Подготовка юного тяжелоатлета.

Глава 1. Теория и методика возрастной тяжелой атлетики. 1.1. О некоторых особенностях формирования теории спорта. 1.2. Этапы снижения возрастных границ занятий тяжелой атлетикой. 1.3. Вопросы оптимизации тренировочной нагрузки. 1.4. Развитие физических качеств. 1.4.1. Особенности развития силы и скоростно-силовых качеств в молодом возрасте. Таблица 1.1. Характеристика соразмерности развития. основных физических качеств у пловцов. (по М.Я. Набатниковой). 1.4.2. Особенности скоростно-силовой подготовки тяжелоатлетов. Таблица 1.2. Показатели скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов. в различных весовых категориях. (по А.С. Медведеву). Резюме. Глава 2. Возрастные особенности развития организма детей и подростков. 2.1. Развитие организма детей и подростков. 2.1.1. Костная система. Рис. 2.1. Скелет человека. 1 – череп, 2 – позвоночный столб, 3 – ребро, 4 – ключица, 5 – грудина, 6 – плечевая кость, 7 – лучевая кость, 8 – локтевая кость, 9 – кость кисти, 10 – бедренная кость, 11 – большеберцовая кость, 12 – малоберцовая кость, 13 – кости стопы, 14 – подвздошная кость. Рис. 2.2. Позвоночный столб. (А – вид справа, Б – вид спереди, В – вид сзади): 1 – семь шейных позвонков, 2 – двенадцать грудных позвонков, 3 – пять поясничных позвонков, 4 – пять крестцовых позвонков (срастаются у. взрослого человека в крестцовую кость), 5 – четыре-пять (реже три-шесть). копчиковых позвонков (срастаются у взрослого человека в копчиковую кость). I – шейный лордоз, II – грудной кифоз, III – поясничный лордоз, IV – крестцово-копчиковый кифоз. Рис. 2.3. Типы искривлений позвоночника: 1-я фигура – кифоз, 2-я – сколиоз, 3-я – лордоз. 2.1.2. Мышечная система. Рис. 2.4, А. Мышцы тела человека(вид спереди): 1 – локтевой разгибатель запястья; 2 – разгибатель пальцев; 3 – локтевой. сгибатель запястья; 4 – локтевая мышца; 5 – прямая мышца живота; 6 – наружная косая мышца живота; 7 – пирамидальная мышца; 8 – мышца, натягивающая широкую фасцию бедра; 9 – гребешковая мышца; 10 – длинная. приводящая мышца; 11 – портняжная мышца бедра; 12 – тонкая мышца; 13 – четырехглавая мышца бедра; 14 – мышца, отводящая большой палец; 15 – длинный сгибатель пальцев; 16 – длинный разгибатель пальцев; 17 – передняя. большеберцовая мышца; 18 – камбаловидная мышца; 19 – икроножная мышца; 20 – короткий разгибатель кисти; 21 – длинная мышца, отводящая палец; 22 – короткий разгибатель запястья; 23 – лучевой сгибатель запястья; 24 – длинный лучевой разгибатель запястья; 25 – плечелучевая мышца; 26 – плечевая мышца; 27 – трехглавая мышца плеча; 28 – двуглавая мышца плеча; 29 – передняя зубчатая мышца; 30 – большая грудная мышца; 31 – дельтовидная мышца; 32 – трапециевидная мышца; 33 – грудино-ключично-сосцевидная мышца; 34 – грудино-подключичная мышца; 35 – жевательная. мышца; 36 – височная мышца(вид сзади): Рис. 2.4, Б. Мышцы тела человека. 1 – грудино-ключично-сосцевидная мышца; 2 – трапециевидная мышца; 3 – дельтовидная мышца; 4 – трехглавая мышца плеча; 5 – двуглавая мышца плеча; 6 – плечевая мышца; 7 – круглый пронатор; 8 – плечелучевая мышца; 9 – лучевой. сгибатель; 10 – длинная ладонная мышца; 11 – локтевой сгибатель запястья; 12 – поверхностный сгибатель пальца; 13 – полусухожильная мышца; 14 – полуперепончатая мышца; 15 – двуглавая мышца бедра; 16 – икроножная мышца; 17 – камбаловидная мышца; 18 – длинная малоберцовая мышца; 19 – короткая. малоберцовая мышца; 20 – подошвенная мышца; 21 – большая ягодичная мышца; 22 – средняя ягодичная мышца; 23 – наружная косая мышца живота; 24 – широчайшая мышца спины; 25 – передняя зубчатая мышца; 26 – большая круглая мышца; 27 – подостная мышца; 28 – малая круглая мышца; 29 – плечелучевая мышца; 30 – жевательная мышца; 31 – височная мышца. 2.1.3. Сердечно-сосудистая система. Таблица 2.1. Частота сердечных сокращений у детей и подростков. (по А.