Слово о собаке.

Из лесу вместо грибов принесли дети приблудшего щенка…

Хрестоматийной стала легенда о близнецах Ромуле и Реме, родившихся от бога Марса и весталки Реи Сильвии, вскормленных волчицей и выращенных пастухом с Палантинского холма.

Легенда — это извечное сочетание правды с вымыслом, и если божественное происхождение основателя Рима — вымысел, то достаточно достоверным является факт возникновения Рима на Палантинском холме. И видимо, реальное основание имеет под собой упоминание о волчице как о кормилице древнеримских младенцев. Равно как и рассказ о мальчишке Маугли, воспитанном волчьей стаей.

Кстати сказать, около десяти лет назад в джунглях индийского штата Уттар-Прадеш в волчьем логове был найден ребенок. Так же как и в книге Киплинга, современный Маугли ел только сырое мясо. Ходил исключительно на четвереньках. Люди, нашедшие его, дали ему приют и человеческое имя Раму, научили одеваться, есть горячую пищу. Однако говорить Раму так и не выучился. Недавно он умер. Жизнь в неволе оказалась ему не под силу…

Собаки обычно так любят детей, что прощают им любые издевательства и муки. Помните, как тиранил Каштанку в рассказе Чехова сын столяра Федюшка? И дергал ее за хвост, и заставлял ходить на задних лапах, и давал ей нюхать табаку, и привязывал на ниточку кусочек мяса и давал собаке, потом же, когда она проглатывала, он вытаскивал его обратно. И тем не менее при первой же возможности Каштанка вернулась к своему мучителю, разом отринув сытую и веселую жизнь артистки цирка…

А ведь у Каштанки был прототип. Антон Павлович Чехов описал необыкновенную судьбу беспородной собаки Запятайки, тоже «помеси таксы с дворняжкой — очень похожей мордой на лисицу». Запятайка долгое время была любимицей известного русского дрессировщика В.Л. Дурова.

Чем, собственно, собака ближе ребенку, нежели кошка, черепаха, аквариумные рыбки? Ну, прежде всего тем, что она может стать ему товарищем в играх. Необходимо лишь следить, чтобы ребенок от избытка чувств не душил животное в своих объятиях, не причинял ему боль, не кормил собаку сладостями, не утомлял излишней беготней и возней, не загонял в угол или пугал, не трогал пищу животного, не будил во время сна. И конечно, не позволял бы собаке лизать ему лицо и руки, не играл бы никогда с чужими собаками. Необходима предварительная подготовка малышей родителями. И если за одним ребенком нужен глаз да глаз, то за двумя детьми нужно особо тщательное наблюдение! Конечно, с той разницей, что ребенок вырастает, а собака на всю жизнь остается ребенком.

Собака может стать и приятелем, утешающим в горе: ведь даже в самых благополучных семьях у любящих родителей бывают конфликты с детьми, когда чадо получает заслуженный выговор или даже шлепок. И, даже сознавая справедливость наказания, тем не менее как бывает хорошо выплакаться все понимающему четвероногому другу! Эти качества собаки особенно ценят подростки, как считают психологи.

Вне семьи, в детском коллективе, собака способна выполнять роль посредника при общении боязливых и робких детей, плохо контактирующих со своими сверстниками. Наконец, в тех семьях, где дети по тем или иным причинам вынуждены оставаться одни, без взрослых, особенно по вечерам, собака в доме помогает ребенку без страха переносить одиночество, а в случае необходимости может и защитить.

Западногерманский журнал «Хунде» писал в конце 1984 года в статье «Дети и собаки», что владение собакой также позволяет ребенку проявить себя в роли старшего хозяина доверившегося ему живого существа, научить его повиноваться. Благодаря этому в ребенке появляется уверенность в своих силах, развивается самостоятельность. Общепризнанно, что владение собакой существенно обогащает и духовный мир ребенка.

Появление в доме щенка сразу смещает центр внутрисемейного притяжения, как бы дробит его на равные или даже неравные части: щенок быстро становится главным любимцем. И это не дает развиваться детскому эгоцентризму.

В общении детей и собак я заметил удивительный аспект. Часто можно встретить на прогулке с собаками девочек лет десяти — пятнадцати. Обычно это девочки, у которых нет сестрички или брата. Но есть большая потребность любить существо меньше себя, заботиться о нем, воспитывать; действует могучий инстинкт материнства. Кукол им недостаточно. Собака для девочки-подростка превращается в необходимое промежуточное звено между неодушевленной игрушкой и будущим собственным ребенком. К сожалению, этот ребенок нередко бывает единственным…

Есть люди, которые активно ненавидят собак. Они стремятся высказать отрицательное мнение по поводу хозяев, которые выгуливают своих любимцев на поводках и без оных, с намордниками или с высунутыми розовыми языками. Они даже могут ударить собаку, бросить в нее камнем, рассыпать в траве отраву. Среди них, к сожалению, много пожилых людей. Вероятно, в детстве у них никогда не было собаки. А может быть, не было и самого детства…

Собака для ребенка — это не просто хорошо, это необходимо. При соблюдении, конечно, гигиены и осторожности при контактах с животным. Если ребенок провел свое раннее детство без собаки, считает К. Лоренц, исходя из своих наблюдений, значит, ему не повезло.

Слово о собаке