Типичные ошибки начинающих водителей.

Ошибки, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом автомобиля.

Каждому автомобилю время от времени необходимо делать техническое обслуживание. Почему? Потому что современный автомобиль представляет собой сложное техническое устройство, которое, помимо прочего, включает в себя множество расходных деталей и материалов. Их периодически следует менять — иначе соответствующие агрегаты не будут работать должным образом либо вообще выйдут из строя. Наиболее характерные примеры расходных деталей и материалов: моторное масло, фильтры (масляный, топливный и воздушный), тормозные колодки, шины и др.

Кроме этого, техническое обслуживание необходимо для своевременного обнаружения и устранения неисправностей.

Виды технического обслуживания.

Принципиальная разница между техобслуживанием и ремонтом автомобиля заключается в том, что техобслуживание — это профилактическая мера, а ремонт производится только при необходимости, когда четко обнаружилась поломка либо неисправность, при которой невозможна дальнейшая эксплуатация машины.

Техобслуживание подразумевает выполнение следующих видов работ: смазочные, регулировочные, контрольно-диагностические, крепежные, заправочные, электротехнические.

Кроме этого, при выполнении техобслуживания машины иногда производятся и другие работы — многое зависит от марки конкретного автомобиля, его года выпуска, состояния и иных нюансов. Причем необязательно, чтобы в процессе техобслуживания производились сразу все приведенные выше виды работ, следует просто руководствоваться характеристиками автомобиля и решить, есть ли смысл делать ту или иную работу в данный момент.

В зависимости от периодичности выполнения работ, их количества, сложности и трудоемкости выделяют четыре вида техобслуживания транспортных средств: ежедневное (ТО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО).

Ежедневное обслуживание требуется, для того чтобы поддерживать машину в надлежащем виде, контролировать наличие топлива, масла и иных расходных материалов, а также обеспечивать безопасность движения на данном автомобиле. Перед каждым выездом водитель обязан проверить:

► укомплектованность транспортного средства;

► состояние его кузова;

► состояние и наличие зеркал заднего вида;

► наличие и читаемость номеров;

► работоспособность замков дверей, капота и багажника;

► исправность электрооборудования (стеклоочистителей, световых приборов, сигнализации);

► герметичность систем питания, смазки и охлаждения и достаточное наличие в них соответствующих жидкостей;

► герметичность гидропривода тормозной системы;

► свободный ход рулевого колеса;

► исправность контрольно-измерительных приборов.

Не стоит забывать следующее: если вы попали в ДТП, например, по причине негерметичности тормозной системы или другой поломки, которую следовало обнаружить перед поездкой, — вы на законном основании будете признаны виновником аварии, следовательно, на вас будет возложена вся ответственность за случившееся.

В процессе ТО-1 и ТО-2 производятся крепежные, очистительные, смазочные, контрольно-диагностические и регулировочные работы. Их нужно делать после определенного пробега, как сказано в прилагаемой к автомобилю инструкции пользователя. На периодичность выполнения ТО-1 и ТО-2 влияют также условия эксплуатации: например, воздушный фильтр при частой езде по грязным и пыльным дорогам нужно менять чаще, нежели при езде по чистому асфальту.

Дважды в год, с целью подготовки машины к езде в холодное и в теплое время года, производится сезонное техобслуживание. Наиболее характерный пример — это замена колесной резины на зимнюю и летнюю при наступлении соответствующего сезона. В северных районах вместо летнего моторного масла заливают зимнее, иногда перед зимой автовладельцы делают антикоррозийную обработку кузова и т. д.

Как избежать ошибок при самостоятельном техобслуживании и ремонте автомобиля.

К сожалению, многие начинающие автомобилисты получают серьезные травмы (иногда даже несовместимые с жизнью) по причине того, что пренебрегают элементарными правилами техники безопасности при выполнении ремонта и технического обслуживания автомобиля.

Одной из самых несложных операций является процедура замены моторного масла. Как известно, для слива отработанного масла достаточно открутить специальную гайку в поддоне картера, подставив предварительно емкость, куда будет стекать «отработка». Так вот, помните, что сливать масло при горячем двигателе нельзя: в противном случае вы рискуете получить серьезные ожоги. Нередко температура пробки сливного отверстия кажется ниже, чем на самом деле (а масло всегда горячее пробки).

Настоятельно рекомендуется сливать моторное масло в резиновых перчатках, потому что «отработка» очень вредна для организма человека и при частом попадании на кожу может стать причиной серьезных болезней (вплоть до рака кожи).

Если вам необходимо перекачать топливо или тормозную жидкость — не делайте этого ртом (хотя данный прием и пользуется популярностью у водителей). Для перекачки жидкостей в настоящее время существуют различного рода насосы и иные подобные приспособления, которые можно найти на любом автомобильном рынке. Учтите, что при попытке откачать жидкость ртом новичок по неопытности непременно глотнет какое-то ее количество, что чревато самыми серьезными последствиями.

СОВЕТ.

Тормозную жидкость необходимо хранить только в герметичной таре: во-первых, она является сильнодействующим ядом, а во-вторых — быстро впитывает влагу из окружающего воздуха и в результате теряет свои качества, что в конечном счете отрицательно сказывается на работе тормозной системы.