Ф. Туру). Таблица 2.2. Нормы минутного объема сердца у здоровых детей. (по М.А. Шалкову). Таблица 2.3. Зависимость относительной мощности сердца. (систолический объем в см 3 на 1 кг веса тела. (по И.И. Хренову). 2.1.4. Дыхательная система. Таблица 2.4. Показатели вентиляции легких. (средние данные по М.А. Шалкову). Таблица 2.5. Средние величины максимальной вентиляции легких. (по А.Т. Осипову). 2.1.5. Высшая нервная деятельность. Глава 3. Влияние занятий с тяжестями на физическое развитие детей и подростков. 3.1. Физическое развитие школьников в условиях базовой тяжелоатлетической подготовки. 3.2. Динамика физического развития школьников. 3.2.1. Распределение юных тяжелоатлетов по возрасту и весовым категориям. Таблица 3.1. Распределение юных тяжелоатлетов по возрасту и весовым категориям (мальчики), % 3.2.2. Степень полового созревания. Таблица 3.2. Соотношение периодов с наиболее высокими темпами. прироста показателей физического развития. с разным типом биологической зрелости тяжелоатлетов (мальчики). Таблица 3.3. Соотношение периодов с наиболее высокими темпами прироста. показателей физического развития с разным типом биологической. зрелости тяжелоатлеток. 3.2.3. Изменение длины тела. Таблица 3.4. Длина тела школьников 1–10-х классов. Рис. 3.1. Динамика ежегодного прироста длины тела. у школьников 1–10-х классов. 3.2.4. Изменение веса тела. Продолжение табл. 3.5. Рис. 3.2. Динамика ежегодного прироста веса тела. у школьников 1–10-х классов. Таблица 3.6. Показатели относительного прироста длины тела (мальчики) с 10 до 18 лет,% 3.2.5. Изменение окружности грудной клетки. Таблица 3.7. Окружность грудной клетки школьников 1–10-х классов. Рис. 3.3. Динамика ежегодного прироста ОГК. у школьников 1–10-х классов. 3.3. Влияние занятий тяжелой атлетикой на физическое развитие юных спортсменов-разрядников. 3.3.1. Относительные показатели физического развития. ДЛИНА ТЕЛА. Таблица 3.8. Показатели относительного прироста длины тела (мальчики). с 10 до 18 лет, % ВЕС ТЕЛА. Таблица 3.9. Показатели относительного прироста веса тела тяжелоатлетов. (мальчики) с 10 до 18 лет, % ОКРУЖНОСТЬ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ. 3.3.2. Абсолютные показатели физического развития. ТЯЖЕЛОАТЛЕТЫ 11-12 ЛЕТ. Таблица 3.11. Показатели физического развития юных спортсменов 11–12 лет. ТЯЖЕЛОАТЛЕТЫ 13-14 ЛЕТ. Таблица 3.12. Показатели физического состояния юных атлетов 13–14 лет. ТЯЖЕЛОАТЛЕТЫ 15-16 ЛЕТ. Таблица 3.13. Показатели физического состояния юных атлетов 15–16 лет. 3.3.3. Педагогические оценки весоростовых показателей тяжелоатлетов. Таблица 3.14. Педагогические оценки весоростового показателя физического развития тяжелоатлетов-мальчиков. (индекс Кетле), г/см. 3.3.4. Педагогические оценки мышечной силы по отношению к весу тела. Таблица 3.15. Показатели длины тела тяжелоатлетов (мальчики) на различных этапах спортивной подготовки, см. Таблица 3.16. Педагогические оценки отношения мышечной силы (ручная динамометрия) к весу тела тяжелоатлетов – мальчиков, % Таблица 3.17. Педагогические оценки отношения становой силы к весу тела тяжелоатлетов – мальчиков, % 3.3.5. Показатели корреляции между показателями физического развития и физической подготовленностью юных тяжелоатлетов. Таблица 3.18. Корреляция между показателями физического развития и физической подготовленности спортсменов 11–12 лет. Таблица 3.19. Корреляция между показателями физического развития и физической подготовленности спортсменов 13–14 лет. Таблица 3.20. Корреляция между показателями физического развития и физической подготовленности спортсменов 15–16 лет. 3.4. Особенности тренировки спортсменов с различным типом телосложения. Рис. 3.4. Типы телосложения: А – эктоморф; Б – мезоморф и В – эндоморф. Глава 4. Влияние занятий спортом на функциональные возможности юных тяжелоатлетов. 