Сон и сновидения. Из работ Шри Ауробиндо и Матери.

Шри Ауробиндо, Мать. Сон и сновидения.

Не знает ум безмолвья, сна без снов: Одним и тем же заведенным кругом Извечно бродит мысль сквозь чуткий мозг — Он словно механизм, что встать не может… И нет покоя даже в сферах сна; Он извращает жизнь в виденьях темных, Блуждает в царстве символичных сцен, Проводит ночь средь образов неясных, Туманных грез и смутных впечатлений, И только миг один – в безмолвном «Я».
Шри Ауробиндо. Савитри.

Необходимость сна.

Сон необходим для тела точно так же, как пища. Нужно спать достаточно времени, но не сверх того. Достаточное же время сна зависит от потребности тела.

* * *

Не спать достаточно времени – это большая ошибка. Необходимо минимум семь часов сна. Если человек обладает очень сильной нервной системой, он может сократить его до шести часов, иногда даже до пяти – но это редкий случай и не надо пытаться достичь этого без необходимости.

* * *

Когда у вас жар или умственное расстройство, сон оказывает большую помощь и его отсутствие крайне нежелательно – это утрата целительного фактора.

* * *

Это неправильный метод – бодрствовать по ночам; подавление необходимого сна делает тело тамасичным и негодным для необходимой концентрации в часы бодрствования. Правильный путь – это трансформировать сон, а не подавлять его, и особенно научиться быть все более и более сознательным в самом сне. Если это сделано, сон изменяется во внутреннюю разновидность сознания, в которой садхана может продолжаться так же, как и в бодрствующем состоянии, и в то же время можно войти в другие планы сознания, помимо физического, и получить доступ к огромному диапазону содержательного и полезного опыта.

Шри Ауробиндо.

* * *

Прежде всего мы должны помнить, что более трети нашего существования проходит во сне и что, соответственно, время, потраченное на физический сон, вполне заслуживает нашего внимания.

Я говорю «физический сон», потому что было бы ошибочно думать, что все наше существо спит, когда спит наше тело.

Мать.

Как спать.

Почему лучше раньше ложиться спать и раньше вставать?

При заходе солнца своего рода покой и мир разливается над землей – это состояние благоприятствует сну.

Когда солнце встает, на землю нисходит огромный поток энергии, который благоприятствует труду и деятельности.

Когда вы поздно ложитесь и поздно встаете, вы идете наперекор силам Природы, а это неразумно.

* * *

Почему время до полуночи более благоприятно для сна, чем после?

Условно говоря, потому что до полуночи солнце садится, а с самых первых мгновений после этого часа начинается его восход.

* * *

Сон не должен быть погружением в бессознательное – это отягощает, угнетает организм, вместо того чтобы «освежать» его. Умеренность в еде и воздержанность от всяких излишеств в значительной мере избавляют вас от необходимости отдавать сну большое количество времени, но качество сна – вещь еще более важная, чем его длительность. Чтобы сон действительно приносил отдых, снимал напряжение, полезно принять на ночь чего-либо жидкого – стакан молока, например, фруктового сока или немного бульона; легкий прием пищи делает сон спокойным. В то же время необходимо воздерживаться от всякой обильной пищи, поскольку в этом случае сон становится возбужденным, беспокойным или же темным, тяжелым, отупляющим. Но важнее всего для правильного, нормального сна очистить от всякой путаницы мыслей ум, успокоить чувства и укротить в себе сумятицу неизменно связанных с ними желаний и забот. Если перед сном у вас была какая-то длинная или оживленная беседа, если вы читали какую-либо волнующую воображение, увлекательную книгу, необходимо некоторое время посвятить отдыху, не пытаясь сразу же заснуть, для успокоения умственной активности, чтобы избавить мозг от возбуждающего влияния беспорядочных импульсов в то время, как остальные части существа погружены в сон. Те, кто занимается медитацией, поступят правильно, если сосредоточатся в течение нескольких минут на какой-либо возвышенной умиротворяющей идее, отвечающей их стремлению к сознанию, более высокому и обширному. Это чрезвычайно благотворным образом скажется на качестве сна и в значительной степени поможет избежать риска впасть в бессознательное состояние, пока сон длится.

* * *

Чтобы хорошо спать, нужно научиться правильному сну.

Если вы очень утомлены физически, лучше не ложиться спать немедленно, иначе вы впадете в бессознательное. Если вы очень устали, нужно растянуться на постели, расслабиться, расслабить все нервы, один за другим, пока вы не станете словно смятая ткань, лежащая на постели, как будто у вас нет ни костей, ни мышц. Когда вы сделали это, нужно сделать то же самое со своим умом. Расслабить его, не концентрироваться ни на какой идее, не пытаться решить какие-либо проблемы, не погружаться снова и снова во впечатления, ощущения или эмоции, которые у вас возникали в течение дня. Всему этому нужно позволить тихо отпасть: вы полностью забываете себя, вы лежите в постели действительно как тряпка. Когда вам удалось сделать это, вы ощущаете маленькое пламя – это пламя никогда не гаснет в вас, и когда вам удастся расслабиться подобным образом, вы начнете осознавать его. И тогда внезапно это пламя начинает медленно расти, превращаясь в устремление к божественной жизни, к истине, сознанию Божественного, единству с внутренним существом, оно поднимается все выше и выше, оно растет и растет вот так, очень мягко. И затем все сосредоточивается на этом пламени, и если в этот момент вы уснете, у вас будет наилучший сон, который вы только можете иметь. Я гарантирую, что если вы сделаете это внимательно, вы точно уснете и точно вместо падения в мрачную дыру будете спать в свете, и, когда проснетесь утром, вы будете свежими, бодрыми, довольными, счастливыми и полными энергии на весь день.

* * *

Даже для тех, кто никогда не погружался в транс, хорошо повторять какую-нибудь мантру, слово или молитву перед тем, как погрузиться в сон. Но в повторяемых вами словах должна быть жизнь; я не имею в виду интеллектуальное значение, ничего подобного, но вибрацию. И ее воздействие на тело необычайно: она начинает вибрировать, вибрировать, вибрировать… и вы тихо отпускаете себя, позволяя себе медленно уйти в сон. Тело вибрирует больше и больше, больше и больше, больше и больше, и вы погружаетесь в сон. Это лекарство от тамаса.

Именно тамас вызывает плохой сон. Есть две разновидности плохого сна: сон, который делает вас тяжелыми, вялыми, словно бы вы утратили весь эффект усилий, которые вкладывали в течение предыдущего дня; и сон, который истощает вас, словно вы провели свое время в борьбе. Я заметила, что если разделить свой сон на несколько отрезков (такую привычку можно выработать), ночи становятся лучше. То есть, вы должны возвращаться в нормальное состояние сознания и нормальное устремление через фиксированные интервалы – возвращаться из сна по зову сознания. Но для этого нельзя использовать будильник! Когда вы в трансе, нехорошо выходить из него при помощи шока.

Когда вы ложитесь спать, вы можете сделать формацию; сказать себе: «Я проснусь во столько-то часов» (дети делают это очень хорошо). Первый промежуток сна должен составлять не менее трех часов; для последнего достаточно и часа. Но первый должен быть три часа минимум. В целом вы должны оставаться в постели не менее семи часов; за шесть часов у вас не будет достаточно времени, чтобы сделать многое (естественно, я рассматриваю этот вопрос с точки зрения садханы), так чтобы ваши ночи приносили пользу.

