Ваш ребенок и его успех.

Упражнения.

1. Мое физическое Я (д. с. – 4-й).

Ребенок ложится на лист бумаги, помощник обрисовывает контуры его тела. Затем могут быть варианты:

• в рамках контура ребенок описывает себя, свои физические черты (будто тому, кто его никогда не видел). Те, кто не умеет писать, могут сделать коллаж из фотографий, рисунков, вырезок;

Ваш ребенок и его успех

• ребенок пишет краткую биографию своих волос, зубов и т. д.;

• описывает то, что ему в себе нравится, какая одежда и цвет ему больше всего подходят.

Следующие упражнения показывают ребенку его уникальность и непохожесть на других.

2. Измерь себя (1—4-й).

Предложите детям, используя сантиметр и помощь друга, заполнить «анкету».

Ваш ребенок и его успех

3. Отпечаток пальца (д. с. – 6-й).

Дети с интересом и большим удовольствием делают на бумаге отпечаток своего пальца (можно использовать краски, чернила), а затем сравнивают свой рисунок с рисунками других.

4. Зеркало и я (1—6-й).

Ребенок садится перед зеркалом в полный рост и закрывает глаза. После того как он их открыл, он начинает рассказывать, что он видит в зеркале, что ему нравится больше всего в отражении. Если ребенку сложно, можно предложить ему ответить на следующие вопросы: «Если б зеркало могло говорить, чтобы оно рассказало о тебе?», «Что зеркало знает о тебе?» Участие в этом упражнении требует мужества, поэтому лучше, если взрослый начнет первым.

5. Зеркало и мы (1—6-й).

Ребенок выбирает несколько человек (не больше 5) и садится перед зеркалом. Выбранные товарищи становятся за ним так, чтобы их лица были видны в зеркало. Ребенок, не отрываясь, смотрит себе в глаза в зеркало и говорит все позитивное, что он видит в себе. Когда он останавливается, то кто-нибудь из пятерки товарищей сзади дает ему «подсказку». Тут нельзя спешить. На упражнение дается 5 минут.

6. Беседы о физической привлекательности (1—8-й).

Расскажите детям о канонах красоты в разные времена и у разных народов. Можно также побеседовать на тему «Что во внешности возможно изменить, а что необходимо принять?».

Ваш ребенок и его успех

7. Походка (д. с. – 8-й).

Это упражнение поможет детям почувствовать свое тело, даст возможность поиграть с ним. Ведущий обращается к ребенку со словами: «Пожалуйста, покажи мне, как ты ходишь в следующих ситуациях»:

• ты счастлив, чувствуешь себя на седьмом небе;

• в школе раздался сигнал тревоги, и тебе надо срочно убегать;

• во время занятий спортом ты ударился, и у тебя болит нога;

• ты двигаешься в воде, которая достает тебе до бедер;

• ты переходишь через болотистое место в лесу;

• ты спускаешься с холма;

• ты идешь вечером по темной пустынной улице;

• ты балансируешь на стволе дерева;

• ты держишь в руке сосуд, наполненный горячей жидкостью;

• ты находишься на корабле, который попал в шторм;

• ты переходишь ручей, прыгая с камня на камень;

• ты идешь за кем-то и хочешь, чтобы он тебя не заметил;

• ты разочаровался в любви;

• играя в футбол, ты забил гол;

• ты только что проснулся;

• ты идешь домой после уроков.

На каждый тип походки выделите от 30 до 60 секунд.

8. Словесный портрет (2—8-й).

Для этого упражнения нужно, чтобы все дети могли видеть друг друга. Каждый ребенок описывает внешний облик одного из своих товарищей так, чтобы объект, который он описывает, не заметил этого. Необходимо сделать акцент на том, что описание должно быть приятным для хозяина портрета. В тексте нельзя упоминать имена.

Соберите сочинения, перемешайте их и зачитайте словесные портреты по очереди. Ребята должны угадать, кто представлен в каждом портрете (на сочинение дается 30–45 минут). Затем можно провести обсуждение, задав детям вопросы: «Кого ты выбрал для описания и почему? Кто описывал тебя? Чей портрет тебе понравился больше всего?».

Коротко о главном.

• Рост, телосложение, цвет глаз и волос способны стать главными факторами, которые определяют чувство собственной ценности ребенка.

• Для детей тело «умно и говорливо», они легко понимают язык мимики и пластики.

• Задача взрослого – помочь ребенку оценить свою внешность, признать ее сильные и слабые стороны, полюбить себя.

• У ребенка картина его физического тела должна быть точной. «Компенсированная личность» – это когда человек знает не только о своих недостатках, но и о том, как их обыграть.