Тхэквондо. Теория и методика.

7.3.4. Формы организации и особенности проведения занятий на этапах спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ).

Если на трехлетнем этапе начальной подготовки необходимо было овладеть базовой техникой атаки и защиты, а на четырехлетнем учебно-тренировочном этапе – тактикой использования этой техники (технико-тактическими действиями в условиях противодействия противника), то далее следует задача подготовки тхэквондиста к реализации этих умений в условиях соревнований (в режиме противоборства приблизительно равных бойцов).

С методической точки зрения спортивные соревнования можно рассматривать как неотъемлемую и наиболее эффективную часть учебно-воспитательной работы.

В ходе участия в соревнованиях занимающиеся должны умело использовать свои возможности для достижения победы. Поэтому одной из задач обучения тактике является формирование умений и навыков рационального распределения своих сил в ходе соревнований.

В тактике участия в соревнованиях проявляются все способности, умения, навыки и опыт спортсменов.

Этот раздел тактики тхэквондо учитывает программу предстоящих соревнований. На ее основе строятся недельные тренировочные циклы на последнем этапе подготовки, учитываются особенности подготовки противников, а в связи с этим распределяются силы в команде и т. д.

Знание жеребьевки позволяет составить приблизительное представление о характере предстоящих трудностей для каждого участника и для команды в целом, а также разработать тактический план своих действий.

Обучение тактике участия в бою (глава 5.2) и ходе всего соревнования охватывает большой круг вопросов спортивной деятельности, включая теоретическую подготовку занимающихся, их умение соблюдать режим, личную гигиену и т. д.

Наполнить настоящие рекомендации конкретным содержанием поможет возврат к главам 5 и 6.

Равноценно используемыми формами проведения занятий на этапах спортивного совершенствования являются урочная форма и самостоятельная работа по плану составленному совместно с тренером.

На данных этапах подготовки число занятий увеличивается, и тренер более свободно может варьировать технико-тактические и функциональные нагрузки, распределяя их в процессе недельного микроцикла.

Несмотря на тот факт, что работа на данных этапах подготовки ведется преимущественно индивидуально и предусматривает подготовку против наиболее вероятных противников, обучение продолжается в соответствии с планом тактической подготовки (методы воздействия на противника, стили ведения поединка, тактика боя) и в связи с этим урок остается основной формой с присущей ему структурой, но с изменениями в пользу более свободного распределения заданий (табл. 7.3.4.1).

Таблица 7.3.4.1.

Схемы уроков в недельных циклах для этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства**

Тхэквондо. Теория и методика

В учебной практике работы с высококвалифицированными спортсменами широко применяется индивидуальный метод обучения и совершенствования приема с помощью работы с тренером на лапах или в жилетах. Обусловлено это тем, что методы группового обучения, несмотря на ряд достоинств (наиболее благоприятные условия для обучения типовой технике, равномерное контролирование тренером всех занимающихся и т. д.), имеют и недостатки. Основной из них заключается в том, что тренер недостаточно помогает тхэквондисту индивидуально овладевать техникой приема. Этот недостаток есть и в методе самостоятельного изучения приема тхэквондистами в парах, так как тренер не всегда может обращать внимание на каждого ученика.

Никто другой, кроме тренера, в непосредственной работе с тхэквондистом не может сделать наиболее правильные замечания о недостатках в овладении конкретным навыком, основываясь на непосредственных ощущениях при выполнении приема. Наиболее ценно, когда тренер непосредственно обучает тхэквондиста не на лапах, а в жилетах, особенно если тренер еще относительно молодой человек, недавно прекративший свои выступления. Такая обстановка создает более специфические условия для овладения приемом. Однако в большинстве случаев в этом методе все же есть ряд условностей (лапы, возраст тренера, который исключает интенсивные действия тхэквондиста, и т. п.), и поэтому овладение приемом происходит в относительно неспецифических условиях. А ведь основными при обучении и совершенствовании приема являются методы, в которых освоение навыка происходит в специфической обстановке непосредственного взаимодействия с партнером-противником. Поэтому работа с тренером обычно используется или на начальном этапе обучения, когда имитационные действия тренера создают у тхэквондиста наиболее четкое и правильное представление о технике приема в соответствии с его индивидуальными особенностями или когда тхэквондисту необходимо исправить какой-либо недостаток в технике уже освоенного приема.