4.1. Влияние занятий с тяжестями на функциональное состояние нервно-мышечной системы юных тяжелоатлетов. Таблица 4.1. Изменение суммарной биоэлектрической активности мышц поверхностного сгибателя пальцев во время статического напряжения в 1/3 максимальной силы до отказа, в условных единицах. Таблица 4.2. Показатели прироста биоэлектрической активности мышц во время статического напряжения в 1/3 максимальной силы до отказа, % Таблица 4.3. Изменение суммарной биоэлектрической активности мышц в различные периоды статического напряжения по пачкам импульсов, mv/10 с. 4.2. Влияние занятий с тяжестями на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем юных тяжелоатлетов. Таблица 4.4. ЧСС в исходном фоне перед статическим напряжением. Таблица 4.5. Показатели частоты пульса во время статического напряжения в 1/3 максимальной силы до отказа. Рис. 4.1. Схема расчета ПР и КДФ частоты пульса (ЧП) при выполнении статического напряжения. 4.3. Исследования в тренировочных условиях. Таблица 4.6. Изменение показателей частоты пульса у юных спортсменов в исходном фоне перед началом упражнения. Таблица 4.7. Изменение показателей частоты пульса у юных спортсменов во время трехкратного подъема штанги. Таблица 4.8. Изменение показателей частоты пульса у юных спортсменов в восстановительном периоде после окончания выполнения классических упражнений. Таблица 4.9. Изменение показателей частоты сердцебиения у юных тяжелоатлетов во время выполнения контрольного упражнения статического характера. 4.4. Характеристика состояния здоровья юных штангистов в процессе многолетней подготовки. Рис. 4.2. Изменение частоты пульса в покое у тяжелоатлетов 13–14-летнего возраста и у их нетренированных сверстников. Рис. 4.3. Изменение частоты дыхания в покое у тяжелоатлетов 13–14-летнего возраста и у их нетренированных сверстников. Рис. 4.4. Изменение частоты пульса при статическом напряжении в 1/3 максимальной силы «до отказа» у тяжелоатлетов 13–14 лет и у их нетренированных сверстников: Рис. 4.5. Прирост величины артериального кровяного давления при статическом напряжении мышц кисти в 1/3 максимальной силы «до отказа» у тяжелоатлетов 11–12 лет и у их нетренированных сверстников: 1 и 2 – в конце статического усилия, 3 и 4 – на 1-й минуте восстановительного периода, СД – систолическое давление, ДД – диастолическое давление. Рис. 4.6. Изменение частоты и глубины дыхания у штангиста Николая Л. 13 лет (1) и его нетренированного сверстника Владимира Д. (2) при статическом напряжении мышц кисти и предплечья, равном 1/3 максимальной силы (в конце статического напряжения). Таблица 4.10. Сводные данные по травматизму и заболеваемости юных штангистов в процессе многолетней подготовки (кол-во случаев). Глава 5. Спортивно-педагогические аспекты подготовки юных тяжелоатлетов. 5.1. Спортивная тренировка и ее особенности. 5.2. Проблемы многолетней подготовки юных тяжелоатлетов. Таблица 5.1. Рост спортивной квалификации юных тяжелоатлетов (%). 5.3. Критические замечания по вопросу возрастной периодизации в процессе многолетней подготовки юных тяжелоатлетов. 5.4. Нормативная часть учебной программы по тяжелой атлетике для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР[4]. 1.1. Организация учебно-тренировочного и учебно-воспитательного процесса. Таблица 1. Режимы учебно-тренировочной работы и требования по спортивной подготовке. 1.2. Основные задачи учебных групп. 