Развитие и воспитание детей в домах ребенка.

Словарь медицинских терминов. Раздел I. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА. ГЛАВА 1. Основные факторы, влияющие на развитие детей в доме ребенка. 1. Физиологическая характеристика процесса развития детей. 2. Роль дизонтогенеза в формировании отклонений в состоянии здоровья и развития детей. 3. Феномен депривации и формирование личности детей, воспитывающихся в доме ребенка. 4. Развитие речевой деятельности в раннем детстве. 5. Проблема адаптации детей в домах ребенка. Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к переходу в новые условия жизни (для детей первого года жизни). Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к переходу в новые условия жизни (с 1 г. 1 мес. до 4,5 лет). Перечень медицинских мероприятий и рекомендаций в период адаптации детей в доме ребенка. ГЛАВА 2. Особенности состояния здоровья и развития воспитанников домов ребенка. 1. Комплексная оценка состояния здоровья детей в доме ребенка. I. Наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе ребенка, генеалогическом и социальном анамнезе. Оценка течения раннего онтогенеза и выделение групп риска. Уровень малых аномалий развития. Стигмы дизэмбриогенеза (малые аномалии развития). Параметры социального анамнеза и их краткая характеристика. Оценка социального анамнеза, выделение групп риска. II. Уровень физического развития и степень его гармоничности. III. Уровень нервно-психического развития и степень его гармоничности. IV. Степень резистентности детского организма. V. Уровень функционального состояния организма ребенка. VI. Наличие или отсутствие хронических заболеваний, врожденных пороков развития, функциональных или морфофункциональных отклонений в состоянии здоровья. Критерии выделения групп ПА, ПБ и ПВ в пределах II группы здоровья (З.С. Макарова). 2. Особенности здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка. 3. Развитие детей первого года жизни. 4. Развитие детей старше года в домах ребенка. ГЛАВА 3. Контроль за физическим и нервно-психическим развитием детей. 1. Контроль за физическим развитием детей в доме ребенка. Формирование возрастных групп. Отклонения в физическом развитии. Скрининг-оценка физического развития (доврачебный осмотр). Скрининг-диагностика отклонений в физическом развитии (для врача). 2. Контроль за нервно-психическим развитием. Оценка НПР детей первого года жизни, выделение групп риска. Качественно-количественная оценка психического развития детей 2-3-го года жизни. 3. Показатели развития и методика контроля. Диагностика НПР детей первого года жизни. Показатели и методика выявления НПР детей первого года жизни. Диагностика НПР детей второго-четвертого годов жизни. Показатели и методика выявления. Второй год жизни. Третий год жизни. Четвертый год жизни. Карта нервно-психического развития ребенка второго года жизни. Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни. 4. Анализ поведения ребенка. Параметры поведения. Параметры настроения. ГЛАВА 4. Воспитательная работа в доме ребенка. 1. Организация бодрствования и занятий у детей первого года жизни. Изменение продолжительности бодрствования, количества и длительности отрезков дневного сна и количества кормлений в течение суток у детей в возрасте от 1 мес. до 1 года. Варианты режима кормления новорожденных детей. Организация бодрствования детей первого года жизни. Примерный план групповых занятий с детьми в возрасте от 9-10 мес. до 1 года. 2. Общие принципы организации игровой деятельности. 3. Организация занятий с детьми старше года. Планирование занятий на втором году жизни. Планирование занятий на третьем году жизни. Этапы занятий и игр с детьми с 1 года 3 мес. до 3 лет. 4. Занятия с детьми второго года жизни по развитию речи и ориентировке в окружающей среде. 5. Проведение занятий с детьми третьего года жизни. 6. Игры и игрушки. 7. Наказание детей. Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ДОМЕ РЕБЕНКА. ГЛАВА 5. Организация вскармливания детей первого года жизни. 1. Современные заменители женского молока. Нормы потребления пищевых веществ и энергии (утверждены Коллегией МЗ РФ 31.05.91 г.). 2. Лечебное питание детей первого года жизни. Роль диетотерапии. Состав смесей на основе гидролизата белка. Состав некоторых безлактозных смесей. 3. Введение прикорма при искусственном вскармливании. Пищевая ценность каши Даниа «кисломолочная с фруктами». ГЛАВА 6. Питание детей старше одного года. Потребность детей раннего и дошкольного возраста в основных пищевых веществах и энергии. Нормы питания воспитанников детских интернатных учреждений (По К.С. Ладодо, Г.Ю. Сажинову). Рекомендуемые объемы порций для детей различных возрастных групп. Клинические проявления некоторых алиментарно-зависимых состояний. ГЛАВА 7. Питание детей с осложнениями в состоянии здоровья. 1. Питание детей с гипотрофией. 2. Питание при рахите. 3. Питание детей с анемией. Основные источники железа и витамина С (мг 100 г). 4. Питание детей с атопическим дерматитом. Степень аллергизирующей активности пищевых продуктов. 5. Питание детей с поражением центральной нервной системы. 6. Питание детей с некоторыми нарушениями пищевого поведения. ГЛАВА 8. Контроль эффективности питания. Раздел III. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ. ГЛАВА 9. Физическое воспитание. Гимнастика и массаж. 1. Физиологическое значение гимнастики и массажа. 2. Формы двигательной деятельности ребенка раннего возраста. Формы двигательной деятельности ребенка раннего возраста в течение дня. Комплексы для проведения гимнастики и массажа с детьми первого года жизни (без поражения опорно-двигательного аппарата). Перечень специальных гимнастических упражнений, рекомендуемых для детей старше года. Основные приемы массажа и гимнастики (рис. 1—19). Упражнения для укрепления мускулатуры спины (рекомендуются для детей старше года). 3. Организация занятий гимнастикой с детьми второго и третьего года жизни. Примерный перечень основных гимнастических пособий для детей раннего возраста. Пособия для занятий по физической культуре с детьми второго и третьего года жизни. Размеры гимнастических пособий, используемых для занятий с детьми второго и третьего года жизни. Хронометраж поведения ребенка старше года на занятиях гимнастикой. Примерный анализ занятия гимнастикой с детьми старше года (индивидуально). Ведущие показатели развития статических и двигательных функций для назначения физиологических комплексов гимнастики и массажа. Основные рефлексы новорожденных. 4. Коррекционная работа с детьми с двигательными нарушениями на первом году жизни. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений. Методические указания к организации занятий. 5. Биологически активные зоны. Методика воздействия с целью профилактики ОРВИ. Характеристика БАЗ (рис. 23). Расположение БАЗ. 6. Устранение тонических рефлексов у ребенка первого года жизни с заболеваниями центральной нервной системы. Тонические рефлексы и некоторые приемы их устранения. Виды массажа и упражнения для нормализации мышечного тонуса и тренировки произвольной моторики. Примерные упражнения для тренировки произвольных движений. Метод сухой иммерсии в реабилитации детей с дефицитом веса. Оптимальный возраст детей и длительность курса. ГЛАВА 10. Закаливание детей. 1. Общие принципы закаливания. 2. Средства и методы закаливания. Примерный перечень закаливающих мероприятий у детей раннего возраста. Рекомендуемые одежда и обувь для детей старше года в зависимости от температуры окружающего воздуха. Литература. Примечания. 1. 2. 3.