Сделать ночи полезными – это превосходная вещь. Это имеет двойной эффект: негативный эффект – это не позволяет вам скатываться обратно, утрачивая то, чего вы достигли, что действительно болезненно; и позитивный эффект – вы совершаете определенный прогресс, вы продолжаете свое развитие. Ваши ночи приносят вам пользу, так что у вас больше нет и следа усталости.

Две вещи вы должны устранить: падение в ступор несознания, когда все, что скрывается в подсознательном и несознательном, восстает, вторгается в вас, наполняет вас, и витальную и ментальную сверхактивность, когда вы проводите время в борьбе, буквально в ужасных сражениях. Люди выходят из этого состояния словно избитые, как будто им наносили настоящие удары. И они действительно получили их – это не «как будто»! И я вижу только один выход: изменить природу сна.

Мать.

Что происходит во время сна.

Обычно, когда человек спит, происходит целый комплекс феноменов. Бодрствующее сознание прекращает свою активность, ибо во сне все погружается вовнутрь и уходит во внутренние сферы бытия, существующие всегда, но не осознаваемые нами в бодрствующем состоянии; просто, когда мы не спим, бодрствующий ум скрывает все это своим покровом, не оставляя ничего, за исключением поверхностного «я» и внешнего мира – точно так же, как солнце скрывает от нас покровом своего света огромные звездные миры. Сон – это уход вовнутрь, при котором поверхностное «я» и внешний мир остаются далеко и мы уже не можем увидеть или почувствовать их. Но в обычном сне мы также не осознаем и внутренние миры; наше существо, кажется, полностью уходит в глубины подсознания. На поверхности этого подсознания есть мрачный, колеблющийся слой, в котором мы, как нам кажется, и видим сны, но если говорить более точно, то там осуществляется только запись сновидений. Когда мы спим очень глубоким сном, то он представляется нам лишенным сновидений забытьем; на самом же деле, мы видим сны, но они либо разворачиваются где-то очень глубоко и не способны достичь поверхности, где могут быть запечатлены в сознании, либо мы просто о них забываем; при переходе к бодрствующему сознанию стирается даже всякое воспоминание о том, что был сон. Обычные сновидения по большей части являются или кажутся бессвязными, так как они либо сотканы подсознанием из глубоко скрытых в нем впечатлений, оставленных там нашей прошлой внутренней и внешней жизнью, и сотканы самым причудливым образом, поэтому, вспоминая о них в бодрствующем состоянии ума, нелегко подобрать ключ к разгадке хитросплетений этого узора; или же сновидения представляют собой отрывочные записи, в основном искаженные, тех переживаний, которые скрыто происходили во время сна, – хотя, на самом деле, эти два элемента в очень большой степени перемешаны друг с другом. Дело в том, что, в действительности, значительная часть нашего сознания во время сна не погружается в это бессознательное состояние; она уходит за покров на другие планы бытия, которые связаны с нашими собственными внутренними планами, – это планы супрафизического существования, более обширные витальные, ментальные или психические миры, находящиеся по ту сторону видимого мира и оказывающие на нас незримое влияние. иногда мы можем увидеть сон, исходящий из этих планов, нечто более чем просто сон – сон-переживание, являющийся непосредственной или символической записью того, что случилось там с нами или произошло вокруг нас. Когда, благодаря садхане, внутреннее сознание развивается, количество этих снов-переживаний возрастает, они становятся более отчетливыми, более связными, более точными, и после приобретения определенного опыта и достижения определенной стадии развития сознания мы становимся способны, наблюдая эти сновидения, понимать их и их значение по отношению к нашей внутренней жизни. Мы даже можем, благодаря более или менее продолжительной практике, стать настолько сознательными, что сумеем проследить весь наш переход по различным внутренним планам, чего мы обычно не осознаем и не помним, а также процесс возвращения к бодрствующему состоянию. Когда мы достигаем определенной стадии внутреннего развития и становимся способны постоянно оставаться сознательными внутри, такого рода сны, сны-переживания, могут заменить обычное бессознательное забытье.

Это, конечно же, внутреннее существо, внутреннее сознание или что-то относящееся к внутреннему «я» развивается подобным образом, не так, как это происходит обычно, когда оно не осознает себя во сне, а непосредственно во время сна… Вы правы в своем ощущении, что бодрствующее сознание и то, которое пробуждено во сне, далеко не одно и то же – это различные части существа.

Когда начинается рост внутреннего сознания во сне, часто возникает желание погружаться вовнутрь и продолжать это развитие даже тогда, когда человек не испытывает потребности в отдыхе или сне. Этому желанию способствует и еще один фактор. Обычно витальная часть внутреннего существа первой становится сознательной во время сна, а первые переживания-сновидения (в противоположность обычным сновидениям) в большинстве случаев являются переживаниями, которые происходят на витальном плане, в мире супрафизической жизни, полном интересных и разнообразных вещей. Это мир со множеством областей, светлых или мрачных, прекрасных или опасных, часто очень привлекательных, где мы можем много узнать и о скрытых частях своей собственной природы, и о том, что происходит за покровом нашего внешнего сознания, а также о многих других вещах, оказывающих влияние на развитие элементов нашей природы. Такого рода переживания могут быть очень увлекательны для витального существа в нас, и у него может появиться желание жить как можно больше в этих супрафизических мирах, устраняясь от участия во внешней жизни. Такая увлеченность, возможно, и является причиной этой потребности вновь пережить что-то захватывающее и интересное, которая сопровождает желание поспать. Но это не должно поощряться в часы бодрствования, а оставлено на часы, специально отведенные для сна, во время которых эти переживания будут вполне уместны и естественны. Иначе может возникнуть дисбаланс, склонность все больше или даже преимущественно жить в супрафизических мирах, среди порожденных ими видений, и все меньше иметь дело с окружающим миром, утрачивая контроль над внешней жизнью. Знание этих сфер внутренней природы, расширение нашего сознания до их пределов очень желательно, но всему этому должно быть отведено свое место и свое время.

* * *

Согласно современной медицинской теории, человек погружается в сон, проходя много фаз, пока не достигает состояния, в котором он переживает абсолютный отдых и безмолвие, – это длится лишь десять минут, остальное время занимает путешествие туда, а затем путешествие обратно к состоянию бодрствования. Я полагаю, эти десять минут сна можно назвать сушупти в Брахмане или Брахмалоке, остальное же – это свапна или переход через иные миры (планы или состояния сознательного существования). Именно эти десять минут восстанавливают энергии существа и без этого сон не является освежающим.

Согласно опыту и знанию Матери, человек из состояния бодрствования проходит через последовательность состояний сознания сна, которое фактически является входом во множество иных миров, и достигает чистой Сатчитананды – состояния полного отдыха, света и безмолвия; после этого человек возвращается по своему пути, пока не достигает состояния физического бодрствования. Именно этот период пребывания в Сатчитананде придает сну всю его восстановительную ценность. Эти два взгляда, научный и оккультно-духовный, практически идентичны друг другу. Но первый представляет собой лишь современное открытие того, что оккультно-духовному знанию было давно известно.

Человеческие представления о здоровом сне абсолютно ошибочны. То, что люди называют здоровым сном, – это просто погружение внешнего сознания в полное подсознание. Они называют это сном без сновидений; но это лишь состояние, в котором поверхностное сознание сна, являющееся тонким продолжением внешнего сознания и по-прежнему остающееся активным в самом сне, не способно записывать сновидения и передавать их физическому уму. В действительности любой сон исполнен сновидений. Только на короткое время, когда человек пребывает в Брахмалоке, сны прекращаются.