Итак, индивидуализированная техническая подготовка – это формирование навыков выполнения технических действий в различных условиях спортивной деятельности в соответствии с особенностями каждого из занимающихся. Специальная техническая подготовка непосредственно связана с пропорциями тела и его соматическими особенностями, с функциональными особенностями, что значительно влияет на индивидуальную технику и тактику.

В отличие от общей технической, специальная подготовка труднее поддается планированию. Избрание основной техники для каждого занимающегося иногда происходит случайно в ходе длительной учебно-тренировочной работы.

Тренеры отдают предпочтение приемам, которые легче других выполняются и комбинируются с другими приемами. Систематическое использование определенных приемов способствует обогащению двигательных навыков.

Условия тренировки постепенно усложняются до близких по психологической стрессорности к соревновательным.

Эффективность применения избранной техники всецело зависит от способности занимающихся к овладению комбинациями приемов.

Использование отдельных приемов в тхэквондо, как правило, не дает эффекта, так как время, необходимое атакующему тхэквондисту для проведения удара, позволяет атакуемому принять соответствующие меры.

Изучение своих противников приводит к тому, что их техника и тактика не составляют секрета для спортсмена. Становятся известными не только особенности проведения самих приемов, но и их подготовка, ведение боя в целом.

Техника выполнения «коронных» приемов предполагает высокий уровень развития участвующих в этом групп мышц. Развитием определенных групп мышц тренер способствует совершенствованию избранной техники. В то же время упражнения в выполнении определенной техники способствуют направленному физическому развитию. В этом заключается взаимосвязь техники с физическими качествами тхэквондистов. Разнообразный характер движений при выполнении приемов боя, большой комплекс защитных действий, вызывающий напряжение самых разнообразных групп мышц, способствуют разностороннему физическому развитию.

В тхэквондо наряду с силой, скоростью и выносливостью (как изолированными кондиционными качествами) доминирующее значение имеет сенсомоторный компонент. Скорость адекватной реакции на атакующие действия противника является качеством, предопределяющим успех поединка тхэквондистов. Если простая скорость – качество в основном природное, то сложная скорость, включающая в себя время на фиксирование сигнала, его распознавание, выбор способа реагирования, является качеством наживным. Это качество зависит от правильности обучения базовой технике и тактике на этапе начальной подготовки и в последующем – на этапе спортивного совершенствования – от качества разведки и соответствующей индивидуализированной технико-тактической подготовки.

Наблюдение за действиями занимающихся дает преподавателю представление об изменениях, происходящих с ними под влиянием спортивной тренировки. Тренер и занимающиеся обязаны владеть основами специальных знаний и иметь представление о закономерностях биомеханики тхэквондо. При этом важно, чтобы теоретическая подготовленность занимающихся проявлялась в их умении оценивать технику и тактику – свою и своих партнеров.

Техническая подготовленность тхэквондистов формируется под непосредственным руководством тренера, который дает необходимые указания по исправлению неточностей и ошибок. Моменты, удобные для проведения приема в тхэквондо, повторяются редко, поэтому тренеры останавливают бой в нужный момент или воспроизводят необходимые условия отдельно от тренировочного боя.

Следует представить методы, используемые в ходе тренировки, отдельно от методов обучения.

Методы тренировки высококвалифицированного тхэквондиста.

На подэтапах спортивного совершенствования, когда организм занимающихся полностью сформировался и созрели все вегетативные и сенсомоторные функциональные структуры, могут использоваться в полном объеме жесткие режимы спортивной тренировки как двуединого процесса совершенствования технико-тактических и функциональных возможностей.

Итак, для совершенствования технико-тактической подготовки и обеспечивающей ее реализацию физической подготовки тхэквондиста в практике спортивной тренировки применяются: равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и круговой методы.

Они различаются между собой по интенсивности упражнения, интервалу и характеру отдыха, а также по особенностям форм организации деятельности спортсмена.

В равномерном методе упражнение выполняется с постоянной, как правило, средней интенсивностью на протяжении относительно продолжительного времени (например, одного раунда). Примерами использования равномерного метода в практике тренировки могут служить работа тхэквондиста на мешке, кроссы в равномерном темпе и т. д.

