Ваш ребенок и его успех.

Упражнения.

1. Знакомство (1—11-й).

1. Дети садятся в круг и каждый называет:

• свое имя и ту область, в которой он считает себя успешным (Я – Петя, который умеет всех смешить);

• свое имя и чувства, которые он сейчас испытывает (Я – счастливая Маша).

В семье так можно начинать воскресный завтрак или ужин: «Кто же у нас сегодня собрался за столом?» Первое время начинает кто-то из взрослых («Я замотанная мама – Таня»), когда дети поймут правила игры, можно начинать с них.

Ваш ребенок и его успех

2. Группа делится на пары и каждый рассказывает напарнику о себе в течение 5 минут. После этого все опять собираются и обсуждают, что их больше всего удивило в рассказе.

2. Обмен именами (1—8-й).

Раздайте детям карточки и попросите их написать свое имя в центре карточки. Пусть они украсят надпись с помощью маркеров, фломастеров или цветных карандашей. В отведенном под имя месте они могут добавить несколько слов, рисунков или символов, которые описывают их увлечения, сильные стороны, любимые места и способ времяпрепровождения. Попросите ребят раскрасить только центральный прямоугольник и не раскрашивать поле, в котором написано их имя.

Ваш ребенок и его успех

После этого дети начинают знакомиться. Цель – записать имена одноклассников в отведенных полях. При знакомстве каждый должен сказать свое имя и показать карточку, кратко объяснив смысл символов, которые он использовал на карточке, и записать имя представившегося ему ребенка. Игра продолжается, пока все карточки не будут заполнены.

Ваш ребенок и его успех

В семье ребенок таким образом может «знакомиться» с родственниками, игрушками.

3. Книга улыбок (2—6-й).

Предложите ребенку самому изготовить «Книгу улыбок» (за основу возьмите красивую тетрадь или блокнот). Задание звучит так.

Ваш ребенок и его успех

1. Посмотри журналы. Найди картинки людей, которые улыбаются. Вырежи улыбающиеся лица и наклей их на обложку своей книги. Что ты чувствуешь?

2. Посмотри на свои старые фотографии. Найди одну, на которой у тебя самая широкая улыбка. Наклей ее в свою книгу на страницу 2. На странице 3 напиши о том, что заставило тебя так улыбаться.

3. Найди троих друзей. Измерь длину улыбки каждого из них. Запиши свои открытия на 4-й и 5-й страницах твоей книги.

1. Кто твои друзья?

2. Какая длина улыбок твоих друзей?

3. Какая ширина улыбок твоих друзей?

4. Посмотри газету. Найди историю, которая заставит тебя улыбнуться. Вырежи ее и вклей в свою книгу. Почему ты выбрал эту историю? Что в ней заставило тебя улыбнуться? Напиши об этом на 6-й и 7-й страницах.

5. Понаблюдай за теми людьми, кто, по твоему мнению, имеет хорошую улыбку. Найди «улыбку победителя» среди мальчиков, девочек, среди взрослых мужчин, взрослых женщин. Запиши свои наблюдения на страницах 8 и 9. Что такого особенного было в улыбке каждого победителя?

4. Секретный «Человек – доброе слово» (д. с. – 4-й).

Ведущий выбирает ребенка, который в течение дня будет играть роль «Человека – доброе слово», и объявляет группе, что человек выбран. Дети не знают, кто именно им является. В течение дня этот секретный «Человек – доброе слово» считает все дружеские реплики в свою сторону. В конце дня он рассказывает всему классу, кто и что ему сказал.

Другой вариант: «Человек – доброе слово» будет считать, сколько раз ему скажут кодовое слово или фразу (например, таким паролем может быть фраза «Мне нравится твоя улыбка»). Когда 5 человек сказали ему кодовое слово, «Человек – доброе слово» ищет себе замену.

5. Дети пишут позитивные послания (2—6-й).

