Общение с ребёнком.

Общаться с ребенком. Как? Можно ли что-то поправить? Как? Часть 1. Уроки общения с ребенком. Урок 1. Безусловное принятие. Что это такое? Воспитание – не дрессура. Потребность в принадлежности • Результаты непринятия • Трудности и их причины • Домашние задания • Вопросы родителей. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! * * * * * * Часто родители спрашивают: * * * Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Задание четвертое. Урок 2. Помощь родителей. Осторожно! Как быть, если ребенок делает «не то»? Вмешательство родителей и реакции детей. Проблема ошибок. Правило 1. Домашние задания. * * * Четыре результата учения. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!». Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Урок 3. «Давай вместе!». Если ему трудно. Правило 2. Закон «зоны ближайшего развития» и что бывает, если его не учитывать. Пример с чтением. Правило 2 с разъяснениями. Двухколесный велосипед. «Зеница ока» и две опасности. Домашние задания. Вопросы родителей. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. * * * * * * * * * * * * Как это случается. Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Вопросы родителей. Урок 4. «А если не хочет?». Может, но не делает. Тон и руководящие указания. На равных. Внешние средства. Кто садится в поезд? Лодка против течения. Как избегать конфликтов? Лодка по течению или ветка яблони. Чья забота? Правило 3: передавать ответственность детям. Тревога родителей. Правило 4: давать детям ошибаться. Домашние задания. Вопросы родителей. * * * * * * Внешние средства. (истории и опыт родителей). «По любви» – или «за деньги». Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. * * * * * * Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Вопросы родителей. Урок 5. Как слушать ребенка. Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребенка? Примеры. Дополнительные правила активного слушания. Как узнать, правильно ли? (Три результата активного слушания). Еще два замечательных результата. Домашние задания. Вопросы родителей. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. * * * * * * * * * Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Вопросы родителей. Ответы на задания 1 и 2, урок 5. Урок 6. Двенадцать против одного, или что нам мешает слушать ребенка. Наши автоматические реакции и их 12 типов. Трудности родителей. Трех– и двухколесный велосипеды. Потренируем наш слух. Научиться вполне возможно. Домашние задания. Вопросы родителей. Меня много хвалили. * * * Слушать по-другому. Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Задание четвертое. Вопросы родителей. Ключ к заданию 1[4]. Ключ к заданию 2[5]. Урок 7. Чувства родителей. Как с ними быть? Чья проблема? Два типа ситуаций – два «стакана». Правило 5: сказать о своем переживании. Правило 6: «Я-сообщение». Чем оно лучше «Ты-сообщения». Возможные ошибки. Правило 7: изменить условия. Правило 8: изменить ожидания. Правило 9: кому больше беспокоиться. Домашние задания. Вопросы родителей. * * * * * * Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. * * * Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Проучить раз и навсегда. * * * Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке. * * * Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. * * * Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. Домашние задания. Задание первое. Задание второе. Задание третье. Задание четвертое. Вопросы родителей. Ответы к первому заданию. Урок 8. Как разрешать конфликты. Что главное. Причины конфликтов. I и II неконструктивные способы. Конструктивный способ: выигрывают оба. Шаги 1–5. Вопросы родителей. * * * Вопросы родителей. Урок 9. А как насчет дисциплины? Почему о дисциплине только сейчас? Дети нуждаются в правилах. Правила о правилах. Правила первое и второе. «Золотая середина» – и четыре цветовых зоны. Правила третье, четвертое и пятое. Вопрос о наказаниях. Естественные и условные следствия непослушания. Правило шестое. «Зона радости». Трудные дети. Четыре причины стойкого непослушания. Как узнать причину? Четыре разные стратегии. * * * Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. * * * Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. * * * * * * * * * Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Зона радости – это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком. * * * * * * * * * * * * "Только попробуй!..». Урок 10. «Кувшин» наших эмоций. «Разрушительные» и «страдательные» эмоции. Потребности – в зоне риска. Какой я? Самооценка, или чувство самоценности. Во власти родителей: что копится в сокровищнице самооценки? Итак, что делать? Негативное поведение. * * * Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. * * * В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. * * * Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем. «Уходи, ты плохой!». * * * Часть 2. Письма о подростке. Реальная история помощи «трудному подростку». Письма, о подростке. Комментарии к письмам. Краткое послесловие. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Продолжаем общаться с ребенком. Так? Часть 1. Ребенок растет. Природа ребенка. Стремление к свободе. Глубокая сосредоточенность. Удивительная настойчивость. Особенная впечатлительность. Его внутренний мир. Очарованность. Чувство предназначения. «Магия» тихой сосредоточенности. Сокровенность переживания. Стойкость. Свой путь. Постараемся больше понять. Потребности и мотивы. О мотивах и эмоциях. Что привлекает и что отталкивает? «Мытье посуды». Что ущемляется и почему? Сверхзабота. Девочки-отличницы. Загадка Паганини. Разве можно иначе? Взрослый – знать и уметь. М. Монтессори: не заглушать саму жизнь! А. Нилл: быть на стороне ребенка. А. Звонкин: вопросы без ответов. Отец Фейнмана: особые отношения. Матери: «свет на лице другого». Атмосфера семьи: Флоренские. Любимый Учитель. Главные «секреты». Часть 2. Живем вместе. Повседневные дела и порядок. Как же его приучать? Начинать как можно раньше. Организовать среду и быт. Помочь ребенку организовать себя. Использовать «внешние средства». Не бояться «уроков жизни». Наказывать ребенка: как и зачем? Разные позиции. Смысл наказания. «Понимаю, но не могу!». Разные пути. Общие правила. Всегда ли быть серьезным? Шутки, смех. Действия наоборот. Чувство юмора. Мир фантазий. Сказки и истории. Игры и загадки. Свободное время для ребенка. Часть 3. Наше общение. Слушать и слышать. Пойдем «от печки». А что, если… Как нам сочувствие удается. Трудный мир чувств. Начнем с начала. Важное предостережение. Позитивные чувства. Услышать самого себя. Вокруг конфликтов. Две трудности. Как из нас «вьют веревки». Родители на тропе войны. Понимание и гибкость. Путь к согласию. Никогда не поздно. Можно ли его исправить? Родители тоже способны меняться. Дети – родителям. Вместо эпилога. Список литературы. Примечания. 1. 2. 3.