* * *

У вас должно войти в правило призывать Мать, прежде чем уснуть, концентрироваться на ней, пытаться ощутить вокруг себя защиту Матери и с нею погрузиться в сон. В самом сне нужно сформировать привычку призывать Мать, когда вы оказываетесь в затруднении или в опасности; многие садхаки делают это. Надо не допускать вторжений, любых вторжений любых сил или существ, во сне ли, в медитации или в другое время, – никакой силы, кроме Божественной Силы, а это значит, что нужно отвергать их, никогда не давать им согласия, будь то через внимание к ним или через собственную слабость…

Шри Ауробиндо.

Сны – природа и значение.

В принципе, для того чтобы судить о действиях, совершаемых во сне, необходима та же самая способность различения, какая нужна, чтобы судить о действиях в бодрствующем состоянии.

Но поскольку мы обычно даем имя «сновидение» значительному числу видов деятельности, которые полностью отличаются друг от друга, первая задача – научиться различать эти виды деятельности – то есть различать, какая именно часть существа «видит сон», в какой области происходит сновидение и какова природа соответствующего вида деятельности. В своих письмах Шри Ауробиндо дал полные и подробные описания и объяснения всех видов деятельности, происходящих во сне. Чтение этих писем – хорошее введение к изучению этого предмета и его практическому применению.

* * *

Доктора, которые проводили эти эксперименты, пришли к заключению, что ментальная активность в действительности никогда не прекращается; и именно эта активность, более или менее хаотично воспроизводимая нашим мозгом, известна нам как сновидения. Так что, сознаем мы это или нет, мы всегда видим сны.

Безусловно, возможно полностью подавить эту активность и иметь сон совершенно без сновидений; но для того, чтобы таким путем погрузить наше ментальное существо в отдых, подобный отдыху нашего физического существа, мы должны достичь совершенного контроля над ним, а сделать это совсем непросто.

В большинстве случаев эта активность даже возрастает во сне, поскольку, когда тело спит, внутренние способности перестают фокусироваться на физической жизни и использоваться ею.

* * *

Иногда говорят, что во сне раскрывается истинная природа человека.

Действительно, часто происходит так, что чувственное существо, которое на протяжении дня было подчинено контролю со стороны активной воли, реагирует тем яростнее ночью, когда это ограничение больше не действует на него.

Все желания, которые были подавлены, оставшись не устраненными – а это размежевание с ними может быть достигнуто только в результате здравого и широкого анализа в течение длительного времени, – ищут удовлетворения, пока воля бездействует будучи погружена в сон.

И поскольку желания – это истинные динамические центры формации, они склонны организовывать, внутри и вокруг нас, сочетание обстоятельств, которые были бы наиболее благоприятны для их удовлетворения.

Таким образом плоды многих усилий, предпринятых нашей сознательной мыслью в течение дня, могут быть уничтожены за несколько часов ночью.

Это одна из главных причин сопротивления, которое наша воля к прогрессу часто встречает внутри нас, а также трудностей, которые иногда кажутся непреодолимыми и которые мы не в силах объяснить, потому что наша добрая воля кажется нам столь всеобъемлющей.

Поэтому мы должны научиться знать наши сны и прежде всего различать их, ведь они очень разнятся по природе и качеству. В течение одной ночи мы можем часто иметь несколько снов, которые относятся к разным категориям в зависимости от глубины нашего сна.

* * *

Как правило, каждый индивид имеет период ночи, который более благоприятен для снов, в течение которого его деятельность более плодотворна, более интеллектуальна и ментальные обстоятельства окружения, в котором он движется, более интересны.

* * *

Почему, если есть на ночь тяжелую пищу, потом во сне видишь кошмары?

Потому что существует очень тесная связь между снами и состоянием желудка. Проводились наблюдения и было замечено, что в соответствии с тем, что вы ели, у вас будут сны одного вида или другого и что, если пищеварение затруднено, сны всегда превращаются в кошмары – те кошмары, которые не имеют реальности, но все же остаются кошмарами и очень неприятны – вы можете видеть во сне тигров, котов и т. д. … или же вы испытываете нечто… например, вы оказываетесь перед лицом большой опасности и должны торопиться, быстро одеться и выйти или что-то в этом роде, и вот вы не можете одеться, вы стараетесь изо всех сил, но не можете надеть на себя свои вещи или вы вдруг не можете найти своих вещей, и если вы хотите надеть свои туфли, оказывается, что они вам не подходят, и если вы хотите уйти куда-то очень быстро, ваши ноги вдруг перестают двигаться, они как будто парализованы и вы остаетесь на одном месте, делая огромные усилия, чтобы начать двигаться, но не можете двинуться с места. Такая разновидность ночных кошмаров порождается расстроенным желудком.

* * *

Подавляющее большинство снов не имеет особой ценности, так как являются лишь чисто механической и неконтролируемой активностью физического мозга, в котором определенные клетки продолжают функционировать во время сна как генераторы чувственных импульсов и впечатлений, соответствующих образам, полученным извне.

Эти сны практически всегда вызваны чисто физическими обстоятельствами: состоянием здоровья, пищеварением, положением в постели и т. д.

При небольшом самонаблюдении и некоторых предосторожностях легко избежать этого вида снов, который столь же бесполезен, сколь и утомителен, устранив его физические причины.

Существуют и другие сны, которые представляют собой не что иное, как бесполезные проявления беспорядочной активности определенных ментальных функций, связывающих между собой различные идеи, разговоры и воспоминания, которые случайным образом соединяются вместе.

Такие сны уже имеют большее значение, поскольку эта беспорядочная активность раскрывает нам тот хаос, который воцаряется в нашем ментальном существе, когда оно больше не подчинено контролю нашей воли, и показывает нам, что это существо внутри нас по-прежнему остается неорганизованным и неупорядоченным, что оно недостаточно зрело, чтобы иметь независимую жизнь.

Почти совпадающими с ними по форме, но более важными по своим последствиям являются сны, которые я только что упоминала, те, которые приходят из внутреннего существа, пытаясь взять реванш, пока оно на какой-то момент освобождено от ограничений, которые мы налагаем на него. Эти сны часто позволяют нам рассмотреть тенденции, склонности, побуждения, желания, которых мы не осознавали, пока наша воля к осуществлению нашего идеала оставляла их спрятанными в каком-то сумрачном прибежище нашего существа.

* * *

Вы легко поймете, что, скорее, чем позволять им жить в неведомом нам скрытом уголке, лучше отважно и смело вывести их на свет, чтобы заставить покинуть нас навсегда.

Поэтому мы должны внимательно наблюдать за нашими снами; часто они оказываются полезными наставлениями, которые оказывают нам могучую помощь на нашем пути к победе над собой.

Никто не знает себя в достаточной мере, если он не знает ничем не ограниченной активности, которая происходит в его существе по ночам, и ни один человек не может назвать себя владыкой над собой, если он не обладает совершенным сознанием и господством над многочисленными действиями, которые он производит во время своего физического сна.

Мать.

Помнить сны.

Почему мы часто не можем вспомнить, что видели во сне?

Это происходит потому, что ваши сновидения всегда протекают при самых различных условиях и на самых разных планах сознания. Сновидение может быть связано с разными частями вашего существа и разными условиями какого-то определенного уровня бытия. Если между всеми частями существа у человека установлена сознательная, непосредственная и постоянная связь, тогда он помнит все свои сны. Однако обычно такая связь существует между очень немногими частями вашего существа.

