Суперпамять.

Разминайте мышцы памяти.

Меня всегда удивляло, как можно выполнять физическую работу, совершенно не думая о том, что вы делаете? Как это возможно: чистить зубы, писать электронное письмо или расчесывать зудящее место бессознательно, не отдавая частям тела команды двигаться тем или иным образом?

Обычные бессознательные движения – это результат многократных повторений и мышечной памяти. Иными словами, мышечная память – это способность человеческого тела обучаться и запоминать определенные движения после нескольких повторений.

Но все начинается с сознательных и намеренных действий. Человек учится ходить, ползать, кататься на велосипеде и играть на скрипке благодаря мышечной памяти. Любое обучение начинается с выполнения осторожных, тщательно спланированных действий. Начиная с первого вдоха каждая часть нашего тела постоянно обучается, тренируется и сохраняет полученные навыки.

«Память», которая составляет часть понятия «мышечная память», не хранится в мышцах, как можно предположить, исходя из ее названия; она сохраняется в одном из отделов головного мозга. Ваш мозг постоянно обращается к этому и другим отделам, и обмен информацией происходит с огромной скоростью.

Это похоже на то, как работает кэш в процессоре компьютера. Он хранит данные о командах, которые вы используете чаще всего. Эти данные хранятся в самой доступной части центрального процессора. Чем чаще вы практикуете, повторяете что-то (повторенье – мать ученья!), тем лучше развивается ваша имплицитная память, и таким образом, мозг может очень быстро отдавать команды мышцам.

«Хранилища» мышечной памяти – мозжечок и базальные ганглии. Эти отделы мозга связаны и обеспечивают координацию движений. Мозжечок также отвечает за движения и когнитивное обучение (например, изучение языков). Базальные ганглии расположены почти в самом центре мозга и являются частью системы, которая формирует наши привычки. Эти части мозга работают совместно и вырабатывают бессознательные команды, которые и составляют мышечную память.

Можно наблюдать немало примеров, как тренировка и развитие мышечной памяти приносят прекрасные плоды. Самый очевидный пример – мастерство игры на музыкальном инструменте. Овладение фортепиано, скрипкой, виолончелью, трубой или банджо невозможно без долгих последовательных тренировок мышечной памяти.

Великие музыканты Ицхак Перлман, Йо-Йо Ма и Уинтон Марсалис столь искусны в своем деле благодаря десятилетиям повторяемых упражнений, которые развили их подсознание и создали огромное количество инструкций для управления телом.

Чем дольше вы играете на инструменте, тем больше развиваются ваши тело и разум, тем проворнее ваши пальцы и тем быстрее вы читаете с листа. Ни один знаменитый музыкант не играл безукоризненно с рождения. Они, несомненно, одарены исключительной способностью быстро овладеть мастерством игры на инструменте. И все равно, они должны были начинать с азов и изучать музыкальный инструмент постепенно.

Повторяющиеся движения их пальцев, ударяющих по клавишам из слоновой кости или касающихся струн, способствовали их собственному развитию. Они больше не думают, где находится фа-диез или ре; пальцы автоматически отвечают на бесконечные команды, зашифрованные нотами на листе бумаги.

Когда вы учитесь печатать на клавиатуре компьютера, то должны сознательно думать о расположении каждой буквы в стандартной раскладке. Но после того, как вы достигнете профессионализма в этой области, ваша мышечная память будет быстро отдавать команды и больше не потребуется сознательных усилий. Вы почти что забудете, где располагаются отдельные буквы. (У подростков все по-другому. После того, как они начинают профессионально печатать и отправлять СМС, они забывают, где их родители!).

Исследование, проведенное по инициативе журнала Journal of Applied Behavior Analysis, было посвящено сравнению активного и пассивного обучения дошкольников. Результаты никого не удивили. В одной группе дошкольников просили повторять основные балетные позиции за инструктором. Ребят в другой группе инструктор «принудительно» ставил в эти же позиции.

