Теория и практика йоги.

Современные школы йоги.

Школа йоги Дхирендры Брахмачари.

Школа Брахмачари базируется на практиках, которым сам Брахмачари обучился у своего учителя Махариша Картикейя. Эта школа существует достаточно недавно (сам Брахмачари умер в 1994 году). Сегодня руководителем школы является ученик Брахмачари Бал Мукунд Сингх. Брахмачари в отличие от других индийских гуру довольно прохладно относился к западным ученикам, поэтому он практически не посещал Европу и Америку.

Брахмачари в отличие от других учителей практиковал динамическую йогу, которая включает Сукшма-Вьяяма и Стхула-Вьяяма, то есть группы упражнений хатха-йоги с большим количеством быстрых и резких движений руками и ногами, а также многочисленные прогибы, приседания и наклоны. Сукшма-Вьяяма представляет собой «тонкую» суставную гимнастику (сюда входят разнообразные махи, вращения, наклоны), которая синхронизирована с дыханием и бандхами (замками). Выглядящие достаточно простыми для выполнения упражнения Сукшма-Вьяяма позволяют развить тело и раскрыть горизонты сознания. В отличие от Сукшма-Вьяямы Стхула-Вьяяма включает в себя «грубые» упражнения, для их выполнения нужны физические усилия, поэтому силовые практики наращивают мускулатуру и улучшают форму тела, делая его подтянутым, мускулистым и атлетическим.

Среди упражнений много асан на концентрацию внимания, прогибы, делающие позвоночник более подвижным, есть асаны для активации внутренних органов и раскрытия грудной клетки, специально направленные на оздоровление приезжих европейцев, у которых Брахмачари наблюдал впалую грудь и сутулую спину (этот дефект он относил к влиянию холодного климата и дурного образа жизни), что ведет к приобретению букета «болезней цивилизации». Большое внимание Брахмачари уделял пранаяме и считал, что упражнения должны выполняться с задержкой на вдохе. Для обучения набору и трансформированию энергии он ввел упражнение «Подъем Кундалини».

Отличительной чертой школы является также обязательная подготовка тела перед началом занятий, так называемый разогрев мышц и суставов. Он уделял внимание улучшению энергетического обмена путем постоянной работы с рефлексогенными зонами и постепенному увеличению нагрузок для укрепления сердца и сосудов. Упражнения школы достаточно сложны, поскольку, хотя асаны выполняются статично, они длительны и дают большую нагрузку на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Брахмачари является автором книг «Йога-Сукшма-Вьяяма», «Йогасана Виджняна», «Мудра и Пранаяма».

Школа шивананда-йоги.

Школа шивананда-йоги получила название благодаря ее основателю Свами Шивананде, который был не только гуру для своих многочисленных учеников, но также получил образование врача и в молодые годы занимался общественной работой. Шивананде удалось организовать и обустроить множество бесплатных больниц для тех индийцев, которые неспособны платить за лечение. С годами Шивананда от общественной деятельности отошел, какое-то время вел аскетический образ жизни, скитался по стране, занялся духовными поисками и вступил в орден Сарасвати.

В годы Второй мировой войны Шивананда основал в Ришикеше «Лесную академию Йоги и Веданты», в которую принимал учеников без ограничений как по социальному положению (нищих, неприкасаемых), так и по половому признаку (женщин), кроме того он ввел заочное обучение и всячески стремился изжить некоторые традиции, которые считал глупыми или вредными. Например, он не уставал бороться с излишним усердием в йоге, то есть с изнурительными практиками и строгим ограничением приема пищи. Он считал, что божественное тело йога – это не сморщенный кусок плоти, а гладкая кожа, сильные мускулы и привлекательный внешний вид. Шивананда всеми способами стремился просвещать простой народ, прививать ему культуру йоги, поэтому он написал большое количество книг по практике и теории йоги, среди которых: «Йога и Сила Мысли», «Наука пранаямы», «Джапа-йога. Медитация на Ом», «Золотая книга йоги», «Кундалини-йога», «Новый взгляд на традиционную йога-терапию», «Четырнадцать уроков Раджа-йоги». Доступным языком он объяснял людям философские построения и нюансы практики йоги.