С помощью родителя или воспитателя дети пишут записочки с добрыми словами своим друзьям:

• «Спасибо за…».

• «Выздоравливай, мы скучаем по тебе…».

• «Мы очень гордимся тобой…» и т. д.

6. Позитивная обратная связь (2—8-й).

В конце любого мероприятия организовывается обратная связь – дети говорят или посылают записки друг другу со следующими утверждениями:

• «Мне нравится, когда ты…».

• «Мне помогает, когда ты…».

• «Наша команда сегодня была лучше, потому что ты…».

Можно также предложить, чтобы ребенок написал пять вещей, которые может сделать или сказать кто-нибудь другой для того, чтобы он себя чувствовал хорошо и успешно. Например:

• «Улыбнись, когда увидишь меня».

• «Выслушай меня, когда я говорю».

• «Скажи мне, что я был полезным для нашей команды».

• «Скажи мне, что скучал, когда меня не было».

7. Кармашек с улыбками (д. с. – 4-й).

Вырежьте полоски 1 × 5 см из плотной бумаги светлого цвета. У каждого ребенка должно быть столько полосок, сколько детей в классе. Дети пишут имена одноклассников на разных полосках и складывают их в кармашек, склеенный из бумаги.

Занятие начинается с того, что каждый произвольно выбирает три полоски из кармашка, про себя, не вслух, читает написанные имена и кладет эти полоски в другой кармашек (на нем может быть изображена улыбка). Задача состоит в том, чтобы в течение дня ребенок сказал какую-нибудь подбадривающую фразу друзьям, имена которых он вытащил.

Ваш ребенок и его успех

Поскольку позитивному настрою лучше всего обучать на собственном примере, сделайте такие же кармашки для себя. В конце дня попросите учеников отгадать, кто из одноклассников вытащил полоски с их именами. Можно задать такие вопросы:

– Как ты узнал, что Ваня вытащил твое имя?

– Что подбадривающего сказал тебе твой друг?

– Ты хотел бы что-нибудь из услышанного сегодня использовать завтра?

На следующий день каждый выбирает три новых имени и повторяет процедуру, пока все имена из первого кармашка не перекочуют в кармашек с улыбкой.

Можно использовать и немного другой вариант этой игры.

8. Банки с улыбками (д. с. – 4-й).

Возьмите 3 пустые банки (или пакеты из-под сока с отрезанной верхней частью), полоски (1 для каждого ребенка + 1 для воспитателя + 15 дополнительных). На полосках напишите карандашом имена ребят. Для детей, не умеющих читать, вы можете наклеить сверху фотографии. Поместите все полоски с именами в банку с надписью «Друг».

На оставшихся 15 полосках напишите карандашом позитивные фразы. Попросите ребят придумать их самостоятельно. Напомните им, что это должны быть фразы, которые подойдут всем (например, фраза «Мне нравятся твои коричневые ботинки» для этой роли не подойдет), и что эти фразы должны вызывать улыбку на лицах друзей. Все фразы должны быть такими, чтобы их можно было сказать любому ребенку в группе. Полоски с позитивными фразами могут быть другого цвета, чем полоски с именами. Вот примеры позитивных фраз.

Я рад тебя видеть.

Мне нравится быть с тобой.

Ты мне нравишься.

Ты хороший друг.

У тебя есть хорошие идеи.

С тобой приятно провести день.

С тобой весело.

Я рад, что ты рядом.

Давай поиграем вместе.

Большое тебе спасибо.

Положите эти полоски в банку с надписью «Слова-улыбки».

Каждый день вы выбираете ребенка, который тянет одну-три полоски с именами друзей из банки с надписью «Друг». В течение дня он должен сказать позитивную фразу этим ребятам. Если малышу нужны идеи насчет позитивной фразы, он может вытащить полоску с фразой из банки с надписью «Слова-улыбки». Полоски с именами детей, которым сказали позитивные фразы, складываются в банку с надписью «Улыбающийся друг». Когда в банке «Друг» не останется имен, положите их обратно и начните игру сначала.