Один из основных и наиболее специфических методов тренировки в практике тхэквондо – переменный. Для него характерно постоянное изменение интенсивности действий спортсмена. По существу, большинство специальных и специально-подготовительных упражнений тхэквондист выполняет в переменном темпе.

Особенность повторного метода состоит в том, что на протяжении одного занятия отрабатывается какой-либо прием или отдельная его деталь с перерывами для отдыха одинаковой или разной длительности. Например, в течение всего занятия тхэквондист последовательно совершенствует по раундам боковой удар ближней в голову вначале в индивидуальной работе с тренером на лапах, затем с партнером в парах и завершает отработку данного удара на снарядах.

Сущность интервального (спуртового) метода упражнения заключается в том, что работа высокой интенсивности чередуется с интервалами отдыха. Например, при совершенствовании специальной скоростной выносливости тренер делит 3-минутный раунд на 1-минутные отрезки с 30-секундным интервалом отдыха между ними. Выполняя задание в парах и на снарядах в течение 1 минуты, тхэквондист развивает такую интенсивность действий, которой он не всегда может добиться в условиях 3-минутного раунда. Обычно выполнять упражнение интервальным методом перестают, когда интенсивность действий тхэквондиста существенно снижается и у него наблюдаются следы утомления.

Используя игровой метод, можно добиться эмоциональности и высокой интенсивности работы. Он помогает также выявить и воспитать ряд физических и психических качеств, среди которых главное место занимают ловкость и быстрота мышления. Особенно важную роль в тренировке тхэквондиста играют спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч, волейбол и др. В тхэквондо используются также условные игры с конкретным сюжетом, такие, например, как «Пятнашки», «Бой всадников» и т. д.

Соревновательный метод основан на непосредственном соперничестве тхэквондистов в борьбе за достижение ими высокого результата. Он используется во время проведения занятий (например, в виде отдельных соревновательных упражнений на силу, быстроту, ловкость и т. д., особенно там, где существует количественная оценка определения результата), а также как самостоятельная форма (прикидка, спортивные соревнования).

В круговом методе тренировки тхэквондист последовательно и достаточно длительно выполняет ряд простых упражнений со снарядами и без них по кругу. При этом каждое упражнение обычно повторяется в половину максимальных возможностей занимающихся. После каждого круга спортсмены отдыхают около минуты и начинают проходить очередной круг. К круговой тренировке тхэквондисты приступают после предварительного изучения заданий и определения своих максимальных возможностей в каждом виде упражнения. Круговая тренировка может продолжаться до 30 мин. в зависимости от уровня подготовленности занимающихся. После 4–6 недель проводится контроль, который позволяет определить, выросли ли максимальные возможности занимающихся в каждом упражнении.

Основное время в учебно-тренировочных занятиях специальной направленности тренер должен отводить на обучение и совершенствование техники и тактики, приемов в непосредственной работе тхэквондиста с противником.

Условный бой с многосторонними задачами является одним из основных методических приемов, направленных на совершенствование технико-тактического мастерства тхэквондиста. В таком бою соперники действуют, исходя из более многосторонних заданий, которые всегда должны быть конкретными. Условному бою с многосторонними заданиями присущи двусторонние действия партнеров-противников, каждый из которых может атаковать, защищаться и контратаковать. Так, в условном бою тхэквондисты могут двусторонне действовать боковыми ударами в голову и туловище на дальней и средней дистанциях и др. Таким образом, оба противника, оставаясь относительно ограниченными в виде задания (используя не все удары), получают широкую возможность выполнять различные сочетания комбинаций и серий боковых ударов в атаке, ответной и встречной контратаках, а также применять все виды защит от них.

В вольном бою без ограничения действий партнеров не допускаются какие-либо условности, кроме выполнения требований официальных правил ведения поединка. Вслед за соревновательным боем он является основным показателем технико-тактического разнообразия тхэквондиста, богатства его творческого мышления. Вне зависимости от конкретных задач вольного боя тхэквондист всегда должен стремиться, чтобы бой был искусным и творчески содержательным, и не допускать грубого силового обмена ударами. Целью такого боя всегда должно быть искусное обыгрывание противника по очкам за счет использования гибкой тактики. Вольный бой – это основное упражнение, с помощью которого тхэквондист вырабатывает собственную манеру и стиль.

Метод изменения условий.

Условия тхэквондо требуют, чтобы боец обладал возможностью выполнить атаку или защиту в бою с различными противниками в различных условиях соревнований. Навык выполнения приемов должен быть прочным и в то же время стойким перед воздействием сбивающих факторов.

Метод изменения условий применяют тхэквондисты, владеющие основной структурой приемов. Этот метод применяется тогда, когда необходимо сделать навык более гибким и сформировать умение использовать его в изменяющихся условиях.

Средства изменения условий.

Изменение места занятий, оборудования и инвентаря. Занятия по тхэквондо могут быть организованы на даянгах, расположенных на различной высоте, в помещениях различной площади и объема, при различном освещении.

В тех случаях, когда нужно затруднить и разнообразить условия проведения приема, отработку и тренировку организуют с использованием упражнений с различными по величине, весу и конфигурации снарядами, в различной последовательности их использования.

С целью изменения условий тренировки можно организовать занятия на открытом воздухе, в присутствии зрителей и т. д. Особенно сбивающим эффектом является присутствие родных и близких на тренировочных боях.

От материально-технических возможностей, личного опыта тренера и его изобретательности зависит, насколько могут быть изменены условия тренировки.

Изменение упражнений. Специальные упражнения с партнером, имитационные и подводящие, вольные, учебные, учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные бои являются прекрасным специфическим средством постоянного изменения условий, в которых тхэквондист выполняет свои действия. Специфика тхэквондо заключается в том, что боец действует в непрерывно меняющихся условиях. Разновидности дистанций, боевых позиций, способы маневрирования телом и по даянгу, способы контактной защиты и ответных ударов – все это способствует изменению сущности применяемых в тренировке тхэквондиста упражнений или приемов.

Постановка заданий партнеру. Умело действующий партнер является незаменимым тренажером в тхэквондо. Перед партнером могут быть поставлены самые разнообразные задачи по применению защитных действий и контрприемов по изменению направлений, скорости и амплитуды выполнения приемов, по изменению усилий сопротивления или атакующих действий и т. д. Все эти характеристики партнер может изменять, начав с наиболее приемлемых для упражняющегося тхэквондиста.

Выполнение действий при различных функциональном и психическом состояниях. Тхэквондист постоянно контролирует и корректирует свою двигательную деятельность. Эта сложная деятельность, несомненно, усиливается, если спортсмен устал, а против него выступает тхэквондист со свежими силами. Такие упражнения заставляют мобилизовать все силы на достижение спортивного результата. Однако упражнения подобного рода нужно применять весьма ограниченно.

Выполнение упражнений при различных психических состояниях также используется в подготовке тхэквондо. Такие качества, как смелость, решительность, целеустремленность и упорство, очень ярко проявляются в выполнении тактико-технических действий тхэквондистов. В практике тренировочной работы бывает необходимо помочь спортсмену преодолеть боязнь выполнения какого-либо приема, побороть страх перед определенным соперником и т. д. Для этого тренер специально инсценирует обстановку психологической трудности, близкую к той, которая ожидает спортсмена на соревнованиях.

Вычленение элементов.

Спортивный поединок в тхэквондо представляет собой цепь событий, тесно связанных между собой. При сложных тактико-технических построениях тхэквондисты осуществляют такие действия, которые могут влиять на весь бой.

Тактические и технические действия воздействуют на противника своим единством и неразрывностью. Исправление ошибок, допущенных тхэквондистами в некоторых движениях, устраняют отдельно, не нарушая целостности тактико-технического комплекса.

Для этого используют различные методические приемы.

Анализ. Тренер проводит теоретический и практический разбор отрабатываемого действия на примерах из соревнований, тренировок, демонстрируя фотоснимки, кинограммы, кинокольцовки и др. Этот прием используется также с целью применения других методических приемов.

Акцентированное внимание. Тренер сосредоточивает внимание занимающегося на выполнении определенного элемента приема или фрагмента боя. Этот методический прием используется в тех случаях, когда трудно выделить отрабатываемый элемент.

