Теоретическая педагогика.

2. Нравственные качества педагога.

Чтобы в полной мере владеть искусством воспитания, воспитатель сам должен пройти все степени христианского совершенства, и в дальнейшей деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением. По замечанию святителя Феофана Затворника, воспитателями, педагогами, наставниками детей должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых, потому что само воспитание «из всех святых дел самое святое» [29, с. 51].

С точки зрения православной педагогической мысли человек, претендующий на роль воспитателя, должен обладать, по крайней мере, следующими нравственными качествами:

— истинной религиозностью, исповедуемой не только умом и словом, но сердцем и жизнью. Такая религиозность сообщает педагогу спокойствие и простоту, она полна любви, а потому привлекает неиспорченные сердца и влияет на детей. Основополагающей чертой характера педагога должно быть истинное, нелицемерное благочестие. Отсюда сама собой будет проистекать сердечная любовь к детям, терпение к их слабостям, нежность и в то же время умение обуздать их резвость, укрощать их упрямство, снискать у них не только любовь, но и внимание, почтение;

любовью к детям, потому что только любовь порождает доверие, которое так необходимо в деле воспитания детей. Только у любящего педагога воспитательное влияние будет действительно сильным и плодотворным, а, вследствие этого, будет и свободное послушание ему со стороны воспитанников. При этом не следует смешивать любовь со слабостью, поскольку истинная любовь — это не потворство и не уступчивость каждому желанию и капризу. В этом отношении любовь должна быть строгой и в некоторой степени суровой. Здравая любовь имеет своей целью благо ребенка, спасение его души. Поэтому она должна предохранять ребенка от всего дурного и решительно принимать меры против того зла, которое ему грозит. Такая любовь должна быть справедливой в отношении похвалы и порицания, награды и наказания;

любовью к своему Отечеству и народу. Учительствуя, педагог определенным образом служит своему народу, а, значит, он должен ценить его и проникнуться его духом. Нельзя воспитывать в других патриотов, если сам этого чувства не имеешь;

добросовестностью в исполнении своих обязанностей. Добросовестный человек трудится не для вида, не для угождения и не из чувства страха, а по любви и совести. Поэтому добросовестный человек постоянно следит за собою, за своим сердцем, языком и образом жизни. В каждом своем слове и действии он даст себе ответ и не допустит ничего противного здравому воспитанию;

терпеливостью, что, как правило, приобретается личным опытом и трудом. Иногда учителя отличаются недостатком терпения по причине молодости или определенного свойства характера, склонного к преувеличению. В последнем случае нередко встречаются педагоги, которых «оскорбляют» какие-либо действия учеников. На самом деле ребенок оскорбить не может, поскольку оскорбление предполагает равноправность. Ученик может лишь совершить невежливый поступок. С этой точки зрения особо опасно мщение со стороны учителя, поскольку оно, во-первых, не справедливо (в силу указанных выше обстоятельств), а, во-вторых, безнравственно;

твердостью характера. Это качество способствует выработке определенных целей, правил в жизни и умению согласовывать с ними свои слова, мысли и поступки. Слабохарактерность человека нигде так не вредна, как в деле воспитания, поскольку, если педагог сегодня разрешает, а завтра это же запрещает, говорит одно, а делает другое, он не дисциплинирован сам и не сможет воспитать дисциплину в детях;

справедливостью, поскольку всякое пристрастие тяжело отзывается на воспитанниках;

искренней ласковостью и приветливостью. Лицо воспитателя должно быть открытое и дружелюбное, а вся его внешность в целом — степенная и спокойная. Умеренная живость и энергия учителя сообщаются, как правило, детям и дают им бодрое и радостное настроение. Эти качества обнаруживаются в речи, в приемах обучения, в разнообразии применяемых методов, в умении заинтересовать детей и привлечь их к общей работе.

Чтобы укрепить в себе эти качества воспитатель должен иметь представление о высоком достоинстве человека и особенно ребенка; он должен всегда иметь перед собой пример Спасителя, Который с такой любовью допускал к Себе маленьких детей. Наконец, воспитатель должен обращать свой взор на плоды своего воспитания, на «жатву», которую он встретит в вечности, хотя здесь, на земле, его труды и очень мало были вознаграждаемы. Отец Небесный, видящий тайное, вознаградит доброго сеятеля в день великой жатвы. Но и здесь, на земле, учитель, имеющий призвание, будет вознагражден любовью детей, уважением со стороны родителей, радостью от совершаемого добровольно подвига.