1.3. Планирование и учет учебно-тренировочного процесса. Таблица 2. Примерный план-график распределения учебных часов для тяжелоатлетов 1-го года обучения в группах начальной подготовки. Таблица 3. Примерный план-график распределения учебных часов для тяжелоатлетов 1-го года обучения в учебно-тренировочных группах. Таблица 4. Примерный план-график распределения учебных часов для тяжелоатлетов 2-го года обучения в учебно-тренировочных группах. Окончание табл. 4. Таблица 5. Примерный план-график распределения учебных часов для тяжелоатлетов 3-го года обучения в учебно-тренировочных группах. Таблица 6. Примерный план-график распределения учебных часов для тяжелоатлетов 4-го года обучения в учебно-тренировочных группах. Таблица 7. Примерный план-график распределения учебных часов для тяжелоатлетов 1-го года обучения в группах спортивного совершенствования. Таблица 8. Примерный план-график распределения учебных часов для тяжелоатлетов 2-го года обучения в группах спортивного совершенствования. Таблица 9. Примерный план-график распределения учебных часов для тяжелоатлетов 3-го года обучения в группах спортивного совершенствования. Таблица 10. Примерный план-график распределения учебных часов для тяжелоатлетов 1-го года обучения в группах высшего спортивного мастерства. Таблица 11. Примерный план-график распределения учебных часов для тяжелоатлетов 2-го года обучения в группах высшего спортивного мастерства. Таблица 12. Примерный план-график распределения учебных часов для тяжелоатлетов 3-го года обучения в группах высшего спортивного мастерства. Таблица 13. Примерные величины тренировочных нагрузок по годам для тяжелоатлетов спортивных школ. Окончание табл. 13. Таблица 14. Соотношение объемов средств общей и специальной физической подготовки по годам обучения (часы,%). 5.5. Современная система многолетней подготовки тяжелоатлетов. Таблица 5.2. Первый этап – предварительная физическая и функциональная подготовка (8–9 лет). Таблица 5.3. Второй этап – базовая физическая и функциональная подготовка (10–12 лет). Таблица 5.4. Третий этап – базовая спортивная и психолого-функциональная подготовка (13–14 лет). Таблица 5.5. Четвертый этап – углубленная базовая спортивная и психолого-функциональная подготовка (15–16 лет). Таблица 5.6. Пятый этап – завершающая базовая спортивная и психолого-функциональная подготовка (17–18 лет). Таблица 5.7. Шестой этап – базовая мастерская подготовка (19–20 лет). 5.6. Нормативные основы тяжелоатлетической подготовки молодых спортсменов. Резюме. Таблица 5.8. Примерный вариант общесиловой подготовки школьников. Таблица 5.9. Контрольные показатели состояния силовой подготовки школьников (динамические упражнения). Таблица 5.10. Контрольные показатели состояния силовой подготовки школьников (статические напряжения). Таблица 5.11. Контрольные нормативы в тяжелоатлетической подготовке школьников, % от веса тела. Глава 6. Воспитательная работа и психологическая подготовка юных тяжелоатлетов. 6.1. Воспитательная работа. Рис 6.1. Спортивно-педагогическое воспитание тяжелоатлетов как педагогический процесс. 6.2. Психологическая подготовка. 6.3. Физическое и нравственное воспитание личности юных тяжелоатлетов. Рис. 6.2. Содержание нравственного воспитания юных тяжелоатлетов. 6.4. Психорегулирующая тренировка и личностные аспекты воспитания юных тяжелоатлетов. Рис. 6.3. Личностные аспекты воспитания юных тяжелоатлетов. 6.5. Методология формирования ценностных ориентации юных тяжелоатлетов на физическое и нравственное воспитание. Рис. 6.4. Создание оптимальных условий для занятий спортом. Рис. 6.5. Система ценностей физической подготовки юных тяжелоатлетов. 6.6. Предупреждение конфликтов. Глава 7. Биомеханические основы техники выполнения тяжелоатлетических упражнений. 7.1. Актуальные задачи технической подготовки юных тяжелоатлетов. 7.2. Техника выполнения рывка и толчка. Рис. 7.1. Фазовая структура рывка и балльная оценка. Рис. 7.2. Фазовая структура толчка и балльная оценка его частей. 7.3. Оценка технической подготовленности. Протокол соревнований. 7.4. Основные рекомендации по технике подъема штанги в некоторых специально-подготовительных тяжелоатлетических упражнениях. Глава 8. Базовая силовая подготовка юных тяжелоатлетов. 8.1. Организация тренировочного эксперимента. Таблица 8.1. Планирование тренировочной нагрузки в период педагогического эксперимента. 