Через некоторое время дети из первой группы быстрее и точнее воспроизводили движения, чем дети, которые обучались пассивным способом. Первая группа выучила позиции быстрее, потому что от них требовалось осмысливать показанное инструктором и они сами управляли своим телом. Вторая группа – это пассивные наблюдатели, и их сознание не работало.

Последовательное, активное обучение на раннем этапе, как в первой группе, исключительно важно для развития долговременных навыков. В конечном счете такое «кропотливое» обучение приводит к развитию мышечной памяти. Поэтому так важно с самого начала обучать любому навыку должным образом. И поскольку навык становится частью мышечной памяти, довольно трудно потом «разучиться». (Вот поэтому я всегда говорю: «Если вы что-то знаете – это навсегда»!) И если вы что-то с первого раза плохо выучили, то это так и останется вашим слабым местом. (У меня так получилось с горными лыжами. Когда я впервые съехала с горы, то выглядела, как фигурка из настольного футбола. Я и по сей день так выгляжу!).

Когда вы начинаете изучать азы чечетки, или учитесь бросать бейсбольный мяч, или играть в баскетбол – сначала всегда трудно, и вам требуется прикладывать много сознательных усилий. Однако время и постоянные повторения приводят к тому, что вы одной левой направляете мяч в корзину, совершенно не думая об этом. Временной шаг?[17] Пожалуйста. Бросок? Да сколько угодно…

Но какое отношение это все имеет к автобиографической памяти? Мышечная память имеет к ней прямое отношение, потому что является частью истории вашей личной жизни. Это часть вашего жизненного опыта – танцевальные па или умение ездить на велосипеде. И именно эта часть делает вас тем, кем вы являетесь. Способность вызывать из прошлого мышечную память позволит вам превосходно выполнять упражнения годы спустя после того, как вы впервые научились их делать. Даже попав в дом престарелых, вы не разучитесь кататься на роликах или играть в бридж!

Кроме того, представляется, что мастерство, которое живет внутри нашего тела, хранится в виде воспоминаний в самой ткани мышечных волокон. Вам достаточно только начать движение, и тело само подхватывает его в правильном направлении; память возникает словно ниоткуда.

Или вот вы непроизвольно принимаете позу, которая напоминает о каком-то знакомом человеке. Тут же возникают воспоминания об этом человеке, и они словно наполняют ваш мозг. (Не знаю, как вы, а я, после какой-нибудь весьма сексуальной ночи, храню память о ней в каждой клеточке своего тела на протяжении дней и даже лет!).

Способность вызывать из прошлого мышечную память позволит вам превосходно выполнять упражнения годы спустя после того, как вы впервые научились их делать.

Наше тело хранит огромное количество воспоминаний. Мне рассказывали врачи-физиотерапевты, что встречаются люди, которые испытывали колоссальный эмоциональный подъем на сеансах массажа или прогревания! Это все примеры того, как действует мышечная память; и все они имеют прямое отношение к автобиографической памяти!

Хорошо развитая автобиографическая память, подобно любому другому мастерству, может быть натренирована, как и мышечная память. Чем больше усилий вы прилагаете для того, чтобы не забывать свое прошлое, тем более это становится вашей второй натурой. Когда вы записываете свой жизненный опыт, то само это действие перестает быть сознательным и переходит на уровень привычки.

Изучение чего бы то ни было начинается с элементарных шагов, подобных первым шагам ребенка. И использование памяти тоже. Развитие автобиографической памяти вначале требует сознательных, последовательных, тщательно спланированных усилий, точно так же, как тренировка мышечной памяти. Так вы получаете результат гораздо быстрее и легче. Автобиографическая память становится второй натурой. Когда бы вы ни изучали что-либо новое, на первый взгляд задача всегда кажется сверхсложной. Однако оглянитесь назад и посмотрите, чего вы достигли. Тогда любая учеба покажется вам легкой. Все зависит от угла зрения!