Школа шивананда-йоги получила известность и широкое распространение в западных странах. Кроме элементов хатха-йоги (асаны, пранаямы) ученики изучают также бхакти-йогу (поклонение божествественному), карма-йогу (работа с кармой, что понимается как бескорыстный труд на благо общества), джньяну-йогу (чтение священных текстов). Комплекс этих дисциплин именуется Полной йогой (Пурна-йогой). На занятиях работа с телом состоит в дыхательных упражнениях и выполнении статических асан. Каждое занятие открывается выполнением подготовительного динамического комплекса Сурья Намаскар.

После смерти гуру в 1963 году руководство школой перешло к его ученикам. Один из учеников Свами Вишну-девананда активно путешествовал по западным странам и открыл несколько центров шивананда-йоги в Европе, они известны как «Шивананда Йога Веданта».

Бихарская школа йоги.

Основателем Бихарской школы был ученик Шивананды Свами Сатьянанда Сарасвати, поэтому нередко эту школу именуют сатьянанда-йогой . После долгого путешествия по юго-восточным странам Сатьянанда дополнил шивананда-йогу заимствованными у жителей этих стран новыми практиками и методиками. Своей задачей он ставил возрождение древних, истинных, практик йоги и тантры. В 1963 году в Мунгере он основал научно-исследовательский центр с ашрамом на месте известного в средние века буддийского университета, даже выбором места демонстрируя следование древним традициям. Исследования Сатьянанды касались изучения воздействия древних практик на организм и сознание человека. Центр сразу же стал вести также педагогическую деятельность, получил статус университета и право выдачи государственного диплома.

В круг дисциплин, которые преподаются в университете, входят и теория, и практика йоги и тантры. Студентами университета могут быть как индийцы, так и иностранцы. Кроме лекций студенты обязаны принимать участие в хозяйственной деятельности и отправлять религиозные обряды. Практические занятия состоят из хатха-йоги, что предполагает обучение асанам, пранаяме, очистительным процедурам и йоготерапии.

Особенное место в практике йоги занимает нидра-йога, или йогический сон, которая представляет собой неподвижную медитацию ученика в положении лежа, с полным расслаблением мышц тела и глубоким сосредоточением сознания. Ведет центр и издательскую деятельность. Сам Свами Сатьянанда издал книги «Кундалини-Тантра», «Йога-нидра», «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» и «Древние тантрические техники Йоги и Крийи», а его ученица Муктибодхананда Сарасвати написала книгу «Хатха Йога Прадипика». С 1983 года руководит центром ученик Сатьянанды Свами Ниранджананде, а гуру в старости удалился от мира. Свами Ниранджананда является автором книги «Санньяса даршан».

Школа айенгар-йоги.

Айенгар-йога получила название по имени основавшего ее Шри Белур Кришнамачар Сундарараджа Айенгара, ученика знаменитого гуру Кришнамачарьи. Айенгар попал в ученичество подростком, он был настолько слабым и больным, что не мог освоить даже легкие упражнения йоги. Кришнамачарья думал его выгнать, но вмешался случай. Однажды лучший ученик, который должен был публично показывать асаны, заболел, и не было никого, кому гуру мог поручить публичное выступление. За две недели жестоких и беспощадных тренировок Айенгару удалось освоить то, на что уходит несколько лет.

С успехом он выполнил всю программу от начала и до конца. Это определило его судьбу. Спустя два года Кришнамчарья отправил Айенгара преподавать йогу в Пуну. В послевоенные годы Айенгар покинул Индию по приглашению своего ученика Иегуди Менухина и открыл школу йоги в Швейцарии. С тех пор в западных странах появилось немало последователей Айенгара и школ айенгар-йоги. Сам Айенгар вернулся в Пуну, где продолжает обучать йоге.

Методика Айенгара построена на соединении выполнения асан и пранаямы для достижения состояния медитации в движении. Особенностью айенгар-йоги является то, что она адаптирована для не слишком сильных и не слишком гибких людей, каким был и сам Айенгар в подростковом возрасте. Для облегчения выполнения асан Айенгар широко использует подручные средства – маты, валики, одеяла, деревянные кирпичи.

