Суперпамять.

Отметьте воспоминания специальными метками.

Ваша цель – заполнить пропуски в грандиозной хронологии своей жизни. Для того чтобы легко хранить в памяти события и даты, их нужно разбить на несколько категорий или пометить так: главный Путь, билеты, квитанции, карьера, школа, сувениры, друзья, Интернет.

Память можно стимулировать разными способами. Я называю этот способ «специальные метки», потому что это – словно ключевые слова для поиска в Интернете. Они могут быть разными, но вырастают из одного корня. Например, справочник Гокера по деликатесам можно найти, задав такие слова: «Нью-Йорк», «тенденции кулинарии», «уличные торговцы» и так далее. По этим меткам Гугл представит вам нужные данные.

Каждый день можно пометить таким образом. Вы получите бесконечный список характеристик для того, чтобы вспомнить то или иное событие. Можно ставить «пищевые» метки, можно отмечать, где вы работали, во что были одеты, где жили; можно использовать события, чтобы «отметить» день, можно использовать персональные данные – возраст свой и своих детей, рейтинг любимой бейсбольной команды, длину своих волос. Способ, которым мы распознаем каждый прожитый день, показывает, как наша память маркирует этот день.

Помните, что мозг собирает и хранит информацию, используя метки, которые помогают потом найти эту информацию, даже без участия вашего сознания. Метки обычно связаны с тем или иным путем. Я знаю, что это звучит невероятно запутанно, но так оно и есть! Память и мозг устроены очень сложно; большинство механизмов еще не изучены. Но пусть это вас не пугает – получайте удовольствие от путешествия по лабиринтам памяти.

Помните, что мозг кодирует информацию и хранит ее на своем жестком диске в тесной связи с уже имеющимися данными. Поэтому ключ к воспоминаниям – другие воспоминания с теми же метками.

Например, вы пытаетесь вспомнить слово на английском языке. Вы можете вспомнить, как это слово звучит на латыни, по-французски или по-итальянски. Но вы не будете искать его в китайском языке. Почему? Потому что английский, французский и итальянский выросли из одного корня – латыни, а китайский – нет.

Мозг собирает и хранит информацию, используя метки, которые помогают потом найти эту информацию даже без участия сознания.

То же самое с воспоминаниями: найдите корень, и он будет проводником по всем связанным с ним воспоминаниям. Общей меткой может быть год, время года (когда произошло событие), люди, возраст ваших детей или родителей, эмоциональная окраска события, время суток, хотя бы просто имя или название. Даже если вы не помните детали, вы, вероятно, помните смутное ощущение. Вот оно-то и есть код, метка, которые использует мозг для хранения информации. Используйте метку, чтобы определить группу воспоминаний, связанных с тем, которое вы хотите вспомнить. А в группе его уже несложно найти.

Упражнение № 15.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОК.

Вот забавный способ показать, как полезны метки для воспоминаний. Разделите лист бумаги на четыре колонки. Озаглавьте их:

1. Жаркая погода.

2. Холодная погода.

3. Ливень.

4. Метель.

Теперь подумайте, как много дней, связанных с определенной погодой, вы можете вспомнить за десять минут.

Работайте быстро и не превышайте лимит времени.

На примере опять-таки моего любимого ученика Лорина посмотрим результат.

1. Жаркая погода.

А) День на пляже с командой «Пухта» в августе 1977 года.

Б) Игра в бейсбол в школе с Чаком Холлом и Стиви Хагером в 1966 году.

В) Поездка в вагоне второго класса по Вьетнаму в июне 2008 года.

Г) День в U.S. Open, Нью-Йорк, сентябрь 2008 года.

Д) Невыносимые комары в отеле «Нипперсинк Резорт», июнь 1976 года.

2. Холодная погода.

А) Получение документов в центре Чикаго, январь 1973 года.

Б) Катание на коньках в парке Хаас, декабрь 1969 года.

В) Катание на санках в парке Линкольна и потом горячий шоколад, январь 1971 года.

Г) Встал на горные лыжи в Сноумассе, декабрь 1992 года.

Д) Прогулка в парусиновых туфлях по Сеговии, Испания, 2010 год.

3. Ливень.

А) Гроза в Вашингтоне, на Эспланаде, в августе 2009 года.

Б) Необычный оранжевый дождь на заднем дворе дома в Чикаго, 1967 год.

В) Муссон в Пномпене, Камбожда, июнь 2008 года.

4. Метель.

А) Буря, похожая на декорацию для фламенко, Нью-Йорк, январь 2011 года.

Б) Апрельская метель в Чикаго в 1975 году.

В) Метель в Вашингтоне в январе 1996 года.

Г) Снежная буря в феврале 1967 года в Чикаго.

Надеюсь, что, пока вы будете записывать, в вашей памяти всплывут картины, которые вы не вспоминали долгое время, и вы сможете добавить даты и события в вашу хронологию.

Используя погоду в качестве основы, вы вспомните много случаев, произошедших в разное время, потому что они связаны с чем-то особенным. Можно использовать любые метки, не обязательно погоду.

Поищите специальные метки в своих воспоминаниях и вставьте их в хронологию.

Если вы воспользовались всеми инструментами, которые мы обсуждали, то у вас уже есть довольно подробная хронология.

Теперь мы должны подумать: что делать дальше?