Учимся рисовать карандашом.

Маленький словарь художника.

Абрис – контурное изображение фигуры или предмета.

Акцент – выделение цветом, линией или расположением (лица, предмета или фигуры) для привлечения особого внимания зрителей.

Аэрограф – прибор для тонкого распыления краски.

Багет – деревянная или пластиковая планка для изготовления декоративных рам.

Вернисаж – торжественное открытие выставки.

Граттаж – техника выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом по бумаге, покрытой воском и тушью.

Грунт – тонкий слой специального состава, наносимый на холст или другую основу для предотвращения впитывания основой связующего вещества (масла).

Деформация – художественный прием, изменение, искривление формы изображения.

Декоративность – художественные свойства, усиливающие эмоционально-выразительную и художественную роль изобразительного искусства.

Диптих – две картины, связанные одним сюжетом, идеей или замыслом, выполненные в одной технике.

Детализация – тщательная проработка деталей изображения.

Жанр – исторически сложившееся подразделение во всех видах искусства.

Жухлость – изменения в красочном слое, из-за которых часть поверхности картины теряет блеск и яркость красок.

Карнация – приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.

Колорит – соотношение цветовых тонов.

Коллаж – наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Композиция – построение художественного произведения. Правильная композиция придает произведению единство и целостность.

Корпусное письмо – прием в живописи; наложение красок плотным, непрозрачным слоем.

Кракелюр – мелкие трещинки красочного слоя в произведениях живописи.

Лессировка – прием живописной техники, нанесение полупрозрачных красочных слоев.

Мастихин (шпатель) – инструмент в виде лопатки для нанесения краски на холст ровным слоем или, наоборот, придания красочному слою рельефности.

Миниатюра – произведение изобразительного искусства небольшого размера.

Мольберт – станок для живописи, на котором закрепляют подрамник с холстом, картон или другую основу будущей картины.

Монохромия – одноцветность.

Муштабель – деревянная палочка, с помощью которой поддерживается рука живописца над картиной при проработке мелких деталей.

Набросок – произведение живописи, графики или скульптуры, бегло и быстро выполненное художником.

Нюанс – очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени.

Основа – холст, доска, фанера, картон, бумага, шелк и т. д., на которые наносят грунт и красочный слой в живописи.

Палитра – 1) небольшая тонкая деревянная (пластиковая) доска для смешивания красок; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы.

Панорама – круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.

Паспарту – картонная рамка для картины.

Пастозность – вид красочного слоя, который возникает при неровном нанесении густой краски.

Перспектива – система изображения объемных тел на плоскости, передающая пространственную структуру этих тел и расположение их в пространстве.

Пленэр – живопись на открытом воздухе.

Подмалевок – подготовительная стадия работы над картиной в технике многослойной масляной живописи.

Подрамник – деревянный каркас, на который натягивается холст для написания картины.

Полихромия – многоцветность.

Полутень – элемент светотени; промежуточное положение между светом и глубокой тенью.

Профиль – вид лица или предмета сбоку.

Размывка – техника работы кистью с обильным применением воды, дающая сложные и богатые живописные эффекты в рисунках сепией, тушью, акварелью и др.

Ракурс – перспективное сокращение изображенных предметов. Применяется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

Растушевка – растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, сангиной, пастелью.

Растушка – короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растушевки.

Ретушь – исправление изображений.

Рефлекс – отсвет цвета и света на каком-либо предмете от плоскости или от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т. д.).

Розетка – орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка.

Светосила – в живописи – степень насыщенности цвета; сравнительная степень светлоты цвета по отношению к другим соседним цветовым тонам; в графике – степень светлоты одного тона по отношению к другому, находящемуся рядом с ним.

Светотень – градации светлого и темного, позволяющие воспринимать объем фигуры или предмета. Градациями светотени являются блик, свет, тень, полутень, рефлекс.

Сепия – прозрачная коричневая краска для рисунков кистью и пером.

Соус – приготовленная из графита или сланца с водой застывшая масса, употребляемая для рисования кистью. Соус – один из видов пастели.

Стаффаж – фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение.

Станковая живопись – живопись, созданная на станке (мольберте). В отличие от монументальной произведение станковой живописи создается на нестационарном основании: холсте, картоне, доске, бумаге, шелке.

Стилизация – упрощение рисунка, формы, цвета и объема.

Сфумато – прием в живописи, смягчение очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, позволяющее передать окутывающий воздух. Прием сфумато был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.

Сухая кисть – технический прием, сочетающий живопись и графику: работа жесткими кистями, слабо насыщенными масляными красками, на негрунтованной ткани или бумаге.

Сухая игла – вид техники гравирования, рисунок процарапывается иглой на металлической доске.

Темпера – живопись красками, в которых связующим веществом являются эмульсии. Распространены эмульсии из: 1) воды и яичного желтка; 2) разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком.

Терракота – вид керамики, неглазурованные изделия из обожженной цветной глины.

Тон – основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины и придающий единство колориту.

Тональность – особенность художественного произведения, определяется соотношением его цветов или тонов.

Трафарет – приспособление для оттиска красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение мотива.

Триптих – произведение живописи, состоящее из трех самостоятельных частей на общую тему. Обычно средняя часть триптиха выделяется своим содержанием и размерами.

Фактура – свойства поверхности художественного произведения.

Флейц – широкая кисть из мягкого волоса для нанесения краски тончайшими слоями.

Фрагмент – часть произведения.

Художественная техника – совокупность способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение.

Цветовой контраст – сопоставление дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Контрасты дополнительных, холодных и теплых цветов являются неотъемлемым элементом цветового решения картин.

Цикл – серия живописных, скульптурных или графических произведений, объединенная одной темой, сюжетом и техникой изображения.

Экспрессия – выразительность произведений живописи и пластики. Часто это передача движения или ярких эмоций.

Энкаустика – восковая живопись, выполненная горячим способом.

Эскиз – предварительный набросок художественного произведения или его части.

Этюд – произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения.

Этюдник – переносной ящик для красок, кистей со специальным местом для этюдов.