Пусть, например, ваше сновидение протекает в тонком физическом мире, то есть мире, смежном с нашим обычным материальным миром. Обычно такие сновидения бывают у человека рано утром, где-то между четырьмя и пятью часами утра, в самой конечной фазе сна. Если при пробуждении вы не будете совершать резких движений, будете спокойны, неподвижны, внимательны и сосредоточенны, вы вспомните ход событий, картину своего сновидения, потому что между тонким физическим и материальным миром, благодаря вашему спокойствию, установилась определенная связь, – кстати, случаи, когда установить ее не удается, очень редки.

Вообще сновидения забываются из-за того, что во сне вы переходите из одного состояния сознания в другое. Как это получается? Когда вы засыпаете, погружаетесь в сон или – будем говорить так – погружается в сон ваше тело, предположим дальше, что в то же состояние погружается и витальная часть существа, а вот, например, ментальная остается активной. В этом случае для ментальной части вашего существа начинаются сновидения, у вас начинаются сновидения на ментальном плане, иначе говоря, деятельность этой части существа носит более или менее связный характер, живо работает воображение и вы видите всевозможные сны, в которых могут случаться самые разнообразные и необыкновенные происшествия… Спустя некоторое время активность вашего существа в ментальном пространстве стихает, и ум переходит в состояние сна без сновидений, «засыпает». Теперь, предположим, пробуждается «спавшее» до этого витальное существо, оно покидает тело и совершает самые разнообразные действия в витальном мире: перемещается, вступает в какие-то отношения с его обитателями (которые порой кончаются схваткой, борьбой, дракой), может быть, даже принимает пищу и так далее. Деятельность витального может быть самой разнообразной. По своей природе оно очень предприимчиво, всегда готово к рискованным поступкам. Оно постоянно ищет приключений. Если вы отличаетесь особой смелостью в витальном отношении, то во сне вы, может быть, будете освобождать каких-то узников, сражаться с врагами, совершать необыкновенные открытия. Вследствие этого все то, что происходило в ментальных сновидениях, сначала отодвигается в вашем сознании далеко на второй план, а затем стирается из памяти, забывается – естественно, вы не помните ментального сновидения, потому что оно перебивается другим, его место в сознании занимают события витального. Но если вы сумеете проснуться в нужный момент, вы вспомните содержание также и ментального сновидения. Есть люди, осуществившие это на опыте: научившись просыпаться ночью в нужное время, они могли восстанавливать в памяти содержание всех своих сновидений. Работая над подобным опытом, вы должны добиваться того, чтобы ваше пробуждение происходило в то же время естественным образом, без всяких резких движений.

Вернемся к нашему анализу возможного варианта сновидений. Итак, по истечении некоторого времени витальное существо, совершив хорошую прогулку в соответствующем измерении, в своем витальном пространстве, в свою очередь нуждается в отдыхе, так что, устав от всех своих похождений, в полной мере предается покою. Теперь может активизироваться другая часть существа. Предположим, например, что на прогулку отправляется тонкое физическое. Оно также перемещается некоторым образом в пространстве тонкого физического мира, совершает какие-то действия, например занимается осмотром разных помещений, комнат и… обнаруживает множество любопытных вещей. Вот этот предмет был на этом месте, а теперь он здесь, а этот был в той комнате, а сейчас он оказался в этой и так далее. Если вы проснетесь в этом месте сновидения, вы, конечно, сможете все это вспомнить. И вновь предыдущее явление повторяется – события этого сновидения, в свою очередь, отодвигают в сознании далеко на второй план все, что произошло в витальном. Витальное сновидение забывается и в памяти не восстанавливается. Так что, вообще говоря, обычно человек не может вспомнить целиком содержание всех своих сновидений. Однако если в момент пробуждения вы не будете спешить, если у вас нет срочной необходимости сразу же вставать и вы можете оставаться в постели сколько потребуется, то тогда для того, чтобы приступить к воспоминанию сновидений, вам не нужно открывать глаза и шевелить головой тоже не следует, внутренне вы стремитесь стать своего рода зеркалом покоя и все свое внимание сосредоточить на нем. Тогда вы сможете уловить окончание сновидения, затем начинаете потихоньку, не позволяя себе ни малейшего движения, двигаться к его началу, извлекая из сознания ход сновидения в обратном порядке. Сначала в памяти всплывет его заключительная часть, затем предыдущая и так далее. Вы осторожно продвигаетесь к началу, и внезапно вся картина сновидения восстанавливается в памяти: «Та-ак, вот как все это было!» Только ни в коем случае не выскакивайте сразу же из постели и не шевелитесь, вы должны прокрутить в памяти свой сон несколько раз, делайте это до тех пор, пока не уясните его во всех подробностях. Когда это сновидение восстановлено полностью, вы опять продолжаете лежать не двигаясь и пытаетесь проникнуть еще дальше в глубь себя, и вот вы обнаруживаете обрывок, концовку уже другого сновидения. Оно расположено глубже в сознании, чем первое, даже само его окончание видится смутно, но однако же вы можете и его уловить. Дальше вы опять сосредотачиваетесь на нем и, удерживая его перед внутренним взором, извлекаете из сознания остальное, затем вы увидите, как вдруг изменится ваше состояние, и – удивительная неожиданность! – вы окажетесь уже в ином мире, в другом сновидении. Теперь вы действуете тем же самым, как и раньше, методом. Вы раз за разом выстраиваете перед собой ход событий второго сновидения, пока полностью не восстановите всю картину. Не забывайте, что все время нужно оставаться в полном покое. Вы продолжаете углубляться в себя все дальше и дальше, пока вдруг не натолкнетесь на какой-то смутный образ; впечатление, ощущение такое… это как едва ощутимый порыв ветерка, легкое дуновенье, и вы начинаете понемногу припоминать, добираться, докапываться: «Так, так, что-то вырисовывается…» Постепенно картина проясняется, и вы восстанавливаете третье сновидение еще из одного мира бытия. Потребуется много времени, много терпения, нужно учиться постоянно сохранять полный покой ума и тела, для того чтобы суметь припомнить и уяснить себе все, что произошло ночью, начиная с конца и кончая началом ваших сновидений.

Но даже и не прибегая к этой тренировке, требующей много времени и усилий, чтобы полностью вспомнить какой-либо оставивший у вас сильные впечатления сон – последний он или из середины всего потока сновидений, – при пробуждении нужно вести себя так, как я сказала: с особым вниманием следить за тем, чтобы голова на подушке лежала неподвижно, соблюдать полный покой, и тогда сновидение само всплывет в сознании.

Обычно во сне люди переходят из одного состояния сознания в другое не плавно и постепенно, а скачком, получается как бы небольшой, но все же разрыв между отдельными состояниями, так что в целом не удается сохранять непрерывность нити сознания при переходах между разнообразными состояниями своего существа. Один небольшой разрыв между состояниями, своеобразная маленькая черная дыра – и человек уже не помнит, что было в предыдущем состоянии. Нужно протянуть нить сознания через эту узкую пропасть. Чтобы построить такой мостик, нужно очень много времени, гораздо больше, чем построить мост в нашем обычном материальном мире. И очень немногие хотят и умеют это делать. Часто бывает так, что человек с очень богатой внутренней жизнью во сне вообще не подозревает об этом, а если и может что-то вспомнить из своих сновидений, то разве лишь те из них, что относятся по времени к последней перед пробуждением части сна, которые протекают в самой близкой к физическому миру сфере; обычно эти сновидения лишены смысла, так как в результате перевозбуждения, усталости ментального существа его деятельность на этом плане становится бессвязной.

