Учимся рисовать карандашом.

Глава 19. Контрольные работы.

Вот и подошли к концу наши уроки.

Самый умница и молодчинка тот, кто не только прочитал мою болтовню, но и выполнил все практические задания, развил глазомер, научился определять тона, начал видеть и рисовать, как Настоящий Художник.

Я думаю, вы уже поняли, что научить всем азам карандашной графики невозможно с помощью одной-единственной книги. Зато как приятно знать, что секретов художественного мастерства, оказывается, тьма-тьмущая и захватывающих открытий хватит на всю жизнь. Что каждый раз найдется что-то новое, интересное, чему стоит удивиться. Что рисование – это не удел избранных, рисовать можно научиться.

Но учиться надо как? Системно-поэтапно, от простого к сложному!

Осталось выполнить две контрольные работы.

Эти две работы покажут, научились вы чему-то, выполняя мои задания, или зря тратили свое время.

Эти две контрольные такие же, как и самые первые задания на этом курсе: вам нужно нарисовать руку и пейзаж с натуры. После того как выполните контрольные работы, достаньте свои первые тестовые рисунки и сравните. Многих моих учеников это сравнение удивляло и даже ошеломляло. Многие ученики после окончания курса доставали свои первые работы пятнами и понимали, что они недорисованные. Желаю вам похожих ощущений. Это значит, что задания были выполнены не зря.

Итак, контрольная работа: нарисуйте с натуры руку и пейзаж.

Вы можете нарисовать свою руку или попросить кого-то вам позировать и нарисовать руку натурщика.

Вы можете нарисовать пейзаж из окна или выйти на пленэр.

Вы можете использовать сетку во время рисования, если с помощью сетки вам легче рисовать.

Если сетка вам уже мешает, а не помогает, то можете выполнять эти задания без сетки.

Помните: все совершенно индивидуально!

Нет двух одинаковых людей, даже близнецы ведут себя по-разному. Так и не может быть двух одинаковых художников. Не верьте в незыблемые законы, о которых вам будут говорить профессионалы. Конечно, учиться рисовать нужно всю жизнь, но на этом интересном пути вы и создадите ваши прекрасные картины. Не ждите того времени, когда вы станете профессионалами, чтобы начать рисовать настоящие картины. Рисуйте сейчас, пробуйте что-то новое, экспериментируйте, находите недостающие знания и создавайте свои шедевры.

Почему я пишу об этом?

Потому что я знаю многих людей, получивших художественное образование, но не рисующих. Они словно спят, они ждут, когда кто-то придет и скажет им, что они действительно Художники, что они имеют право рисовать.

Знайте! Никто к вам не придет и не скажет, что вы – Художник. Никто не дает разрешения на творчество. Даже получив официальное художественное образование, человек не получает право на творчество. Такого права в природе не существует. Только вы сами можете разрешить себе рисовать. Это то же самое, что влюбиться. Художник вы или нет, об этом никто, кроме вас, знать не может.

В то же время всегда будьте готовы к критике. Критика – это нормальное общение между художниками. Художники все время друг друга критикуют. Вам надо об этом знать. В любом случае, услышав критику в адрес своей работы, не спешите впадать в уныние, биться головой о стену, вешаться или топиться. Делите критику на «конструктивную» и «мусор». Если слышите критику, то задайте себе мысленный вопрос: «Чем мне может помочь это замечание? Что полезного оно несет?» Если вам подсказали что-то, как улучшить вашу технику, как сделать интереснее композицию и тому подобное, то скажите спасибо этому человеку, ведь он поделился с вами своим сокровищем – знаниями, которые, возможно, сам собирал по крупицам. Это конструктивная критика.

Если критика не несет ничего ценного и полезного, например, вам указали на ошибку в вашей работе, но высказались невнятно, непонятно, не дали совета, как исправить, то это мусор, который вам совсем не нужен. Тут же мысленно выкиньте его в помойное ведро. Не надо рассуждать, почему человек вам так сказал, что он имел в виду. Ваша душа – не склад для мусора и не мусороперерабатывающий завод! Ваша душа – священный храм творчества, и пусть в ней хранится только все самое ценное, нужное и полезное для вашего творчества.

Помните, что вы – индивидуальность.

Возможно, то, что подходит другому художнику, вам не подойдет, и наоборот, то, что не получается у других, у вас может получиться превосходно. Как вам удобнее, так и рисуйте. Прислушивайтесь к себе, прислушивайтесь к своему организму: как вам удобнее? Как вам легче? В каком случае вы больше получаете приятных ощущений от рисования? В каком случае ваши работы выглядят интереснее и больше притягивают зрителей?

Надо, чтобы и процесс, и результат доставляли вам удовольствие (рис. 110).

Желаю вам успеха в дальнейшем творчестве!

Учимся рисовать карандашомРис. 110. Успехов!

На прощание хочу вас повеселить характеристиками психотипов художников.