Теоретическая педагогика.

2. 1. Понятие о мировоззрении. Мировоззренческие убеждения и действительность.

Одной из ведущих задач воспитания личности является формирование мировоззрения. В философском словаре находим следующее определение понятия "мировоззрение": это "система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации" [36, с. 345]. Можно сказать, что мировоззрение — это общее принципиальное осознание сущности мира, его начала начал и конца, положения человека в нем. Мировоззрение выступает как способ осмысления, понимания и оценки окружающего нас мира. Оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями и понятиями. Мировоззрение определяет характер личностного отношения человека к миру и себе подобным, смысл его жизни.

Мировоззрение является ядром структуры личности и, следовательно, без знаний о мире, о человеке, без жизненного идеала, без оценки всего происходящего с точки зрения ценностей и убеждений, а, главное, без деятельности в соответствии со своими убеждениями, нет и личности как таковой.

Структура мировоззрения состоит из следующих компонентов:

¤ познания как овладения необходимой информацией, осведомленности о принятых нормативах поведения, деятельности и т. п.;

¤ эмоционального, личного отношения ко всему усвоенному;

¤ волевой готовности к действию (в соответствии с имеющимися взглядами и нормами).

Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему. Знания, переходящие во внутреннюю позицию личности, называются убеждениями. Убеждения человека являются результатом усвоения им коллективного и индивидуального опыта людей. Убеждения определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства и поступки. Они заключают в себе веление действовать.

Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, ценностных ориентаций личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Дальнейшее поведение человека и его деятельность регулируется волей. Воля — это несводимая к интеллекту и чувствам сторона сознания. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.

Многие современные авторы отмечают, что выработке мировоззрения способствует собственный жизненный опыт человека. Однако необходимо заметить, что жизненный путь, проходимый человеком, содержит в себе случайности, и мировоззрение, построенное только на таком опыте, оказалось бы отрывочным и малосистемным. Поэтому воспитатель, имея цель способствовать становлению мировоззрения воспитанника, должен вести соответствующую деятельность целенаправленно, используя различные пути и средства. Формирование мировоззрения — это процесс ориентации детей в культурно-социальном пространстве общества, вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям и понятиям, установление иерархической системы ценностей. Адекватно своему мировоззрению человек ведет себя в обществе. Целесообразно выделить, по крайней мере, следующие основные факторы, способствующие формированию мировоззрения детей:

¤ подражание личному примеру и социальной позиции родителей и педагогов, "перенятие" их взглядов на жизнь;

¤ преемственность воспитания и обучения, их взаимопроникающее влияние друг на друга;

¤ воздействие на эмоции личности;

¤ подражание поступкам известных людей;

¤ трудовая и общественная деятельность;

¤ осуществление в учебной деятельности межпредметных связей, позволяющих увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем.