Теоретическая педагогика.

8. Принцип приоритета воспитания над обучением.

Способствуя становлению личности ребенка, необходимо не предупреждать природу, а только помогать ей. В этом плане особенно вредно, когда умственные способности начинают пробуждать слишком рано, требуя от ребенка достаточно напряженной деятельности. В первую очередь это сказывается на характере человека, чертами которого становятся холодность, сухость, мрачность и т. п.

Дух ребенка должен быть расположен таким образом, чтобы у него было твердое убеждение в том, что главное дело есть Богоугождение, а научность есть лишь придаточное качество.

В настоящее время можно с уверенностью сказать: утопия о том, что наука и знания якобы могут создать совершенную нравственность, развеялась. Сегодня успехи науки и падение нравов прекрасно соседствуют друг с другом, и становится страшно, когда знания падают в неокрепшую или злую душу, когда любопытство не охраняется моральными рамками и законами.

Поэтому православная педагогика твердо стоит на той позиции, что религиозное, духовно-нравственное воспитание должно опережать информационно-рационалистическое наполнение ума.