Обычные семьи, особые дети.

Глава первая. Введение и основные понятия: социальные системы и семейные системы. Системный подход в психологии и социальных профессиях. История семейно-ориентированной помощи. Теория семейных систем. Структура семьи. Семейное взаимодействие. Функции семьи. Жизненный цикл семьи. Социально-экологическая модель. Основные понятия. Стресс. Приспособление и адаптация семьи. Этапы развития семьи. Модель приспособления семьи к хронической болезни, разработанная Rolland. Социологическая точка зрения. Социальная структура. Взаимосвязанные понятия. Как различные подходы дополняют друг друга. Заключение. Глава вторая. Известие о нарушениях у ребенка: первые реакции. Дородовой период[Некоторые высказывания родителей, цитируемые в этом разделе, взяты из исследования, проводившегося одним из авторов (Р.Б.Д.) в конце 1970-х гг. Хотя этим цитатам больше 18 лет, их легко представить в устах нынешних молодых родителей; высказывания, несущие на себе отпечаток своего времени, сюда не включены.]. Предварительные знания о нарушениях развития. Беременность как социальная роль: ожидания и мечты. Роды. Послеродовой период. Первые реакции. Отложенный диагноз. Переживания после постановки диагноза. Необходимость прогноза. Вопрос о помощи. Необходимость эмоциональной поддержки. Конец младенчества: движение к нормализации. Глава третья. Детство и юность: адаптация продолжается. Нормализация – цель детских лет. Препятствия к нормализации. Медицинские проблемы ребенка. Особые нужды в области обучения. Проблемы с поведением. Продолжающаяся зависимость. Финансовое бремя. Постоянная нужда в поддержке. Стигма и ее последствия. Физические барьеры. Факторы, способствующие нормализации. Структуры возможностей. Изменения в социальных сетях. Проживание вне дома как форма нормализации. Типология адаптации. «Крестовый поход». Альтруизм. Покорность. Модель типов адаптации. Ребенок становится взрослым: угроза для нормализации. Зависимость продолжается. Планы на будущее. Семейные «карьеры»: обзор путей адаптации. Глава четвертая. Влияние на семью как систему. Стадии горя. Хроническое бремя. Стигма. Жизнь в браке, развод, неполная семья. Семьи детей с различными нарушениями. Степень нарушений. Другие факторы, влияющие на семью. Глава пятая. Воздействие на братьев и сестер. Отношения братьев и сестер. Необходимость в информации. Уход, забота, ответственность. Проблемы самовосприятия. Выбор профессии. Гнев и чувство вины. Общение и изоляция. Лучше или хуже. Глава шестая. Воздействие на отцов, дедушек и бабушек. Отцы. Роль отца. Отец и ребенок с нарушениями. Дедушки и бабушки. Дедушки/бабушки и внуки с нарушениями. Группы поддержки. Семинары. Другие программы для бабушек и дедушек. Глава седьмая. Культурно обусловленные реакции на нарушения у детей. Кросс-культурное разнообразие. Исторический контекст. Современное американское общество. Основы субкультурных различий. Различия в структуре семьи. Влияние социального класса. Отношение к нарушениям. Вопросы вмешательства. Этнические вариации. Субкультура афроамериканцев. Латиноамериканская субкультура. Субкультура американцев азиатского происхождения. Субкультура коренных американцев. Другие этнические субкультуры. Религиозные вариации. Региональные вариации. Практические выводы для специалистов. Глава восьмая. Взаимодействие специалистов и семей: путь к сотрудничеству. Специалисты и родители: что они думают друг о друге? Предубеждения родителей относительно специалистов. Предубеждения специалистов относительно детей с нарушениями и их родителей. Контакт родителей и специалистов: способность встать на чужую точку зрения, исполнение ролей. Обстановка. Самопрезентация. Способность встать на чужую точку зрения. Исполнение ролей. Развитие партнерства: новые роли для родителей и специалистов. Новые роли для родителей: рост родительской активности. Новые роли специалистов: защита прав родителей, социально-системный подход. Глава девятая. Терапевтические подходы. Эффективный специалист: взаимоотношения специалиста и семьи. Препятствия на пути к эффективной помощи. Необходимость психотерапевтического консультирования для семьи. Индивидуальные виды вмешательства. Модель Opirhory & Peters. Модель Laborde & Seligman. Поведенческий тренинг для родителей. Групповые формы работы. Дисфункциональная семейная динамика. Глава десятая. Применение системного подхода к установлению соответствия ресурсов и проблем семьи: индивидуальный план работы с семьей и дальнейшие действия. Индивидуальный план работы с семьей (ИПРС). Список потребностей родителей (СПР). Собеседование с семьей. Наблюдение. Разработка ИПРС. Пример: семья Торрес. Дети и их семьи: подводим итоги. Литература. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18.