Но ночи и сны так же отличаются друг от друга, как дни и дела наяву. Ведь вряд ли найдется в жизни пара совсем одинаковых дней, всякий день чем-то да отличается от любого другого. Как нет одинаковых дней, так нет и одинаковых ночей. Скажем, когда ты со своими друзьями внешне делаешь, казалось бы, одно и то же дело, каждым из вас оно воспринимается по-разному, отношение к нему у всех тоже разное. И каждый делает его по-своему.

* * *

Полезно ли записывать собственные сны?

Да, более года я сама практиковала этот вид самодисциплины. Я записывала все – несколько слов, маленькую подробность, впечатление, и я старалась вспомнить один сон за другим. Сначала это было не очень плодотворно, но примерно через четырнадцать месяцев я смогла проследить, начиная с конца, все движения, все сны прямо до начала ночи.

* * *

Когда мы спим, наше сознание выходит из тела, так ведь? Но другие люди видят сны, в которых появляюсь я. Что же происходит? Неужели сознание разделяется или сны других людей – просто игра воображения?

Чаще всего именно витальное сознание выходит из тела и имеет форму, облик этого человека. Если один человек видит во сне другого, это означает, что оба они встречались ночью, чаще всего на витальном плане, но это может произойти и где-то еще, в тонком физическом или ментальном. Во сне существует сколько угодно разных возможностей.

Мать.

Контроль над сновидениями.

Когда вы очень устали и нуждаетесь в отдыхе, и если вы умеете выходить из тела, совершать экстериоризацию, если вы выйдете из тела и сознательно войдете в витальный мир, в своего рода чудесный девственный лес со всем великолепием пышной и гармоничной растительности, прекрасный, с озерами, подобными зеркалам, где атмосфера насыщена живой витальной энергией растений, а в воде отражаются всевозможные оттенки зеленого… там вы чувствуете столько жизни, столько красоты, столько пышности и изобилия, что вы просыпаетесь полными энергии. И все это так объективно! Я могла брать туда людей, не говоря им ни слова о том, что там будет, и они были способны описать это место в точности так, как это могла бы сделать я сама, и они переживали тот же самый опыт. Перед сном они были абсолютно истощены, но просыпались они с абсолютно чудесным ощущением изобилия, силы, энергии. А ведь они оставались там всего несколько минут.

Есть подобные области – их не много, но они существуют. С другой стороны, в витальном мире есть и много неприятных мест, которые лучше не посещать. Оставив в стороне тех, кто так привязан, так прикован к своим телам, что они даже не хотят покинуть их, те, кто могут легко научиться выходить из тела, должны делать это с большой осторожностью. Я не могла учить этому многих людей, поскольку это означало бы оставить их открытыми, без защиты – когда они делали это одни, без моего присутствия, открытыми опытам, которые могли быть для них чрезвычайно опасными.

Витальный мир – это мир крайностей. Если, например, вы съедите в витальном мире гроздь винограда, вы можете не иметь чувства голода в течение тридцати шести часов, т. е. оставаться полностью насыщенными. Но вы можете встретиться с определенными вещами, оказаться в определенных местах, которые в два счета высосут всю вашу энергию и иногда оставляют вас с болезнями и последствиями, которые принадлежат витальному миру…

* * *

Мать, я помню, ты говорила нам, что с помощью волевого усилия можно изменить ход сновидения.

Да, разумеется, это возможно, и я вам, действительно, об этом уже как-то рассказывала. Если во сне с вами происходит что-то неприятное (например, кто-то угрожает вам или хочет убить вас), вы, решив не допустить этого, можете – если, конечно, знаете, как это делается, – изменить ход событий сновидения, его развязку. Вы можете по своей воле управлять своими сновидениями, формировать их по своему усмотрению. Но для этого прежде всего вам нужно научиться во сне осознавать, что вы спите.

* * *

А что, разве значение снов так уж велико?

Да, сны имеют большое значение в нашей жизни, потому что позволяют узнать, что с нами может произойти в будущем, а это, как вы понимаете, совсем небесполезно. Предположим, например, что вы решили во сне побывать в витальном мире; как только вы туда попадаете, вы тотчас же подвергаетесь нападению со стороны его обитателей (именно так обычно и происходит), если вы понимаете, что это сон, вы можете, мобилизовав свою витальную силу, успешно отразить нападение. Это вполне достоверный факт: определенным внутренним состоянием, нужными словами, целенаправленными действиями можно добиться во сне желаемого исхода событий, что совершенно недоступно для безучастно спящего человека, пассивно созерцающего сновидение.

* * *

Некоторые дети каждый вечер, когда они ложатся спать, возвращаются в то же самое место и продолжают свое сновидение…

Нет ничего более интересного. Это самый приятный способ проводить ночи. Вы начинаете историю, затем, когда наступает время просыпаться, вы ставите точку в последнем предложении и возвращаетесь в тело. И потом следующей ночью вы начинаете все снова, открываете ту же страницу и продолжаете свою историю в течение всего времени, когда вы находитесь вне тела; и вы организуете все должным образом – нужно, чтобы все было организовано должным образом, ваша история должна быть очень красивой. И когда наступает время отправляться обратно, вы снова ставите точку и говорите своему творению: «Оставайся в покое, пока я не вернусь!» – и вы возвращаетесь в свое тело. Вы продолжаете делать так каждый вечер и пишете книгу чудесных сказок – при условии, что вы помните их, когда просыпаетесь.

Но это зависит от пребывания в состоянии покоя в течение дня, ведь так?

Нет, это зависит от искренности и чистосердечия ребенка.

А также от веры в то, что с ним происходит, от отсутствия в уме критического чувства, и от простоты сердца, и от юной активной энергии – все зависит от этого, – от своего рода внутреннего витального великодушия и щедрости: вы не должны быть слишком эгоистичными, слишком скупыми, а также слишком практичными, слишком прагматичными – поистине, много чем вы не должны быть… как дети. И потом нужно иметь живую силу воображения, потому что – может показаться, что я говорю вам глупости, но это совершенная правда – существует мир, в котором вы являетесь верховным творцом форм: это ваш личный витальный мир. Там вы являетесь верховным формирователем и вы можете сделать свой мир настоящим чудом, если знаете, как этим пользоваться. Если вы обладаете артистическим или поэтическим сознанием, если вы любите гармонию, красоту, вы построите там нечто чудесное, что будет иметь тенденцию к воплощению в материальном проявлении.

Когда я была маленькой, я называла это «рассказывать себе истории». Но это не значит, что вы должны рассказывать их словами, у себя в голове: нет, вы должны отправиться в это место, которое является свежим и чистым и… построить там чудесную историю. И если вы умеете рассказывать себе истории подобным образом и если ваша история действительно прекрасна, действительно гармонична, действительно наделена силой и хорошо согласована, эта история осуществится в вашей жизни – быть может, не точно в той форме, в которой вы создали ее, но как более или менее измененное физическое выражение того, что вы сделали.

Может быть, для этого потребуются годы, но ваша история будет стремиться к тому, чтобы организовать вашу жизнь.

Однако есть очень немного людей, которые умеют рассказывать прекрасные истории; и потом они всегда примешивают к ним ужасы, о чем позже сожалеют.

Если бы вы могли создать великолепную историю без всяких ужасов, ничего другого – лишь красота, она бы имела существенное влияние на жизнь каждого. Но люди не знают об этом.

