Упражнения цигун для начинающих.

Энергетика.

За счет интенсивных поворотов движение вызывает активнейшую циркуляцию в «опоясывающем» канале дай-май, а также отменное поступление «почечной» Юань Ци в нижний даньтянь. В свою очередь координация поясницы и толчков руками с подтягиванием ануса на вдохе вовлекает собранную Ци в движение по «малой орбите», по каналам ду-май и жень-май.

Когда в момент вдоха мы втягиваем живот и анус, а Ци поднимается из промежности вдоль позвоночника (ду-май), ее легко провести до макушки, опустить к носу и возвратить в нижний даньтянь каналом жень-май. Но можно задействовать и иной путь, при котором Ци через лопатку, подмышечную впадину, по внутренней стороне плеча, локтевого сгиба, предплечья и запястья поступает к центру ладони, прямехонько в лао-гун и средний палец, заполняя, помимо канала перикарда, все «ручные» отделы каналов сердца, легких, толстой кишки, тонкой кишки и «трех обогревателей». В момент возврата руки и мягкого выдоха живот и анус освобождаются, а чуть заметное проседание в коленях создает эффект «погружения» в стопы, что позволяет просто и естественно опустить Ци в даньтянь по каналу жень-май.

Когда ладонь выполняет толчок, нетрудно заметить, что ступни сильнее упираются в земную твердь, причем напряжение пальцев приподнимает центры юн-цюань. Такое движение вызывает их «открывание» и вытягивание «земной» Ци и энергии из «ножных» каналов к зоне промежности, вовлекая их в циркуляцию по «орбите». Что мы имеем в итоге? Синхронная циркуляция в «ручных» и «ножных» меридианах, а также в «малой орбите» является, по сути, «большой циркуляцией». Это впечатляющее достижение!

Если концентрация и плотность Ци достаточно велики, то ее поток может сам собой разделиться надвое, и его часть (при условии постоянной работы ануса) попадает в «пронизывающий» канал чун-май, проходящий внутри позвоночного столба. Результатом будет обильное питание спинного и головного мозга свежей энергией, что считается фундаментальной победой в практике даосской йоги. Самыми скромными проявлениями этого станут заметный духовный подъем и практически полное владение ситуацией, если речь идет о боевых аспектах ушу. Однако здесь следует оговориться: чтобы описанный эффект принес хоть какую-то пользу в схватке, мозг должен быть энергетизирован постоянно, а не по трудновыполнимому в стрессовой ситуации «заказу» – а это уже результат колоссальной, самоотверженной практики в течение долгих-долгих лет.