Теоретическая педагогика.

2. Структура процесса воспитания. Диагностика результатов воспитания.

Будущему учителю, наставнику, воспитателю немаловажно разобраться в устроении процесса воспитания, понять его внутреннюю структуру, знать его основные категории. Важно научиться видеть процесс воспитания как определенную систему, то есть знать, как он зарождается, развивается и т. п.

Основными категориями воспитания как системы можно назвать следующие: институты воспитания, цель и задачи воспитания, принципы воспитания, содержание воспитательного процесса, взаимодействие методов и форм воспитания, мотивация, диагностика, результаты воспитания и др. Данные категории воспитания как системы отражены на рис. 3.

Взаимодействие между воспитателями и воспитанниками собственно и составляет суть воспитания (см. рис. 3). В своем развитии воспитательный процесс, то есть процесс становления личности ребенка проходит определенные этапы. Первый из них — это этап «постановки» цели и задач воспитания и осознания воспитанниками требуемых норм и правил поведения. С этой точки зрения важна мотивация, то есть весьма полезно долго и терпеливо объяснять детям, что, зачем и почему следует делать, почему нужно поступать, действовать так, а не иначе. Следуя заданной цели, необходимо соблюдать целесообразный порядок воспитания, придерживаться определенных правил — принципов воспитания, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и к организации воспитательного процесса. Воспитатель, обращаясь к содержанию, воздействует на воспитанника, применяя различные методы и формы воспитания, стараясь вызвать взаимодействие ребенка с предлагаемым содержанием. Главным моментом на данном этапе является деятельность, поскольку одними беседами, объяснениями и увещеваниями желаемого результата добиться трудно. Можно смело утверждать, что чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает целесообразная деятельность, тем выше эффективность воспитания. Непременным и очень важным моментом воспитательного процесса является также воспитание чувств. В детском возрасте эмоциональность — движущая сила поведения. Обостряя чувства, воспитатели смогут скорее достигнуть своих целей. И, наконец, приобретенные таким образом знания о нормах поведения должны перейти в убеждения — твердые, основные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни.