Теория и практика йоги.

Заключение.

Высшее освоение приципов йоги не только приносит физическое здоровье, но и перестраивает мышление таким образом, что человек получает особые способности, или сиддхи. Йогические сиддхи считались показателем того, что практикующий йогу достиг высочайшего уровня, эти сиддхи включали целый список умений, чудесных для окружающих: способности заживлять раны, ходить по воде, проходить сквозь твердые предметы, летать, видеть на расстоянии, перемещаться на далекие расстояния, понимать мысли других и разговаривать с ними мысленно, не ощущать боль, останавливать дыхание и сердце, способность вечной жизни, способность воскресать.

Но сами сиддхи, насколько бы чудесными они ни выглядели, не были никогда самоцелью йоги. Какой смысл в хождении по воде, если вода – всего лишь иллюзия? Какой смысл в вечной жизни, если жизнь – всего лишь иллюзия? Йога гораздо значительнее и больше, чем чудеса, которые ее сопровождают. Это освобождение от всех условностей и ограничений, возвращение к изначальному, нерасщепленному сознанию, то есть претворение человека в бога.

«Все существа, которые движутся на земле или в воздухе (деревья, кусты, лианы, корни, травы, моря и горные хребты) – знай: во всем этом Брахман. И все это обнаружь в Атмане. Атман, пребывающий в теле, есть абсолютное сознание (Чайтанья). В нем, наивысшем, нет мгновений; оно вечное. Познавший его отдельность от тела будет свободным от страданий и страстей. Самадхи недоступно никакому страданию. Свободный от привязанности к своему телу, своему сыну, своей жене, своим друзьям, своим богатствам – существующий свободно от всего – (йогин) достигает полноты Самадхи», – гласит «Гхеранда Самхита».

Самадхи – это последняя ступень, которой достигает йог. Практикуя самадхи, йог становится дживан-муктой (освобожденным при жизни), то есть он может сам выбирать, как поступить далее. Согласно «Йога-Шастре», «если йог хочет оставить свое тело, он может оставить его самостоятельно и растворить навсегда (лийет) свою душу во Всевышней Душе (Парабрахмане), отбрасывая все виды хороших и плохих карм (будь эти кармы «шубха» – чистые, хорошие, или «ашубха» – грязные, плохие). Если ему нравится (прия) его тело, и он не хочет оставлять его, он может странствовать во Вселенной, обладая такими сиддхами, как анима (неограниченное уменьшение в размерах) и другие.

Время от времени (кадачит) по своей воле (свеччхая) он может преобразовывать (бхутва) свое тело в божественное, пригодное (самчарет) для получения небесных наслаждений в раю (сварге). Он может проявляться как человеческое существо (манушья) или и вовсе (вапи) как полубог (якша) по своей воле в мгновение ока (кшанад).

Он может (сйат) проявляться в теле льва, тигра, слона или множества любых других (враджет) живых существ, включая мельчайших (джанту). Воистину (ева), существуя и действуя (варттет) по своей воле и в соответствии со своим желанием (ятхешта), йог подобен (виддхан) Махешваре».

Каждый истинный йог жаждет достичь совершенства, но Путь этот долгий, трудный, требующий постоянной практики для преобразования тела в духовную субстанцию и праведной жизни. Путь этот дается не всем, хотя вступить на него может любой человек, без каких-либо ограничений. Просто не всякий ученик может его пройти, не отклонившись от сути. И не всякий ученик желает дойти до конечной цели. Но даже если конечная цель не достигнута, ученик все равно получает ряд преимуществ по сравнению с другими – это умения, которые он может применить в мире майи для того, чтобы тело его было красивым и сильным, а ум – спокойным. Современная йога для европейцев, конечно, не ориентируется на достижение истинной цели. Но здоровое тело и спокойный ум – разве этого так уж и мало?

В мире майи, где все мы, согласно Учению, пребываем, это называется счастьем.

Примечания.

1.

 Космогония – учение о происхождении или о сотворении Вселенной.

2.

 У женщин все расположено зеркально.