Это позволяет ученикам удерживать тело в статичной позе длительное время и снижает вероятность травм. Хотя Кришнамачарья обучал Айенгара динамической йоге, тот все же выбрал путь статических поз, объясняя это тем, что западные ученики легче выполняют статичные асаны, а непосильные упражнения могут им повредить. Айенгар издал несколько книг, в которых объясняет свою методику и пошаговое выполнение конкретных упражнений: «Йога-дипика» (описание асан), «Пранаяма-дипика» (описание пранаям), «Дерево йоги» (общий труд по йоге).

Школа аштанга-виньяса-йоги.

Основателем аштанга-виньяса-йоги, или йоги асан, стал ученик Кришнамачарьи Шри Кришна Паттабхи Джойс. В отличие от Айенгара, ориентировавшего свою йогу на самые широкие слои учеников, Паттабхи Джойс, напротив, нацелен на беспощадный отбор лучших из лучших. Так же, как и его учитель, сделавший за две недели из слабосильного Айенгара вполне успевающего ученика, Паттабхи Джойс считал, что способности к выполнению сложных упражнений даны всем, важно только старание, для чего требуется превозмогать свое бессилие и выплавлять в себе силу и гибкость.

Упражнения аштанга-виньяса-йоги действительно требуют от учеников настойчивости и упорства, постоянного оттачивания выполнения асан и развитой мускулатуры. По степени сложности практика аштанга-виньяса-йоги разделена на четыре этапа, или последовательности, причем самый простой этап состоит из таких сложных асан, которые полагается в других школах изучать через 1–2 года после начала занятий йогой, а на выполнение последовательностей отводится до четырех часов тренировок, но не менее полутора часов в день. Виньясы в этой школе служат связующими элементами между асанами и призваны разогревать тело для выполнения асан.

Используются в этой школе и варьирование количества дыханий (от привычных 5–8 на одну асану до 50–80 в уджайи), и энергетические замки (бандха), и сочетание асаны с концентрацией внимания (дришти). Более того, асаны, виньясы, пранаямы, бандхи и дришти строго связаны и выполняются в состоянии медитации (дхьяны).

Для этой школы йоги характерны последовательность асан (йога-чикитса, нади-шодхана, стхира-бхога-самапта), использование виньясы (динамической последовательности движений, связывающей асаны), уджайи и бандхи (специфическое дыхание и замки мула и уддияна), дришти (точки фиксации взгляда), тристана (концентрация на асане, дыхании и дришти запускает процессы очищения тела, нервной системы и сознания). Обилие сложных динамических упражнений дает возгорание внутреннего огня и обильное потоотделение. Паттабхи обещал, что, «добившись синхронности дыхания и движений, ученику удается привести тело и сознание в соответствие друг другу, создав возможность для более легкого преодоления физиологических и психологических барьеров».

Однако больные или физически неподготовленные люди не выдерживают нагрузок аштанга-виньяса-йоги. Хотя занятия ею и дают терапевтический эффект, как неоднократно указывал Паттабхи, но не все желающие могут пройти через трудности обучения. Впрочем, Паттабхи не интересовали возможности учеников, от учеников у него и так не было отбоя. Благодаря регулярным поездкам с лекциями по всему миру он обрел огромное число последователей. Это даже позволило ему назначить за обучение в своей школе в Майсоре самую высокую цену во всей Индии. Наибольшее количество учеников Паттабхи живет в США. «Библией» аштанга-виньяса-йоги служит единственный труд, написанный Паттабхи – «Йога-мала».

Школа вини-йоги.

Школу вини-йоги основал сын Кришнамачарьи Дешикачар. Школа базируется на традициях йоги, Аюрведы и священных текстов. В отличие от своего отца Дешикачар исходил из того, что система занятий должна быть гибкой и подбираться, исходя из особенностей ученика (не ученик существует для йоги, а йога для ученика). Практику йоги Дешикачар основывает на классической йоге Патанджали (недаром он перевел и откомментировал его «Йога-сутру»). Для практики в этой школе используются самые разные методы – асаны, пранаямы, медитации, повторение мантр, чтение текстов на санскрите, работа с расширением и очищением сознания и т. п.