Если бы вы знали, как использовать эту силу, эту созидательную силу в мире витальных форм, если бы вы умели владеть ею, пока вы еще ребенок, маленький ребенок… ибо именно в это время человек формирует свою материальную судьбу. Но обычно люди вокруг вас, иногда даже ваши же маленькие друзья, но в основном родители и учителя вмешиваются в этот процесс и все портят настолько, что очень редко это может увенчаться полным успехом.

В противном случае, если бы ваша история была создана таким образом, со спонтанным чистосердечием ребенка, вы могли бы организовать себе чудесную жизнь – я говорю о физическом мире.

Сны детства – это реальность зрелого возраста.

Мать.

Сны и их интерпретация.

Но сны – это не только злобные доносчики о наших слабостях или коварные разрушители наших ежедневных усилий достичь прогресса.

Хотя есть сны, с которыми мы должны бороться или трансформировать, есть и другие, которые, наоборот, должны культивироваться как ценные помощники в нашей работе внутри и вокруг себя.

Не может быть сомнения, что с многих точек зрения наше подсознательное знает больше, чем наше привычное сознание.

Кто не встречался с таким опытом, когда метафизическая, моральная или практическая проблема, которую мы тщетно пытаемся разрешить вечером, утром, когда мы просыпаемся, вдруг получает ясное и точное решение, которое раньше, казалось, невозможно было найти?

Умственный поиск решения продолжался на протяжении всего сна, и внутренние способности, освобожденные от всей материальной активности, получили возможность сконцентрироваться исключительно на предмете их интереса. Очень часто сама эта работа остается бессознательной; мы воспринимаем только результат…

* * *

Не так давно один писатель пытался закончить недописанную главу, и это ему никак не удавалось.

Его ум, особенно заинтересованный в этом труде сочинения, продолжал работу над этой главой и ночью, и чем больше он пытался выразить определенные идеи, формулируя и переформулируя их в различных абзацах, тем очевиднее становилось, что эти идеи не были выражены в наиболее рациональном порядке и что расположение абзацев необходимо изменить.

В сознании нашего писателя вся эта работа была воспроизведена в следующем сне: он был в своем кабинете, где находилось несколько кресел, которые он только что принес туда, и он переставлял их снова и снова, пока не нашел подходящего места для каждого из них.

Знание того, что некоторые люди могли видеть во сне в таких искаженных символах, дало начало популярным верованиям, так называемым «сонникам», которыми интересуется так много простых душ.

Но легко понять, что подобное неуклюжее отображение имеет свою особую форму для каждого человека; у каждого происходит свое собственное искажение.

Соответственно, чрезмерное обобщение определенных интерпретаций, которые для кого-то могут быть вполне корректными применительно к его собственному случаю, просто порождает вульгарные и глупые суеверия.

* * *

На ментальном плане все формации, произведенные умом, – действительные «формы», которые он придает мыслям, – возвращаются к вам, представая в таком виде, как будто они приходят извне, и порождают ваши сны. Большинство снов имеет такую природу. Некоторые люди ведут очень сознательную умственную жизнь и способны выходить в ментальный план и передвигаться там с такой же независимостью, какую они имеют в физической жизни; у этих людей ночи, так сказать, ментально «объективны». Но большинство людей на это не способно: их ментальная активность продолжается во сне и принимает те или иные формы, и эти формы вызывают у них то, что они именуют снами.

Есть очень общий пример – это забавно, потому что он очень ярок. Если вы днем поссорились с кем-то, вам, возможно, хотелось ударить его, наговорить неприятных вещей и т. д. Но вы контролировали себя и не делали этого, ваша же мысль, ваш ум продолжали действовать, и вот, уснув, вы вдруг видите ужасный сон. Кто-то приближается к вам с палкой и вы начинаете бить друг друга, между вами разгорается настоящая драка. А когда вы просыпаетесь, вы не знаете, вы не понимаете, что же произошло, и вы говорите себе: «Какой же неприятный сон я видел!» Но в действительности к вам вернулась ваша же собственная мысль, вот так. Так что будьте начеку, когда вам снится, что кто-то недобр с вами подобным образом! Прежде всего вы должны спросить себя: «Не было ли у меня недобрых мыслей против него?».

* * *

Воспроизведение ночной активности мозга иногда искажается до такой степени, что события воспринимаются как противоположные тому, чем они являются на самом деле.

Например, когда у вас есть дурная мысль против кого-то и когда эта дурная мысль, предоставленная сама себе, обретает полную силу ночью, вам снится, что этот кто-то бьет вас, делает вам что-то плохое или даже ранит вас и пытается убить.

Более того, мы должны проявлять немалые интеллектуальные предосторожности, прежде чем толковать сон, и, главное, мы должны исчерпать все субъективные объяснения, прежде чем придать ему ценность объективной реальности.

Тем не менее, особенно у тех, кто отказался от привычки всегда направлять свои мысли к самому себе, часто бывают случаи, когда они видят во сне события, происходящие вне их, события, которые не являются отражением их личных ментальных конструкций. И если мы научимся переводить на язык интеллекта те более или менее неадекватные образы, в которых мозг воспроизводит эти события, мы можем узнать много вещей, которые наши слишком ограниченные физические способности не позволяют нам воспринимать.

Мать.

Провидческие сны.

Существуют провидческие сны самых разных видов. Есть провидческие сны, которые исполняются немедленно – то есть, вы видите ночью во сне то, что произойдет на следующий день, и есть провидческие сны, которые исполняются через какой-то промежуток времени. И в соответствии со временем, когда они сбываются, эти сны происходят на разных планах сознания.

Чем выше мы поднимаемся к абсолютной определенности, тем больше дистанция во времени, поскольку эти видения принадлежат к области, находящейся очень близко к Источнику, и эта дистанция между самим откровением и его осуществлением может быть очень большой. Но откровение достоверно, потому что оно очень близко к источнику. Есть место – когда отождествляешься с Всевышним, – где знаешь абсолютно все, в прошлом, настоящем, будущем и везде. Но обычно люди, которые идут туда, забывают все, что видели, когда возвращаются. Чтобы помнить, необходима исключительно строгая дисциплина. И это единственное место, где невозможно сделать ошибку…

Когда события уже подготовлены в тонком физическом и вы их увидели во сне, возможно ли что-то изменить или уже слишком поздно?

Я знаю очень интересный пример. Было время, когда в газете «Ле Матин» – это было очень давно, вы, вероятно, были еще совсем юными – каждый день в ней была маленькая картинка мальчугана, указывающего на что-то, – изображение мальчика-слуги, одетого подобающим образом и всегда указывающего на что-либо: на какую-нибудь дату или что-то еще – маленькая картинка. Так вот, джентльмен, о котором мы говорим, путешествовал, и он остановился в большом отеле, я не помню, в каком городе, и однажды ночью или рано утром, очень рано, он увидел сон. Он увидел, как этот мальчик-слуга указывает на его похоронную карету – вы знаете, в таких в Европе отвозят людей на кладбище – и приглашает его войти в нее! Он видел это и затем утром, когда он был готов и вышел из своей комнаты, располагавшейся на верхнем этаже, на лестничную площадку, тот же самый мальчик, одетый точно так же, указывал ему на лифт, предлагая спуститься на нем. Увидев это, он испытал шок. Он отказался и сказал: «Нет, спасибо». Лифт упал и разбился, и все люди в нем погибли.

Он сказал мне, что после этого поверил в сны.

