Учимся рисовать карандашом.

Глава 15. Рыбки, сосиски и правильные овалы.

«Никаких рыбок и сосисок! Надо рисовать правильные овалы!».

Именно так говорил мой преподаватель Сергей Иванович Полуйчик, когда смотрел наши первые натюрморты. Благодаря этой фразе я сразу запомнила, как должны выглядеть правильные овалы при построении тел вращения (телами вращения называются предметы, у которых в основании круг; если смотреть на них сверху, то будет виден круг: кувшины, кружки, бутылки и т. п.).

Итак, знакомимся с рыбками, сосисками и правильными овалами.

«РЫБКА» – неправильный овал с острыми углами (рис. 66).

Учимся рисовать карандашомРис. 66. «Рыбка».

Овал – это круг, который лежит на плоскости, поэтому с какой бы стороны мы ни смотрели, у него не может быть острых углов. «СОСИСКА» – неправильно нарисованный овал с параллельными сторонами (рис. 67).

Учимся рисовать карандашомРис. 67. «Сосиска».

Еще раз, чтобы запомнилось: овал – это круг на плоскости, у круга нет параллельных сторон. ПРАВИЛЬНЫЙ ОВАЛ без острых углов и параллельных сторон (рис. 68).

Учимся рисовать карандашомРис. 68. Правильный овал.

Соблюдая правила перспективы, у правильного овала дальнюю часть (на рисунке заштрихована) рисуют меньшего размера, ближнюю к зрителю – чуть большего (рис. 69).

Учимся рисовать карандашомРис. 69. Ближняя и дальняя части овала.

Именно это заставляет воспринимать правильные овалы не как обычные овалы, а как круг, лежащий на плоскости. Еще одна особенность овалов – изменение ширины в зависимости от того, с какой высоты на них смотришь. Схематично это выглядит так (рис. 70).

Учимся рисовать карандашомРис. 70. Восприятие овала в зависимости от взгляда наблюдателя.

Например, у нас на разной высоте стоят три одинаковых стакана. Один стакан стоит на полочке на уровне глаз. Так вот, на уровне глаз любой круг превращается в прямую линию. Но верхний край стакана выше уровня глаз, и поэтому мы видим не овал, а дугу, выгнутую вверх.Второй стакан стоит на столе ниже уровня глаз, и, глядя на него, мы видим верхний край стакана в виде овала, но его дно расположено еще ниже, поэтому дуга донышка стакана будет образовываться овалом чуть шире верхнего.Третий стакан стоит на стуле и находится еще ниже второго стакана, поэтому его овалы будут еще шире.А если стакан поставить на пол и посмотреть на него сверху, то он будет выглядеть как круг. Вот так одинаковые стаканы меняются от угла зрения. Для наглядности можно провести такой эксперимент с собственной посудой на кухне.