Теоретическая педагогика.

3. Авторитет воспитателя.

Понять психологическую сущность авторитета, разобраться в его сущности довольно важно, поскольку именно авторитет создает так называемую «педагогическую среду».

Часто авторитет воспитателя основан только на проявлении сильной воли. В этом случае совершенно устраняется свобода ребенка, поскольку в детях все время действует чужая воля. Между тем задача православного воспитания (об этом ниже будет сказано более подробно), состоит в таком развитии воли у ребенка, чтобы он научился сам добровольно подчинять ее добру, а не слепо отдавать себя в распоряжение старших. Родитель, равно как и воспитатель, и духовник не могут и не должны заменять воли своего воспитанника.

Подлинный авторитет должен быть основан на вере в него, означающей доверие к учителю, сознание того, что учитель есть руководитель, на которого действительно можно положиться. Это вера не столько в человека, сколько в носимую им правду. Чувство веры в авторитет, по мысли прот. Василия Зеньковского, является «источником творчества», поскольку «сообщает силы, на которые без него человек не способен» [7, с. 48]. Этот факт можно подтвердить наблюдениями за маленькими детьми, которые в присутствии матери или отца играют и проявляют больше творчества, чем в одиночестве. Даже без их слов у детей начинает получаться решение задачи, сходиться ответ в примере и т. п.

Таким образом, с психологической точки зрения, истинный авторитет не есть внушение или подавление, но глубокое, окрыляющее другого человека влияние. Психология истинного авторитета есть «психология влюбленности», поскольку это духовное соединение с тем, кто авторитетен. С точки зрения православной педагогической мысли можно сказать, что это есть «вариант переживания чувства соборности» [7, с. 49]. Авторитет есть «и сила, и свобода», он не может быть навязан, а только может быть свободно признан.

Как завоевать авторитет? На первых порах доверие учителю, особенно работающему с детьми младшего школьного возраста, дается совершенно даром, исключительно в силу его положения. Однако далее его необходимо завоевывать в личном порядке. И если вдруг, поддавшись искушению, учитель обращает авторитет во власть, то, как правило, это приводит ко многим трудностям в работе с детьми.

Отчего искажается суть явления авторитета? Можно выделить, по крайней мере, две основные причины этого:

1. Искажение авторитета может быть продуктом злой воли учителя, который находит свою силу в слабости ученика. Особенно резко это проявляется, порой, во время экзаменов, чему бытует и специальное название — «педагогический садизм».

2. Искажение авторитета может являться результатом своеобразного понимания авторитета самим учеником и его родителями, для которых школа — есть инструмент принуждения, обладающий правом приказания. Как правило, семья, не умеющая самостоятельно справиться с воспитанием ребенка, ждет этого от школы. С этой точки зрения и шалости ребенка есть проявление его неправильного взгляда на школу как на место, где действуют определенные правила. В нарушении этих правил и заключается для ребенка особая прелесть его шалостей.

Итак, человеку, взявшему на себя обязанности воспитателя, педагога, наставника детей, родители вручают важные полномочия, они передают ему на определенное время свою власть, в том числе и в отношении права награждать и наказывать детей, руководить ими, «давая пищу» как для сердца, так и для ума. Учитывая неопытность, эмоциональность, открытость и незащищенность детей, перед учителем всегда стоит проблема не злоупотребления своей властью. Это проблема и нравственной ответственности педагога за того, кого он принимает на воспитание, поскольку известно: что было воспринято в детстве, то и отзовется во взрослой жизни. Влияние учителя косвенным образом распространяется и на семьи воспитанников. Поэтому педагог и должен стремиться к тому, чтобы быть лицом «чистейшим, Богоизбранным и святым». Только в этом случае при добросовестном и умелом исполнении своих обязанностей он сможет оказать действительно благотворное содействие делу становления подрастающей личности ребенка, раскрывая образ Божий в нем, помогая его спасению.