть серьезным? Шутки, смех. Действия наоборот. Чувство юмора. Мир фантазий. Сказки и истории. Игры и загадки. Свободное время для ребенка. Часть 3. Наше общение. Слушать и слышать. Пойдем «от печки». А что, если… Как нам сочувствие удается. Трудный мир чувств. Начнем с начала. Важное предостережение. Позитивные чувства. Услышать самого себя. Вокруг конфликтов. Две трудности. Как из нас «вьют веревки». Родители на тропе войны. Понимание и гибкость. Путь к согласию. Никогда не поздно. Можно ли его исправить? Родители тоже способны меняться. Дети – родителям. Вместо эпилога. Список литературы. Примечания. 1. 2. 3.