Эпизод боя. Тренер организует отработку такой характерной части боя, в которой спортсмен уступает своим противникам (маневрирование по даянгу и туловищем, использование контактной защиты, сближение с противником, навязывание ближнего боя, выход из него, переходы от защиты к атаке и наоборот, применение серийного боя и т. д.).

Метод эпизодов позволяет отрабатывать целые тактико-технические комплексы, включая тактическую подготовку проведения приемов. При этом используется метод повторений в условиях учебного боя.

Дифференцирование. Тренер организует внимание упражняющегося таким образом, чтобы он сам определял момент благоприятной ситуации в бою и своевременно применял необходимые действия. Партнер выполняет движения, периодически повторяя ситуации, на которые упражняющийся должен реагировать. Далее партнер использует ситуации, близкие к отрабатываемым. Упражняющийся выбирает наиболее подходящие и вносит необходимые поправки в проведение приема.

Такой методический прием используется в специальных упражнениях с партнером, в учебных схватках и способствует формированию навыков готовности к выполнению нужных действий.

Фиксация. Преподаватель определенным сигналом (свисток, хлопок, команда «Стоп!») останавливает бой в тот момент, который нужно разобрать. Нужный момент при необходимости можно воспроизводить намеренно, не дожидаясь, пока он встретится в бою.

Утрирование. Тренер умышленно выполняет действие с ошибкой и наглядно показывает, к чему это может привести в бою.

Дополнительный ориентир. Тренер помогает правильно выполнить прием или сочетание приемов, используя слуховые, зрительные и кожные анализаторы упражняющихся. При этом для своевременного начала движения используют касание, свисток или хлопок. Многие тренажерные устройства в тхэквондо построены на принципе использования зрительных и слуховых раздражителей.

Ниже приводится примерная форма организации технико-тактической и функциональной подготовки тхэквондистов высокой квалификации, которые могут посвятить ей значительный временной промежуток.

Занятия по совершенствованию техники.

На этих занятиях используются преимущественно упражнения в парах в жилетах по заданию (в условиях простого реагирования), которые способствуют совершенствованию технических приемов и специализированных перцептивных и сенсомоторных процессов – чувства удара, времени, дистанции, своевременности и быстроты удара и защиты, скорости защитной реакции.

Занятие начинается с разминки, в которой наряду с общеподготовительными применяются подводящие и имитационные упражнения (10–20 мин.). Содержание основной части зависит от поставленной тренером задачи. Это может быть совершенствование или широкого круга технических действий, применяемых в тхэквондо, или отдельных классических приемов техники тхэквондо, или излюбленных спортсменами приемов.

Вот примерная схема основной части занятия, в которой совершенствуется широкий круг приемов. После 2 раундов «боя с тенью» (или имитационных упражнений на месте, или с партнером без жилетов) тхэквондисты упражняются в парах в жилетах (8–10 раундов).

Если спортсмены совершенствуют индивидуальные приемы, каждый тхэквондист, чередуясь с противником, отрабатывает свой излюбленный прием в течение 4 раундов.

После этого спортсмены продолжают совершенствовать технику на снарядах и лапах (5–6 раундов). Занятия заканчиваются гимнастикой на месте и упражнениями на расслабление.

Занятия по совершенствованию отдельных и комбинированных тактических действий.

На этих занятиях происходит совершенствование атакующих, защитных и контратакующих действий преимущественно в условных боях, ограниченных заданием тренера. Техника совершенствуется в более сложных условиях – близких к боевым. Наряду с качествами, формирующимися на занятиях по совершенствованию техники, тхэквондист совершенствует также быстроту и точность реакций предугадывания (по анализу предсигналов и в результате вероятностного прогнозирования) и сложную реакцию выбора.

После подготовительной части, которая не отличается от подготовительной части занятия по совершенствованию техники, тхэквондисты приступают к упражнениям в условном бою. В них они совершенствуют различные обманные действия (отвлечения и вызовы, маневрирование на разных дистанциях, в том числе и искусное передвижение ногами), действия в атаке, защите и контратаке на дальней, средней и ближней дистанциях, входы в ближнюю дистанцию и выходы из нее, переход с одной дистанции на другую с применением финтов, атакующих, защитных и контратакующих действий.