Теоретическая педагогика.

1. Наука о воспитании. Особенности воспитательного процесса.

Если представить общие правила воспитания, вывести частные правила из одного начала (цели), привести их в систему, то мы получим науку о воспитании. Процесс воспитания нельзя свести ни к процессу обучения, ни к процессу развития, но, в то же время, каждый из них предполагает в себе наличие некоего воспитательного начала: обучая и развивая ребенка в том или ином направлении, мы, тем самым, оказываем на него определенное воспитательное влияние. Традиционно в педагогике процесс воспитания рассматривается отдельно. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Если говорить кратко, то предметом данной науки является решение проблем усовершенствования сил человека: духовных, душевных и физических.

Как было отмечено выше, воспитательный процесс имеет свои особенности, отличные от процесса обучения и развития. Рассмотрим их более подробно.

Целенаправленность процесса воспитания. Эта особенность вытекает из самого определения процесса воспитания, однако, воспитание может преследовать различные цели в зависимости от того, кто его осуществляет, или, по определению светской педагогики, в зависимости от «социального заказа».

В любом случае наибольшая эффективность воспитания обеспечивается такой его организацией, при которой цель воспитания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику.

Многофакторность. В процессе воспитания проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, которые обуславливают своим совместным действием невообразимую сложность данного процесса. Личность на протяжении своего становления и всей последующей жизни подвергается одновременному влиянию множества разнохарактерных явлений и, к сожалению, может приобретать не только положительный, но и отрицательный опыт.

Субъективные факторы — это внутренние потребности личности; объективные — это те условия, в которых личность живет, в которых происходит ее становление. Только соответствие субъективных и объективных факторов способствует успешному решению поставленной цели воспитания. Чем более совпадают влияние воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется становление личности в заданном направлении.

Длительность и непрерывность. Воспитание, как правило, не дает ничего законченного, оно лишь «открывает путь и учит идти им» [4, с. 43]. Результаты процесса воспитания долгое время с момента непосредственного воздействия не обнаруживают себя и не ощущаются явственно. Воспитание — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «воспитательное мероприятие» способно изменить поведение или мировоззрение воспитанника. Для достижения каких-либо значимых результатов необходима система работы, освещенная определенной целью. Воспитатель не должен желать слишком скорого действия употребленных им средств. Он должен действовать на воспитанника постепенно. Слишком скорые перемены могут обольщать и радовать воспитателя или родителей, однако эта радость редко бывает продолжительной. Если воспитатель замечает некоторые успехи в деле воспитания, то с удовольствием может обращать на них внимание воспитанника. Если же воспитанник опять будет возвращаться к своим слабостям, то воспитатель никогда не должен терять терпения и надежды. Воспитанник же никогда не должен замечать того, что воспитатель сомневается в его исправлении.

Комплексность. Данная особенность воспитательного процесса предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов в его реализации.

Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это означает, что в одних и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты. Это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитателю. Характер воспитательного процесса изменяется, например, от возрастных особенностей детей, от конкретных условий и ситуаций.

Двусторонность характера. Процесс воспитания идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Нравственные качества, уровень профессиональной подготовки воспитателей, их мастерство, умение сотрудничать с воспитанниками оказывают большое влияние на ход и результаты воспитательного процесса. С другой стороны, чем больше в распоряжении воспитателя информации, которая поступает от воспитанников, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Секуляризованная педагогика отмечает и еще одну возможную особенность процесса воспитания — его противоречивость. Противоречия могут возникать, например, между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения, между школой и семьей, словом и делом и т. п. Здесь целесообразно отметить следующее: назначение воспитания в том и состоит, чтобы подобные «противоречия» исключить. Задача воспитателя — правильно, в соответствии с поставленной целью направить становление личности на основе знания ее потребностей, мотивов деятельности, жизненных планов и ценностных ориентаций. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.