Теоретическая педагогика.

3. Принцип воцерковления.

Без воцерковления, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания. Вне Церкви, вне Евхаристии непостижима полнота Божественной благодати. С педагогической точки зрения наиболее важным является не только индивидуальное приобщение к благодатным силам Церкви, но и создание церковной среды, церковного быта, благодатное преображение социальной жизни.

Церковь через таинство брака преображает естественное сближение мужчины и женщины, а с ними и их детей в «малую Церковь». Родители, давая детям жизнь, обязаны заниматься и их воспитанием. Православное воспитание в семье — это создание атмосферы, проникнутой любовью и благоговением к Богу и людям. Начинается оно с момента крещения ребенка, через которое на него полагается семя жизни во Христе, в нем зарождается духовная жизнь. Однако до развития сознания ребенка эта духовная, христианская жизнь действует в нем как бы вне его и без его ведома. Чтобы эту данную благодать сохранить и приумножить, чтобы ребенок, придя в сознание, смог свободно ее избрать, необходимо соответствующим образом воспитывать дитя. Благодать в младенце укрощает и заглушает грех, но он может снова ожить и восстать, если дать ему пищу и свободу. Чтобы этого не произошло, необходимо влиять на жизнь младенца через приобщение его к Церкви и ее благодатным средствам. Это и частое причащение ребенка, прикладывание к св. Кресту, Евангелию, иконам, частое осенение крестным знамением, окропление св. водою, курение ладаном, осенение крестным знамением колыбели, пищи, благословение священника, молебны. Вообще все церковное, как указывал свт. Феофан Затворник, чудным образом «возгревает» и питает «благодатную жизнь дитяти», является самой безопасной и непроницаемой оградой от покушения невидимых темных сил. Недостаточно быть верующим: «и бесы веруют, и трепещут» (Иак 2:19); надо быть воцерковленным, войти в жизнь Церкви, жить ее благодатными Таинствами, жить в молитвенном и богослужебном ритме церковного года. Вне Церкви нет полноты Божественной благодати, таинственно передающейся из поколения в поколение от апостольских времен. С внешней стороны воцерковление предполагает участие детей в той или иной мере в жизни храма, в церковном пении, в прислуживании, в работах по благоустройству храма. Но главным должно быть воспитание внутреннего духа церковности.

Тот же процесс воцерковления может преображать и школу в «малую Церковь», когда случайная группа детей становится школьной семьей, восходя к церковному началу. Школа только тогда может раскрыть все те духовные возможности, которые скрыты в объединении детей, если она действительно станет единой семьей и укрепит это преобразование через связь школьной жизни с жизнью Церкви. Значение церковной среды как важнейшего фактора в духовном созревании детей состоит в присущей ей соборности. Детская душа духовно живет тем богатством, которое дано в образе Божием, но она духовно развивается не в изоляции от других детей, а через организацию воцерковления школы.