Это было видение. Он видел мальчика, но вместо лифта мальчик указывал ему на его катафалк. Так что когда он увидел тот же жест, того же мальчика – как на картинке, понимаете – он сказал: «Нет, спасибо, я спущусь пешком», и лифт – это был один из гидравлических лифтов – сломался и упал. Он упал прямо с верхнего этажа. Он разбился вдребезги.

Мое объяснение таково: некая сущность предупредила его. Образ мальчика-слуги, похоже, указывает, что нечто разумное, некое сознание вмешалось в дело; не похоже, чтобы это было его собственное подсознание. Или же, возможно, его подсознание было сознательным и увидело в тонком физическом, что это должно произойти. Но почему его подсознание выдало ему такой образ? Я не знаю. Возможно, нечто в подсознании знало, поскольку это уже произошло в тонком физическом. Несчастный случай уже существовал в тонком плане, прежде чем совершиться на физическом – таков закон несчастных случаев.

Мать.

Сомнамбулизм.

Иногда, когда выходишь из тела, тело следует за частью существа, которая вышла.

Вы говорите о сомнамбулизме? Но это совершенно другая вещь. Это значит, что та часть существа, которая вышла из тела (будь то часть ума или часть витального), настолько привязана к телу или, скорее, тело настолько привязано к этой части, что, когда эта часть решает сделать что-то, тело следует за ней автоматически. В своем внутреннем существе вы решаете сделать определенную вещь, и ваше тело настолько тесно связано с вашим внутренним существом, что, даже не думая об этом, даже не желая поступать таким образом, без всякого усилия следует за ней и делает ту же самую вещь. Заметьте, что в этом случае физическое тело обладает такими способностями, которых оно бы не имело в обычном состоянии бодрствования. Например, хорошо известно, что человек в таком состоянии может проходить в опасных местах, там, где ему было бы трудно пройти в состоянии бодрствования. Тело следует за сознанием внутреннего существа, в то время как его собственное сознание спит – ведь тело обладает собственным сознанием. Все части существа, включая самые материальные, обладают независимым сознанием. Вот почему, когда вы ложитесь спать будучи смертельно уставшими, когда ваше физическое тело нуждается в абсолютном отдыхе, ваше физическое сознание спит, в то время как сознание вашего тонкого физического тела или вашего витального или вашего ума не спит и продолжает свою деятельность; но ваше физическое сознание отделено от тела, оно спит, находясь в состоянии бессознательности, и тогда часть, которая не спит, которая остается активной, использует тело напрямую, без посредничества физического сознания и заставляет его совершать действия непосредственно. Вот откуда берутся проявления сомнамбулизма. Согласно моему опыту, бодрствующее сознание отправляется спать, по той или иной причине (обычно из-за утомления), но внутреннее существо продолжает бодрствовать и тело настолько связано с ним, что оно следует за ним автоматически. Вот почему вы делаете фантастические вещи – потому что не видите их физически, вы видите их иным способом.

* * *

Как можно излечиться от сомнамбулизма?

Очень просто, наложив на тело перед сном определенную волю. Человек становится сомнамбулой, потому что его ум недостаточно развит, чтобы разорвать внутренние связи. Ведь ум всегда отделяет внешнее существо от более глубокого сознания. Маленькие дети очень связаны в этом отношении. Я знала детей, которые были вполне искренни, но не могли различить, происходит ли что-то у них в воображении или в реальности. Для них внутренняя жизнь была столь же реальна, как и жизнь внешняя. Они не рассказывали историй, они не были лжецами; просто внутренняя жизнь была столь же реальна, как внешняя. Есть дети, которые ночь за ночью отправляются в одно и то же место, чтобы продолжить сон, который они начали, – они настоящие эксперты в искусстве выхода из тела.

Хорошо ли во сне покидать тело и отправляться на прогулку? Можно ли вернуться обратно в тело в любой момент, когда захочешь?

Это опасно, если вы спите в окружении людей, которые могут войти и потревожить вас, полагая, что с вами что-то случилось. Но если вы одни и спите тихо, опасности нет.

Можно вернуться в тело в любое время, и обычно гораздо сложнее оставаться вне тела, чем вернуться в него, – как только что-то самое незначительное происходит, вы сразу бросаетесь обратно в тело.

Если кто-то выходит из тела, оставляя его лежать на постели, может ли кто-то другой войти в тело?

Это может произойти, но это очень редкое явление, одно на сто тысяч случаев.

«Кто-то» не может войти в тело – человек не может войти в тело другого, если он не обладает совершенно исключительным и уникальным оккультным знанием, но в таком случае он не будет этого делать.

Но если человеческое существо и не будет делать этого, иногда бывают существа витального мира, которые не имеют тела и хотят заполучить его ради забавы такого опыта, и, когда они видят, что кто-то вышел из тела (но он должен выйти очень материально) и недостаточно защищен, они могут вторгнуться в тело, чтобы занять его место. Но это настолько редкий случай, что, если бы вы не спросили, я бы не стала рассказывать об этом. И все же это не является невозможным.

Люди, которым снятся кошмары такого рода, должны всегда защищать себя, прежде чем выходить из тела, – это можно сделать множеством способов. Простейший путь, который не требует специального знания, – воззвать к Гуру или, если вы знаете кого-то, кто обладает знанием, призвать его в мысли или духе; или же защититься, окружив себя своего рода стеной защиты (можно сделать много чего, правда?); этим можно предотвратить вторжение подобных существ.

Если у вас есть склонность к экстериоризации и если вы практикуете йогу, вас всегда просят защитить свой сон: каким-либо созерцанием, ментальным движением, любым движением – есть много способов защиты. Но я думаю, для вас нет такой опасности; может быть, не для всех, но все же нужно быть ужасно тщеславным, ужасно неискренним, чтобы с вами случилось такое; нужно быть в контакте с поистине порочными сущностями, потому что существо, которое живет в подчинении порядку и истине, никогда не вторгнется в тело другого, это акт нарушения порядка, и так не делается.

* * *

Иногда я говорю во сне. Это признак того, что ум теряет свой контроль, так ведь? Что же мне делать, чтобы избежать этого?

Обычно, когда тело ночью спит, ум выходит из него, потому что ему трудно оставаться в покое длительное время; и поэтому большинство людей не говорят во сне.

Но твой ум, похоже, остается в теле, так что ты должен попросить его оставаться совершенно тихим и безмолвным, чтобы твое тело могло как следует отдохнуть. Небольшая концентрация на этом перед тем, как уснуть, обязательно будет эффективной.

Мать.

Давайте культивировать наши ночи.

Некультивируемые земли зарастают сорняками. Мы не хотим, чтобы в нас были какие-то сорняки, поэтому давайте культивировать обширное поле наших ночей.

Вы не должны думать, что это может хоть в какой-то мере грозить глубине вашего сна и эффективности отдыха, который не только необходим, но и благотворен. Наоборот, есть много людей, чьи ночи более утомительны, чем их дни, по причинам, которые часто ускользают от них; они должны научиться осознавать эти причины, чтобы их воля могла начать воздействовать на них и устранять их эффекты, то есть положить конец этой активности, которая в таких случаях почти всегда бесполезна и даже вредна.

Если наша ночь позволила нам обрести новое знание – решить какую-то проблему, установить контакт нашего внутреннего существа с неким центром жизни или света или даже выполнить какую-то полезную задачу – мы всегда проснемся с ощущением силы и благополучия. Часы, которые потрачены впустую, когда мы не делали ничего хорошего или полезного, являются наиболее утомительными.

Мать.

Глоссарий.

Брахмалока – мир Брахмана.