8.2. Состояние физической подготовленности. Таблица 8.2. Исходные показатели специальной физической подготовленности юных тяжелоатлетов 12–14 лет. Таблица 8.3. Исходные показатели специальной физической подготовленности юных легкоатлетов 12–14 лет. 8.3. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 12 лет. Рис. 8.1. Динамика прироста в специальной физической подготовке юных тяжелоатлетов 12 лет. 8.4. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 13 лет. Рис. 8.2. Динамика прироста в специальной физической подготовке юных тяжелоатлетов 13 лет. 8.5. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 14 лет. Рис. 8.3. Динамика прироста результатов в специальной физической подготовке юных тяжелоатлетов 14 лет, кг. 8.6. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 12 лет. Таблица 8.4. Показатели прироста спортивных результатов у 12-летних легкоатлетов. 8.7. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 13 лет. Таблица 8.5. Показатели прироста спортивных результатов у 13-летних легкоатлетов. 8.8. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 14 лет. Таблица 8.6. Показатели прироста спортивных результатов у 14-летних легкоатлетов. 8.9. Сравнительные показатели базовой силовой подготовки юных атлетов различной спортивной специализации. 8.9.1. Исходные показатели базовой силовой подготовки юных атлетов различной спортивной специализации. Таблица 8.7. Средние показатели общей физической подготовленности спортсменов 12 лет. Таблица 8.8. Средние показатели общей физической подготовленности спортсменов 13 лет. Таблица 8.9. Средние показатели общей физической подготовленности спортсменов 14 лет. 8.9.2.Показателиприростарезультатоввбазовой силовойподготовкеюныхатлетовразличнойспортивной спец иализации. ТЯЖЕЛОАТЛЕТЫ. Рис. 8.4. Динамика прироста результатов у юных тяжелоатлетов в упражнениях с силовой и скоростно-силовой направленностью. ЛЕГКОАТЛЕТЫ. Рис. 8.5. Динамика прироста результатов у юных легкоатлетов в упражнениях с силовой и скоростно-силовой направленностью. РЕЗЮМЕ. Глава 9. Планирование тренировочной нагрузки. 9.1. Физическая работоспособность и тренировочная нагрузка. Таблица 9.1. Высота подъема штанги спортсменов разного роста, см. Таблица 9.2. Высота подъема штанги спортсменами разного роста и различной спортивной квалификации (по А.В. Черняку), см. Таблица 9.3. Возрастные изменения показателей физической работоспособности у тяжелоатлетов при выполнении рывка. Таблица 9.4. Возрастные изменения показателей физической работоспособности у тяжелоатлетов при выполнении приседания со штангой на плечах. 9.2. Методика определения тренировочной нагрузки. Рис. 9.2. Зависимость объема тренировочной нагрузки в СФП от времени спортивной подготовки юных тяжелоатлетов. Таблица 9.5. Примерный вариант распределения тренировочной нагрузки. Таблица 9.6. Примерный вариант периодизации спортивной тренировки юных тяжелоатлетов на 2 года. 9.3. Планирование тренировочной нагрузки по специальной и общей физической подготовке. Таблица 9.7. Примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП на первых трех ступенях начальной подготовки. Продолжение табл. 9.7. Окончание табл. 9.7. Таблица 9.8. Примерный вариант тренировочной нагрузки по СФП на первых трех ступенях подготовки юных тяжелоатлетов. Первая ступень. Вторая ступень. Продолжение табл. 9.8. Третья ступень. 9.4. Содержание тренировочных уроков в период начальной подготовки юных тяжелоатлетов. 9.4.1. Содержание уроков в недельном цикле в первые 6 месяцев начальной подготовки. ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ. ВТОРОЙ ВАРИАНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ. ТРЕТИЙ ВАРИАНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ. 9.4.2. Содержание уроков в недельном цикле в период подготовки от 6 до 18 месяцев. ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ. ВТОРОЙ ВАРИАНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ. ТРЕТИЙ ВАРИАНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ. 9.4.3. Содержание уроков в недельном цикле в период подготовки от 18 до 24 месяцев. ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ. ВТОРОЙ ВАРИАНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ. ТРЕТИЙ ВАРИАНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ. 9.4.4. Варианты тренировочных занятий с различной нагрузкой. СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ УРОКОВ В ПЕРВЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ ЗАНЯТИЙ В ТЯЖЕЛОАТЛЕТИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ. СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ УРОКОВ ДЛЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ТЯЖЕЛОАТЛЕТИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ ОТ 6 ДО 18 МЕСЯЦЕВ. СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ТЯЖЕЛОАТЛЕТИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ ОТ 18 ДО 24 МЕСЯЦЕВ. Глава 10. Совершенствование физических качеств. 10.1. Развитие быстроты. 10.2. Развитие скоростно-силовых качеств. 10.3. Развитие мышечной силы. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ РАЗНОСТОРОННЕЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ (рис. 10.1). Рис. 10.1. Комплекс упражнений разносторонней силовой подготовки. Рис. 10.1. Продолжение комплекса упражнений разносторонней силовой подготовки. Рис. 10.2. Комплекс упражнений со статическими напряжениями. 10.4. Развитие гибкости. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ (рис. 10.3). Рис. 10.3. Комплекс упражнений для развития гибкости. Рис. 10.4. Измерение подвижности в том или ином суставе(в градусах или линейных размерах). 10.5. Развитие ловкости. Рис. 10.5. Перекаты. Рис. 10.6. Кувырки. Рис. 10.7. Колесо с поворотом. Рис. 10.8. Стойка на лопатках и на голове. 10.6. Примерный недельный план тренировки для начинающих атлетов. УРОК 1. Рис. 10.9. Рис. 10.10. Рис. 10.11. УРОК 2. Рис. 10.12. Рис. 10.13. Рис. 10.14. Рис. 10.15. Рис. 10.16. УРОК 3. Рис. 10.17. Рис. 10.18. Рис. 10.19. Рис. 10.20. 10.7. Примерный недельный план тренировок для атлетов после 6-12 месяцев начальной подготовки. Первая неделя. УРОК 1. УРОК 2. УРОК З. Вторая неделя. УРОК 1. УРОК 2. УРОК 3. Третья неделя. УРОК 1. УРОК 2. УРОК 3. Глава 11. Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль и гигиена. 11.1. Задачи врачебно-педагогического контроля. 11.2. Контроль за функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы с помощью функциональной пробы со статическими напряжениями. Рис. 11.1. Статическое упражнение «Поза конькобежца». Рис. 11.2. Схема расчета ПР и КДФ (в относительных единицах): частоты пульса у юных штангистов при выполнении статического напряжения. 11.3. Самоконтроль. Таблица 11.1. Таблица 11.2. Таблица 11.3. Дневник самоконтроля. Рис. 11.3. Лучевая артерия. Рис. 11.4. Область сердечного толчка. Рис. 11.5. Височная артерия. Рис. 11.6. Сонная артерия. Таблица 11.4. Величина учащения пульса на 1 – й минуте восстановления после нагрузки. Рис. 11.7. Кистевая динамометрия. Рис. 11.8. Становая динамометрия. Рис. 11.9. Измерение гибкости. 11.4. Утренняя гигиеническая гимнастика. Таблица 11.5. Дозировка упражнений в утренней зарядке. 11.5. Педагогический контроль за состоянием физической подготовленности юных тяжелоатлетов. 