Варианты игры.

1. У каждого – своя собственная банка с улыбками. Каждый день ребенок вытаскивает имя из банки «Друг», читает его и кладет в банку «Улыбающийся друг» после того, как сказал этому человеку дружескую фразу.

2. Когда дети входят в класс, они вытаскивают полоску из банки «Друг», читают имя, написанное на ней, и кладут в банку «Улыбающийся друг». Этот человек становится секретным другом на целый день. Именно ему нужно говорить дружеские фразы. Таким образом, каждый день каждый ученик говорит и получает дружеские комплименты.

3. Как и в предыдущем варианте, дети вытаскивают полоску с именем, а затем пишут или рисуют дружеские комплименты тому, кому они предназначаются.

Всегда держите достаточный запас полосок с позитивными фразами рядом с банкой «Друг», чтобы дети могли воспользоваться ими в течение дня.

9. Комплимент (д. с. – 4-й).

Для создания «веревки комплиментов» возьмите длинный шнур или веревку и приготовьте вырезанные из картона шаблоны – фигурки мальчиков и девочек. Каждый ребенок может украсить фигурки кусочками бумаги, тесьмой, разрисовать карандашами и т. д.

Затем напишите на фигурках имена детей (желательно тонким черным маркером) и наклейте сделанные фигурки на прищепки, которые должны быть равномерно размещены по всей длине веревки.

Обмен комплиментами может осуществляться несколькими способами. Например, ребенок, делающий комплимент, берет листик (можно заготовить шаблон), заполняет его и прикрепляет на фигурку получателя комплимента (эта часть занятия подходит для тех детей, которые умеют писать).

Есть другие варианты.

1. Ежедневно каждый выбирает секретного друга, случайно вытягивая имя одноклассника из коробки, в которой лежат карточки с именами всех детей (также для этой цели можно использовать банки с улыбками). Необходимо в течение дня написать комплимент секретному другу и прикрепить его на соответствующую фигурку на веревке.

2. Дети могут также передавать комплименты кому-то из одноклассников по собственному выбору – особенно тем, кто сказал или сделал им что-то доброе.

3. Выбирается ребенок, который получает комплименты в течение дня. Каждый пишет записку с добрыми словами этому человеку и прикрепляет к его/ее фигурке. В конце дня получатель собирает все послания от класса.

4. Дети пишут комплименты одноклассникам по специальным поводам («Спасибо, что ты…», «С днем рождения», «Поправляйся, мы по тебе скучаем» и др.).

10. Человек недели/дня (2—11-й).

Ваш ребенок и его успех

Вывешивается фотография одного ученика или, если играют дома, любого члена семьи, и все пишут этому человеку комплименты.

11. Счастливые происшествия (2—8-й).

Выбирается секретарь, который записывает хорошие события, произошедшие в течение дня. В семье роль секретаря выполняет ребенок.

12. Отмечаем негативные высказывания (д. с. – 11-й).

Очень часто мы даже не замечаем своих негативных высказываний. Научите детей опознавать негатив с помощью кодового слова или звука. Заранее оговорите пароль и произносите его после каждого такого высказывания.

Кодовыми могут стать слова: «осуждение», «колючка», «колкость» или звуки наподобие «бз-з-з», «динь-динь». Это помогает говорящему понять, что его слова были неуместны. Например, ребенок говорит: «Маша не может ничего нарисовать. Дурная она какая-то». Ваша реакция: «Бз-з-з… Что ты сказал? Подумай, как сказать по-другому».

13. Одно осуждение равно одному одобрению (д. с. – 11-й).

Введите правило, согласно которому нельзя говорить оскорбляющие фразы. Каждый раз, когда такая фраза произносится, ее необходимо заменить на одобряющую.

14. Научите ребенка позитивно говорить о себе (д. с. – 6-й).

