Тайцзицюань.

Предисловие Чжу.

Тайцзицюань

Тайцзицюань – это один из видов кулачного искусства внутренней семьи, наиболее лёгкий и наиболее развивающий вид физкультуры. Его польза – велика, достоинств – множество, прочим видам кулачного искусства на такое и надеяться не стоит. Хоть в нашей стране видов кулачного искусства и много, но на высшее место надо поставить тайцзицюань. Основная задача этого кулачного искусства – закалить телесно и духовно, взбодрить дух. Раз школы и направления имеются разные,то названиями и пользой они различаются. В так называемых кулачных искусствах внешней семьи основным достоинством почитают отличия от других, пугающую страшность, То есть такая основная задача, как развитие физической культурой, там утеряна.

Оно воистину может развить и физически и духовно, уделяет внимание и учёбе и воспитанию, ну а если нужно что-то, чем бы могли заниматься и старые и немощные, то никаких пороков и недостатков нет лишь у тайцзицюань.

Если говорить о вскармливании жизненности, то оно может оживить мышцы и сухожилия, развить тело и дух, урегулировать кровь и ци, воспитать характер, так что когда говорят, что оно изгоняет болезни и продляет годы жизни, то это не пустые слова.

Если говорить о наработке и применении, то можно покоем контролировать движение, мягким покорять жёсткое, лёгким отбрасывать тяжёлое, продольным разбивать противное. Формы уравновешенные, движения сглаженные, словно занимаешься в своё удовольствие.

К тому же отсутствует ранящая мышцы сила, которую разок продемонстрировал – и обессилел, интерес к занятиям остаётся. И стар и млад – всем хорошо, даже больной может тренироваться. Вот почему мы, пропагандируя гошу1, первым делом пропагандируем тайцзицюань.

Основной курс нашей пропаганды гошу – это научное изложение гошу, и тайцзицюань – это уже научно изложенное гошу. О чём идёт речь? Научно изложенное гошу согласуется с физикой и психологией, знает толк в физиологии и гигиене. Ну а в движениях тайцзицюань – бесчисленное количество кругов, а центр круга – это место, где находится центр тяжести, или где можно размещать пятки. У врага сила хоть и предельно упряма, но можно использовать метод «встречно приходит – вдоль принимается». Когда сила противника выбрасывается – его центр тяжести уже пошатнулся, таким образом ты всё контролируешь, можешь поднять тяжёлое словно лёгкое, мягким покорить жёсткое. Всё это следует из физики.

Если говорить о психологии, то в тайцзицюань не поощряют использование силы и использование ци, а поощряют использование намерения-и. Причина этого в том, что использующий силу – неуклюж, использующий ци - застоен, а использующий намерение может опустить ци в даньтянь без застоя в грудной клетке. Сила скапливается внутри и не истекает наружу. Без глубоких познаний в психологии этого не уразуметь.

Если говорить о физиологии и гигиене,то основная гигиеническая ценность непрерывных движений – в том, что доброе здравие доходит до своих границ, не переходя их и не превращаясь во зло. Наше тело может уравновешенно развиваться, это физиологический процесс. Слишком бурные непрерывные движения наносят вред оздоровлению, потому если непрерывность слишком преувеличена – это не согласуется с естественным развитием физиологических процессов.

Тайцзицюань – это лёгкая и мягкая ловкость, двинулось одно – двинулось и всё тело, нет никаких перекосов, нет перехода за границы разумного. Вот почему оно наиболее согласуется с физиологическими процессами и соответствует требованиям гигиены.

Господа У Тунань и Сюй Чжии являются высокими учениками господина У Цзяньцюаня. Когда я из Юэ2 прибыл в Ху3, то познакомился с господином Сюй Чжии, а во время проходивших в столице4 Испытаниях по гошу5 ещё завязал знакомство и с господином У Тунанем. У господина Сюя уже вышла в свет книга «Элементарные сведения о тайцзицюань»6, в которой сложнейшие вещи изложены понятным языком, разъяснения предельно исчерпывающие. Ну а теперь и господин У написал книгу «Научно изложенное гошу тайцзицюань», которая вот-вот будет опубликована, и добился, чтобы я написал к ней предисловие. Я же, пробежав её глазами, обнаружил, что она немало объясняет касательно связи между тайцзицюань и гошу. Положит ли это начало научному изложению отечественного гошу? Вклад господина У в прогресс отечественного гошу невозможно преуменьшить! Так возрадуемся же этому. Я пропагандирую курс на научное изложение гошу, и этим предисловием радуюсь тому, что мои взгляды разделяют.

На 18-й год Китайской республики в 15-й день 2-го месяца Чжу Миньи7 предисловие написал в Китайско-французском государственном специализированном индустриальном училище в Шанхае.

1 «Национальные искусства»; как в Китае после буржуазной революции 1911 тогда стали называть то, что сейчас именуют термином «ушу» («боевые искусства») – прим. перев.

2Историческое название провинции Гуандун – прим. перев.

3Историческое название территории, на которой находится Шанхай – прим. перев.

4В то время столицей Китая был Нанкин – прим. перев.

 5Судя по всему, речь идёт о Первых всекитайских государственных испытаниях по гошу, прошедших в Нанкине в 1928 году – прим. перев.

 6Была опубликована в 1927 году – прим. перев.

 7Видный китайский политический деятель из числа функционеров партии Гоминьдан, основатель Всекитайской ассоциации гошу, получил высшее образование в области биологии во Франции; в 1932 – 35 годах был секретарём в правительстве Ван Цзинвэя, когда в годы Второй мировой войны Ван Цзинвэй возглавил созданное японцами на оккупированной территории Китая марионеточное правительство, то Чжу Миньи служил у него послом в Японии – прим. перев.