Если вы выполняете какие-то механические работы с тормозной системой, старайтесь не вдыхать пыль, а еще лучше — используйте специальный респиратор или ватно-марлевую повязку. Дело в том, что появляющаяся пыль содержит асбест (он входит в состав многих тормозных колодок и накладок), который является очень вредным для человеческого организма материалом и может стать даже причиной рака легких.

Запрещается оставлять инструменты на крышке аккумуляторной батареи. При неблагоприятном стечении обстоятельств это может стать причиной взрыва или, как минимум, короткого замыкания. Если вы планируете производить работы с электрооборудованием автомобиля или его топливной системой — не забудьте предварительно отключить «массу» и обязательно снимите наручные часы, браслеты, цепочки и иные металлические предметы.

ВНИМАНИЕ.

Категорически запрещается работать под автомобилем, который поднят на домкрате: известно немало трагических случаев, когда автомобиль по каким-то причинам срывался (от сильного толчка или из-за внезапной поломки домкрата) и находящийся под автомобилем человек погибал. Это относится и к тележечным домкратам.

Если вы хотите заехать на эстакаду для осмотра или ремонта автомобиля снизу, то найдите помощника, который поможет вам это сделать (покомандует, проследит, чтобы колеса попали точно на эстакаду, ит. д.). Бывали случаи, когда неопытные водители, пытаясь в одиночку заехать на эстакаду, просто сваливались с нее вместе с автомобилем. Учтите, что у стоящего на эстакаде автомобиля должен быть затянут «ручник», включена передача, а под колеса необходимо подложить противоскатные колодки.

Соблюдайте осторожность при откручивании или закручивании болтов и гаек на приподнятом автомобиле, когда для этого требуется приложить большие усилия. Наиболее характерный пример — замена колеса: не рассчитав силу и направление усилия, вы можете непреднамеренно столкнуть автомобиль с домкрата (рис. 3.2).

Типичные ошибки начинающих водителей

Рис. 3.2. Ослаблять болты при замене колеса следует до поднятия машины на домкрат.

Если вы хотите подзарядить аккумулятор, то не включайте слишком большой ток — в противном случае возможен взрыв. Если вы заряжаете разборный аккумулятор, то перед началом снимите крышку либо ослабьте пробки банок.

Иногда при севшем аккумуляторе приходится заводить автомобиль от аккумулятора другой машины (на водительском сленге эта операция называется «прикурить»). Учтите, что при выполнении данной операции автомобили должны находиться на большом расстоянии друг от друга (а не почти вплотную, как иногда допускают водители).

Нерабочий аккумулятор не должен быть замерзшим, в нем должно быть достаточно жидкости. Оба автомобиля надо поставить на «ручник», а рычаг коробки передач необходимо установить в нейтральное положение (помните, что если машина будет стоять на передаче, то при запуске мотора она сильно дернется!). В автомобиле с автоматической коробкой переключения передач рычаг следует поставить в положение «Р».

Перед началом «прикуривания» необходимо отключить все приборы, потребляющие электроэнергию. Двигатель автомобиля, от аккумулятора которого будет запускаться двигатель другой машины, должен работать на холостых оборотах — в противном случае можно вывести из строя генератор.

ВНИМАНИЕ.

Категорически запрещается во время запуска двигателя от аккумулятора другой машины стоять рядом с зажженной сигаретой. Дело в том, что из заряжаемого аккумулятора может выделяться горючий газ, что чревато весьма печальными последствиями.

Внимательно следите за тем, чтобы соблюдать полюсность при соединении аккумуляторов — в противном случае можно быстро вывести из строя каждый из них.

Как известно, водитель периодически должен проверять наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобиля: при ее недостатке мотор будет перегреваться, что приведет к быстрому выходу его из строя. Помните: ни в коем случае нельзя откручивать пробку расширительного бачка системы охлаждения при горячем двигателе. Дело в том, что горячая (кипящая) жидкость может выплеснуться из бачка и нанести серьезные ожоги.

Ни в коем случае не открывайте канистры с бензином, держа во рту горящую сигарету. Иногда при открытии пробки бензин под воздействием скопившихся в канистре собственных паров может резко выплеснуться вверх. Стоит ли говорить, какими серьезными ожогами это может закончиться.

Категорически запрещается работа двигателя в то время, когда автомобиль стоит в гараже. Выхлопные газы содержат угарный газ, и даже небольшого его количества (буквально несколько вдохов) достаточно, для того чтобы вызвать у человека смертельное отравление.

В обязательном порядке держите в гараже огнетушитель — только не жидкостный (потому что вода, как известно, является хорошим проводником электричества), а углекислотный или порошковый.

Нельзя производить какие-либо работы в моторном отсеке при работающем двигателе, в первую очередь потому, что в любой момент может включиться вентилятор, который способен серьезно травмировать вам руки; кроме этого, во вращающийся вентилятор могут попасть волосы или одежда. Кстати, выполняя любые ремонтные работы, используйте плотно облегающую одежду, чтобы ее болтающиеся рукава, воротник, пояс или что-то еще не попали во вращающиеся детали и механизмы, а волосы обязательно заправляйте под головной убор (рабочий берет).