Указывайте детям на их положительные качества и делайте так, чтобы они сами проговаривали свои положительные качества или поступки (вначале убедитесь, что они действительно таковыми являются ☺).

Например, «Максимка, ты сегодня очень хорошо потрудился. Твое сочинение написано четко и ясно. Ты можешь собой гордиться и по праву себя похвалить!».

Диалог, конечно же, происходит только между ребенком и вами. Ребенок с низкой самооценкой может обидеться, если вы заставите его произносить эту фразу перед всем классом или другими членами семьи.

15. Негатив меняем на позитив (д. с. – 11-й).

Вы предлагаете ребенку поучиться изменять негативные мысли на позитивные. Например:

• Негативная мысль: Я слишком высокий.

• Позитивная мысль: У меня потенциал баскетболиста.

Или.

• Негативная мысль: Ничего не могу делать хорошо.

• Позитивная мысль: Может, я и не могу танцевать, зато я отличный пловец.

Или.

• Негативная мысль: Я глуп.

• Позитивная мысль: Каждый может делать ошибки, а я еще и пытаюсь на них учиться.

16. Давай понаблюдаем (д. с. – 6-й).

Вы предлагаете детям понаблюдать за собой. За каждое позитивное утверждение ребенок получает какой-либо символ (орешек, солнышко) и кладет его в левый карман, при негативном утверждении этот символ перемещается в правый карман. В конце дня проводится подведение итогов.

Ваш ребенок и его успех

17. Темы для личного журнала (интервью).

Из ниже перечисленных тем выберите «тему дня», или пусть каждый ребенок сам вытянет карточку, на которой обозначена тема. Дети записывают свои размышления на заданную тему, а затем меняются карточками (до четырех раз в день). Таким образом, у них будет возможность обдумать несколько ситуаций. К предлагаемым темам вы, естественно, можете добавлять свои.

1. Особый человек в моей жизни.

2. Я всегда могу рассчитывать на…

3. Одно правило, которое я бы хотел изменить в нашей семье.

4. Одно правило, которое я бы хотел изменить в нашей школе.

5. Если бы я был учителем…

6. Если бы я был президентом…

7. Я бы не хотел потерять…

8. Если бы я был родителем, я бы дал своему ребенку следующий совет…

9. То, что мне запрещают, я бы позволил своим детям.

10. То, что мне нравится дома больше всего.

11. Причина, по которой взрослые устанавливают правила.

12. Два правила, которым должны следовать старшие братья (сестры).

13. Два правила, которым должны следовать младшие братья (сестры).

14. Если бы я мог устанавливать правила для школы, я бы…

15. Думаю, самое важное школьное правило, это…

16. Правило, которое сделало бы этот мир (школу, семью) лучше.

17. Люди ждут от меня…

18. Мои родители ждут от меня…

19. Мои учителя ждут от меня…

20. Когда я в незнакомом месте, я чувствую себя…

Коротко о главном.

• Не существует «хороших» или «плохих» детей. Все зависит от того, что вы сами хотите увидеть. Замечайте хорошее в поведении своих детей.

• Основная ошибка состоит в том, что взрослый стремится только искоренять пороки, реагирует на проступки, осуждает их. В результате у ребенка складывается убеждение, что он плохой. При этом у него не возникает никакого желания исправляться.

• Взрослый должен учитывать, что у каждого ребенка есть стремление к хорошему; плохое его самого тяготит и вызывает страдание. Если ребенок и проявляет себя только в плохих поступках, то лишь потому, что никак иначе показать себя не умеет. Задача воспитателя убедить ребенка в наличии у него положительных качеств, а не закрепить у него отрицательные.

• Важно организовать правильное поведение ребенка, различными способами постараться привлечь его к совершению хороших поступков, поощрять их.

• Необходимо помогать детям замечать хорошее в своей жизни, учить их позитивному языку, комплиментам.