Теоретическая педагогика.

3. Сущность педагогической деятельности в свете православного мышления.

Педагогическую деятельность в свете православного мышления нельзя определить как свод правил, поскольку она представляет собой особый вид деятельности по вслушиванию в Промысел Божий о том, кто доверен педагогу. По этому поводу в некотором роде справедливым является замечание Л. Н. Толстого о том, что каждая человеческая душа должна пройти свой путь, что внешне невозможно устранить того, что растет изнутри. Чрезвычайно важно с этой точки зрения умение родителя, воспитателя, педагога слушать внутренний закон роста души ребенка. Профессор Свято-Сергиевского Православного Института в Париже, протопресвитер Василий Зеньковский по этому поводу отмечал, что «лучше не иметь никакой системы воспитания,… чем делать то, что насильственно должно его (ребенка — Авт.) переделать и только испортить. Тайна человеческого роста настолько индивидуальна, что тот, кто только помогает в этом ребенку, — делает лучше, чем тот, кто что-то навязывает» [7, с. 25].

Однако это вовсе не означает того, что в душу ребенка нельзя ничего вносить, поскольку, если не внесут близкие ребенку люди, то внесет улица, окружающая среда, которая не всегда благоприятна. «Право внесения» должно быть у родных ребенка и его воспитателей. Именно они в первую очередь должны передать ребенку накопленные предыдущими поколениями опыт, культуру, традиции, веру, создавая условия для его личностного становления и развития. В этом и заключается смысл педагогической деятельности, которую можно представить как единство цели, мотивов, действий и результата.

Цель педагогической деятельности в свете православного мышления неотделима от цели жизни верующего человека. Христианство, в отличие от строгих предписаний Ветхозаветного времени, внесло в нашу жизнь главный закон — закон любви. Именно заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим», «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф 22:36–40) являются конечной целью христианской жизни и воспитания.