Особенное внимание в школе уделяется полному дыханию, поскольку без дыхательных практик невозможно полноценное выполнение других упражнений. Ученика обучают концентрировать внимание на своем дыхании и сочетать его с исполнением асан, особенно это важно при работе с динамическими асанами, где есть точки входа и выхода, которые коррелируются с дыханием. Гибкость подхода позволяет давать ученикам разные по сложности и способу выполнения упражнения: одним ученикам рекомендуются статичные асаны, другим – динамичные, все зависит от состояния здоровья и степени подготовки ученика. Дешикачар много путешествует по свету, он является автором книги «Сердце Йоги», переведенной на разные языки.

Школа трай-йоги.

Основательницей школы трай-йоги является американка Кали Рэй, взявшая себе индийское имя Кали-джи. К йоге эта женщина пришла после пережитого в юности экзистенциального мистического опыта: она осталась живой во время сильного шторма и выжила, проведя в ледяной воде несколько часов. После этого случая у нее начались автоматические движения тела, которые оказались при дальнейшем рассмотрении спонтанными асанами, известными в Индии под названием криявати. Кали Рэй заинтересовалась йогой, стала целенаправленно искать возможности обучения, приняла имя Кали-джи и прошла курс у известного индийского гуру Свами Ганапати Сатчитананды из Майсора, после чего и сама стала обучать йоге, в основном женщин.

У Кали-джи своя система йоги, которая включает изучение балансовых и силовых асан и отличается плавностью (женственностью) движений. Большое внимание Кали-джи уделяет выполнению мудр, которые должны направлять тонкие энергии и гармонизировать тело и сознание. Кроме асан и мудр ученики овладевают также практикой пранаямы, карма-йоги, чтением мантр, медитацией. Система обучения трай-йоги имеет семь степеней сложности: на первых пяти ученики работают с телом, сочетая динамические и силовые элементы, на последних двух – с дыханием и сознанием, осваивая пранаяму и медитацию. Система трай-йоги рассматривает йогу как духовный путь. Наиболее эта система популярна среди женщин, занимающихся йогой.

Школа универсальной йоги.

Основателем школы является киевлянин Андрей Лаппа, который немало путешествовал по странам Юго-Восточной Азии (Китаю, Непалу, Монголии, Индии, Тибету). Йога его заинтересовала прежде всего как эзотерическое учение. Лаппа говорит, что обучался у тайных эзотерических учителей, чьи имена хранятся в секрете среди посвященных. В то же время он посетил ни один йогический ашрам и прошел обучение у многих известных индийских гуру. Знакомство с самыми разными школами йоги позволило Лаппе выработать собственный стиль, который он назвал универсальной йогой: в него он включил все наиболее привлекательное из известных ему школ. В свою систему Лаппа включил забытые и неиспользуемые современными школами практики (например, технику танца Шивы из шиваизма).

Йога Лаппы не является классической и многими школами не признается, поскольку это попытка объединения школ, которая воспринимается нередко как смешение стилей. Лаппа является автором популярных в России и Украине книг «Динамические практики в классической йоге» и «Йога: Традиция Единения».

Школа YOGA 23.

Основателем школы является Андрей Сидерский, получивший йогическое образование «по книжкам», самиздатовским и редким переводным. Он начинал заниматься йогой в те времена, когда официально никакой йоги в СССР не было. Никаких гуру рядом с ним тоже не было. Так что Сидерский осваивал и затем обучал йоге, исходя из собственного ее понимания. Большое влияние на него оказали сочинения Карлоса Кастанеды, несколько томов которых он перевел на русский язык. Только после развала СССР Сидерский попробовал обучиться йоге в Греции, у учеников Айенгара – Виктора ван Кутена и Анжелы Фармер. Однако к тому времени (1992 год) у него уже был собственный стиль. Этот стиль включает выборочно наиболее оптимальные элементы для овладения йогой. Использование для обучения священных текстов, религиозных или философских доктрин исключается полностью. Важен только персональный опыт ученика. Йога Сидерского строится на индивидуальном подходе к ученику и выработке правильного алгоритма развития его способностей. Система обучения состоит из 23 матриц (наборов упражнений), различающихся по уровням сложности. Главный акцент делается на оптимальное овладение матрицами при минимуме затраченного на это времени. Йога Сидерского как раз и получила свое название по числу задействованных матриц, которые включают техники, наиболее общие для всех существующих школ.