11.5.1. Базовые показатели силовых и скоростно-силовых качеств. Таблица 11.6. Базовые показатели силы кисти и предплечья тяжелоатлетов различного возраста и спортивной квалификации, кг. Таблица 11.7. Базовые показатели становой силы тяжелоатлетов различного возраста и спортивной квалификации, кг. Таблица 11.8. Базовые показатели скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов различного возраста и спортивной квалификации (прыжок в длину с места), см. 11.5.2. Базовые показатели в специальной подготовке. Табwлица 11.9. Базовые характеристики ОПМТ (отношение результатов в рывке к подъему штанги на грудь в полуподседе), % Таблица 11.10. Базовые характеристики ОПМТ (отношение результатов в толчке к приседанию со штангой на плечах), % Окончание табл. 11.10. Таблица 11.11. Базовые характеристики ОПТМ (отношение результатов в толчке к приседанию со штангой на груди), % Окончание табл. 11.11. Таблица 11.12. Базовые характеристики физического развития школьников 10–11-летнего возраста. Таблица 11.13. Базовые характеристики физического развития школьников 12–13-летнего возраста. Таблица 11.14. Базовые характеристики физического развития школьников 14–15-летнего возраста. Таблица 11.15. Базовые характеристики физического развития школьников 16–17-летнего возраста. Таблица 11.16. Базовые характеристики развития силы и скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов. 11.5.3. Базовые показатели использования физических возможностей юных тяжелоатлетов. Таблица 11.17. Базовые характеристики ОПТМ тяжелоатлетов различного возраста. Таблица 11.18. Базовые характеристики ОПТМ тяжелоатлетов различных весовых категорий. Таблица 11.19. Базовые показатели физических возможностей при выполнении классических упражнениий у тяжелоатлетов различного возраста, о.е. Таблица 11.20. Показатели спортивных достижений в классических упражнениях у тяжелоатлетов 10–11 лет, кг. Таблица 11.21. Коэффициент использования физических возможностей (КИФВ) у тяжелоатлетов 10–11 лет, о.е. Таблица 11.22. Показатели спортивных достижений в классических упражнениях у тяжелоатлетов 12–13 лет, кг. Таблица 11.23. Коэффициент использования физических возможностей (КИФВ) у тяжелоатлетов 12–13 лет, о.е. Таблица 11.24. Показатели спортивных достижений в классических упражнениях у тяжелоатлетов 14–15 лет, кг. Таблица 11.25. Коэффициент использования физических возможностей (КИФВ) у тяжелоатлетов 14–15 лет, о.е. Таблица 11.26. Показатели спортивных достижений в классических упражнениях у тяжелоатлетов 16–17-летнего возраста, кг. Таблица 11.27. Коэффициент использования физических возможностей (КИФВ) у тяжелоатлетов 16–17-летнего возраста, о.е. Рис. 11.10. Динамика КИФВ у тяжелоатлетов различного возраста и веса тела. 11.5.4. Изменение спортивных результатов в специально-вспомогательных упражнениях. Таблица 11.28. Спортивные достижения в специально-вспомогательных упражнениях у тяжелоатлетов различных возрастных групп, кг. Таблица 11.29. Спортивные достижения в специально-вспомогательных упражнениях у тяжелоатлетов 10–11 лет, кг. Рис. 11.11. Возрастная динамика средних показателей спортивных достижений в специально-вспомогательных упражнениях, кг: прис. пл. – приседания со штангой на плечах; прис. гр. – приседания. со штангой на груди; на гр. полупр.–подъем штанги на грудь в полуприсед. Таблица 11.30. Спортивные достижения в специально-вспомогательных упражнениях у тяжелоатлетов 12–13 лет, кг. Рис. 11.12. Динамика различий в достижениях в специально-вспомогательных упражнениях по отношению к предыдущей весовой категории у тяжелоатлетов 14–15-летнего возраста, в кг. Таблица 11.31. Спортивные достижения в специально-вспомогательных упражнениях у тяжелоатлетов 14–15 лет, кг. Таблица 11.31. Спортивные достижения в специально-вспомогательных упражнениях у тяжелоатлетов 16–17 лет, кг. 11.6. Личная гигиена. Таблица 11.32. Физиологические нормы потребности детей и подростков в питательных веществах (г в день). Таблица 11.33. Физиологические нормы потребности в некоторых минеральных элементах (по М.В. Антроповой). Таблица 11.34. Физиологические нормы потребности подростков в витаминах в сутки (по М.В. Антроповой). 11.7. Гигиена спортивного помещения. 11.8. Как правильно пользоваться русской баней. Литература. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.