Брахман – единая изначальная Реальность; всепревосходящий непознаваемый Абсолют, выступающий в трансцендентном, универсальном и индивидуальном аспектах как Всевышний Господь; Супракосмическое Бытие, несущее в себе космос; Космическое «Я», поддерживающее все сущее; «я» каждого существа; является объектом любого познания; имеет пассивный и активный аспекты, выступая как безличное и бескачественное Божественное и как Божественное, обладающее личностью и качествами.

Витальное существо (витальное) – жизненная сила, проявляющаяся в человеке в виде существа желаний, эмоций, чувств, побуждений, амбиций и т. д.

Мантра – священный слог, имя или мистическое изречение; ритмическое выражение, вдохновленное интуитивным прозрением; стихи Вед; стихи, наполненные силой, имеющей не обычный, а божественный источник вдохновения.

Ментальное существо (ментальное) – часть человеческого существа, связанная с умом и его познавательной деятельностью, мышлением, идеями и представлениями, восприятием и реакциями, движениями и формациями, видением и волей и образующая ментальное существо человека.

Садхак – осуществляющий духовную практику.

Садхана – духовная практика.

Сатчитананда (Бытие-Сознание-Блаженство) – тройственный принцип Божественного Существования.

Свапна – состояние сна; сознание, соответствующее более тонкому плану жизни и плану разума за пределами физического мира.

Сушупти – глубокий сон; состояние Сна, сознание, соответствующее супраментальному плану, присущему гнозису, который находится за пределами нашего опыта, поскольку наше причинное тело или оболочка гнозиса еще не развита в нас, ее функции не активны, и поэтому мы находимся в связи с этим планом в состоянии сна без сновидений.

Тамас – неведение и инертность; сила несознания, проявляющаяся в неспособности и бездействии.

Тонкое физическое – уровень бытия, ближайший к физическому, обладающий значительно более пластичным, тонким, богатым и свободным сознанием по сравнению с внешним, поверхностным физическим. Этот план в гораздо большей степени открыт Истине и находится в непосредственном контакте с универсальными силами.

Физическое существо (физическое) – физический ум и физическое витальное, а также собственно сознание тела.

Ссылки.

3 SABCL Vol. 29, pp. 478, 479.

5a SABCL Vol. 24, p. 1476.

5b SABCL Vol. 24, p. 1477.

5c SABCL Vol. 24. p. 1477.

6a SABCL Vol.24, p. 1479.

6b MCW Vol. 2, p. 30.

7a MCW Vol. 12, p. 160.

7b MCW Vol. 12, p. 160.

8 MCW Vol. 12, p. 52.

9 MCW Vol. 4, pp. 352-53.

10 MCW Vol. 15, pp. 400-401.

13 SABCL Vol. 24, pp. 1023-25.

17 SABCL Vol. 24, p. 1484.

19 SABCL Vol. 24, p. 1501.

20a MCW Vol. 16, p. 232.

20b MCW Vol. 2, p. 30.

21 MCW Vol. 2, pp. 30-31.

23a MCW Vol. 2, p. 31.

23b MCW Vol. 6, p. 74.

24 MCW Vol. 2, pp. 31-32.

26 MCW Vol. 2, p. 32.

27 MCW Vol. 5, pp. 37-40.

34 MCW Vol. 4, p. 62.

35 MCW Vol. 16, p. 408.

36 MCW Vol. 15, p. 353.

37 MCW Vol. 5, p. 27.

38 MCW Vol. 5, p. 27.

39 MCW Vol. 8, pp. 117-19.

43 MCW Vol. 2, pp. 32-33.

44 MCW Vol. 2, pp. 33–34.

45 MCW Vol. 15, pp. 329-30.

46 MCW Vol. 2, pp. 34-35.

48 MCW Vol. 10, pp. 125-26.

49 MCW Vol. 10, pp. 130-31.

51 MCW Vol. 4, pp. 126-27.

53 MCW Vol. 4, pp. 128-29.

56 MCW Vol. 16, p. 400.

57 MCW Vol. 2, p. 35.

Сокращения:

SABCL – Sri Aurobindo Birth Centenary Library.

CWM – Collected Works of the Mother.

Об авторах.

Сон и сновидения. Из работ Шри Ауробиндо и Матери

Шри Ауробиндо – выдающийся мыслитель, общественный деятель, поэт, йогин – родился в Калькутте 15 августа 1872 г. С семилетнего возраста обучался в Англии; окончил Королевский колледж в Кембридже. В возрасте 21 года он возвращается в Индию. В течение последующих 13 лет занимает различные посты в администрации г. Бароды, преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 г. переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. Кроме того, в эти годы он включается в активную политическую борьбу за независимость Индии и погружается в изучение ее культурного и духовного наследия. В 1904 г. он решает ступить на путь йоги, стремясь использовать духовную силу для освобождения своей родины.

В 1908 г. Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации покушения на одного из чиновников британского колониального правительства и оказался в тюрьме с обвинением, грозившим ему смертной казнью, однако по окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан и освобожден.

В 1910 г., повинуясь внутреннему голосу, он оставляет «внешнюю» революционную работу и удаляется в Пондичерри, французскую колонию на юге Индии, чтобы продолжать интенсивные занятия йогой. На собственном опыте реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле жизни божественной. Достижению этой цели он посвятил оставшиеся сорок лет жизни.

Шри Ауробиндо оставил физическое тело 5 декабря 1950 г. Его литературное наследие насчитывает 35 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма «Савитри», которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

Сон и сновидения. Из работ Шри Ауробиндо и Матери

Мать (Мирра Альфасса) родилась в Париже 21 февраля 1878 г. Ее отец был банкиром, выходцем из Турции, а мать принадлежала к египетской королевской семье. Начальное образование Мирра получила дома; она прекрасно рисовала, играла на фортепиано и делала успехи на литературном поприще.

Уже в детстве Мирра получила ряд духовных опытов, которые, как она позднее говорила, заставили ее «осознать возможность соединения человека с Всевышним и всесторонней реализации Его в жизни божественной».

В 1906–1907 гг. Мирра дважды посетила Алжир, где изучала оккультизм. Постепенно вокруг нее сформировалась группа духовных искателей. В 1914 г. Мирра отправляется в Пондичерри (Индия), где встречает Шри Ауробиндо, узнав в нем того, кто многие годы направлял ее внутреннее развитие. Она пробыла рядом с ним около года и затем вернулась в Париж. В 1920 г. она приехала в Пондичерри насовсем.

Постепенно вокруг Шри Ауробиндо и Мирры собралась небольшая группа учеников, которая со временем превратилась в Ашрам Шри Ауробиндо. Почти полвека Мирра, которую теперь называют Матерью, руководила Ашрамом, и за это время он вырос в огромную общину, насчитывавшую около 2000 членов. В 1951 г. Мать создала школу, которая затем превратилась в Международный образовательный центр. В 1968 г. она основала Ауровиль, международный город, расположенный недалеко от Пондичерри и насчитывающий сегодня около 1700 жителей – представителей всех народов земли, стремящихся воплотить мечту Шри Ауробиндо о едином человечестве.

Но прежде всего Мать была первопроходцем в области духовного опыта и оккультной практики; ей удалось освоить такие уровни сознания, о существовании которых люди не догадывались раньше. Ее литературное наследие насчитывает 17 томов и представляет собой своего рода мост, перекинутый от глобального видения и учения Шри Ауробиндо к проблемам обыденной жизни, озаренной духовным Светом.

Мать оставила физическое тело 17 ноября 1973 г.