Сидерский является автором книг «Третье открытие силы», «Йога восьми кругов. Омнио-тренинг-технология. Последовательности нулевого цикла».

Школа йоги тени.

Основателем школы является австралиец Шандор Ремет, который считает себя последователем Айенгара и Кришнамачарьи, но в то же время включил в свой стиль также японское искусство кэндзюцу. В кэндзюцу особое внимание уделено развитию пупочной чакры, которая называется по-японски хара, поэтому основой занятий является выполнение Бандхи-уддияны, позволяющей включать и выключать движение энергии по каналам.

Свое название школа Ремета получила от положенной в ее основание доктрины: все страхи человека, болезни, неудачи, несчастья связаны с наслоениями теней в оболочках тела; чем больше таких теней, тем закрепощеннее и несчастнее человек; задача йога – растворить тени, очистить оболочки, уподобить тело сверкающему алмазу. Эта идея берет начало в древнем тантрическом трактате «Шива Свародая». Работа с телом начинается снизу вверх – то есть с укрепления опоры (ног), таза, позвоночника и т. д. Тело человека должно стать сильным и гибким, способным выдерживать тяжелые нагрузки и непривычные положения, и так выковываются его сила и красота.

Йога тени достаточно сложна и состоит из четырех уровней обучения.

Начинается обучение с исследования, или пратигна-крамы, когда ученик осваивает основные асаны, к которым добавлены также упражнения цигун. Второй этап, или мандала-крама, направлен на овладение движением праны, для чего ученика обучают выполнению асан, а также выполнению «замков» (бандх) и мудр, в частности, Махабандхе, Махаведже и Махамудре.

Третий уровень, или шакти-крама, дает ученику расширенное представление о циркуляции праны, расположении нади в теле, расположению важнейших энергетических узлов, учит техникам накопления и перемещения энергии путем освоения сложных асан, а также освоению пранаямы и умению использовать все изученные элементы в неразрывной связи друг с другом. Четвертый, заключительный, этап называется ваджрамукти и посвящен выплавлению у ученика божественного (алмазного) тела.

Школа бикрам-йоги.

Бикрам-йога (горячая йога) – это чисто американская йога, занятия которой проходят в максимально прогретом помещении. Наилучшие результаты, по словам создателя метода, индийца Бикрама Чоудхури, возможны только в «природном климате» родины хатха-йоги, то есть в зале, где идут тренировки, должна быть температура до 37–40 °C. Сами занятия включают выполнение 26 асан и двух пранаям. Асаны выполняются в быстром темпе (что роднит бикрам-йогу с динамической) и занимают около полутора часов. Во время занятия ученики обильно потеют, что считается хорошим знаком – через поры кожи выводятся шлаки и токсины.

На занятия им разрешают брать с собой бутылку воды. К достоинствам бикрам-йоги ее основатель относит необязательность предварительного разогрева тела. В жарком помещении тело разогревается естественным путем, причем значительно облегчаются упражнения на разного рода растяжки, поскольку разогретые мышцы и связки становятся эластичнее. По словам основателя школы, занятия бикрам-йогой помогают укрепить организм, наладить работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снять мышечные зажимы, боли в позвоночнике, мигрени, а также сбросить лишний вес. Однако бикрам-йогой нельзя заниматься людям с болезнями сердца и низким давлением.

Последователями бикрам-йоги стали многие известные в мире шоу-бизнеса американцы. Основатель школы написал две книги (не переведенные на русский язык) – «Бикрам-йога» и «Введение в бикрам-йогу».

Школа дживамукти-йоги.

Основателями школы дживамукти-йоги (дословно – «йоги освобождения души») является американская семейная пара Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон. Основой этой школы является виньяса-йога Паттабхи Джойса. Основные упражнения хатха-йоги, которую практикуют в дживамукти-йоге, взяты из школы Паттабхи, однако супруги внесли в нее немало собственного: они ввели танцевальные движения, и комплекс асан стал похож на занятия в танцевальном классе. В то же время дживамукти-йога – это американский путь «спасения от цивилизации». Последователи исповедуют вегетарианство, много внимания уделяют чтению священных текстов, поют мантры, занимаются медитацией, во время которых очень любят слушать гармоничную музыку.

Несмотря на плавность движений, подход к работе с телом в этой школе очень жесткий, потому что асаны доводятся до совершенства, слабым людям занятия могут показаться выматывающими. Школа работает с учеником по принципу «ты можешь еще лучше», заставляя избавиться от убеждения, что лучше сделать уже невозможно. Многим оказывается сложным полное погружение в язык и философию Индии, без чего – как считают основатели – невозможно полностью понять и освоить йогу. Свою методику Ш. Гэннон и Д. Лайф изложили в книге «Дживамукти-йога. Практика освобождения тела и духа».

Школа ишвара-йоги.

Основателем школы является киевлянин Анатолий Зенченко. Название школы дословно переводится как «Внутренний учитель», хотя больше школа известна как «йога внутренней целостности». Школа стермится не столько дать ученику практики, сколько вынудить его подойти к изучению йоги творчески и самому открыть для себя индивидуальные практики. Зенченко рассказывал, что он начал заниматься хатха-йогой без живого учителя, то есть он посещал классы мастеров, что-то ему нравилось, что-то не нравилось, но найти учителя, за которым ему хотелось бы идти, он так и не смог. У него был свой учитель – внутренний голос, который говорил, что и как нужно делать, чтобы добиться результата.

Основное внимание Зенченко уделяет внутренней гармонии (он называет это целостностью внутреннего пространства) ученика. В тренировках Зенченко обращает внимание на позвоночный столб, именно поэтому асаны должны строиться в двух направлениях – от макушки к стопам и от стоп к макушке, чтобы энергия текла свободно и не создавалось зажимов. При работе со сложными асанами необходимо учитывать правильное распределение веса и уметь расслаблять мышцы, особо оговаривается возбуждение энергии стоп («активизация сердец стоп»), координация и симметричность движений, сложные балансировки. Для последователей Зенченко М. Ясочка и С. Сидорцов написали руководство «Йога восьми кругов: сетовый тренинг».

Школа крипалу-йоги.

Крипалу-йога является практикой, в которой соединены медитация и движение. Ее основателем является Амрит Десаи, который пережил мистический опыт, начавший выполнять серию движений спонтанно во время своей медитации. Изучив эти движения, он понял, что они являются асанами и помогают ему размышлять. На основе этих «явленных» ему движений Десаи создал свою систему йоги, имеющую три уровня сложности, назвав ее именем своего учителя Свами Крипалвананды.

На первом этапе работы с телом Десаи ученик применяет силовые упражнения, подкачивает мускулатуру, чтобы сделать тело сильным, здоровым и гибким, одновременно практикуются и пранаямы для упорядочения и успокаивания дыхания.

Второй этап предполагает постепенное замедление ритма движений, сообщение им плавности, обучение ученика задержкам в асанах, умению отстраняться от своего тела и наблюдать за ним, переходить в положение созерцателя: если отключить волю, тело само застывает в асане, оно может находиться в ней сколь угодно долго, пока ему не будет дана волевая установка на прекращение асаны.

На третьем этапе ученик должен научиться следовать за движением энергии в своем теле, слушать желания своего тела, двигаться согласно движению энергии. Это и есть медитация в движении – нечто среднее между выполнением асан и танцем. При выполнении асан крипалу-йоги тело следует за энергией, сознание сконцентрировано на этом движении, ученик осознает каждое движение, он находится в глубоком погружении. В процессе обучения школа использует хатха-йогу, спонтанную йогу, йогу с партнером, интуитивный массаж, психопластические танцы, арт-терапию, осознанное питание, то есть все, что может вывести сознание ученика на новые горизонты освобождения.

С помощью крипалу-йоги успешно решаются застарелые психологические травмы, перешедшие на физический уровень, восстанавливается энергетический обмен, улучшается психическое состояние. Большое внимание уделяется самостоятельным поискам, в этом плане ученикам дается творческая свобода.